kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока технологии "Потребности семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка представляет собой план урока по технологии в 8 классе с дополнительным материалом. Данный конспект предназначен для ознакомления учащихся по теме "Потребности семьи" с понятием потребности и их классификацией. Для закрепления темы используется тест по выявлению у учащихся лидирующих потребностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии "Потребности семьи"»

Конспект урока по технологии 8 класс, раздел «Домашняя экономика».

Тема урока: Потребности семьи.

Цель урока: Разъяснить школьникам сущность потребностей, познакомить с их разнообразием.

Задачи урока:

-Знать какие потребности могут быть у людей, понимать, что представляют собой потребности человека

-Уметь анализировать свои потребности и выстраивать грамотные пути их удовлетворения

-Воспитывать уважительное отношение к труду, формировать стремление к разумным потребностям

Оборудование: учебник, таблица, проектор, экран, компьютер.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Актулизация:

  • Что изучает домашняя экономика?

  • Что такое уровень благосостояния семьи?

3. Сообщение нового материала:

Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо.

Лев Толстой

Методика "Актуальные потребности".

Представьте, что вы страдаете от жажды, а в это время вам рассказывают о перспективах нанотехнологий. Вы не спали двое суток, а вас приглашают в ресторан. Вы хотите есть, а вас тянут в консерваторию. Мы испытывает дискомфорт и раздражение от того, что наши актуальные потребности игнорируются. Во всех этих случаях действует закон доминанты - системы рефлексов, обеспечивающих удовлетворение доминирующей потребности. Остальные потребности отступают на второй план как менее актуальные: когда утолим жажду, сможем воспринимать информацию, а, выспавшись, с удовольствием поужинаем.


Потребностями называют психические состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает нужду в чём-либо.Человек, как и другие живые существа, нуждается в определённых условиях и черпаемых из внешней среды средствах для существования и деятельности. Он должен иметь общение с внешним миром, средства для удовлетворения своих потребностей: пищу, индивида другого пола, книги, развлечения, споры, деятельность, предметы потребления и труда.

Потребности животных носят более или менее стабильный характер и ограничены в своём числе биологическими нуждами; потребности же человека всё время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создаёт у людей потребности, которых не было у предыдущих поколений. Огромную роль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественное производство: изготовляя всё новые и новые предметы потребления, оно тем самым создаёт и вызывает к жизни всё новые и новые потребности людей. Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные, связанные с телесными нуждами ( потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др.), и духовные, связанные с общественным существованием человека ( потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретения знаний, изучения наук и искусств и др.).


Перед вами - список потребностей разного уровня. Пронумеруйте их, то есть поставьте рядом с самой важной для вас №1, рядом с менее важной - №2, и так далее до №15 рядом с самой незначимой для вас на данный момент потребностью.

  • Избавление от боли

  • Возможность вволю чесать там, где чешется

  • Утоление голода или жажды

  • Отдых после тяжелой работы

  • Смена температурного режима (с холода - в тепло, из жары - в прохладу)

  • Общение с друзьями, интересными людьми

  • Вкус победы (в спорте, творческих конкурсах, научных олимпиадах)

  • Признание твоих заслуг и достоинств (награда, похвала, комплименты)

  • Чтение интересной книги, просмотр хорошего фильма

  • Получение подарков

  • Дарение подарков

  • Бескорыстная помощь людям

  • Сознание хорошо выполненной работы

  • Чувство вдохновения в работе

  • Примирение с близкими


В первую пятерку входят физиологические потребности. Если они для вас актуальны, возможно, ваше физическое состояние находится вне зоны комфорта. Обратите внимание на условия и режим труда и отдыха, свое здоровье.

Следующая пятерка - душевные, или социальные потребности. Попробуйте самостоятельно разобраться в их мотивах - чем для вас значимы и дороги те или иные события вашей жизни.

Если в верхней части вашего списка встречаются потребности из последней пятерки, вероятно, вы находитесь на верхней ступени "пирамиды потребностей". Это здорово, но мало достичь этого уровня - надо суметь удержаться на вершине.

Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное.

Само слово «потребность» произошло от древнеславянского потреба, требети, что значит действовать для получения желаемого.

Каждый человек для удовлетворения своей потребности должен хорошо поработать и хорошо заработать. Ларчик потребностей открывается трудом. У каждого человека должно быть чувство самоограничения и соотношения своего личного с общественным.

Есть ложные (неразумные) потребности, удовлетворение которых приносит чаще не пользу, а вред: курение, употребление алкоголя, чрезмерное увлечение сладким, жевательными резинками, излишнее применение украшений и т. д.

Половина населения курит. У этих людей складывается стереотип потребности в курении. Конечно, последствия курения в большинстве случаев не фатальны. Смерть наступает не сразу, срок жизни уменьшается незаметно, но то, что он уменьшается, - это доказано учеными. С экономической стороны курение – значительная статья в денежных доходах (в среднем до 6%). Курение наносит большой вред окружающим. Не меньший вред и экономике, и здоровью наносит пьянство.

Говоря о разнообразных потребностях человека, не стоит забывать и об их разумности. Критерии ее определяются разными факторами: воздействием на человека и его здоровье; участием каждого в общественном производстве; наличием материальных, трудовых и денежных ресурсов. Из множества потребностей мы выбираем, наиболее подходящие для нас и соотносим их с нашими доходами. У людей должна быть достаточно высокая потребительская культура, соизмеримая с запросами и возможностями промышленности. Наша промышленность еще в недостаточной мере обеспечивает нас товарами потребительского спроса.

Существует следующая классификация потребностей.

Рис. 2. Классификация потребностей.

Следует различать материальные и духовные потребности.

К материальным потребностям относятся потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой всех других потребностей.

К духовным потребностям относятся потребность в культуре и искусстве, общении, знаниях.

Абсолютные те, которые осуществимы на данном уровне развития науки, техники и производства. К примеру, покупка автомобиля.

Действительные – те, которые определяются возможностями производства. Например, заводы могут создать автомобиль.

Фактические – те, которые удовлетворяются нашими возможностями. Например, у нас достаточно средств для покупки автомобиля, и мы его покупаем.

Конечно, желания человека нельзя свести только к основным материальным потребностям (в еде, воде и жилье). Его нужды разнообразны, и потому американский психолог Абрахам Маслоу предложил специальную «пирамиду потребностей», которая охватывает все их разнообразие (Работа с учебником схема 1. «Пирамида потребностей» А. Маслоу).

Заполнение таблицы «Иерархия человеческих потребностей».

Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет. Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более духовные. Так, шаг за шагом человек приходит к потребности в самоактуализации — наивысшей из них. А. Маслоу.

Диагностика степени удовлетворенности  потребностей тест А. Маслоу. (Тест Пирамида Маслоу):

Инструкция.

Ответьте на 20 утверждений, указывая степень наиболее близкую вам - все это касается вашего собственного мнения, видения и точки зрения.

Выберите букву и отметьте ее в бланке напротив каждого утверждения:

совершенно верно и точно - С

в большей степени верно и точно - М

частично верно и точно - Р

в некоторой степени верно и точно - S

совершенно не верно - N

Тестовый материал (вопросы).

1

Спокойная работа - самое главное для меня

 

2

Я предпочитаю работать независимо, самостоятельно 

 

3

Высокая   зарплата   -   наилучшее   свидетельство ценности человека в компании

 

4

Поиск того, что сделает меня счастливым – самое важное в жизни

 

5

Безопасность работы - не самый важный фактор для меня

 

6

Мои друзья значат для меня больше, чем что-либо еще 

 

7

Большинство людей думают, что они лучше, чем есть на самом деле

 

8

Я хочу иметь работу, которая позволяла бы мне научиться чему-то новому и развивать мои навыки

 

9

Регулярный доход, на который я могу рассчитывать, является решающим для меня

 

10

Лучше   избегать   очень   близких   отношений   с  коллегами по работе

 

11

Моя  самооценка наиболее важна для меня, чем чье-либо мнение

 

12

Погоня за мечтой - это пустая трата времени

 

13

Хорошая работа должна включать хороший план ухода на пенсию

 

14

Предпочитаю работу, предполагающую общение с другими людьми - клиентами и коллегами

 

15

Я злюсь, когда кто-то присваивает себе работу, сделанную мной 

 

16

Идти   все   дальше,   устанавливать   собственные лимиты - вот то, что мной движет 

 

17

Самый   важный   аспект  работы   в  компании -  хороший план страховки здоровья

 

18

Для меня очень важно, быть частью сплоченной группы

 

19

Мои достижения дают мне право уважать себя       

 

20

Я   чувствую  себя  лучше,   когда делаю  то,   что умею, чем когда пытаюсь выполнять что-то новое    

 

Ключ к тесту Маслоу.

Напротив каждого ответа вы поставили букву, которая в наибольшей мере отвечает вашему поведению. В таблице ниже найдите цифру, соответствующую выбранной вами букве для каждого из 20 утверждений. Например, если, отвечая на утверждение один, вы выбрали букву "Р" - этому отвечает цифра "3" в квадрате "1" таблицы.

Потребность в

безопасности

Потребность

социальная

Потребность в

самоутверждении

Потребность в

самоактуализации

C=5

M=4

    1. P=3

S=2

N=1

C=1

M=2

    2. P=3

S=4

N=5

C=5

M=4

        3. P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

        4. P=3

S=2

N=1

C=1

M=2

     5. P=3

S=4

N=5

C=5

M=4

    6. P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

        7. P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

        8. P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

     9. P=3

S=2

N=1

C=1

M=2

  10. P=3

S=4

N=5

C=5

M=4

      11. P=3

S=2

N=1

C=1

M=2

      12. P=3

S=4

N=5

C=5

M=4

   13. P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

  14. P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

      15. P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

      16. P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

   17. P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

  18. P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

      19. P=3

S=2

N=1

C=1

M=2

      20. P=3

S=3

N=5

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Интерпретация к тесту Пирамида Маслоу.

В этом варианте теста подразумевается, что физиологические потребности удовлетворены.

Каждая из четырех колонок может получить минимум 5 и максимум 25 баллов. Отметка в 20 и более баллов свидетельствует о том, что мотивы, выделенные в этой колонке, являются очень важными для вас. Количество баллов от 15-19 показывает, что эти мотивы менее важны для Вас. 10-14 баллов говорят о том, что мотивы, выделенные в этой колонке, не представляют особой важности для вас. Количество баллов ниже 10 указывает на то, что мотивы, представленные в данной колонке, совершенно неважны для вас.

Диагностические шкалы:       

Потребность в безопасности: желание обеспечить себе будущее, упрочить свое положение, избегать неприятностей.

Потребность социальная: желание иметь теплые отношения с людьми, иметь хороших собеседников, быть понятым другими.        

Потребность в уважении со стороны: желание  добиться  признания  и уважения, повышать уровень мастерства и  компетентности,  обеспечить  себе   положение, влияние.

Потребность в самореализации: желание развивать свои силы  и  способности, стремиться к новому и неизведанному, заниматься делом, требующим   полной отдачи.

Стандартные нормы.

Уровень

Потребность в безопасности

Потребность социальная (любовь, семья, дружба)

Потребность в самоутверждении (карьера, успех, престиж)

Потребность в самоактуализации

Очень высокий

24-25

23-25

23-25

25

Высокий

21-23

20-22

20-22

23-24

Средний

16-20

15-19

16-19

18-22

Низкий

13-15

12-14

13-15

15-21

Очень низкий

5-12

5-11

5-12

5-14

Маслоу считает, что причин почему  самоактуализирующихся людей немного несколько:

♦ неблагоприятные социальные условия, блокирующие удовлетворение физиологических и духовных потребностей;

♦ незнание человеком своего потенциала, сомнение в своих способностях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию;

♦ чрезмерное воздействие потребностей в безопасности, которые блокируют стремление человека к росту, самосовершенствованию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой.

Вопрос к учащимся: Влияют ли потребности человека на развитие общества?

(ребята отвечают):

Учитель обобщает: общество порождает определенные потребности человека, который, в свою очередь оказывает влияние на развитие самого общества.

Итак, мы выяснили,

1) что у человека существует множество потребностей: это потребности, без которых человек не может прожить. Какие? (ребята отвечают: воздух, вода, еда, крыша над головой)

2) Без каких потребностей прожить можно, но трудно? (ребята отвечают: телевизор, компьютер, бытовые приборы, посуда, мебель и т.д.)

3) Без чего человек может прожить? (ребята отвечают: алкоголь, наркотики, курение).

Домашнее задание: Принести к следующему уроку этикетки от различных товаров, упаковки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока технологии "Потребности семьи"

Автор: Прошина Наталья Анатольевна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 181144

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "План конспект урока " Потребности семьи " 8 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "plan-konspiekt-uroka-potriebnosti-siem-i-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241591"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445271542"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "конспект урока географии "Население и хозяйство тундры" Презентация к уроку"
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekturokaghieoghrafiinasielieniieikhoziaistvotundrypriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "303191"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457454374"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Почему радуга разноцветная?" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pochiemu-radugha-raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "202347"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429221272"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока "Бюджет семьи" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-biudzhiet-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "239719"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444842344"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Интерактивные методические приемы на уроке истории по теме: "Принятие христианства" "
    ["seo_title"] => string(93) "intieraktivnyie-mietodichieskiie-priiemy-na-urokie-istorii-po-tiemie-priniatiie-khristianstva"
    ["file_id"] => string(6) "216198"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432898572"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства