Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Изделия из жидкого теста"»
Конспект урока по технологии
Изделия из жидкого теста
(УМК Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технологии ведения дома» 7 класс)
Тип урока: комбинированный, урок открытия нового знания
Цель урока: способствовать организации деятельности учащихся по формированию знаний о видах изделий из жидкого теста, рецептуре и технологии их приготовления.
Задачи:
а) образовательные: изучить различные способы изготовления блюд из жидкого теста: блинов, блинчиков, оладий, блинных пирогов
б) развивающие: находить и представлять информацию о рецептах блинов, блинчиков и оладий, о народных праздниках, сопровождающихся выпечкой блинов
в) воспитательные: воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других и объективно оценивать труд своих товарищей;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знания о видах изделий из жидкого теста, рецептуре и технологии их приготовления; умения приготовить изделия из жидкого теста, дегустировать и определять качество готового блюда.
Метапредметные УУД:
Познавательные: выбор наиболее рациональных способов извлечения, переработки и преобразования информации, умение проводить сравнительный анализ.
Регулятивные: умение анализировать познавательные объекты; определять учебные задачи каждого этапа урока; выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению практической работы, теста; выполнять сравнения, соотносить результаты своей деятельности с успешным освоением материала.
Коммуникативные: диалог, сотрудничество.
Личностные УУД: умение работать в группе, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации уважительно относится к сверстникам в ходе совместной работы.
Основные термины, понятия: блины, блинчики, оладьи, блинные пироги, блины с припёком, разрыхлитель
Оборудование:
компьютер, мультипроектор, презентация,
учебник Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технологии ведения дома 7 класс» М: Издательский центр «Вентана Граф», 2018 г, 160 стр.;
Ход урока:
1) организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности класса к уроку. Настраивает учащихся на работу.
2) актуализация знаний
1. Назовите виды молочных продуктов
2. Назовите виды кисломолочных продуктов
3. Какие виды молока вы знаете?
4. Молоко каких животных мы можем использовать в пищу?
5. Перечислите органолептические методы для определения качества молока и молочных продуктов
3) мотивационный момент
Подведение учащихся к определению темы и целей урока.
Отгадайте загадку:
На горячей сковородке
Нужно печь их очень ловко. Зазевался разговором, И они вмиг станут комом. С мёдом как они вкусны - Эти круглые... (Блины)
История происхождения
Историки утверждают что слово «блин» происходит от славянского «млин» - молоть. Согласно этой версии блины появились после того как древние славяне научились молоть муку и добавляя в неё воду из теста выпекать пышные и румяны блинчики. Существует еще одна версия происхождения этого блюда, когда в печи был случайно забыт популярный в то время овсяный кисель, он немного пригорел, и на нем появилась вкусная, аппетитная корочка, а сам он превратился в лепешку. Этот и был первый блин, очень всем понравившийся.
- А какой праздник связан с блинами?
Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. Блинная неделя – народное торжество, посвященное встрече весны.
Блины, блинчики, оладьи – это традиционно любимые блюда.
- Что же их объединяет?
- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня на уроке?
- Попробуйте сформулировать тему урока?
Правильно, сегодня мы поговорим об изделиях из жидкого теста.
Запишите тему урока: «Изделия из жидкого теста»
- Какие цели нашего урока?
Познакомиться с видами изделий из жидкого теста, рецептурой и технологией их приготовления.
4) формирование новых знаний.
Блины или блинчики?
Блины, блинчики, а есть ли между ними разница? Или это разные название одного и того же изделия? Давайте разберёмся.
Для приготовления блинчиков необходимы продукты:
Молоко
Яйца
Мука
Сахар
Соль
Растительное масло
Технология приготовления:
Яйца взбить с солью и сахаром
Развести массу 1 стаканом молока
Всыпать муку и хорошо вымесить тесто (без комочков)
4. Добавить остальное молоко, размешать
5. Выпекать блинчики на сковороде с добавлением масла
Тесто замешивается жидкое, поэтому блинчики получаются тоненькими.
Если блинчики обжаривают с 2-х сторон, то их подают сложенными вдвое или вчетверо со сметаной, вареньем, медом.
Если блинчики обжаривают с одной стороны, то на поджаренную сторону кладут начинку и сворачивают в виде конвертиков или трубочек, а затем обжаривают. Начинка в блинчиках может быть разнообразной (например, с морепродуктами или красной икрой), но чаще всего с творогом или с мясом.
Блинный пирог
Сладкие блинные пироги (блинные торты) вполне могут заменить традиционные торты на праздничном столе, а несладкие станут идеальной закуской для домашнего изысканного ужина.
Для приготовления торта из блинчиков необходимо напечь аккуратные тонкие блинчики. А начинку выбрать можно любую: фарш (мясной или рыбный), овощи с сыром, грибы с соусом, домашний джем, творожный мусс и т.д. Высокие блинные пироги требуют использования достаточно густой начинки, иначе блинчики размокнут, слои буду нарушены, и эстетичность готового изделия будет под вопросом. А чтобы закрепить слои, пирог либо отправляют в духовку, либо оставляют в холодильнике.
Для приготовления блинов необходимы продукты:
Кислое молоко, простокваша, кефир, сметана
Яйца
Мука
Разрыхлители (например: сода)
Сахар, соль, растительное масло
Способ приготовления
Тесто замешивается гуще, чем на блинчики, поэтому и блины получаются более толстыми. Их складывают стопочкой, смазывая каждый блин маслом.
Блины с припёком
Очень вкусные получаются блины с припёком. Так называют блины, в которых запечены какие-либо продукты (рубленные варённые яйца, измельчённые
овощи, грибы, колбаса).
Пекут эти блины 2-мя способами:
На сковороду наливают теста меньше, чем обычно. Когда блин подрумянится, кладут на него припёк и заливают его новой порцией теста так, чтобы припёк оказался внутри блина. Затем переворачивают блин на другую сторону и слегка обжаривают.
Припёк выкладывают на разогретую и смазанную маслом сковороду, заливают тестом и запекают в духовке.
Чтобы приготовить оладьи необходимы продукты:
Кислое молоко, простокваша, кефир, сметана
Яйца
Мука
Разрыхлители (например: сода)
Сахар, соль, растительное масло
Способ приготовления
Тесто на оладьи замешивается гуще, чем на блины, и выкладывается на сковороду при помощи ложки, поэтому оладушки получаются небольшие по размеру
Как удивить своих гостей?
Это приготовить разноцветные блины. В тесто добавьте сок овощей, фруктов или ягод, в зависимости от того какой цвет вы хотите получить:
зелёный – сок шпината, оранжевый – сок апельсина, красный – сок вишни или свёклы.
Кружевные блинчики
Если вам надоела обычная форма блинчиков, то можно приготовить кружевные блинчики. Тесто для блинчиков перелить в пластиковую бутылку, в крышке которой сделать отверстие. Наливать тесто необходимо на разогретую и смазанную маслом сковороду в виде различных кружевных узоров.
Что означает выражение «первый блин комом»?
Их бабуля с сахарком Выпекала, сладкие. Первый вышел - словно ком, А другие – гладкие... (Блины)
Почему это происходит?
Замечено, что на плохо прогретой сковороде или при недостатке масла первый блин не отстаёт от сковороды и получается комом. Это наблюдение перенесли и на повседневную жизнь. Часто первый результат бывает неудачным.
Пословица «Первый блин комом» изначально не имела отношения к неудачам. В древнеславянском языке слово «ком» означало медведь, покровитель рода, которому и посвящали первый блин с целью задабривания. Полностью присказка звучала так: «Первый блин – комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвёртый мне».
5) физкультминутка.
Мы работали, устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали,
Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет)
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся (повороты вправо и влево)
И кивнем затем по кругу (наклоны вправо и влево)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх-вниз)
Груз забот с себя стряхнули (встряхнули кистями рук)
И продолжим путь науки.
6) закрепление нового материала.
Разгадывание кроссворда (самостоятельная работа учащихся в группах)
Время выполнения 5 мин.
Те, кто верно ответят на вопросы кроссворда, смогут узнать: символом чего являются блины? (Блины круглые, румяные и горячие являются символом солнца)
1п
р
о
с
т
о
к
в
а
ш
а
2с
к
о
в
о
р
о
д
а
3о
л
а
д
у
ш
к
и
4б
л
и
н
ы
5м
а
с
л
е
н
и
ц
а
6с
м
е
т
а
н
а
По горизонтали:
1) Молоко на всей планете Любят взрослые и дети. Если не сварить с ним кашу, Скиснет – будет …
2) И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё …
3) С простоквашей все непросто, Нужно пить ее для роста. А не любишь – бабушка Испечет …
4) Ах, сметана! Блюд царица! Ей и суп, и борщ гордится. И в сметану влюблены Братья круглые …
5) Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
6) Всяк вареник вверх всплывает. Каждый повар точно знает, Что все это не игра – Доставать его пора. После этой ванны странной Окунется он в …
7) итоговый блиц-опрос:
1) Блины, оладьи, блинчики, что у них общего и в чём различия?
2) Что нужно сделать, чтобы первый блин не вышел комом?
3) Как приготовить блины с припёком?
4) Какой праздник связан с блинами?
8)рефлексия
Сегодня я узнала…
Теперь я могу…
Было интересно…
Меня удивило…
9)анализ ошибок и сообщение оценки работы учащихся.
Домашнее задание
§ 6 (стр. 31), ответить на вопросы §.
Подготовить информацию:
Какие художники на своих картинах изображали масленицу.
В какой день празднуется международный день блина?
Список использованной литературы, ссылок на Интернет-ресурсы: