kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока технологии "Изделия из жидкого теста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-праздник в 7 классе по теме "Изделия из жидкого теста". На уроке учащиеся знакомятся с древними славянским праздником "Масленица"Одновременно учащиеся выступают с докладами об истории празднования Масленицы. Следующий этап – виды теста для приготовления национального русского блюда. Тесто бывает по способу приготовления : дрожжевое и бездрожжевое. Дрожжевое готовится двумя способами: I способ – без опары; II  способ – с применением опары, можно также приготовить блины скороспелые.Так как у семиклассниц не сформированы представления о разрыхлителях теста, их необходимо познакомить с ними. Одновременно изучаем  технологию приготовления исконно русских блюд на Масленицу: блинчики, блины с припёком, курник, оладьи. Поскольку возникают сложности  во время выпечки блинов, даю учащимся полезные советы.  Традиционным добавлением к блинам являются напитки: русские меды, сбитни. Для выполнения практической работы, с целью формирования  навыков и умения информационно-мыслительной деятельности представлена схема приготовления «Блинчиков с мёдом» по которой учащиеся должны составить рецепт приготовления данного блюда. А затем их приготовить. Во время работы демонстрирую правила приёмов труда, провожу текущий инструктаж, контролирую соблюдение санитарно-гигиенических требований и правил безопасной работы. И, наконец последний этап – закрепление изученного материала в игровой форме с помощью кроссворда, учащиеся очень любят их разгадывать. Затем задаю вопросы по теме изученного урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии "Изделия из жидкого теста" »

Урок технологии в 7 классе по теме: «Изделия из жидкого теста»



Цели урока:

Образовательная - познакомить учащихся с традициями и блюдами русского праздника «Масленица», с технологией приготовления блинов, оладий, блинчиков; научить готовить изделия из теста.

Развивающая - прививать бережное отношение к продуктам, чувство ответственности, умение работать в коллективе.

Воспитательная – воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций.

Тип урока: нетрадиционный, урок-праздник.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, декорации, кухонный инвентарь, самовар, продукты, блины.

Ход урока

I.Организационный момент.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Сообщение цели урока.

II. Сообщение познавательных сведений.

Вступительное с л о в о учителя.

Добрый день красны девицы, сударушки и гости нашего праздника! Сегодня у нас необычный урок (Слайд 1,2).

(Слайд 3)
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.


Итак, о каком празднике у нас пойдёт сегодня речь? Учащиеся отвечают (Масленница.)

Совершенно верно. Наш урок- праздник, посвящён прекрасному обычаю празднования «Широкой масленицы».

Обычай празднования масленицы берет свое начало с древнейших времен.

С историей празднования масленицы вас познакомит …(Ф.И. ученицы)

Выступление 1 ученицы.

Масленица, пожалуй, самый веселый из праздников восточнославянского календаря. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их.
(Слайд 4)
И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.

(Слайд 5)
А какое главное блюдо на Масленице? Учащиеся отвечают (блины).

Об этом напоминают многие пословицы и поговорки, припевки: «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Без блина не Маслена, без пирога не именинник».

А помните у Пушкина в «Евгении Онегине»:
                     Они хранили в жизни мирной
                     Привычки милой старины:
                     У них на масленице жирной
                     Водились русские блины.

Этим символом солнца провожали зиму и встречали весну. Народ предавался масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Девушки водили хороводы, пели песни. Парни и девушки надевали лучшие одежды. От этого и произошла русская поговорка: «Не житьё, а масленица». (Слайд 6)

Сообщение 2 ученицы.

Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.
В старину блин сопутствовал человеку всю его жизнь — от рождения (роженицу кормили блином) и до самой смерти (обязательное блюдо во время поминальных обрядов).
Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

Учитель: Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы:

(Слайд 7)
Понедельник — встреча.

(Слайд 8)
Вторник — заигрыш.

(Слайд 9)

Среда — лакомка.

(Слайд 10)
Четверг — широкий, разгуляй - четверток.

(Слайд 11)
Пятница — тещины вечерки.

(Слайд 12)
Суббота — золовкины посиделки.

(Слайд 13)
Воскресенье — прощеный день.

Это были проводы Масленицы.

(Слайд 14)

Учитель: Для блинов и оладий делают дрожжевое и бездрожжевое тесто. Существует два способа приготовления дрожжевого теста: безопарный и опарный.

Без опары готовят изделия, на которые идет небольшое ко­личество яиц и жира (блины, оладьи, пироги). При этом все компоненты замешивают в один прием. Для этого подогрева­ют жидкость (воду, молоко, кефир, сыворотку и т.п.) пример­но до 30°С, добавляют соль, сахар, разведенные теплой водой или теплым молоком дрожжи, взбитое или растопленное сли­вочное масло или другие жиры, кладут просеянную муку и за­мешивают тесто. Вымешивают его до тех пор, пока оно не станет легко отставать от рук и стенок посуды. Приготовлен­ное тесто выравнивают, слегка посыпают мукой или смазыва­ют растопленным сливочным маслом, накрывают чистой сал­феткой и дают ему подойти в теплом месте в течение 3—4 ч. В процессе брожения тесто несколько раз обминают. Готовое тесто увеличивается в объеме в 2 раза, имеет выпуклую по­верхность.

С применением опары готовят дрожжевое тесто с большим содержанием сахара, жира, яиц. Для этого сначала готовят опа­ру, то есть жидкое тесто. В старину, когда ставили первую опару для блинов, соблюдали определенные обряды, и вообще это считалось таинством и проделывалось втайне от домашних и тем более посторонних.
Одни хозяйки выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к колодцу. Другие готовили ее на своем дворе из снега при свете месяца. При этом они причитали:
                     Месяц, ты, месяц,
                     золотые твои рожки,
                     взгляни в окошко,
                     подуй на опару.

Для приготовления опары в посуду за­сыпают примерно треть предусмотренного рецептурой количе­ства муки, подливают подогретое до 30—35°С молоко или воду (примерно 60% от общего количества), кладут разведенные дрожжи и замешивают жидковатое тесто. Для активизации дрожжей можно добавить в опару немного сахара. Поверхность опары посыпают мукой, посуду накрывают чистым полотенцем и ставят в теплое место для брожения на 1 ч. К концу брожения опара увеличивается в объеме в 2—2,5 раза.

В готовую опару добавляют оставшуюся жидкость с рас­творенным в ней сахаром и солью, вымешивают до полного соединения этого раствора с опарой, вводят оставшуюся муку и яйца. Тесто тщательно перемешивают в течение 10—12 мин. В конце замешивания добавляют растопленное до густоты сметаны сливочное масло и вымешивают до тех пор, пока те­сто не будет отделяться от стенок посуды и рук, затем его по­сыпают мукой, накрывают полотенцем и ставят в теплое мес­то для брожения на 1,5—2 ч. За это время тесто несколько раз обминают. Объем готового теста должен увеличиться пример­но в 2 раза.

Пекли блины, как правило, из дрожжевого теста. Мука бралась самая разная: гречишная, пшеничная, просяная, ячменная и даже гороховая.    

Сегодня мы обычно используем пшеничную муку, а между тем истинно русские блины — из гречишной. В муке содержатся практически все ценные питательные ве­щества. Она богата углеводами, белками, жирами, минераль­ными веществами.

(Слайд 15)

Чтобы улучшить качество теста и придать ему соответствую­щую консистенцию, применяют разрыхлители, которые дела­ют тесто пористым. В домашних условиях тесто разрыхляют, главным образом, с помощью дрожжей и пищевой соды. Ино­гда в качестве разрыхлителя используют кислое молоко и яич­ные белки.

Также можно приготовить блины скороспелые, разрыхлите­лем для которых являются сода и кефир. Яйца, соль, сахар пе­ремешивают с кефиром или простоквашей, всыпают муку с со­дой и опять перемешивают, чтобы не образовалось комков. Из приготовленного теста выпекают блины.

(Слайд 16)

Далее рассмотрим технологию приготовления блинчиков.

Тесто для блинчиков готовят более жидким и без разрыхлителей. Яйца растирают с солью, сахаром, добавляют муку и половину порции молока. Все хорошо размешивают и разводят оставшимся молоком.

Известная русская пословица: «Первый блин комом». Девочки, а как вы понимаете её смысл?

Первый блин комам (Ком с древнерусского — медведь), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса — великому Медовому зверю кому.
(Слайд 17)

Итак, чтобы ни первый, ни второй блин не были «комом», нужно запомнить основные правила:

  • перед замешиванием теста муку обязательно просеивают через сито. При этом удаляются комочки и случайные примеси, а мука обогащается воздухом. Это значит, что тесто будет легче замешиваться и лучше подниматься;

  • не сыпать муку в жидкость, от этого она спекается в комки. Лучше понемногу подливать жид­кость в углубление в лунке, замешивая до равномерной густоты получающуюся массу;

  • Если в тесто для блинов добавить 1-2 ст. ложки рафинированного подсолнечного масла. Такие блины не прилипают к сковороде.

Здесь необходимо заметить, что выпекают блины на сковородах, лучше всего чугунных. Перед выпечкой блинов сковороду следует прокалить. После этого смазать сковороду маслом и печь блины. Раз­мер их должен быть небольшой, так как русские блины пекут, как правило, величиной с блюдце. Современные сковороды с антипригарным покрытием не требуют такой подготовки.
Тесто выливать на сковороду лучше деревянным черпаком или ложкой. Главное, чтобы в нем помещалась порция теста для одного блина. Когда блин зарумянится, покраснеет с одной стороны (нижней), а с другой весь покроется дырочками, его следует перевернуть лопаткой. Готовые блины укладывают один на другой, смазывая сливочным маслом, и ставят в теплое место, чтобы не стыли.

Блины подают на стол горячими со сметаной, маслом, икрой, малосольной рыбой или с вареньем, медом; используют для приготовления блинчатых пирогов; фаршируют мясом, творожной массой, яблоками, изюмом и т. д.
(Слайд 18)

Блины с припёком - так называют блины, в которых запечены какие-либо продукты: рубленые вареные яйца, грибы, измельченные овощи и пр. Т.е. блины с припеком - это своего рода пирожки-пельмени из блинного теста и «предки» закрытой пиццы. Пекут эти блины обычно таким образом: на сковороду наливают теста меньше, чем обычно. Когда блин слегка подрумянивается, кладут на него начинку («припек») и заливают его новой порцией теста так, чтобы «припек» оказался внутри блина.
Затем переворачивают блин на другую сторону и слегка обжаривают.
С припеком можно готовить пшеничные, гречневые, смешанные и другие блины.
(Слайд 19)

Курник – традиционный блинчатый пирог

Курник - многослойный пирог, в котором запекаются сразу 3 или 4 вида фарша. Главный из них куриный, он неизменно присутствует в этом блюде

Готовые блины промазать растопленным маслом, сложить на глубокую сковороду стопкой, перемежая начинкой (сметана с рублеными яйцами, отваренный рис с зеленым луком, мясной обжаренный фарш). Сверху накрыть блином, смазанным сметаной и запечь в духовке.

(Слайд 20)

Оладьи
Значительно проще приготовить оладьи. Тесто для них готовят так же, как для блинов, но несколько гуще, консистенции густой сметаны. На разогретую с маслом сковороду ложкой кладут тесто, не разливая его по всей сковороде.
Оладьи значительно толще блинов, жарят их с двух сторон.
(Слайд 21)

Чем запивать блины? Сбитни. Русские меды

        Ай да сбитень, сбитенек,
        Кушай, девки, паренек.
        Кушайте и пейте, денег не жалейте.
        Сбитень сладкий, на меду,
        Ну-ка меду подкладу!
        А как буду-то варить,
        Его все будут хвалить…
Сбитень был особенно популярен в те времена, когда чай и кофе простому народу были не по карману. Его готовили из мёда, воды и пряностей (хмеля, гвоздики, имбиря, кардамона, лаврового листа, корицы, мускатного ореха, душистого перца и др.)
Сбитень можно пить и холодным — как квас, но во время масленичного гулянья лучше, если он будет погорячее.


III. Физкультминутка

IV .Практическая работа.

  1. Составить рецепт приготовления национального русского блюда «Блинчики с мёдом» по схеме (приложение) (Слайд 22).

  2. Приготовление блинчиков по составленному рецепту.

Для выполнения практической работы класс разделить на группы. Перед началом работы провести инструктаж по технике безопасности. Повторить с учащимися способы проверки доброкачественности яиц. Научить пользоваться ситом, продемонстрировать правильность приёмов труда. В процессе выполнения практической работы учитель контролирует соблюдение санитарно-гигиенических требований и правил безопасной работы.

Завершается работа сервировкой стола и дегустацией

V. Итог урока.


Закрепление изученного материала. Выставление оценок.

(Слайд 23) 1. Разгадывание кроссворда.

1.Основной продукт в приготовлении блинов? (мука)








6



9




















2












5



8























4






1


3




7


































































2.Способ приготовления дрожжевого теста. (безопарный)

3.Русские блины в старину запивали…(сбитень).

4. И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки… (блины).

5.Первый день масленицы называется…(встреча).

6.Первичная обработка муки…(просеивание).

7. Масленица – объеденье!

Напечём блины с утра.

К ним - сметана и варенье

И, конечно, же …(икра).

8.Что символизирует блин?(солнце)

9.Перед использованием её нужно хорошо раскалить. (сковорода).






  1. Опрос учащихся:

Масленица продолжается целую неделю.

Девочки, как она называется?

Ответы девочек:

В России она называется «масленичная» или «сырная».

Ответ:

Начиналась она в понедельник, а заканчивалась в воскресенье – последний день перед великим постом.

Скажите, ребята, из какой муки и теста готовилиблины на Масленицу?
Ответ: пшеничной, ячной, овсяной, гречневой, из пресного или кислого теста.
Что символизирует блин?
Ответ: восточные славяне в IX—X веках поклонялись богу солнца Яриле. Очевидно, именно символом солнца и является горячий круглый блин.

С чем принято было есть блины?

Ответ: с красной и черной икрой, с соленой семгой, с маслом, с медом, со сметаной, с различными вареньями, кашами и т. д.

Какие правила обращения с мукой необходимо соблюдать при приготавлении теста?

Ответ:

Нельзя сыпать муку в жидкость. Нужно понемногу подливать жидкость в углубление в лунке, замешивая до равномерной густоты.

Как можно улучшить качество теста?

Ответ:

Следует применять разрыхлители – дрожжи, соду, кислое молоко, яичные белки.

Какое бывает тесто?

Ответ:

Тесто бывает дрожжевое и бездрожжевое. Для блинов и оладий делают дрожжевое тесто. Тесто для блинчиков готовят более жидким, без разрыхлителей.

Какие способы приготовления дрожжевого теста вы знаете?

Ответ:

Безопарный и опарный. Без опары готовят изделия на которые идет небольшое количество яиц и жира (блины, оладьи, пироги). При этом все компоненты замешивают в один прием. С применением опары готовят дрожжевое тесто с большим содержанием сахара, жира и яиц. Для этого сначала готовят жидкое тесто.

Как следует выпекать блины?

Ответ:

Блины выпекают на сковородках, лучше чугунных, небольшого размера, сковородки должны быть абсолютно чистыми. Тесто выливать на сковородку лучше деревянным черпаком. Когда блин зарумянится с одной стороны, а с другой покроется дырочками, его переворачивают лопаткой. Готовые блины укладывают один на другой, смазывая сливочным маслом.

А какие пословицы, поговорки, шутки и загадки вы знаете о Масленице и о блинах?
Ответ:

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Не житье, а Масленица.
Хоть с себя что заложить, а маслену проводить.
Без блина, не маслена.
Без кота мышам масленица.
Первый блин комом.

Дело блин. Дорогая Масленица!

Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо не расколет!
Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Масленица семь дней гуляет.

Масленица объедуха, деньгами приберуха.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают?
Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!

Выставление оценок за работу на уроке:


VI. Рефлексия деятельности на уроке

  • было интересно…

  • было трудно…

  • теперь я могу…

  • я научилась…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

Домашнее задание. Составить технологическую карту приготовления оладий. (Слайд24).


Использованные источники и литература:

Технология. Технологии ведения дома 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Н.В.Синтица, В.Д. Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2013.

Мир кулинарии. Энциклопедия домашнего повара.

Интернет - ресурсы



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока технологии "Изделия из жидкого теста"

Автор: Островерхова Елена Викторовна

Дата: 21.09.2014

Номер свидетельства: 114118

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по теме:"Общие сведения о питании и приготовлении пищи" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obshchiie-sviedieniia-o-pitanii-i-prighotovlienii-pishchi"
    ["file_id"] => string(6) "232155"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442761755"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "Изделия из жидкого теста""
    ["seo_title"] => string(41) "konspekt_uroka_izdeliia_iz_zhidkogo_testa"
    ["file_id"] => string(6) "475564"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1533407483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства