Воспитывать в ребенке чувство прекрасного и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.
Оборудование урока: для учащихся - карандаши цветные, фломастеры, лист бумаги, конвертики с цветными квадратиками (холодные и теплые цвета).
Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических птиц, сувениры, игрушки. Произведения М. Врубеля "Царевна-Лебедь", Васнецова "Птица Сирин".
Литературный ряд: загадки.
Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Задачи:
1. Создать комфортную обстановку для работы на уроке.
2. Психологически подготовить учащихся к общению.
Проверка готовности к уроку.
Только учитель начал сообщать тему урока как послышался стук, непонятный шум, появляется кукла-птица Каркуша (перчаточная кукла).
- Ох, как я вовремя! Здравствуйте, ребята! Слышала я , что вы птиц умеете рисовать, вот и принесла я вам большой привет от всех птиц наших и просьбу большую: нарисовать птиц необычных, сказочных. Хотим выставку рисунков у себя в лесу открыть на "Праздник птиц", да с фантазией у нас что-то плохо, ничего нового придумать сами не можем, решили к вам с такой просьбой обратиться. Помогите нам, пожалуйста!
Учитель:
- Ну что, ребята, поможем?
Да!
Учитель:
- Тема урока у нас сегодня будет: "Сказочная птица".
Кукла "Каркуша":
- А я вам еще и загадки про птиц принесла, вот послушайте и отгадайте
Не сидит она на месте На хвосте разносит вести. (Сорока)
По ночам летает На охоту Днем не видит Да и спать охота. (Сова)
Зимой на ветках - яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это … (Снегири)
Крылья этой редкой птице Могут в море пригодиться Птица крыльями гребет, На южном полюсе живет. (Пингвин)
У этой птицы Клюв, как две спицы, Ноги длинные, как у циркуля По воде она гуляет, То и дело нос купает. (Цапля)
В лесу под щебет, звон и свист Стучит лесной телеграфист: "Здорово, дрозд, приятель!" И ставит подпись ... (Дятел)
- Ох, и молодцы, все загадки отгадали!
Учитель:
- Не только отгадки знаем, но и рисовать этих птиц умеем. Правда, ребята? (Да!) А как называется жанр в искусстве, где изображает художник зверей и птиц? (Анималистический)
- Итак, тема нашего урока "Сказочная птица". Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. Он может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несет с собой людям счастье, свет, удачу. Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы (дети называют: Царевна Лебедь - "Сказка о царе Салтане", "Финист - ясный сокол", "Жар птица", птица Феникс в восточных сказках и т.д.)
- А сейчас мы с вами посмотрим изображение птицы в разных видах искусства.
Демонстрация слайдов: "Образ птицы искусстве"
В искусстве образ птицы-счастья можно встретить в вышивке, в резьбе по дереву, в народных промыслах гжели, хохломы, городецкой росписи, мезенской ит.д. А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке: вот индюк в дымковской игрушке, а вот птицы - свистульки филимоновской игрушки. Ребята, обратите внимание на элементы росписи в народных игрушках. Какие элементы росписи используют народные мастера? (круги большие и маленькие, ромбики, овалы, волнистые линии, точки, штрихи и т.д.). А это образ птицы с девичьим лицом - птица Феникс.
-можно ли отнести изображение сказочной птицы к анималистическому жанру? (Изображение сказочной птицы можно отнести к этому жанру только отчасти, так как птица придумана и декоративна).
2. Этап проверки понимания учащимися материала.
- При работе над заданием нам надо будет вспомнить о теплых и холодных цветах, о контрасте. Я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра в паре "Подбери цвет"
Задача:
1. Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах.
2. Уметь подбирать разные сочетания цветов и оттенков.
На столе у ребят квадратики теплых и холодных цветов, а так же оттенки.
Наиболее удачные варианты ребята показывают всему классу.
Задание: придумать образ сказочной птицы, причем не просто изобразить ее, а передать характер птицы, ее настроение.
- Какая может быть птица по характеру? (Добрая, злая, нежная, грубая)
- А по настроению? (Грустная, веселая, печальная)
- Для передачи веселой и доброй птицы, какие возьмем цвета? (Геплые, яркие)
- Дя злой птицы какие лучше взять цвета? (Холодные, смешанные с черным цветом)
При рисовании птицы будьте смелее, можно взять, например, тело птицы, а голову крокодила с острыми зубами и хвостом сороки (можно показать это на доске, чтобы ребята смелее фантазировали, а не повторяли увиденные образы).
- В какой части листа будем размещать рисунок? (По центру листа)
Круговыми движениями руки ребята показывают расположение рисунка на бумаге.
3. Работа над заданием.
По ходу выполнения задания учитель следит за работой ребят. По мере выполнения задания ребята выносят свои работы на выставочный стенд.
Уборка рабочих мест.
4. Подведение итогов урока.
На стенде представлены работы ребят
Каркуша хвалит всех ребят, восхищается их работами, отмечает самые необычные работы, оригинальные, отличающиеся именно своей сказочностью. Каркуша благодарит ребят за то, что они откликнулись на ее просьбу - выполнить рисунки сказочной птицы для лесной выставки, и пригласила всех ребят к ним на праздник.
5. Рефлексия.
Учитель:
- А сейчас мы с вами вернемся к нашим цветным квадратикам. Прежде чем выполнить действие хорошо подумайте. Если вам понравился урок, и вам было очень интересно работать - возьмите какой-либо теплого цвета квадратик, а если вам было скучно на уроке и неинтересно - возьмите квадратик холодного цвета.
6. Домашнее задание.
Каркуша просит ребят дома, вместе с родителями придумать небольшой кроссворд о птицах для лесной газеты.
Вот и подошел к концу наш урок. Каркуша очень довольна вашими рисунками, а я очень довольна вами. Вы сегодня здорово поработали и у вас получились замечательные рисунки. Спасибо вам. Урок закончен.