Самоанализ открытого урока по технологии в 10-ом классе на тему: «История костюма».
Общие сведения об уроке:
Урок проводился 29 января 2009 года, в Калиновской СШ Глотовой А.А. по технологии в 10-ом классе, присутствовало … учащихся из…, в кабинете с интерактивной доской.
Тип урока и его структура:
Урок обобщающий, информационный, его структура: проверка знаний по пройденному разделу «Работа с тканью» посредством путешествия в «Страну мастериц», теоретические сведения, практическая работа, подведение итогов.
Характеристика организационной части занятия:
Готовность учителя к занятию: составлен развернутый план-конспект урока, приготовлены слайды для показа на интерактивной доске, подготовлены рабочие места учащихся, наглядные пособия (раздаточный материал, тестовые задания.); настроение – бодрое, спокойное.
Готовность учащихся: девочки теоретически подготовлены к опросу, у всех имелись тетради; общий настрой детей – рабочий.
Урок начат с психологического настроя девочек на рабочий лад.
Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала:
Перед уроком учителем были розданы задания по истории костюма разных эпох, девочки сами готовили информацию по этой теме в виде презентации. В начале урока сообщены цели и задачи у, было сказано, что перед изучением нового, будет обобщен весь материал по разделу: «Работа с тканью». Обобщение будет проходить в виде путешествия по остановкам: «Храбрый портняжка», «Мастер Самоделкин», «Дом Белошвейки», «Ателье Дюймовочки». Путешествие показало насколько усвоен материал по разделу.
Формирование новых знаний и умений.
Знакомство с историей костюма проходило в виде сообщения информации самими детьми, по ходу использовалась интерактивная доска, на которой демонстрировались слайды. Постепенно был осуществлен переход к современным стилям одежды.
Контакт с классом был налажен неплохо, степень заинтересованности была видна на протяжении всего урока.
Содержание материала соответствовало целям и задачам занятия, возрастным возможностям учащихся.
Закрепление знаний и умений в процессе самостоятельной работы.
Закрепление проводилось в процессе практической работы по определению стилей одежды. Дети справились с работой и сделали правильные выводы.
Подведение итогов.
Итоги были подведены в виде заключительного слова учителя, была проведена связь моды и здоровья девушек.
Все были оценены: за повторение и обобщение знаний, а также за подготовку информации по истории костюма.
Общие замечания по занятию и его оценка.
В целом, те цели и задачи, которые были поставлены перед проведением данного урока, достигнуты и решены. Материал раздела обобщен, информации об истории костюма усвоена. Было интересное задание на дом: поработать с бумажными куклами (одеть их в одежды разных стилей)
Все этапы урока проведены.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задачи урока: дать основные понятия об истории возникновения и развития костюма, основных направлениях моды в различные века; обобщить знания по разделу «Работа с тканью»
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
Словесный – рассказ.
Наглядный – демонстрация иллюстраций исторической одежды.
Учет и контроль знаний.
Творческие задания.
Взаимоконтроль.
Практическая работа.
Тип урока:
Комбинированный – обобщение и систематизация знаний, сообщение новых знаний.
Материально-техническое оснащение:
Интерактивная доска.
Презентация по обобщению знаний.
Презентация по истории костюма.
Лекало бумажной куклы.
Цветная бумага.
Ножницы.
Раздаточный материал.
Тестовые задания.
Ход урока:
Организационная часть:
Приветствие.
Контроль посещаемости.
Проверка готовности к уроку.
Сообщение целей и задач урока.
Деление класса на группы.
Обобщение и систематизация знаний:
Сегодня мы с вами завершим раздел программы «Работа с тканью» темой «История костюма», но прежде повторим все, что прошли. Повторение наше будет в виде путешествия в «Страну мастериц». На пути к ней вы вспомните все, чему научились на уроках по технологии обработки ткани. В предстоящем путешествии нам поможет карта (Слайд). По ходу путешествия вы должны будете заполнить листы, которые лежат перед вами.
Первая остановка «Храбрый портняжка».
В доме храброго портняжки на столе у него должны лежать различные инструменты. Какие именно, узнаем, отгадав загадки.
Бежит свинка, Золотая спинка, Носочек стальной, А хвостик льняной. (Иголка с ниткой)
Инструмент бывалый — Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет и стрижет. (Ножницы)
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход
Остановишь — горе, Продырявит море. (Утюг)
Работая, храбрый портняжка использует различные ткани. А что вы знаете о тканях?
Вопросы:
1. Из чего ткут ткань?
2. На экране дано схематичное изображение структуры ткани (слайд___) . Что означает позиция 1 на данном изображении? (Кромка.) Позиция 2? (Нить основы.) Позиция 3? (Нить утка.)
3. Назовите этапы изготовления ткани. (Подготовка нитей к ткачеству, ткачество, отделка ткани).
4. Что относится к отделке ткани? (опаливание, мерсеризация, расшлихтовка, беление, отваривание, печатание, аппретирование, каландрование, ширение…)
Наше путешествие продолжается
Остановка: “Мастер Самоделкин”.
В его доме есть разные машины и, конечно, швейные. Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы изучили швейную машину.
Вопросы;
1. При помощи какого устройства швейная машина приводится в движение? (При помощи привода.)
2. Какие приводы вы знаете? (Ручной, ножной, электрический.)
3. Какой уход требуется швейным машинам? (Чистка и смазка)
Задание : Каков порядок чистки и смазки машины?
Поставьте цифры около предложений.
Смазка под платформой __________
Смазка головки швейной машины __________
Чистка челночного устройства __________
Смазка челночного устройства __________
Чистка головки швейной машины__________
Чистка под платформой _________
Смазка рукава швейной машины___________
Чистка рукава швейной машины___________
Впереди у нас остановка “Дом Белошвейки”.
Белошвейками в старину называли мастериц, которые шили красивое белье. Посмотрим, кто из вас мог бы посоревноваться с белошвейкой.
Задание:. На экране - карточка с условным изображением машинных швов (слайд___).
Каким номером обозначен шов:
вподгибку с открытым срезом (5);
стачной вразутюжку (1);
вподгибку с закрытым срезом (4);
стачной в заутюжку (2);
стачной (3)?
И, наконец, остановка «Ателье Дюймовочки».
Задание: На экране воротники разных видов (слайд___).
Какими номерами обозначены воротники:
плосколежащие______________
воротники-стойки______________
отложные воротники_____________
фантазийные _________________
Задание: Какой из изображенных карманов мы в этом году научились обрабатывать? Как он называется?
Работа над новым материалом:
1.Вступительное слово учителя.
Что такое мода? Одни ответят: “Мода это пустая прихоть, увлечение бездельников”. Для других мода это профессия, ежедневная творческая работа. Третьи скажут, что данный вопрос не очень прост, и в двух словах на него не ответишь. А что скажете вы? Давайте попробуем все-таки выяснить, что такое мода, как давно она существует, и как к ней следует относиться. Давайте совершим экскурсию в историю и узнаем, как развивалась мода в разные эпохи.
Одежда возникла на самых ранних этапах развития человеческого общества, одеждой первобытного человека служила шкура убитых им животных или листья растений.
2. Словесно-иллюстративный рассказ подготовленных детей.
Первая ученица. Большинство книг, посвященных истории костюма, начинается с описания одежд Древнего Египта, Древней Греции. Греческие одежды демонстрируют естественность и гармонию. По сути это просто кусок ткани, застегнутый на плече и гибкими пластичными складками струящейся вниз до щиколотки или до колена. Тонкое полотно, из которого делались эти хитоны, как бы обрисовывали линии тела, а мягкий пояс, не стягивая талии, способствовал свободе движений. Женский хитон украшался вышивкой.
Вторая ученица. Египтяне носили льняной передник прямоугольной формы, который обматывался различным образом вокруг нижней части тела и держался на бедрах при помощи кушака или пояса. Несколько позже этот примитивный костюм-передник был заменен более сложным, типа рубашки. Она шилась из сложенного пополам куска материала, образующего перед и спинку. В центре делался вырез для головы, а по сшитым краям оставлялись отверстия для рук. Этот костюм назывался у древних египтян и римлян туникой.
Третья ученица. С развитием человеческого общества костюм усложняется. Появляется понятие «туалет» – совокупность одежды, обуви, перчаток, а также предметов, дополняющих костюм (украшения, цветы и т.д.).
Первые сведения об одежде времен Древней Руси относятся к периоду между VII–XII столетиями . Женщины того времени носили длинную холщовую рубаху-сорочицу широкого прямого покроя, подпоясанную по бедрам и расшитую по краям.
Четвертая ученица. Готический стиль — стиль средневековой Европы XII—XIII вв.— заключался в подчеркивании вертикальных линий в одежде. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлиненной формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Причем юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Дополняли этот наряд конусообразный головной убор (высотой 70 см), который напоминал башни готического собора, и остроносая обувь.
Для ренессанса характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, более мягкого женственного силуэта, обнажаются шея и руки.
В XVI в. образцом для подражания начинает служить испанский костюм. Мягкость силуэта исчезает, формы одежды создаются за счет всевозможных средств. Так, короткие штаны мужчин набивались ватой, паклей, соломой; женские платья туго натягивались на металлический корсет и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами. Удобством эта одежда не отличалась.
Пятая ученица. Одежда стиля барокко (XVII—XVIII вв.) характеризовалась сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой.
Одежда стиля рококо не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали еще более изощренно изящными. Основой становится искусственность: волосы пудрят до потери их естественного цвета, покрывают белилами и румянами. Мужчины и женщины приобретают кукольный облик
Первая ученица. Классицизм (конец XVIII в.) в одежде характеризуется строгостью линий, четкостью пропорций, простотой форм. Рукав теряет объем, становится короче, низ платья украшается кружевом, оборками, платье имеет шлейф, рукав фонарик, элементом у женщины является шаль, прически становится высокими, сложными. У мужчин появляется фрак с жилеткой, со светлыми панталонами, верхняя одежда – сюртук, высокие шляпы с узкими полями.
Вторая ученица. Стиль ампир (XIX в.) освободил женское тело от корсета. Платье легкое, прозрачное, из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчеркивая естественную стройность фигуры.
Романтизм (XIX в.). Вновь в платье появляется кринолин — бедра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается.
Третья ученица. Стиль модерн (конец XIX — начало XX в.) характеризует стремительное изменение форм платья — от легкого, полуприлегающего к тяжелому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивали нижнюю часть торса. Платья имели узкий лиф с тонкой талией, юбка – клеш, рукав узкий в низу, укороченная линия плеча.
Учитель: Таким образом, одежда всегда отражала суть времени и образа жизни людей. Так, что же такое стиль?
Стиль - это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, утверждающий её культуру, понятие красоты, отношение к окружающему миру.
А что же такое мода?
Мода – это то, что в определенное время пользуется наибольшей популярностью и признанием большинства. И, как сказала Коко Шанель, мода проходит, а стиль остается. Но слово стиль имеет еще одно значение.
Стиль – это манера одеваться. Характер одежды зависит от ее стиля.
В современной одежде различают три основных стиля: классический, спортивный и романтический.
Четвертая ученица: Классический стиль (деловому, элегантному) стилю относятся вещи, которые мало подвержены капризам моды, которая вносит лишь небольшие изменения в покрой, отделку одежды, чуть уже или шире плечо, лацкан, плотнее или свободнее изделие по линии талии . К этому стилю можно отнести жакет, кардиган (удлиненный жакет без воротника), жилет, блейзер (женский жакет, выполненный по образцу мужского пиджака классического стиля), брюки со складкой спереди, платья рубашечного покроя.
Пятая ученица: Одежда спортивного стиля удобна, комфортна, наиболее распространена в наше время среди молодежи. Одежда этого стиля подходит как для работы, так и для активного отдыха. К ней, относя куртки, комбинезоны, джинсовая одежда .
Романтический стиль (или фантазийный) представляет одежда нарядная, экстравагантная, подчеркивающая женственность и обаятельность . Этому стилю присущи различные отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Здесь могут быть использованы и элементы национального (фольклорного) костюма. Одежда тонко дополняется бижутерией. Ткани используются воздушные, блестящие, струящиеся. Чаще в этом стиле шьются нарядные платья, блузки. Учитель: Но существуют еще и такие стили в одежде, как авангард, фольклорный. Авангард – нечто крайнее в моде. Авангардная одежда поражает своей необычностью как максимальное выражение моды и опережение ее по времени. Модели часто создаются в единственном экземпляре, они не подлежат длительному использованию.
Фольклорный (этнический, народный, национальный) стиль предполагает создание образа, ассоциирующегося с народным костюмом, либо оформление одежды с использованием элементов деталей народного костюма.
Свой гардероб вы можете формировать по своему вкусу из одежды разных направлений, но очень важно научится одеваться в соответствии с ее назначением. Девушка в платье с декольте и блестящей вышивкой в учебном заведении или на работе выглядит нелепо. Так же будет выглядеть в театре поклонница спортивного стиля, одетая в джинсовую одежду. В тоже время, строгий элегантный костюм не будет вписываться в веселую атмосферу дискотеки, а повседневная одежда – в праздничную обстановку. Одежда человека, его поведение характеризуют его внутреннюю культуру, образ мыслей, интересы. Ведь говорят: « Встречают по одежки», а вдруг у вас не будет возможности доказать вторую часть пословицы, что «провожают по уму».
3. Изучение стилей в современной одежде.
1) Практическая работа
Задание: по журналам мод определить стили в современной одежде.
2) Беседа с учащимися по вопросам:
– В одежду какого стиля вы сейчас одеты?
– Одежду какого стиля нельзя надевать на дискотеку?
Подведение итогов:
1. Слово учителя.
Быть красивой - врождённое стремление каждой девушки. Повышенный интерес к своему внешнему облику в ранней юности естествен, а переживания по этому поводу принимают достаточно острую форму. В определённой степени от этого зависят самоощущёние, самоутверждение личности, многие аспекты становления характера. А.П.Чехов говорил, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и - лицо, и одежда, и душа, и мысли», он должен быть красив не только в чувствах и мыслях, но и внешне.
Известный журналист и целитель В.Травинка так пишет: «Гоняясь за самым модным и сверх модным люди запамятовали для чего нужна одежда, каковы её функции, какова её роль в улучшении нашего самочувствия. Сегодня мы предлагаем взглянуть на себя повнимательнее, и не только в зеркало, где отражается внешний облик, а больше в глубину себя, чтобы понять, насколько мы далеко ушли от полезного даже в таком вопросе как одежда и обувь».
Надо не забывать ещё одно правило: Не может быть красиво то, что можетнанести ущерб твоему здоровью. Знаете ли вы, что тесные джинсы влияют на некоторые формы бесплодия, потому что постоянно пережимаются сосуды, отчего нарушается кровообращение, и т.д. Можно привести пример девушки, которая постоянно ходила в узких туфлях на высоком каблуке и попала к врачу-ортопеду. Думаю, что вы не забудете это правило.
Я надеюсь, что наша встреча убедила вас в том, что одежда – это очень интересная и увлекательная тема для изучения. Одежда может быть одновременно простой и сложной, примитивной и вычурной, удивительно прекрасной и строгой.
Словом, такой же, как наша жизнь. И от нас с вами во многом зависит, как будем жить и выглядеть. И хотя мода действительно переменчива и капризна, истина же постоянна: “Провожают по уму”.
2. Выставление оценок.
Задание на дом: Каждая команда получает бумажную куклу. Задание: нарисовать одежду определенного стиля (классического, спортивного, романтического, авангардного или фольклорного).
Самоанализ открытого урока по технологии в 10-ом классе на тему: «История костюма».
Общие сведения об уроке:
Урок проводился 29 января 2009 года, в Калиновской СШ Глотовой А.А. по технологии в 10-ом классе, присутствовало … учащихся из…, в кабинете с интерактивной доской.
Тип урока и его структура:
Урок обобщающий, информационный, его структура: проверка знаний по пройденному разделу «Работа с тканью» посредством путешествия в «Страну мастериц», теоретические сведения, практическая работа, подведение итогов.
Характеристика организационной части занятия:
Готовность учителя к занятию: составлен развернутый план-конспект урока, приготовлены слайды для показа на интерактивной доске, подготовлены рабочие места учащихся, наглядные пособия (раздаточный материал, тестовые задания.); настроение – бодрое, спокойное.
Готовность учащихся: девочки теоретически подготовлены к опросу, у всех имелись тетради; общий настрой детей – рабочий.
Урок начат с психологического настроя девочек на рабочий лад.
Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала:
Перед уроком учителем были розданы задания по истории костюма разных эпох, девочки сами готовили информацию по этой теме в виде презентации. В начале урока сообщены цели и задачи у, было сказано, что перед изучением нового, будет обобщен весь материал по разделу: «Работа с тканью». Обобщение будет проходить в виде путешествия по остановкам: «Храбрый портняжка», «Мастер Самоделкин», «Дом Белошвейки», «Ателье Дюймовочки». Путешествие показало насколько усвоен материал по разделу.
Формирование новых знаний и умений.
Знакомство с историей костюма проходило в виде сообщения информации самими детьми, по ходу использовалась интерактивная доска, на которой демонстрировались слайды. Постепенно был осуществлен переход к современным стилям одежды.
Контакт с классом был налажен неплохо, степень заинтересованности была видна на протяжении всего урока..
Содержание материала соответствовало целям и задачам занятия, возрастным возможностям учащихся.
Закрепление знаний и умений в процессе самостоятельной работы.
Закрепление проводилось в процессе практической работы по определению стилей одежды. Дети справились с работой и сделали правильные выводы.
Подведение итогов.
Итоги были подведены в виде заключительного слова учителя, была проведена связь моды и здоровья девушек.
Все были оценены: за повторение и обобщение знаний, а также за подготовку информации по истории костюма.
Общие замечания по занятию и его оценка.
В целом, те цели и задачи, которые были поставлены перед проведением данного урока, достигнуты и решены. Материал раздела обобщен, информации об истории костюма усвоена. Было интересное задание на дом: поработать с бумажными куклами (одеть их в одежды разных стилей)
Все этапы урока проведены.
Неделя МО « Гармония»
Открытые уроки:
Среда: Физкультура. 8 класс. Яковчук Е.В.
«Волейбол. Техника приема и передачи мяча»
Музыка. 2 класс. Гросу Н.В.
«Волшебный мир музыки»
Четверг:Технология. 10класс. Глотова А.А.
«Из истории костюма»
Пятница: Физкультура. 6 класс. Евич А.В. «Баскетбол. Ведение, передачи на месте и в движении»