Методическая разработка представляет собой план урока по технологии в 8 классе с дополнительным материалом. Данный конспект предназначен для ознакомления учащихся по теме "Потребности семьи" с понятием потребности и их классификацией. Для закрепления темы используется тест по выявлению у учащихся лидирующих потребностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо.
Лев Толстой
Методика "Актуальные потребности".
Представьте, что вы страдаете от жажды, а в это время вам рассказывают о перспективах нанотехнологий. Вы не спали двое суток, а вас приглашают в ресторан. Вы хотите есть, а вас тянут в консерваторию. Мы испытывает дискомфорт и раздражение от того, что наши актуальные потребности игнорируются. Во всех этих случаях действует закон доминанты - системы рефлексов, обеспечивающих удовлетворение доминирующей потребности. Остальные потребности отступают на второй план как менее актуальные: когда утолим жажду, сможем воспринимать информацию, а, выспавшись, с удовольствием поужинаем.
Потребностями называют психические состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает нужду в чём-либо.Человек, как и другие живые существа, нуждается в определённых условиях и черпаемых из внешней среды средствах для существования и деятельности. Он должен иметь общение с внешним миром, средства для удовлетворения своих потребностей: пищу, индивида другого пола, книги, развлечения, споры, деятельность, предметы потребления и труда.
Потребности животных носят более или менее стабильный характер и ограничены в своём числе биологическими нуждами; потребности же человека всё время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создаёт у людей потребности, которых не было у предыдущих поколений. Огромную роль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественное производство: изготовляя всё новые и новые предметы потребления, оно тем самым создаёт и вызывает к жизни всё новые и новые потребности людей. Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные, связанные с телесными нуждами ( потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др.), и духовные, связанные с общественным существованием человека ( потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретения знаний, изучения наук и искусств и др.).
Перед вами - список потребностей разного уровня. Пронумеруйте их, то есть поставьте рядом с самой важной для вас №1, рядом с менее важной - №2, и так далее до №15 рядом с самой незначимой для вас на данный момент потребностью.
Избавление от боли
Возможность вволю чесать там, где чешется
Утоление голода или жажды
Отдых после тяжелой работы
Смена температурного режима (с холода - в тепло, из жары - в прохладу)
Общение с друзьями, интересными людьми
Вкус победы (в спорте, творческих конкурсах, научных олимпиадах)
Признание твоих заслуг и достоинств (награда, похвала, комплименты)
Чтение интересной книги, просмотр хорошего фильма
Получение подарков
Дарение подарков
Бескорыстная помощь людям
Сознание хорошо выполненной работы
Чувство вдохновения в работе
Примирение с близкими
В первую пятерку входят физиологические потребности. Если они для вас актуальны, возможно, ваше физическое состояние находится вне зоны комфорта. Обратите внимание на условия и режим труда и отдыха, свое здоровье.
Следующая пятерка - душевные, или социальные потребности. Попробуйте самостоятельно разобраться в их мотивах - чем для вас значимы и дороги те или иные события вашей жизни.
Если в верхней части вашего списка встречаются потребности из последней пятерки, вероятно, вы находитесь на верхней ступени "пирамиды потребностей". Это здорово, но мало достичь этого уровня - надо суметь удержаться на вершине.
Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное.
Само слово «потребность» произошло от древнеславянского потреба, требети, что значит действовать для получения желаемого.
Каждый человек для удовлетворения своей потребности должен хорошо поработать и хорошо заработать. Ларчик потребностей открывается трудом. У каждого человека должно быть чувство самоограничения и соотношения своего личного с общественным.
Есть ложные (неразумные) потребности, удовлетворение которых приносит чаще не пользу, а вред: курение, употребление алкоголя, чрезмерное увлечение сладким, жевательными резинками, излишнее применение украшений и т. д.
Половина населения курит. У этих людей складывается стереотип потребности в курении. Конечно, последствия курения в большинстве случаев не фатальны. Смерть наступает не сразу, срок жизни уменьшается незаметно, но то, что он уменьшается, - это доказано учеными. С экономической стороны курение – значительная статья в денежных доходах (в среднем до 6%). Курение наносит большой вред окружающим. Не меньший вред и экономике, и здоровью наносит пьянство.
Говоря о разнообразных потребностях человека, не стоит забывать и об их разумности. Критерии ее определяются разными факторами: воздействием на человека и его здоровье; участием каждого в общественном производстве; наличием материальных, трудовых и денежных ресурсов. Из множества потребностей мы выбираем, наиболее подходящие для нас и соотносим их с нашими доходами. У людей должна быть достаточно высокая потребительская культура, соизмеримая с запросами и возможностями промышленности. Наша промышленность еще в недостаточной мере обеспечивает нас товарами потребительского спроса.
Существует следующая классификация потребностей.
Рис. 2. Классификация потребностей.
Следует различать материальные и духовные потребности.
К материальным потребностям относятся потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой всех других потребностей.
К духовным потребностям относятся потребность в культуре и искусстве, общении, знаниях.
Абсолютные – те, которые осуществимы на данном уровне развития науки, техники и производства. К примеру, покупка автомобиля.
Действительные– те, которые определяются возможностями производства. Например, заводы могут создать автомобиль.
Фактические – те, которые удовлетворяются нашими возможностями. Например, у нас достаточно средств для покупки автомобиля, и мы его покупаем.
Конечно, желания человека нельзя свести только к основным материальным потребностям (в еде, воде и жилье). Его нужды разнообразны, и потому американский психолог Абрахам Маслоу предложил специальную «пирамиду потребностей», которая охватывает все их разнообразие (Работа с учебником схема 1. «Пирамида потребностей» А. Маслоу).
Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет. Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более духовные. Так, шаг за шагом человек приходит к потребности в самоактуализации — наивысшей из них. А. Маслоу.
Диагностика степени удовлетворенности потребностей тест А. Маслоу. (Тест Пирамида Маслоу):
Инструкция.
Ответьте на 20 утверждений, указывая степень наиболее близкую вам - все это касается вашего собственного мнения, видения и точки зрения.
Выберите букву и отметьте ее в бланке напротив каждого утверждения:
совершенно верно и точно - С
в большей степени верно и точно - М
частично верно и точно - Р
в некоторой степени верно и точно - S
совершенно не верно - N
Тестовый материал (вопросы).
1
Спокойная работа - самое главное для меня
2
Я предпочитаю работать независимо, самостоятельно
3
Высокая зарплата - наилучшее свидетельство ценности человека в компании
4
Поиск того, что сделает меня счастливым – самое важное в жизни
5
Безопасность работы - не самый важный фактор для меня
6
Мои друзья значат для меня больше, чем что-либо еще
7
Большинство людей думают, что они лучше, чем есть на самом деле
8
Я хочу иметь работу, которая позволяла бы мне научиться чему-то новому и развивать мои навыки
9
Регулярный доход, на который я могу рассчитывать, является решающим для меня
10
Лучше избегать очень близких отношений с коллегами по работе
11
Моя самооценка наиболее важна для меня, чем чье-либо мнение
12
Погоня за мечтой - это пустая трата времени
13
Хорошая работа должна включать хороший план ухода на пенсию
14
Предпочитаю работу, предполагающую общение с другими людьми - клиентами и коллегами
15
Я злюсь, когда кто-то присваивает себе работу, сделанную мной
16
Идти все дальше, устанавливать собственные лимиты - вот то, что мной движет
17
Самый важный аспект работы в компании - хороший план страховки здоровья
18
Для меня очень важно, быть частью сплоченной группы
19
Мои достижения дают мне право уважать себя
20
Я чувствую себя лучше, когда делаю то, что умею, чем когда пытаюсь выполнять что-то новое
Ключ к тесту Маслоу.
Напротив каждого ответа вы поставили букву, которая в наибольшей мере отвечает вашему поведению. В таблице ниже найдите цифру, соответствующую выбранной вами букве для каждого из 20 утверждений. Например, если, отвечая на утверждение один, вы выбрали букву "Р" - этому отвечает цифра "3" в квадрате "1" таблицы.
Потребность в
безопасности
Потребность
социальная
Потребность в
самоутверждении
Потребность в
самоактуализации
C=5
M=4
1. P=3
S=2
N=1
C=1
M=2
2. P=3
S=4
N=5
C=5
M=4
3. P=3
S=2
N=1
C=5
M=4
4. P=3
S=2
N=1
C=1
M=2
5. P=3
S=4
N=5
C=5
M=4
6. P=3
S=2
N=1
C=5
M=4
7. P=3
S=2
N=1
C=5
M=4
8. P=3
S=2
N=1
C=5
M=4
9. P=3
S=2
N=1
C=1
M=2
10. P=3
S=4
N=5
C=5
M=4
11. P=3
S=2
N=1
C=1
M=2
12. P=3
S=4
N=5
C=5
M=4
13. P=3
S=2
N=1
C=5
M=4
14. P=3
S=2
N=1
C=5
M=4
15. P=3
S=2
N=1
C=5
M=4
16. P=3
S=2
N=1
C=5
M=4
17. P=3
S=2
N=1
C=5
M=4
18. P=3
S=2
N=1
C=5
M=4
19. P=3
S=2
N=1
C=1
M=2
20. P=3
S=3
N=5
Итого:
Итого:
Итого:
Итого:
Интерпретация к тесту Пирамида Маслоу.
В этом варианте теста подразумевается, что физиологические потребности удовлетворены.
Каждая из четырех колонок может получить минимум 5 и максимум 25 баллов. Отметка в 20 и более баллов свидетельствует о том, что мотивы, выделенные в этой колонке, являются очень важными для вас. Количество баллов от 15-19 показывает, что эти мотивы менее важны для Вас. 10-14 баллов говорят о том, что мотивы, выделенные в этой колонке, не представляют особой важности для вас. Количество баллов ниже 10 указывает на то, что мотивы, представленные в данной колонке, совершенно неважны для вас.
Диагностические шкалы:
Потребность в безопасности: желание обеспечить себе будущее, упрочить свое положение, избегать неприятностей.
Потребность социальная: желание иметь теплые отношения с людьми, иметь хороших собеседников, быть понятым другими.
Потребность в уважении со стороны: желание добиться признания и уважения, повышать уровень мастерства и компетентности, обеспечить себе положение, влияние.
Потребность в самореализации: желание развивать свои силы и способности, стремиться к новому и неизведанному, заниматься делом, требующим полной отдачи.
Стандартные нормы.
Уровень
Потребность в безопасности
Потребность социальная (любовь, семья, дружба)
Потребность в самоутверждении (карьера, успех, престиж)
Потребность в самоактуализации
Очень высокий
24-25
23-25
23-25
25
Высокий
21-23
20-22
20-22
23-24
Средний
16-20
15-19
16-19
18-22
Низкий
13-15
12-14
13-15
15-21
Очень низкий
5-12
5-11
5-12
5-14
Маслоу считает, что причин почему самоактуализирующихся людей немного несколько:
♦ неблагоприятные социальные условия, блокирующие удовлетворение физиологических и духовных потребностей;
♦ незнание человеком своего потенциала, сомнение в своих способностях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию;
♦ чрезмерное воздействие потребностей в безопасности, которые блокируют стремление человека к росту, самосовершенствованию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой.
Вопрос к учащимся: Влияют ли потребности человека на развитие общества?
(ребята отвечают):
Учитель обобщает: общество порождает определенные потребности человека, который, в свою очередь оказывает влияние на развитие самого общества.
Итак, мы выяснили,
1) что у человека существует множество потребностей: это потребности, без которых человек не может прожить. Какие? (ребята отвечают: воздух, вода, еда, крыша над головой)
2) Без каких потребностей прожить можно, но трудно? (ребята отвечают: телевизор, компьютер, бытовые приборы, посуда, мебель и т.д.)
3) Без чего человек может прожить? (ребята отвечают: алкоголь, наркотики, курение).
Домашнее задание: Принести к следующему уроку этикетки от различных товаров, упаковки.