kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интерактивные методические приемы на уроке истории по теме: "Принятие христианства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивные методические приемы при изучении истории России по теме:

«Принятие христианства»

в рамках преемственности с ОПК в 4 классе

Урок по теме «Принятие христианства» занимает одно из ключевых мест в  курсе  отечественной истории, так как  он закладывает фундамент ознакомления, понимания и восприятия обучающимися исторического пути развития России, формирования их  мировоззрения  и осмысления христианских ценностей, ставших общечеловеческими.   Урок есть приближение к его глобальной цели  –  формирование нравственно совершенной личности, способной включаться в общественную жизнь (анализировать общественные явления, входить в новые социальные общности и осваивать новые виды деятельности), и реализация творческих задатков обучающихся.

Основными педагогическими технологиями, применяемыми  при рассмотрении данной темы являются:

 - технология объяснительно-иллюстративного обучения;

 - технология развивающего обучения;

 - технология проблемного урока;

 - технология смыслового чтения;

 - технология  формирования критического мышления и др.

Среди методических приемов, используемых на уроке, выступают комментированное чтение и анализ учебного материала и исторических источников, сопоставление текста и иллюстраций, представление  индивидуальных сообщений по теме, просмотр функциональной презентации,  решение проблемных вопросов, работа с терминологией, театрализация и др. Вся работа строится на диалоговой основе с использованием интерактивных методов обучения.

Основное требование к процессу обучения заключается в том, чтобы деятельность обучающихся способствовала активизации мыслительных процессов, а именно: анализу, систематизации, обобщению, сравнению и т.п.

  1. Мотивационная установка

В качестве мотивационной установки предлагаю обучающимсяобратить вниманиена два имени «Владимир» и «Василий» и ответить на вопрос: «Что объединяет этиимена?». Мотивационная установка побуждает интерес к деятельности ознакомления с темой. По ходу урока ребята узнают, что это имена киевского князя Владимира Святославича, во святом крещении Василия.

  Для справки:  Имя «Владимир» славянское, так называемое мирское, т. е. данное при рождении,  а вторым  именем  – Василий -  князя нарекли при крещении, принимая его в лоно христианской веры, выбрав его  из списка  святых мучеников за веру.  Это так называемое календарное имя. Считалось, что святой, в честь которого назвали человека, будет помогать ему и оберегать, то есть станет его добрым ангелом-хранителем.

  1. Оформление  фишбоуна «Принятие христианства»

В данной теме основноевниманиеуделяется причинно-следственнымсвязям. Наиболее эффективно и нестандартно можно разрешить эту проблему,используя интерактивный метод «Фишбоун». Метод «Фишбоун» дословно переводится как «рыбья кость». Схема придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа текста.  Это методический прием  перевода одной знаковой  системы в другую. Фишбоун – это мини-исследовательская работа. Он позволяет уточнить проблему, выявить ключевые факты и определить значение события (явления). Этот метод может использоваться для индивидуальной работы, а также для работы в парах и группах. Он подходит для работы в классе и может быть предложен в качестве домашнего задания.  Ребята получают шаблон  фишбоуна и  список причин и последствий принятия христианства. Они знакомятся с заданиями: « Из предлагаемого списка выбрать причины и последствия принятия христианства и заполнить соответственно верхние и нижние «ребра»  фишбоуна:

  • укрепление государственной власти и порядка в стране;
  • повышение международного авторитета  Руси и установление равноправных  отношений с другими  государствами;
  • потребность укрепления государственной власти;
  • поиск силы, способной интегрировать общество;
  • изживание грубых языческих обычаев;
  • укрепление семьи и нравственных основ жизни; 
  • подъем духовности, появление монастырей;
  • стремление укрепить международный авторитет;
  • распространение славянской  письменности, грамотности на Руси;
  • приобщение к византийской культуре, способствующей развитию архитектуры, живописи, иконописи.

Заполненный  фишбоун выступает в качестве опорного конспекта по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методические приемы на уроке истории по теме: "Принятие христианства" »

Интерактивные методические приемы при изучении истории России по теме:

«Принятие христианства»

в рамках преемственности с ОПК в 4 классе


Урок по теме «Принятие христианства» занимает одно из ключевых мест в курсе отечественной истории, так как он закладывает фундамент ознакомления, понимания и восприятия обучающимися исторического пути развития России, формирования их мировоззрения и осмысления христианских ценностей, ставших общечеловеческими. Урок есть приближение к его глобальной цели – формирование нравственно совершенной личности, способной включаться в общественную жизнь (анализировать общественные явления, входить в новые социальные общности и осваивать новые виды деятельности), и реализация творческих задатков обучающихся.

Основными педагогическими технологиями, применяемыми при рассмотрении данной темы являются:

- технология объяснительно-иллюстративного обучения;

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного урока;

- технология смыслового чтения;

- технология формирования критического мышления и др.

Среди методических приемов, используемых на уроке, выступают комментированное чтение и анализ учебного материала и исторических источников, сопоставление текста и иллюстраций, представление индивидуальных сообщений по теме, просмотр функциональной презентации, решение проблемных вопросов, работа с терминологией, театрализация и др. Вся работа строится на диалоговой основе с использованием интерактивных методов обучения.

Основное требование к процессу обучения заключается в том, чтобы деятельность обучающихся способствовала активизации мыслительных процессов, а именно: анализу, систематизации, обобщению, сравнению и т.п.

  1. Мотивационная установка

В качестве мотивационной установки предлагаю обучающимся обратить внимание на два имени «Владимир» и «Василий» и ответить на вопрос: «Что объединяет эти имена?». Мотивационная установка побуждает интерес к деятельности ознакомления с темой. По ходу урока ребята узнают, что это имена киевского князя Владимира Святославича, во святом крещении Василия.

Для справки: Имя «Владимир» славянское, так называемое мирское, т. е. данное при рождении, а вторым именем – Василий - князя нарекли при крещении, принимая его в лоно христианской веры, выбрав его из списка святых мучеников за веру. Это так называемое календарное имя. Считалось, что святой, в честь которого назвали человека, будет помогать ему и оберегать, то есть станет его добрым ангелом-хранителем.

  1. Оформление фишбоуна «Принятие христианства»

В данной теме основное внимание уделяется причинно-следственным связям. Наиболее эффективно и нестандартно можно разрешить эту проблему, используя интерактивный метод «Фишбоун». Метод «Фишбоун» дословно переводится как «рыбья кость». Схема придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа текста. Это методический прием перевода одной знаковой системы в другую. Фишбоун – это мини-исследовательская работа. Он позволяет уточнить проблему, выявить ключевые факты и определить значение события (явления). Этот метод может использоваться для индивидуальной работы, а также для работы в парах и группах. Он подходит для работы в классе и может быть предложен в качестве домашнего задания. Ребята получают шаблон фишбоуна и список причин и последствий принятия христианства. Они знакомятся с заданиями: « Из предлагаемого списка выбрать причины и последствия принятия христианства и заполнить соответственно верхние и нижние «ребра» фишбоуна:

  • укрепление государственной власти и порядка в стране;

  • повышение международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами;

  • потребность укрепления государственной власти;

  • поиск силы, способной интегрировать общество;

  • изживание грубых языческих обычаев;

  • укрепление семьи и нравственных основ жизни;

  • подъем духовности, появление монастырей;

  • стремление укрепить международный авторитет;

  • распространение славянской письменности, грамотности на Руси;

  • приобщение к византийской культуре, способствующей развитию архитектуры, живописи, иконописи.

Заполненный фишбоун выступает в качестве опорного конспекта по теме.


  1. Работа с кластером

Остановим внимание на понятии «двоеверие» - это необходимо для осмысления культурного своеобразия Руси, а в последующем и России. Двоеве́рие — как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований, когда христианские верования сосуществовали с языческими, обряды совершались одновременно и христианским святым, и языческим богам, праздники воплощали и веру в Христа, и веру в языческих богов. О силе этой традиции говорит то, что до сих пор в России сохранились языческие праздники и поверья, истребить которые пытались и государство, и церковь в течение тысячи лет. Для закрепления этого понятия предлагаю два способа работы с кластером.

Задания: проанализируйте список языческих и христианских праздников и составьте кластер (гроздь) «Сущность системы двоеверия на Руси».

Список языческих и христианских праздников: Новый год, Рождество Христово, Святки, Крещение Господне, Сретение Господне, Масленица, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Праздник Ивана Купалы, Успение Пресвятой Богородицы.

2 способ работы с кластером

Задания: проанализируйте содержание кластера «Сущность системы двоеверия на Руси», найдите ошибки и исправьте их.



Итогом работы и в первом, и во втором способе будет правильно оформленный кластер:



Образование двоеверия - это диалог культур, своего рода культурологический консенсус, на основе которого произошла интеграция славянской языческой и византийской христианской культуры. Двоеверие следует рассматривать как культурологическую, ментальную основу российского народа. Его рекомендую рассматривать не только в рамках урочных занятий, но и более углубленно в рамках внеурочных занятий, например: тематических классных часов и открытых общешкольных мероприятий.

4. Заполнение сравнительной таблицы

Принятие христианства кардинально повлияло на нравы славянского народа и эту тему необходимо рассмотреть для формирования полной характеристики значимости изучаемого события.

Задания: Проанализируйте текст хрестоматийного материала и ответьте на вопрос: «Какие нравы киевлян-язычников проявились в этом историческом эпизоде?». Заполните соответствующие графы сравнительной таблицы.

Текст хрестоматийного материала:

В 983 году после успешного похода на ятвягов Владимир готовился совершить жертвоприношения идолам. Встал вопрос: кого принести в жертву языческим богам? Был брошен жребий. Он пал на юного Ивана, сына варяга-христианина по имени Федор.

Посланные сказали отцу: «Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву».

Федор же отвечал: «Ваши боги – истуканы, сотворенные руками человеческими. Един бог, которому поклоняются греки, сотворил небо и землю. Не дам своего сына бесам».

Услышав этот ответ, разъяренные киевляне разрушили двор варяга, убив и Федора, и сына его Ивана.


Задания: Проанализируйте «10 заповедей Иисуса Христа» и определите христианские нравы. Заполните соответствующие графы сравнительной таблицы.

10 заповедей Иисуса Христа

  1. Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

  2. Не делай себе кумира.

  3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

  4. Помни день покоя: шесть дней трудись, а седьмой - да будет посвящен Господу Богу твоему.

  5. Почитай отца твоего и матерь твою.

  6. Не убивай.

  7. Не прелюбодействуй.

  8. Не кради.

  9. Не произноси ложного свидетельства.

  10. Не желай... всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Итогом работы служит заполненная сравнительная таблица:

Языческие нравы

Христианские нравы

  1. Жестокость. Человеческие жертвоприношения богам;


  1. Сожжение умерших на погребальном костре;

  2. Кровная месть;

  3. Многоженство

  1. Уважение, доброта, внимание, терпимость в отношениях между людьми;

  2. Захоронение умерших;


  1. Милосердие;

  2. Моногамия

Вывод: С принятием христианства нравы славянского народа Руси стали более мягкими и гуманными. Киевский князь Владимир настолько изменился, что в народных песнях и сказаниях его величали как Владимир Красное Солнышко, Ласковый князь.

  1. Составление синквейна

В качестве логического, содержательного завершения рассмотрения данной темы предлагаю составление синквейнов «Сущность христианства» и «Принятие христианства». Его можно использовать на стадии рефлексии, в качестве дополнения к домашнему заданию и на стадии актуализации опорных знаний при проверке усвоения материала на следующий урок. Синквейн переводится как «путь мысли», а он, как правило, у каждого человека свой, поэтому синквейн – это индивидуальная творческая рефлексия.

Синквейн «Сущность христианства»


Синквейн «Принятие христианства»

  1. Христианство;

  2. Православное, католическое;

  3. Облагораживает, просветляет, вдохновляет

  4. Христианство утверждает гуманные нравы;

  5. Религия (конфессия)


  1. Принятие христианства;

  2. Добровольное, принудительное;

  3. Облагораживает, просвещает, укрепляет;

  4. Христианство пришло из Византии.

  5. Крещение Руси

Применение на уроке разнообразных методов и приемов делает занятие эффективным, интересным и запоминающимся. Урок есть человекоформирующий процесс, урок – общение, урок – искусство, урок - жизнь!

Баршадская Ев. Б.,

учитель истории и обществознания

МБОУ Луначарская СОШ №8.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Интерактивные методические приемы на уроке истории по теме: "Принятие христианства"

Автор: Баршадская Евгения Борисовна

Дата: 29.05.2015

Номер свидетельства: 216198


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства