Цель: способствовать формированию представления о композиционном построении узоров; научить технике выполнения шва крест, продолжить формирование и развитие познавательного интереса учащихся к предмету, развитие творческих способностей учащихся, разе мелкой моторики рук, воспитание эстетического вкуса любовь к одному из древнейших видов искусств - вышивке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Композиционное построение узоров»
Подготовила:
учитель технологии Злынковской
средней школы №2
Ермакова Светлана Ивановна
Цель: способствовать формированию представления о композиционном построении узоров; научить технике выполнения шва крест, продолжить формирование и развитие познавательного интереса учащихся к предмету, развитие творческих способностей учащихся, разе мелкой моторики рук, воспитание эстетического вкуса любовь к одному из древнейших видов искусств - вышивке.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей вышивки орнаментов;
- композицией построения узора;
- дать представление о композиции и орнаменте;
- научить выполнять шов крест.
Методы проведения занятия: Беседа с объяснением нового материала и выполнением практической работы по технологической карте.
Межпредметные связи: литература, история, музыка .
Оборудование, материалы: учебник, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, нитки мулине, пяльцы, канва, образцы готовых работ, компьютер.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
Организационная часть.
Приветствие учащихся, проверка посещаемости, проверка готовности к уроку.
(1 слайд)
Сегодня я хотела начать урок с отрывка из замечательных стихов С. Есенина
(2 слайд)
«Узоры»
Девушка в светлице вышивает ткани,
На канве в узорах копья и кресты.
Девушка рисует мертвых на поляне,
На груди у мертвых – красные кресты.
Нежный шелк выводит храброго героя.
Тот герой отважный – принц её души.
Он лежит, сраженный в жаркой схватке боя,
И в узорах крови смяты камыши.
Прекрасные стихи написал Сергей Есенин, отобразив в них не только трепет человеческой души. Но и боль, которую можно выразить при помощи такого прекрасного вида рукоделия. Как вышивка.
- А кто мне скажет, что такое вышивка?
- что такое счетная вышивка?
- скажите а что необходимо для счетной вышивки?
Ткань - какая
Нитки – какие
Еще – ножницы, пяльцы, иголки.
Скажите, а в чем заключается подготовка к работе?
Сегодня мы продолжим знакомиться с древнем рукоделием – вышивка, а конкретно со счетным швом крест. Познакомимся с композиционным построением узора и своими золотыми ручками оживим полотно.
Для чего человеку нужна вышивка?
(3 слайд)
В правилах хорошего тона, выпущенных, в первой половине 19 столетия писалось:
(4 слайд)
«Очень приятно получить подарок от женщины… женщинам не следовало бы дарить другим что - нибудь, кроме небольших произведений карандаша или иглы, собственной их работы»
Вышивка являлась не только подарком, но и должна была оберегать человека от злых сил. Историю можно изучать не только по книгам, но можно с ней познакомиться прикасаясь к старым работам.
(5 слайд)
Наши далекие предки украшали свои изделия различными орнаментами.
Они старались привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делали это при помощи искусства
Вышивки создавались веками и зависели от географического положения страны, ее культуры.
(6 слайд)
Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. Обычно вышивка очерчивала край одежды . В изображении закладывался определенный смысл.
Например, фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники свет – солнце и луну. Горизонтальной волнистой линией – воду; вертикальной – дождь; скрещивающимися – огонь и молнию; горы представлялись треугольниками.
Образ СОЛНЦА занимал ведущее место в украшении жилища.
(7 слайд)
ЖЕНСКАЯ ФИГУРА выражала представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода.
(8 слайд)
В произведениях народного искусства часто встречается РАЗВЕТВЛЕННОЕ РАСТЕНИЕ, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это дерево жизни
(9 слайд)
КОНЬ – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был так же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце.
(10 слайд)
Изображая ПТИЦУ, люди верили, что она поможет прогнать зимний мрак, стужу, и принесет на крыльях весну и лето.
(11 слайд)
Большое значение уделялось выбору цвета.
БЕЛЫЙцвет связывался со светом, чистотой, понятием о благе.
КРАСНЫЙ– был цветом солнца, жизни, огня, красоты, олицетворял мужское начало.
ЧЕРНЫЙцвет связывалсяс землей и плодородием.
(12 слайд)
Традиции народного костюма нашего края.
Тенденции народного костюма нашего края соответствуют
южному костюму России. Близкое расположение Белоруссии
повлияло на орнаментальное решение народного костюма
Костюм состоял из поневы – поясная одежда из шерстяной
ткани в клетку, домотканой холщевой рубахи со сплошь вышитыми
узорными рукавами, богато украшенного передника – занавески, в
холодное время одевалась душегрея.
(13 слайд)
Подол рубахи и поневы украшали орнаментом символизирующим засеянную пашню. Это треугольники, ромбы и прямоугольники с точками.
(14 слайд)
Счетные вышивки выполнялись льняными и конопляными
нитями, окрашенными растительными красителями. Чаще всего многокрасочность решалась на основе белого, красного и синего (черного) цветов.
(15 слайд)
В узорах и вышивках по счету господствуют законы представления крестьян о мире. Верхняя часть костюма связана с образом неба. Композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам.
Посмотрите на работы наших бабушек и прабабушек и современные работы.
В наши дни вышивка не потеряла своей популярности. Как и прежде вышитые изделия занимают особое место в жизни людей.
При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:
какие швы будут использованы в работе;
назначение изделия;
расположение узора на изделии;
выбор цвета для его выполнения.
Все это – слагаемые понятия композиция.
(18 слайд)
Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
В композиции всегда есть главное и второстепенное. Главное может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения. Все остальное второстепенное.
(19 слайд)
Построение цветовой композиции основано на ритме – чередовании цветовых пятен главных и соподчиненных (второстепенных), ярких (насыщенных) и ослабленных (спокойных).
Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте.
(20 слайд)
Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы.
(21 слайд)
Выбор орнамента во многом зависит от характера и расположения композиции. Для украшения середины или края изделия применяется ленточный орнамент.
(22 слайд)
Заполнить всю поверхность узором помогает сетчатый орнамент.
(23 слайд)
Хорошим украшением центральной части изделия может служить центральный или розеточныйорнамент.
(24 слайд)
Ритмическое повторение одного или нескольких элементов орнамента называется – раппортом.
Групповое задание. Разбить на группы
1 группа – рисует ленточный орнамент
2 группа – рисует сетчатый орнамент
3 группа рисует центральный орнамент
Для выполнения орнамента чаще всего используются счетные швы.
Назовите какие вы уже знаете счетные швы?
Сегодня мы познакомимся еще с одним счетным швом – это шов крест
(25 слайд)
Одиночный крестик выполняют в два приема : первый стежок — снизу слева вверх направо, второй — снизу справа вверх налево
(26 слайд)
При вышивке крестом горизонтальными рядами начало работы — в нижнем левом углу верхнего ряда первой клеточки рисунка . Основные стежки проходят слева направо, а покрывающие — справа налево .
(27 слайд)
При вышивке вертикальными рядами каждый крестик вышивают полностью
(28 слайд)
При выполнении шва крестом по диагонали каждый крестик вышивают полностью
Практическая работа.
Повторение правила техники безопасной работы с иглой и ножницами.
Выполнение шва крест по технологической карте.
Текущий инструктаж.
Оказание помощи учащимся при выполнении шва крест.
Использовать помощь учителя и взаимопомощь.
Итог занятия.
Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. И теперь подведем итог. С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились? (ответы девочек) С каким швом познакомились? (ответы девочек).
Домашнее задание.
Найти в журналах, книгах схемы для вышивок крестом.
Продолжить работу дома
Уборка кабинета.
Технологическая карта.
Нитка в два сложения
Одиночный крестик
Одиночный крестик выполняют в два приема : первый стежок — снизу слева вверх направо, второй — снизу справа вверх налево
Горизонтальные ряды
При вышивке крестом горизонтальными рядами начало работы — в нижнем левом углу верхнего ряда первой клеточки рисунка . Основные стежки проходят слева направо, а покрывающие — справа налево
Вертикальные ряды
При вышивке вертикальными рядами каждый крестик вышивают полностью
Диагональные ряды
При выполнении шва крестом по диагонали каждый крестик вышивают полностью
Практическая работа
Выполни вышивку крестом ниткой в два сложения
Практическая работа
Выполни вышивку крестом ниткой в два сложения
Практическая работа
Выполни вышивку крестом ниткой в два сложения
Практическая работа
Выполни вышивку крестом ниткой в два сложения
Физ минутка
Укрепление вестибулярного аппарата
Упражнение выполняется сидя.
1. Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
2. Повороты головы вправо и влево до упора.
3. Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.
Профилактика нарушений осанки
1. Исходное положение — стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.
Из канвы или материала полотняного переплетения выкроить деталь 20х20 см.