Тема урока: «Благоустройство дома. Создание композиций в виде лоскутной мозаики для украшения интерьера дома »
Булебекова Р.К., учитель технологии
Тип урока. Комбинированный
Цели урока:
- – научить учащихся подготавливать ткань к работе; подбирать по цвету «лоскуты»; выполнять раскрой деталей по шаблонам; знать последовательность соединения кроя лоскутного изделия в единый блок.
- – дать сведения из истории создания изделий из лоскута; правильно и точно соединять детали кроя лоскутного изделия по схеме.
- – воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность и точность.
Оборудование урока:
Швейные машины;
Инструменты (иглы, нитки, ножницы, линейки, мелки )
Материалы ( кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма );
Шаблоны выкроек изделия;
Инструкционная карта;
Таблица шестисекторного круга;
Образцы готовых изделий декоративно – прикладного искусства (прихватка, панно, корпеше, салфетка).
Ход урока
I. Организационный момент
Контроль посещаемости;
Проверка готовности к уроку.
II. Повторение изученного материала
.
Вопросы:
- Как вы понимаете значение слов «Благоустройство дома»?
- Как можно благоустроить дом? ( ремонт квартиры, разведение комнатных растений, украшение интерьера различными изделиями декоративно - прикладного искусства)
- Кто в вашей семье занимается прикладным творчеством?
- Знаете ли вы историю возникновения лоскутной мозаики?
- Что можно изготовить из лоскутов?
- Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать во время работы?
III. Вводный инструктаж
К сегодняшнему уроку было дано задание подготовить сообщение об истории лоскутного шитья. Лена Пликина и Алима Аскарова подготовили рассказ из истории лоскутного шитья.
Сейчас внимательно послушайте рассказ и выполните следующие задания:
По ходу рассказа запишите новые для вас слова.
Ответить на вопрос: «В чём особенность лоскутного шитья в Казахстане?»
Какие изделия можно создавать из лоскутов и для чего эти изделия использовать?
Рассказ учениц.
1 ученица:
Зародилась лоскутная мозаика в Англии, а затем постепенно распространилась в Европе, Америке, Австрии, на Руси, в Казахстане. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. У нас в Казахстане лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины ХIХ века, когда в России широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в бедной крестьянской среде. Предметы деревенского быта были полезны и красивы, наполняли быт и радовали глаз.
Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считалось признаком бедности. И лишь в конце ХХ века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
2 ученица:
Шитьё из лоскутов называют ещё «лоскутная мозаика», - изделия, собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью.
Лоскутная мозаика – покрывала, корпеше, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, прихватки – украшают и сейчас интерьер многих квартир, выставочные залы.
Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера своих квартир.
Необходимо отметить, что мастерицы, экономя самые маленькие кусочки тканей, создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое.
Древние ремёсла расцветают, благодаря труду и творчеству юных мастериц. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение и ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется.
Учитель: кто ответит на заданные вопросы? (ответы учащихся)
IV.Изучение нового материала.
В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, которое неуклонно растёт. Всё больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом.
Проводятся фестивали, конкурсы, выставки, мастер – классы. Создаются творческие объединения
Сегодня мы научимся готовить ткань к работе – декатировать, подбирать лоскут по цвету, выкраивать детали изделия по шаблонам, точно соединять их в единый блок. Но самое главное условие нашего успеха – точность, аккуратность, правильная последовательность сбора всего блока, усидчивость и, конечно, трудолюбие.
Техника лоскутного шитья включает в себя несколько её видов. К ним относятся:
Шитьё из квадратиков;
Шитьё из полосок;
Шитьё из треугольников.
Вот посмотрите на эти образцы готовых изделий, выполненные в лоскутной технике ( демонстрация лоскутных изделий)
Задание. Просмотрев образцы работ, я предлагаю вам разделиться на три группы, каждая из которой будет выполнять по одному виду вышеуказанного шитья.
1 группа – шитьё из квадратиков. Его часто применяют в мелкой мозаичной сборке. Вы попробуете отработать сегодня навыки этого способа сборки на примере узора из девяти квадратиков двух цветов, которые сочетаются в цветовом круге, расположенных в шахматном порядке
2 группа – шитьё из треугольников, которые часто включают в мозаичный узор. Отработав приёмы сбора треугольников, вы сможете выполнить многие традиционные узоры и самостоятельно разработать свой неповторимый орнамент.
3 группа – шитьё из полосок. Это один из самых простых способов лоскутного шитья – сборка полотна из полосок, выкроенных по долевой нити
Вопрос: Какие геометрические фигуры используются в лоскутном шитье? Где применяют симметрию при раскрое ткани?
Посмотрев образцы готовых изделий, я прошу вас занять места по творческим группам выполнения изделий (кому что нравится)
Учитель: на ваших столах находятся инструкционные карты и памятки последовательности выполнения практической работы.
1. Внимательно прочтите их, Что вам непонятно
2. Предупреждение о возможных ошибках.
Учитель: Чтобы ваше изделие получилось красивым, и вы не допустили ошибки в выполнении практической работы, запомните следующее:
Умело подбирайте цвет ткани, (помните цветовое сочетание) структуру ткани, рисунок
Перед шитьём лоскутки хорошо прогладить;
Вырезая детали по шаблонам, обратите внимание на направление нитей основы в ткани, на симметричность парных деталей;
Приступая к работе, не спеши начинать с больших, трудоёмких изделий, попробуй свои силы и наберись опыта на изготовлении небольших, несложных изделий;
Обрати особое внимание на технические условия выполнения работы.
(Повторение правил техники безопасности)
Самостоятельная работа учащихся.
VI.Текущий инструктаж
1.целевые обходы рабочих мест учащихся:
Организация рабочего места, культура труда;
Соблюдение правил техники безопасности;
Правильность выполнения приёмов и качество работы;
Степень самостоятельности;
Правильность использования технологической документации.
2. Через 15 минут самостоятельной работы проводится физминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения рук.
3.Выставка работ учащихся. Рефлексия (учащиеся подводят итоги своей работы индивидуально и в группах, производят само- и взаимопроверку, оценивают работы)
VII. Заключительный инструктаж.
Учитель проводит анализ выполнения самостоятельной практической работы учащихся.
Показ лучших эстетически выполненных работ;
Анализ допущенных ошибок (если они есть) по группам и индивидуально;
Выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся.
VII.домашнее задание
Продумать творческий проект выполнения изделия из лоскутного шитья для интерьера своего дома.
IХ. Итог урока
Чему вы сегодня научились? Что нового узнали на уроке?