Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сказочная птица"»
Конспект урока ИЗО СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА Соколова Е.В.
Конспект уроков Изо (5-6 уроков)
Тема: СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА
Цель:
-знакомство с произведениями разных видов искусств (изобразительное искусство: живопись, декоративно-прикладное искусство, а также поэзия, музыка) по теме «сказочная птица»
-знакомство с народными промыслами: архангельская щепная птица и пермогорская роспись по бересте;
-выполнение птицы из бумаги;
-выполнение макета бурачка по мотивам пермогорской росписи;
-выполнение рисунка собственной сказочной птицы.
Задачи:
а) развивающая: - расширение кругозора учащихся; - расширение возможностей образного мышления предложенными творческими заданиями;
- развитие фантазии и воображения; - развитие эмоционального мира;
- развитие потребности самовыражения
б) обучающая:
-обучение анализу художественных произведений и собственных работ, работ сверстников в
процессе обсуждения созданных произведений
- расширение теоретических знаний по изобразительному искусству; - освоение практических приемов и техник; - дальнейшее освоение различных материалов и инструментов;
в) воспитательная:
- воспитание личности ребенка через его взаимодействие с искусством;
- воспитание любви к культурным традициям русского народа.
3 урок - бумага для рисования, карандаш, резинка, краски по выбору
Урок №1 (1-2)
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. Вводная часть урока.
Слайд 1
Тема нашего урока “Сказочная птица”. Сегодня мы поговорим о волшебных птицах, которых вы встречали в сказках. Мы посмотрим репродукции картин русских художников, я покажу вам, как изображали сказочных птиц в русском народном искусстве в далекие времена и сейчас.
Увидев столько разнообразных птиц, вы подумаете и нарисуете свою сказочную птицу.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Теперь я хочу, чтобы вы вспомнили - каких вы знаете сказочных птиц!?
( Предполагаемые ответы детей:
Жар-птица в русских народных сказках и в сказке П. Ершова “Конек-Горбунок”. Сказочные Гуси-лебеди из русских сказок.
Говорящий ворон из сказки Г.Х. Андерсена “Снежная королева”,
12 братьев – лебедей из сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди».
Волшебный петушок из “Сказки о золотом петушке” А.С. Пушкина
Царевна- лебедь из сказки Пушкина «О царе Салтане» и др.)
Молодцы, ребята, сейчас я буду показывать вам иллюстрации к названным сказкам, а вы отгадывайте - к какой сказке они относятся.
Слайд 2
Русская сказка «Гуси лебеди»
Слайд 3
Сказка Андерсена «Снежная королева»
Слайд 4
Сказка Андерсена «Дикие лебеди»
Слайд 5
Сказка Ершова «Конек- горбунок»
Слайд 6
Сказка Пушкина «О золотом петушке»
Слайд 7
Сказка Пушкина «О царе Салтане»
Включить муз. сопровождение-- Римский- Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Если вы посмотрите на стенд с репродукциями, то увидите знаменитую картину Михаила Врубеля «Царевна- лебедь». Полюбуйтесь ею, а я пока прочитаю вам, как описывает царевну Александр Сергеевич Пушкин.
«Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами,
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит»
Михаил Врубель очень тонко передал образ прекрасной царевны.
Девушка оборачивается. Нежное лицо её печально, грустью светятся широко открытые очи царевны. Чуть-чуть удивленно приподняты брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.
Последние лучи солнца переливаются розоватыми оттенками на белоснежном оперении. Мерцают самоцветные камни узорчатого кокошника. На дальнем плане тихо плещется море.
Как вы думаете, ребята, это иллюстрация к сказке Пушкина или это самостоятельная картина на сказочный сюжет? (Ответы детей)
Музыка, которая сопровождает нашу беседу о царевне лебедь – это музыка Римского- Корсакова. Он написал оперу «Сказка о царе Салтане» и этот музыкальный отрывок как раз называется «Третье чудо – Царевна Лебедь»
Следующая наша сказочная птица – Жар – птица. Во многих русских сказках встречается она. Писатель Петр Ершов записал русскую народную сказку в стихах и вот как он описывает эту птицу:
«Вот полночною порой
Свет разлился над горой,—
Будто полдни наступают:
Жары-птицы налетают;
Стали бегать и кричать
И пшено с вином клевать.
Наш Иван, от них закрытый,
Смотрит птиц из-под корыта
И толкует сам с собой,
Разводя вот так рукой:
«Тьфу ты, дьявольская сила!
Эк их, дряни, привалило!
Чай, их тут десятков-с пять.
Кабы всех переимать —
То-то было бы поживы!
Неча молвить, страх красивы!
Ножки красные у всех;
А хвосты-то — сущий смех!
Чай, таких у куриц нету.
А уж сколько, парень, свету,
Словно батюшкина печь!»
По народной легенде перья этой птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Она питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие. Когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями. Говорят, что поймать жар птицу можно только на приманку – клетку с золотыми яблоками внутри. Так как не только найденное перо жар птицы, но и все ее оперение горит огнем, голыми руками такую птицу не схватишь, мгновенно обожжешься. Но Иван- царевич поймал её и, как видите на картине Васнецова, везет в клетке на летучем корабле.
- В России нередко придуманную жар- птицу ассоциировали с птицей павлин. У нас есть такой замечательный художественный альбом «Сокровища русских музеев». Так вот в музее Эрмитаж под стеклом хранится золотая птица павлин. Это не просто павлин из золота – это механические часы. Они были сделаны в 1777году и действуют до сих пор. Давайте про неё прочитаем. (Дети читают)
Жар – птице посвящено много художественных работ.
-Перед вами жар – птица очень известного русского иллюстратора Ивана Билибина. Он как раз проиллюстрировал сказку Ершова «Конек- Горбунок».
- Это картина современного художника Себастьяна Перейры.
А вот работы мастеров декоративно- прикладного искусства:
- Палехский и Холуйский промыслы занимаются изготовлением и росписью небольших шкатулочек, ларцов, брошей. Представьте себе, как такую картину написать на маленькой крышке шкатулки! Когда картина готова её покрывают лаком – поэтому этот промысел называется лаковая миниатюра.
- Художники Гжели тоже любят сюжеты с этой птицей.
- И в Хохломе часто рисуют жар- птицу.
Как видите в разных народных промыслах рисуют волшебных птиц.
Нашу беседу о жар – птице сопровождала музыка Стравинского из балета «Жар – птица», а называется она «Пляс жар- птицы»
Слайд 8
А теперь я расскажу вам одну легенду.
На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. Заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: "Что же ты хочешь?" Тихо-тихо прошептал мальчик: "Хочу увидеть солнышко…". А где его возьмёшь
на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко. Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он, как можно помочь сыну. Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи. Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: "Ну, вот и солнышко!" С этого дня ребёнок стал быстро поправляться.
С тех пор деревянную птицу стали называть "святым духом", хранительницей детей, символом семейного счастья. Делали этих птичек из сосновых щепочек, потому и называются они «щепные».
В Архангельской области щепная птица была украшением избы и оберегом. Её подвешивали в красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к потолку, касался легких крыльев птицы, и она медленно и плавно вращалась, кружилась над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад. Деревянную птицу хозяин дома чаще всего делал сам, благо инструменты для этого требовались самые простые — нож, да топор. Отец передавал свое мастерство сыновьям, а те, вырастая, учили делать диковинных птиц своих детей — так на протяжении многих десятилетий сохранялось у северян это удивительное ремесло. Секреты изготовления щепных птиц не потеряны и в наше время.
Мы с вами сегодня тоже будем делать таких птиц. У нас, к сожаленью нет щепок или лучинок, но мы сделаем их из бумаги.
III. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Но прежде, чем приступить к работе – слегка разомнемся.
Дует ветер с высоты. (Дети делают глубокий вдох и выдох) Гнутся травы и цветы. (Наклоны в стороны.) Вправо-влево, влево-вправо Клонятся цветы и травы. Вот летит большая птица, (Движения руками, имитирующие махи крыльями.) Плавно кружит над рекой.
Наконец, она садится(Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.) На корягу над водой.
Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора. (Дети садятся.)
IV. Практическая работа
Включить муз. сопровождение – рус. нар песни в исполнении оркестра нар. инструментов В.В.Андреева.
Объяснение учителя, учащиеся работают параллельно с учителем.
Для 3 и 4 классов - работа в техника оригами + конструирование,
Для 1 и 2 классов - работа с шаблоном + конструирование.
Напомнить детям, что оригами – искусство складывания из бумаги, в переводе с японского означает “сложенная бумага”. Зародилась более тысячи лет назад.
V. Итог урока
Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви! Бережно возьмите птицу своими руками. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Какое пожелание вы загадали бы ей?
Теперь проделаем иголочкой дырочки в туловище птички, проденем леску и подвесим наших птичек на выставку.
Урок № 2 (3-4)
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. Вводная часть урока. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.
Слайд 9
На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться со сказочными птицами, придуманными в стародавние времена нашими предками и птицами, придуманными поэтами и писателями.
Давайте вспомним, о каких птицах шла речь. ( Ответы детей: Царевна Лебедь, Жар- птица, Архангельская щепная птица счастья)
Кто написал картину «Царевна – лебедь»?
Музыку каких композиторов мы слушали на прошлом уроке?
В каких народных промыслах часто рисуют жар-птицу?
Вспомните легенду о щепной птице из Архангельска.
Сегодня нас ждут другие птицы. Мы познакомимся с легендами о них и познакомимся с новым для вас народным промыслом – Пермогорской росписью.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Взглянем на репродукции знакомых вам картин Васнецова.
Назовите их. ( Ответы детей.) «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» и «Гамаюн – птица вещая».
Почему Гамаюн называли вещей птицей? ( Ответы детей.) По народным поверьям это была птица, которая предсказывает будущее.
Слайд 10
Но, на Руси птица Гамаюн была символом не только мудрости и власти, но и правды. Гамаюн была защитником от злых людей и их неправедных деяний. На экране картина современного автора Владимира Королькова.
В правом нижнем углу картины изображен некто, собиравшийся подстрелить птицу-вещунью, но, не успев выпустить стрелу упал мертвым.
Слайд 11
Есть у этого художника, как и у Васнецова две птицы – девицы Сирин и Алконост. О них сложено очень много легенд:обе эти птицы завораживают людей своими песнями. Только одна поет грустные, а вторая счастливые песни. По одному сказанию Алконост пребывает близ рая и утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. А Сирин наоборот посланница темного царства. Вот такая легенда.
Слайд 12
А по другому сказанию наши предки славяне - считали, что птица Сирин – это птица счастья. И тот, кто ею обладает – будет всегда счастлив. Новгородский купец Садко отправился за ней в дальние страны. Долго путешествовал по свету и нашел птицу счастья в одной восточной стране. Посмотрите отрывок из сказки «Садко» - что из этого вышло.
(Просмотр отрывка из фильма «Садко» с 59 мин58 сек до 01ч04 мин и обсуждение)
Но была и другая русская легенда.
Русские люди очень верили в птицу Сирин, поклонялись ей, считали, что она может защитить их от несчастий и бед, сохранит благополучие и счастье семьи.
Ребята, как вы думаете, почему наши предки поклонялись птицам, животным, солнцу, ветру? (Ответы детей)
Образ птицы-девы был близким и понятным человеку древней Руси. Вы знаете, что в древние времена не было заводов, фабрик, производств, которые сегодня обеспечивают нас одеждой, продуктами и всем нам необходимым.
Люди жили только тем, что получали от земли- матушки. Если был урожай –хорошо, все были сыты и одеты - люди и скотина. Так что жизнь человека была тесно связанна с природой и зависела от нее. Поэтому люди поклонялись солнцу, чтобы давало тепло, воде, чтобы не было засухи, зверю и птице. Обожествляя силы природы, человек вырезал своих богов из дерева, высекал из камня, изображал на одежде, предметах быта. Это были времена язычества. Затем пришла новая религия – христианство, но народ долго продолжал помнить о своих языческих богах.
Поэтому в народном искусстве птица Сирин изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей. Изображалась эта птица в разных видах народного творчества или по-другому декоративно- прикладного искусства.
Слайд 13
Наши предки вышивали птиц на всевозможных оберегах, полотенцах и деталях одежды.
Слайд 14
Особенно люди старались защитить свое жилье. В деревянной резьбе, украшающей избы, встречаются изображения птиц – хранительниц дома.
Слайд 15
Гравировали на золотых серьгах и медальонах.
Слайд 16
Украшали изображением этой птицей детские колыбельки и детские игрушки.
Слайд 17
Украшали предметы быта их изображениями. Перед вами фрагмент прялки, расписанной орнаментом с птицей – берегиней и тарелка с её изображением.
Слайд 18
Разделочная доска и туесок. Кто – нибудь знает, что такое туесок? (Ответы детей). По-другому этот предмет еще называется бурак.
Слайд 19
Это попросту говоря - посуда, которая служила для хранения всевозможных продуктов. Но посуда эта не стеклянная, не фарфоровая, не металлическая, не глиняная, а какая, кто знает? (Ответы детей). Берестяная
Кто знает, что такое береста? (Ответы детей).
Слайд 20
Береста- это березовая кора. Её срезали весной, когда деревья просыпались и в коре было много соков. Березу рубили, а потом надрезали кору в двух местах по окружности и аккуратно снимали. (Показать на бумаге )
Слайд 21
♦ 1 Кусок бересты – это и есть корпус бурака. Его сшивали
♦ 2 Сверху накладывали еще один слой коры,
♦ 3 Для большей прочности верхний и нижний края бурака укрепляли дополнительно пояском из бересты.
♦ 4 Потом всю эту конструкцию распаривали в горячей воде и вставляли деревянное дно. Когда береста высыхала, она так крепко охватывала дно, что не было ни малейшей дырочки и никакая жидкость не могла просочиться.
♦ 5 Потом делали деревянную крышку с ручкой.
Из бураков пили пиво и мед.
В берестяной посуде хранили соль, муку, крупы – потому, что береста предохраняла продукты от влаги. А вода, квас или молоко, сметана и сливки оставались в них прохладными в любую жару.
Слайд 22
С туесами ходили по грибы и ягоды. Во время летних работ в них брали питье в поле: берестяные стенки не пропускали тепла, и даже при сильном зное вода или квас оставались холодными.
Но самое интересное, что береста не впитывает краску, поэтому она удобна для росписи.
Слайд 23
Особенно хороши расписанные туеса из Пермогорья!
Полюбуйтесь, какой яркий. И мы с вами сегодня тоже будем делать такой туесок, правда не из бересты, а из бумаги, и не настоящий туесок, а только его макет!
Пермогорье – для вас это новое название. Но я хочу, чтобы вы сами догадались, что такое Пермогорье. (Ответы детей).
Пермогорье- это деревенька, которая находится в в Архангельской области. Вслушайтесь в название пермогорье – первогорье. Какие слова вы услышали? Первый и гора. Первый – значит самый - самый высокий, горье – гора. То есть самая высокая гора. Селение Пермогорье действительно расположено на очень высоком берегу реки Северной Двины. Добраться туда можно на пароходе, но когда пароход причалит к пристани – чтобы попасть в это селение нужно подняться вверх по крутой лестнице – а в ней сто тридцать ступенек! Как и известное уже вам Дымково – это место народного промысла – делают там и расписывают всевозможные берестяные изделия.
Как делают туеса вы уже знаете, а теперь поговорим о том, как их расписывают.
Слайд 24
Посмотрите на примеры пермогорской росписи и скажите, что же любили рисовать пермогорские мастера?
(Ответы детей).
Чаепитие за самоваром, катание на санях
♦ Мужчина рубит дерево, женщина доит корову.
То есть очень популярны сцены из жизни. И обязательно везде пустое пространство заполняется растительным узором – цветочками, листочками, ягодками.
Еще мастера очень любили сопровождать свои росписи разными надписями. Посмотрите, что написано внизу туеска? Писали, для чего он предназначен: например: «Для ягоды сладкой», «Для крупы гречневой», «Для кваску кислого», «Для молока» и т.д.
♦ Но главной любимицей мастеров – художников была птица сирин – символ счастья.
Вот и мы с вами сегодня будем пермогорскими мастерами и будем украшать свой туесок изображением птицы Сирин.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Но прежде, чем приступить к работе – слегка разомнемся.
Дует ветер с высоты. (Дети делают глубокий вдох и выдох) Гнутся травы и цветы. (Наклоны в стороны.) Вправо-влево, влево-вправо Клонятся цветы и травы. Вот летит большая птица, (Движения руками, имитирующие махи крыльями.) Плавно кружит над рекой.
Наконец, она садится(Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.) На корягу над водой.
Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора. (Дети садятся.)
V. Практическая работа ( на доске примеры поэтапного рисования сирин, примеры пермогорских орнаментов)
Для каждого из вас я приготовила бумагу. Посмотрите, какого она цвета? Почему я дала вам именно такую бумагу, а не белую? (Ответы детей) Цвет бумаги похож на цвет бересты.
Вы видите, что края бумаги отогнуты - это для того, чтобы лучше сохранялась форма туеска, когда мы его будем склеивать. На этих полосках – вы нарисуете орнамент, потом украсите весь корпус туеска, но самое главное – посредине вы должны изобразить птицу Сирин.
Приступим к работе. Найдите и отметьте средину листа. Здесь у вас будет птица.
Рисовать её не сложно. На доске показано поэтапное выполнение рисунка.
(Разбор поэтапного рисования)
После того, как вы в карандаше закончите сирин – мы поговорим о том, что делать дальше. Напоминаю, что набросок делать нужно не нажимая на карандаш!
Самостоятельная работа детей над созданием образа птицы сирин.
Обсуждение орнамента, украшающего верхний и нижний поясок бурака.
Придумайте свою надпись на ободке туеса, разметьте ее карандашом, потом обведёте черным маркером.
Подпишите свою фамилию на верхнем ободке. Не забывайте, что художники подписывают свою работу в именительном падеже, отвечая на вопрос: кто автор?
Самостоятельная работа детей над созданием орнамента.
Обсуждение орнамента, украшающего свободное поле корпуса бурака.
Самостоятельная работа детей над созданием орнамента на корпусе.
Раскрашивание туеска.
Красок у пермогорских мастеров всегда только 3 – красная, желтая и зеленая. Очень - очень редко использовали синюю. Цвет фона - натуральное дерево. Оживка (обводка или контур) выполняется черным.
VI. ИТОГ УРОКА (повторение в форме вопрос- ответ)
- Сегодня на уроке мы много говорили и даже рисовали какую сказочную птицу?
- Какие легенды об этой птице вы запомнили?
- С каким народным промыслом вы познакомились?
- Что такое Пермогорье, от каких слов произошло название?
- К какому виду изобразительного искусства относится Пермогорская берестяная
роспись?
- Что такое береста?
- Что такое туесок?
- Какое название еще имеет этот предмет?
- Для каких целей служил этот предмет?
- Какими красками работали пермогорские мастера?
Сегодня каждый из вас нарисовал свою птицу Сирин, и пусть она принесёт вам счастье и удачу.
(На следующем уроке дети гуашью раскрашивают и собирают свой туесок)
Урок № 3 (5-6)
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. Вводная часть урока. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.
Слайд 25
Сегодня мы продолжим начатый на прошлых уроках разговор о волшебных, сказочных, мифологических птицах.
-Давайте вспомним, о каких птицах из народных русских легенд и поверий вы узнали. Птица Гамаюн, Сирин, Алконост.
-Образ какой птицы мы рисовали на туеске? Сирин
-Почему славяне украшались жилище, одежду, игрушки изображением птицы сирин ? Считали её хранительницей дома
Почему древние славяне поклонялись разным явлениям природы и разным богам? Древние славяне были язычниками - они не знали про единого Бога. Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, защиты от грозных стихий и злых духов.
- Что вы помните об Архангельской щепной птице?
-О каком еще народном промысле вы узнали на прошлом уроке? Пермогорская роспись
Сейчас вы напишите маленький тест по теме «народный промысел – пермогорская роспись». На работу вам отводится 5 минут.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Слайд 26
Образы птиц есть в сказках и мифах разных народов. Есть птицы добрые, которые помогают людям.
Есть птицы, которые могут превращаться в людей.
Есть злые птицы – Гарпии. И птицы полу- львы полу - орлы – Грифоны.
Слайд 27
Есть волшебная птица Феникс, которой поклонялись в Аравии и Египте.
Внешне она очень напоминает нашу жар – птицу. У нее ярко-красное или оранжевое оперение. Когда фениксу приходит время умереть, он сгорает,
и через несколько минут снова возрождается из пепла. Слёзы феникса обладают чудесным свойством – если ими полить даже смертельную рану, она затянется,
не оставляя следа. Перья птицы-феникс используют для заклинаний,
а иногда из них делают волшебные палочки.
Это все, конечно, сказки. Но в них верили наши давние далекие предки и это осталось и навсегда останется в нашей с вами культуре. Мы должны знать и беречь нашу историю и традиции.
Напоследок давайте заглянем в еще один художественный альбом, где собраны картины Кронида Гоголева. Взгляните на эти замечательные работы и определите из чего они сделаны и как называется техника в которой они исполнены.(Ответы детей).
То, что художники живописцы пишут красками - Кронид Гоголев делает резцом.
(Объяснить, что такое резец) Эта техника называется «глубокий многослойный рельеф».
Посмотрите на работу художника, которая называется « Напасть». Почему художник именно так назвал свою картину? (Обсуждение картины)
III. практическая работа
Слайд 28
Мы с вами поговорили о сказочных птицах и посмотрели, как художники, как
народные мастера изображали этих птиц. А теперь вы сами подумайте и нарисуйте свою птицу. Для примера посмотрите на сказочных птиц, нарисованных другими детьми.
А на доске висят примеры, исполненные более профессиональными художниками.
Вы видели, что птицы могут летать в небе, ходить среди травы и цветов, сидеть на деревьях. Подумайте над композицией своей картины и над тем, какие вы возьмете цвета, чтобы передать свой замысел.
Напоминаю, что сначала вы должны сделать набросок тонким карандашом, не надавливая на карандаш сильно и не прорисовывая мелкие детали.
Затем начать раскрашивание: вначале фон и более крупные детали, в самом конце прорисовываете мелкие детали.
Дети рисуют сказочную птицу – рисование по представлению.
IV. Итог урока
Вы очень хорошо поработали сегодня. А теперь давайте вместе посмотрим и поговорим о ваших рисунках. Каждая птица – неповторима, и у каждой – свое собственное настроение. Расскажите, пожалуйста, каждый о своей птице: какая она, где живет, что делает. Может быть, вы даже придумаете своей птице имя”. Дети рассказывают о своих птицах.
А теперь, давайте, все вместе подумаем и выберем самую сказочную птицу, самую веселую и радостную, самую грустную, самую сердитую и еще самую-самую, каких вы придумаете выбрать. Дети обсуждают и выбирают рисунки птиц, прислушиваясь к эмоциональному состоянию изображенных птиц и их образному и творческому решению.
Итогом уроков по теме «Сказочная птица» является выставка детских работ: архангельская щепная птица, пермогорский туесок, сказочная птица.