kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по швейному делу "Льняные ткани и их свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по швейному делу для учащихся 6 класса коррекционных школ.

Лен относят к лубяным волокнам, его получают из стеблей однолетнего травянистого растения льна-долгунца.

Стебель льна состоит из трех основных слоев: коры, древесины и сердцевины.

Чтобы извлечь льняные волокна из стебля, необходимо разрушить пектиновые вещества, соединяющие эти волокна с другими тканями стебля. С этой целью проводят мочку льняной соломы, затем ее мнут. При этом древесина стебля изламывается на отдельные частицы – костру. В результате мятья получают лен-сырец, который в процессе последующих операций – трепания и трясения – очищается от костры и других не волокнистых веществ. После трепания получают очищенное длинное волокно – лен трепаный и волокнистые отходы, содержащие костру и короткое волокно. Из волокнистых отходов трепания и переработки короткой тресты получают короткие льняные волокна.

Полученные волокна сортируют по длине, плотности, прочности, цвету, чистоте и мягкости на несколько категорий качества, называемых сортами.

После трепания лен представляет собой пучки волокон, получившие название комплексного волокна. Это волокно представляет собой узкие ленточки длиной от 15–20 до 70–80 см, состоящие из более мелких волокон. Это льняное волокно вытянуто в длину, имеет заостренные концы и поперечное сечение в виде неправильного пяти- или шестиугольника с каналом посредине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по швейному делу "Льняные ткани и их свойства" »

Тема: Льняные ткани и их свойства

Цели: познакомить учащихся с производством и свойствами льняных тканей; создать условия для: формирования навыков определения льняных тканей; развития навыков самостоятельной работы и способности к обобщению и классификации; активизации мыслительной деятельности; воспитания культуры труда; обогащения словарного запаса; коррекции речи и культуры общения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение, коллекция «Лен», альбом «Ассортимент тканей», инструкционные карты, карточки, лупы, образцы тканей, рабочие коробки.

Подготовительная работа: проверить оборудование, настроить электронное приложение, подготовить дидактический и раздаточный материал, рабочие коробки, организовать работу дежурных.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Работа с карточками.

Учитель. Внимательно прочитайте карточку 6 и впишите пропущенные номера так, чтобы соблюдалась последовательность операций производства пряжи. Давайте вместе определим, какая операция должна быть первой.

Карточка 6
«Последовательность операций производства пряжи»

№ ___ Очистка волокон от сора.

№ ___ Получение ровницы.

№ ___ Разрыхление волокон.

№ ___ Получение пряжи.

№ ___ Вытягивание волокон в ровную ленту (ровницу).

Вопросы к обучающимся:

1. Где и из чего вырабатывают ткань?

2. Как называется процесс производства ткани?

3. От чего зависят свойства ткани?

4. Как называются нити в ткани?

5. Какие текстильные волокна вы знаете?

Учитель. Сегодня мы вспомнили процесс производства пряжи и сведения о волокнах неслучайно. Изучив самые распространенные ткани полотняного переплетения – хлопчатобумажные ткани, мы переходим к следующей группе тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Льняные ткани – тема нашего урока. Запишите ее в тетрадь.

3. Изучение нового материала.

Учитель. Лен имеет более чем 9000-летнюю историю. Мы знаем, что льняные ткани были на мумиях египетских фараонов, в льняные одежды одевались римские патриции, солдаты и матросы Петровского флота, а в конце XIX и начале XX века российские льняные фабрики снабжали своим товаром царский двор последних Романовых, а также русскую армию. Крестьяне пользовались домотканой льняной одеждой, поэтому около половины выращиваемого льна оседало в деревне. В течение тысячелетий из льна делали тончайший батист, брюссельские и вологодские кружева и одновременно паруса, грубую одежду и половики. Механизация льняного производства давалась очень тяжело. Многие страны Европы, Азии и даже Африки развивали, а затем сворачивали производство льна. Наполеон I объявил конкурс с премией в миллион франков тому, кто разработает процесс получения тонкой льняной пряжи механическим способом и тем избавит Францию от ввоза текстильного сырья. Крупный ученый химик Гей-Люссак и механик Филипп Жирар решили эту задачу, изобретя мокрое прядение химически обработанной льняной ленты.

Лен относят к лубяным волокнам, его получают из стеблей однолетнего травянистого растения льна-долгунца.

Стебель льна состоит из трех основных слоев: коры, древесины и сердцевины.

Чтобы извлечь льняные волокна из стебля, необходимо разрушить пектиновые вещества, соединяющие эти волокна с другими тканями стебля. С этой целью проводят мочку льняной соломы, затем ее мнут. При этом древесина стебля изламывается на отдельные частицы – костру. В результате мятья получают лен-сырец, который в процессе последующих операций – трепания и трясения – очищается от костры и других не волокнистых веществ. После трепания получают очищенное длинное волокно – лен трепаный и волокнистые отходы, содержащие костру и короткое волокно. Из волокнистых отходов трепания и переработки короткой тресты получают короткие льняные волокна.

Полученные волокна сортируют по длине, плотности, прочности, цвету, чистоте и мягкости на несколько категорий качества, называемых сортами.

После трепания лен представляет собой пучки волокон, получившие название комплексного волокна. Это волокно представляет собой узкие ленточки длиной от 15–20 до 70–80 см, состоящие из более мелких волокон. Это льняное волокно вытянуто в длину, имеет заостренные концы и поперечное сечение в виде неправильного пяти- или шестиугольника с каналом посредине.

Схема первичной обработки льна:

1. Лен-долгунец.

2. Мочка льняной соломы.

3. Сушка и мятье.

4. Трепание льна.

5. Получение льняного волокна.

Перед непосредственно самим процессом прядения длинное волокно подвергают следующим операциям:

 чесание на льночесальных машинах;

 формирование ленты из чесаного льна на раскладочных машинах;

 получение из ленты ровницы (тонкой, слегка подкрученной ленточки).

Полученную ровницу после необходимой обработки (отварка, отбелка, крашение) отправляют на прядильные машины. Готовый продукт процесса прядения – пряжа.

Далее, после ряда подготовительных операций, пряжа подается на ткацкий станок, после которого получают конечный продукт – ткань. (Работа с коллекцией «Лен».)

Учитель. Еще раз уточним последовательность, и вы запишете в тетрадь основные этапы производства льняных тканей:

1. Треста.

2. Лен трепаный.

3. Лен чесаный.

4. Пряжа.

5. Ткань суровая.

6. Ткань отбельная.

7. Ткань крашеная.

8. Нитки.

Как вы уже знаете, свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых эти ткани изготовлены. Льняные волокна характеризуются повышенной по сравнению с хлопком устойчивостью к действию влаги, температуры и микроорганизмов, света и погоды.

По объему производства льняные ткани значительно уступают хлопчатобумажным (на долю льняных тканей приходится всего около 6 % общего объема производства тканей). Однако эти ткани имеют большое значение благодаря ценным потребительским свойствам. Так, уникальны их гигиенические свойства, обеспечивающие комфорт и сохранение здоровья человека. Благодаря высоким эстетическим свойствам и износостойкости они незаменимы для многих видов изделий бытового и технического назначения. Льняные ткани характеризуются высокой прочностью, устойчивостью к стиркам, сорбционной и влаговпитывающей способностью, стабильной паро- и воздухопроницаемостью, поэтому из них издавна изготовляют столовое, постельное и нательное белье. Благодаря хорошей теплопроводности они незаменимы для пошива летней одежды, платьев, сорочек, блузок и других изделий.

Высокая прочность, малая электризуемость, достаточно высокая термостойкость, жесткость, а также сохраняемость этих свойств в процессе эксплуатации обусловили широкое применение льняных тканей и для изготовления разнообразных технических изделий.

По волокнистому составу льняные ткани подразделяют на чистольняные, содержащие 100 % льняного волокна, льняные – не менее 92 % и полульняные – не менее 30 % льняного волокна.

Чистольняные ткани отличаются наиболее ценными гигиеническими свойствами.

Работа с альбомом «Ассортимент тканей».

Физкультминутка
(Памятка 1)

4. Практическая работа «Изучение свойств льняных тканей».

Для практической работы «Изучение свойств льняных тканей» вам понадобятся образцы тканей, лупы, кисточка, клей, рабочие тетради, рабочие коробки. Порядок выполнения работы вы найдете в инструкционной карте 14. Прежде чем приступить к работе, не забудьте правильно организовать свое рабочее место.

Выполнение работы обучающимися. Необходимый текущий инструктаж учителя.

Инструкционная карта 14
«Изучение свойств льняных тканей»

Оборудование: образцы тканей, лупы, кисточка, клей, рабочие коробки.

Ход работы

1. Внимательно изучить и вклеить в рабочую тетрадь карточку 11.

2. Рассмотреть образец льняной ткани через лупу и определить блеск, подчеркнуть правильный ответ в таблице 3.

3. Определить на ощупь гладкость образца, подчеркнуть правильный ответ в таблице.

4. Определить на ощупь мягкость образца, подчеркнуть правильный ответ в таблице.

5. Отделить от образца 3–4 нити и попытаться их разорвать, подчеркнуть правильный ответ в графе «Прочность».

6. Определить сминаемость, сжав образец в руках на 10–15 секунд, а затем распрямив его.

7. Для определения гигроскопичности окунуть 3–4 нити, отделенные от образца, в воду на несколько секунд, затем рассмотреть их и подчеркнуть правильный ответ в таблице.

8. Сложить образец вдвое и определить, скользят ли поверхности, подчеркнуть правильный ответ в таблице.

9. Для определения осыпаемости постарайтесь выдернуть иглой сразу 5 нитей из образца, если не получилось, то 4 нити, затем 3, 2, 1, подчеркнуть правильный ответ в таблице.

10. Намочить образец, а затем проутюжить его, чтобы определить усадку. Правильный ответ в таблице подчеркнуть.

11. Проверить, все ли ответы в таблице отмечены.

Проверка правильности выполнения работы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по швейному делу "Льняные ткани и их свойства"

Автор: Рафикова Гульнара Шамилевна

Дата: 26.06.2015

Номер свидетельства: 221457

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "план конспект урок 5 класс "
    ["seo_title"] => string(27) "plan-konspiekt-urok-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "193714"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427689575"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "План конспект урока  "Элементы материаловедения" "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-eliemienty-matierialoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "113826"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411061131"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "«Натуральные волокна животного происхождения Свойства шёлковых и шерстяных тканей».Конспект урока ФГОС второго поколения "
    ["seo_title"] => string(137) "natural-nyie-volokna-zhivotnogho-proiskhozhdieniia-svoistva-shiolkovykh-i-shierstianykh-tkaniei-konspiekt-uroka-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "113657"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410812475"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Натуральные волокна растительного происхождения" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-na-tiemu-natural-nyie-volokna-rastitiel-nogho-proiskhozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "152738"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420900718"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект к уроку "Материаловедение" 5 класс (девочки)"
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-k-uroku-matierialoviedieniie-5-klass-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "260531"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448975077"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства