Урок по теме: « Материаловедение». 5класс.
1.Классификация текстильных волокон. Натуральные и растительные волокна.
2.Получение ткани: основные и уточные нити, кромка; отделка ткани,
лицевая и изнаночная стороны
Цели: Ознакомить с классификацией текстильных волокон, с понятиями
пряжи и прядения, ткани и ткачества; научить определять направление нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны, кромку; ознакомить с переплетением нитей, с профессией ткача; воспитывать внимательность, прививать вкус; развивать мышление, желание использовать полученные знания в жизни.
Наглядные пособия: коллекции «Хлопок» и «Лён», плакаты получения ткани, образцы льняных и хлопчатобумажных тканей, увеличительное стекло, нарезанные кусочки марлевого бинта, вата, вода, макет полотняного переплетения.
Методы: Беседа, лекция, демонстрация наглядных пособий.
План урока.
1. Организационный.
2. Повторение пройденного материала.
3. Изучение нового материала.
4. Физминутка.
5. Закрепление материала.
6. Рефлексия. Анализ и оценка работы.
7. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный. Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Повторение пройденного материала. Выполняется письменно. Вопросы:
1. Творческий проект – это
2. Назови этапы проекта.
3.Опиши технологическую последовательность вышивания.
4.Как определяется себестоимость изделия
5.Для чего реклама?
3. Изучение нового материала. Какие материалы вы знаете? ( ткань, бумага, пластилин и т.д.)
Что можно из них изготовить? Да, ткань - материал, с которым мы сталкиваемся ежедневно. Что можно из неё изготовить? (одежду, постельное бельё, портьеры, чехлы для мебели, автомашин и т.д.)
Какая же у нас тема, что будем изучать? Догадались? Да, мы будем говорить о ткани, изучать из чего она состоит. Чтобы изготовить качественное изделие, эксплуатировать и ухаживать необходимо знать основы швейного материаловедения.
Итак, тема нашего урока: «Материаловедение».
Материаловедение изучает строение и свойства материалов, которые применяются для получения ткани, изготовления швейных изделий. Сырьём служат волокна. Как вы думаете, что такое волокна? Возьмём вату. Из чего состоит? Да, из « волосиков» - это и есть волокна.
Волокно – очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых во много раз больше поперечных размеров.
Текстильное волокно – волокна, используемые для изготовления пряжи, нити, тканей, текстильных изделий.
Классификация текстильных волокон.
Мы рассмотрим натуральные волокна растительного происхождения.
Льняные волокна. Лён - травянистое однолетнее растение. Лён человеку известен с времён каменного века. За несколько тысяч лет до н.э. ткани из льна знали в Египте, Грузии. На Руси лён выращивают сХ-Х1 вв. В мире
насчитывают до 200 видов льна. Для волокон больше всегоподходит лён-долгунец.
Используется всё растение:
- семена (масло для технических целей),
- стебли (волокна для тканей),
- отходы (пакля для технических целей).
Первичная обработка льна
1. Мочат льняную солому.
2. Сушат и получают тресту (сухие стебли).
3. Тресту мнут и треплют.
4. Волокна чешут и получают чистое волокно.
Льняные волокна: светло-серые, гладкие, длинные (250-1000 мм), толстые, прямые, жёсткие, прочные.
Хлопковые волокна.
Хлопчатник известен человеку более 5000 лет. Это кустарное тропическое растение. Родина хлопка - Индия и Южная Америка. До XVI в. индийцы производство хлопка держали в тайне. В России хлопок выращивают с XVIIIв. В мире произрастает 35 видов хлопка (190 цветов), но только 4 вида подходят для волокон. Используют:
- семена (на волокна);
- ветки и отходы (на вату, бумагу, картон и т.д.).
Первичная обработка хлопка
1. Из семян-коробок получают волокна хлопка-сырца (в одной коробке 7-15 тыс. волокон).
2. Сортируют по качеству.
3. Прессуют в кипы.
Хлопковые волокна: белые, пушистые, короткие (до 500 мм), тонкие, матовые, мягкие, прочные.
4.Физминутка.
Сядьте прямо. Сильно зажмурьте глаза на 5-6 сек., откройте глаза. 5раз.
Глаза отводим вправо, влево, вверх, вниз. 5 раз.
Плечи на вдохе поднимаем, на выдохе опускаем (выдыхаем шумно). 5раз. Голову поворачиваем на вдохе вправо, в И. П.- на выдохе. 5раз.
Какие ещё есть растительные волокна и для каких изделий их используют?
Не знаете? Поинтересуйтесь, узнайте в библиотеке, интернете.
(Конопля, юта, джут, бамбук, кенаф.)
Посмотрим на разные ткани через увеличительное стекло. Что увидели?
Нити переплетены! Переплетение нитей даже без увеличительного стекла хорошо видно на кусочке марлевого бинта (на столе у всех есть). Кто же их переплетает? Ткацкий станок. Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся? Возьмём кусочек ваты, намочим и скрутим пальцами, немного растягивая. Что получилось? Нить! Настоящая хлопчатобумажная нить. А мы уже знаем, что вата - это хлопок. В старину нить тоже скручивали пальцами и наматывали на веретено и получали пряжу. Сейчас нити прядут (скручивают) прядильные машины.
Профессия человека, работающего на ткацких станках называется ткач, а на прядильных станках – прядильщица. Ткань-это материал, который получают на ткацких станках путём переплетения пряжи основы и утка.
Нить основы - идёт вдоль ткани, она гладкая, тонкая, равномерная по толщине, сильно скрученная, натянута как струна, плотная, жёсткая и прочная. Растяжению не поддаётся. При резком растяжении ткани нить основа издаёт звонкий звук. В ткани она определяет её длину. Нить уток - идёт поперёк ткани, она пушистая, толстая, неравномерная по толщине, слабо натянутая, слабо скрученная, гибкая, мягкая. Нить уток поддаётся растяжению. При резком растяжении ткани она издаёт глухой звук. В ткани нить уток определяет её ширину. По краям нити основы расположены чаще, - поэтому получается более плотное переплетение. Это кромка. Кромка предохраняет края ткани от осыпания нитей и растяжения ткани.
Нити основы определяют по следующим признакам:
- по кромке;
- по степени растяжимости – меньше тянется;
- нить основы прямая, уточная извитая;
- по звуку - по основе звук звонкий, по утку – глухой;
-на свет – нить основы (долевая нить) более тонкая и ровная, чем уточная
нить. Переплетение нитей в ткани может быть:
- полотняное;
- саржевое;
- атласное;
- сатиновое;
Мы будем рассматривать полотняное переплетение.
Полотняное переплетение самое простое. Нити в нём переплетаются через одну нить. В работе заняты две нити. Рисунок с обеих сторон одинаковый. Для полотняного переплетения характерно наиболее частое переплетение основы и утка. Таким переплетением вырабатывают полотно (х/б, льняное, шёлковое)- бязь, ситец, батист, крепдешин и др. Эти ткани обладают малой растяжимостью и осыпаемостью нитей, поэтому раскрой их не вызывает затруднений. .
Виды ткани по способу отделки могут быть:
Суровая - ткань, снятая с ткацкого станка.
Отбеленная - суровая ткань, полученная после отбеливания.
Гладкокрашеная - ткань, окрашенная в один определённый цвет.
Набивная - ткань с напечатанным на поверхности рисунком
(геометрическим, растительным, сюжетным или
комбинированным).
Пестротканая — ткань, полученная на ткацком станке путём
переплетения разных по цвету нитей.
Меланжевая (от фр. mélange - смесь) - ткань, полученная на
ткацком станке путём переплетения нитей, скрученных из разных
по цвету волокон.
Ткани имеют различные виды рисунков:
-в горох;
-растительный орнамент;
-геометрический орнамент;
-тематический орнамент;
-ткани с купоном;
- стилизованные или абстрактные.
Кроме того, ткани имеют лицевую сторону и изнаночную стороны..Лицевая сторона - более гладкая, блестящая, у неё яркий цвет и рисунок, на ней меньше узелков и ворсинок.
Изнаночная сторона - шероховатая, матовая, у неё бледный цвет,
на ней больше узелков и ворсинок.
Вид лицевой и изнаночной стороны зависит:
- от отделки;
- способа изготовления ткани;
- вида переплетения нитей.
В тканях могут быть дефекты, поэтому при покупке и при раскрое необходимо проверить на наличие дефектов. Дефекты – это затяжки, непрокрашенные или порванные участки, неправильное расположение рисунка, фабричная маркировка, утолщение нити.
5.Закрепление материала.
Что изучает материаловедение?
На какие два класса делятся текстильные волокна?
Какие натуральные волокна вы знаете?
Что такое волокно?
Назовите отличия нити основы и нити утка.
Назовите возможные дефекты в тканях.
6. Рефлексия. Анализ и оценка.
Какое впечатление от урока? Настроение? Знания пойдут на пользу?
На столе – лежат красные и синие кружочки.
Если, да – прикрепляем на доску красные кружочки; нет – синие.
Критерии оценивания: участие в беседе, реакция на вопросы, правильность ответов, внимательность.
7. Домашнее задание: тема, выполнить полотняное переплетение из цветной бумаги, сообщение о других растительных волокнах.