kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лоскутная мозайка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока.

Тема урока: «Лоскутное изделие для кухни-столовой».

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и            умений изготовлять лоскутное изделие.

Задачи обучения

  • ознакомить с лоскутным шитьём как древним и современным видом декоративно-прикладного творчества;
  • ознакомить с узорами лоскутного шитья;
  •  способствовать развитию пространственного мышления на примере лоскутных блоков, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности;
  • способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремлённость.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.  

Методы и приемы

  • Организации учебно-практической  деятельности: демонстрация, использование информационных  технологий; постановка проблемных вопросов, решение поисковых задач, выполнение  заданий разного уровня, в том числе творческие.
  • Стимулирования и мотивация: создание эмоционально-нравственной ситуации;
  • Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы по выполнению эскиза и шаблона; проведение эксперимента.
  • Контроля и самоконтроля: использование карты-подсказки для оформления этапов проекта, самооценка своей работы учащимися.

Учебно-методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: компьютер, коллекция тканей,  кусочки ватина,  синтепона, инструменты и картон для изготовления шаблона, образцы изделий, выполненных с применением техники “лоскутная пластика”, утюг.
  • Дидактическое обеспечение:  презентация “Лоскутная техника ”, карты-подсказки со схемами и названиями этапов работы, учебник.

Планируемый результат: на занятии (2 урока) учащиеся должны будут очень кратко оформить этапы работы до практической работы по раскрою и изготовлению прихватки, заполнить схемы размышлений, провести эксперимент по подбору видов тканей для прихватки, выбрать объект работы, изготовить шаблон (сплошной или рамочный, по выбору).

 

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности рабочих мест, выявление отсутствующих (причина), организация внимания.

Рефлексия

С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Прикрепите пожалуйста лоскуток настроения напротив своей фамилии. Учитель тоже должен прикрепить лоскуток.

Этап самоопределения к деятельности

 Включение в учебную деятельность.

Я недавно сделала ремонт в кухне и купила новую мебель. Но я заметила, что с новой мебелью у меня не стало больше уюта. Я решила обратиться к вам за помощью. Помогите подарить кухне уют! Подскажите, пожалуйста, что кроме мебели может создать уют в кухне?

Актуализация.

Можем ли мы, мы использовать на кухне изделия из ткани?     

Как называются такие изделия?

Всегда ли эти изделия необходимо покупать в магазине?

Из чего можно сшить такие изделия? Как их можно украсить?

Всегда ли для изготовления таких изделий нужно использовать новую ткань?

Учащиеся:  Да, можем.

Это полотенца, скатерти, салфетки, прихватки.

Лучше изделия сшить самой, и украсить его вышивкой, аппликацией или изготовить в лоскутной технике.

Можно проявить свои фантазии и творчество, и всех удивить.

 После работы с тканью, у нас на уроках остается много обрезков и лоскутков, которые можно использовать для пошива прихватки.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? ( Учащиеся формулируют тему урока: познакомится с лоскутной техникой и выполнить изделие в лоскутной технике.

Итак, наша задача – разработать и изготовить для кухни изделия в лоскутной технике.

Показ презентации

Учитель рассказывает о лоскутном шитье, как из рукоделия от бедности оно перешло в разряд искусства и какой популярностью пользуется в сегодняшние дни. Поднимает проблему об утилизации бытовых отходов (лоскутки от раскроя, испорченных вещей и т.д.), как им можно дать вторую жизнь.

Постановка учебной задачи учащимися

        Учитель: Скажите, а для чего нужно при изготовлении нашего изделия   выстраивать поэтапное выполнение работы?

Учащийся: для того, чтобы продумать и просчитать все ситуации, трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы.  Организовать свою деятельность по преодолению этих трудностей, чтобы конечный результат был хорошим и изделие качественным.

Учитель: Любое изделие, которое создает человек, делается для чего-то или кого-то. Вы сегодня должны определить, для кого будет предназначена ваша прихватка. Сможет ли каждая из вас абсолютно самостоятельно выполнить предстоящую работу? (Естественно, что учащиеся еще не достаточно усвоили данный вид работы, поэтому будет нужна помощь).

 

Вводный инструктаж по выполнению работы.

— Чтобы вам было легче справиться с предстоящей работой, я предлагаю сегодня поработать в парах. Вы вместе будете рассуждать, предлагать, заполнять необходимые схемы и производить конкретные действия, которые помогут вам выполнить данный проект.

В помощь каждой паре я раздаю памятки по выполнению работы.

При выполнении эксперимента с прокладочными материалами и с горячим утюгом нужно помнить о правилах техники безопасности (повторение правил т/б).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лоскутная мозайка»

Сценарий урока.

Тема урока: «Лоскутное изделие для кухни-столовой».

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений изготовлять лоскутное изделие.

Задачи обучения

  • ознакомить с лоскутным шитьём как древним и современным видом декоративно-прикладного творчества;

  • ознакомить с узорами лоскутного шитья;

  • способствовать развитию пространственного мышления на примере лоскутных блоков, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности;

  • способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремлённость.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.  

Методы и приемы

  • Организации учебно-практической деятельности: демонстрация, использование информационных технологий; постановка проблемных вопросов, решение поисковых задач, выполнение заданий разного уровня, в том числе творческие.

  • Стимулирования и мотивация: создание эмоционально-нравственной ситуации;

  • Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы по выполнению эскиза и шаблона; проведение эксперимента.

  • Контроля и самоконтроля: использование карты-подсказки для оформления этапов проекта, самооценка своей работы учащимися.

Учебно-методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: компьютер, коллекция тканей, кусочки ватина, синтепона, инструменты и картон для изготовления шаблона, образцы изделий, выполненных с применением техники “лоскутная пластика”, утюг.

  • Дидактическое обеспечение: презентация “Лоскутная техника ”, карты-подсказки со схемами и названиями этапов работы, учебник.

Планируемый результат: на занятии (2 урока) учащиеся должны будут очень кратко оформить этапы работы до практической работы по раскрою и изготовлению прихватки, заполнить схемы размышлений, провести эксперимент по подбору видов тканей для прихватки, выбрать объект работы, изготовить шаблон (сплошной или рамочный, по выбору).



Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности рабочих мест, выявление отсутствующих (причина), организация внимания.

Рефлексия

С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Прикрепите пожалуйста лоскуток настроения напротив своей фамилии. Учитель тоже должен прикрепить лоскуток.

Этап самоопределения к деятельности

Включение в учебную деятельность.

Я недавно сделала ремонт в кухне и купила новую мебель. Но я заметила, что с новой мебелью у меня не стало больше уюта. Я решила обратиться к вам за помощью. Помогите подарить кухне уют! Подскажите, пожалуйста, что кроме мебели может создать уют в кухне?

Актуализация.

Можем ли мы, мы использовать на кухне изделия из ткани?

Как называются такие изделия?

Всегда ли эти изделия необходимо покупать в магазине?

Из чего можно сшить такие изделия? Как их можно украсить?

Всегда ли для изготовления таких изделий нужно использовать новую ткань?

Учащиеся: Да, можем.

Это полотенца, скатерти, салфетки, прихватки.

Лучше изделия сшить самой, и украсить его вышивкой, аппликацией или изготовить в лоскутной технике.

Можно проявить свои фантазии и творчество, и всех удивить.

После работы с тканью, у нас на уроках остается много обрезков и лоскутков, которые можно использовать для пошива прихватки.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? ( Учащиеся формулируют тему урока: познакомится с лоскутной техникой и выполнить изделие в лоскутной технике.

Итак, наша задача – разработать и изготовить для кухни изделия в лоскутной технике.

Показ презентации

Учитель рассказывает о лоскутном шитье, как из рукоделия от бедности оно перешло в разряд искусства и какой популярностью пользуется в сегодняшние дни. Поднимает проблему об утилизации бытовых отходов (лоскутки от раскроя, испорченных вещей и т.д.), как им можно дать вторую жизнь.

Постановка учебной задачи учащимися

Учитель: Скажите, а для чего нужно при изготовлении нашего изделия выстраивать поэтапное выполнение работы?

Учащийся: для того, чтобы продумать и просчитать все ситуации, трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы. Организовать свою деятельность по преодолению этих трудностей, чтобы конечный результат был хорошим и изделие качественным.

Учитель: Любое изделие, которое создает человек, делается для чего-то или кого-то. Вы сегодня должны определить, для кого будет предназначена ваша прихватка. Сможет ли каждая из вас абсолютно самостоятельно выполнить предстоящую работу? (Естественно, что учащиеся еще не достаточно усвоили данный вид работы, поэтому будет нужна помощь).



Вводный инструктаж по выполнению работы.

— Чтобы вам было легче справиться с предстоящей работой, я предлагаю сегодня поработать в парах. Вы вместе будете рассуждать, предлагать, заполнять необходимые схемы и производить конкретные действия, которые помогут вам выполнить данный проект.

В помощь каждой паре я раздаю памятки по выполнению работы .

При выполнении эксперимента с прокладочными материалами и с горячим утюгом нужно помнить о правилах техники безопасности (повторение правил т/б).

Практическая работа по выполнению работы

в процессе которой осуществляется применение знаний и способов действий.

  1. Первоначальные идеи. (записать идеи о поделках для кухни. Например: подушка для стульев, прихватки, подтарелочные салфетки)
    Мне нравятся все варианты, но вы должны выбрать один, который отвечает следующим требованиям.

  1. Доступная технология изготовления

  2. Небольшой расход ткани

  3. Простая конструкция

  4. Быстрое изготовление

  5. Необходимое в быту

  6. Соответствие цветовой гамме кухни

  7. Из натуральной ткани

  8. Красивая яркая расцветка

Для выбора лучшего варианта я предлагаю вам заполнить таблицу

Отвечая на вопросы, учащиеся заносят в таблицу свои ответы, обозначая их «+» и «-».

Изделия

Критерии выбора

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

Подушки для стульев

+

+

-

-

+

+

+

+

6 баллов

Прихватки

+

+

+

+

+

+

+

+

8 баллов

Подтарелочные салфетки

+

+

+

-

+

+

+

+

7 баллов



Учитель осуществляет целевой обход, работает индивидуально с теми, кто нуждается в помощи.

По мере готовности учащихся вместе подводим итог. Оценив все изделия, и подытожив результаты мы решили сшить прихватки. У нас не так много времени, чтобы изготовить для всей семьи подушки для стульев или подтарелочные салфетки.

Проведение физкульминутки.

Самостоятельная работа учащихся

  • Какую выбрать форму прихваток? (квадратную)

  • Какого размера будет прихватка? (17 см)

  • Выбор нужной ткани (ситец)

  • Выбор дополнительных материалов (синтепон-прокладка)

(фланель-подкладка)

  • Обработка и украшение края (атласная лента)

А теперь давай те сделаем шаблоны.

Разбираем технологическую карту.

Разбираем ТБ.

Приступаем к практической работе.

Информация о домашнем задании

Составить план соединения деталей прихватки, возможно, кому-то надо заменить лоскутки ткани по цвету, либо по фактуре — это будет понятно во время урока и даны индивидуальные рекомендации.

Подведение итогов занятия

Подведение итогов самими учащимися, учитель указывает на типичные недочеты и ошибки в работе.

Рефлексия

— Тебе было интересно на уроке?

— Смогла ли ты справиться с задачей урока? Если нет, почему?

— Тебе помогла работа в паре с одноклассницей? Чем?

— Как ты думаешь, а с тобой было интересно работать твоей напарнице?

— А теперь заполним карту настроения.

Уборка рабочих мест

Приведение в порядок учащимися рабочих мест после вырезания картона,

Дежурные собирают памятки и раздаточный материал.

Спасибо за урок.



















































Приложение 1.

Памятка для выполнения проекта по изготовлению прихватки.

Схема основных этапов проекта



Проблема, цель



Исследование





Планирование



Оценка



Идеи, выбор лучшей





Изготовление

















1-й этап. Определение потребности в изделии, выполненном в лоскутной технике и краткая формулировка задачи.

2

Где взять лоскутки?

-й этап. Исследование:









Требования к лоскуткам для изготовления прихватки













- Какими свойствами должны обладать ткани, из которых вы будете шить прихватку?

- Как вы думаете, все ли ткани, которые имеются у вас подходят к этим свойствам?

- Почему не подходят?

- Почему прихватка должна быть достаточно плотной, толстой?

- Какой материал лучше использовать в качестве прокладки?

Проведите эксперимент:

Для этого возьмите лоскуты ватина и синтепона. Поместите их поочередно между двумя слоями ткани и проутюжьте горячим утюгом. Проверьте, как пропускают тепло эти материалы. Сделайте вывод.

Подумайте о форме прихватки и заполните схему

Форма прихватки



















Форму можно зарисовать.

Определение требований (критериев) к изделию.

Задание: предложите свои критерии для составления схемы на доске. Может выступить один от пары.

3-й этап. Первоначальные идеи.

Прихватки, выполненные по разным схемам: Просмотреть схемы на листах, выполненные в цвете (на доске). Предложить свои идеи, если есть желание.

Оценка идей и выбор лучшей идеи.

Оцените свои способности и возможности при выборе идеи.

Оценку идей можно произвести так:

№ идеи



Критерии оценки

Оценка

1

2

3

4

1.


+

-

+

+

2.






3.






4.






5.







Итого:







Вывод:

4-й этап: Планирование.

— Выполни чертеж конструкции нужного размера (какой тебе хочется, но с учетом целесообразности).

— Изготовь из картона базовое лекало (шаблон) нужного размера. Если твоя прихватка будет состоять из квадратов, то изготовь квадрат, если из треугольников, то тебе необходимо сделать шаблон треугольника.

Условие: при выполнении шаблона натуральной величины необходимо по всем сторонам сделать припуск по 1 см на швы.



Шаблон может быть сплошным

1 см



1 см 1 1см

1см













Или рамочным









— Дома подумайте о цветовом решении.





Приложение 2.

Основные понятия по проекту

Понятие

Что оно означает

Проект

Это «идея», замысел, план.


Основные компоненты (этапы) проекта

  1. Определение потребностей и краткая формулировка задачи.

  2. Набор первоначальных идей.

  3. Проработка одной или нескольких идей.

  4. Планирование и изготовление изделий.

  5. Испытание и оценка изделия.

Виды потребностей

  1. Физиологические (вода, пища, тепло, жилье и т. д.)

  2. В безопасности и сохранении здоровья.

  3. Интеллектуальные (образование, посещение выставок, театров, музеев и т. д.).

  4. В общении и уважении.

  5. В самовыражении.

Интервью

Опрос одного или нескольких людей по какой-либо теме.


Открытые вопросы

С их помощью можно узнать факты «да» или «нет». Например: «Ты умеешь вышивать?»

Закрытые вопросы

С их помощью можно узнать мнение людей.

Например: «Какие виды вышивки тебе нравятся больше всего?»

Критерий

Способ, показатель для оценки, или требование к будущему изделию.

Дизайн-анализ

Способ исследования изделий, сделанных другими людьми. (Определить, почему выбран такой материал, способ изготовления, форма, отделка и другое).

Краткая формулировка задачи

Начинается со слов: «Разработать и изготовить», затем говорим «что» и «для кого или чего».

Открытая формулировка задачи

Разработать и изготовить игру для младшего брата.

Игра – понятие обобщенное, игры могут быть разные.

Закрытая формулировка задачи

Разработать и изготовить для младшего брата кубики с цифрами для обучения счету.

Кубики с цифрами – конкретная игра.


«Мозговой штурм»

Это свободное выражение своих мыслей. Имеется в виду по поводу идей будущего изделия.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лоскутная мозайка

Автор: Преснякова Светлана Викторовна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249839

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(21) "Құрақ құрау"
    ["seo_title"] => string(15) "k_u_rak_k_u_rau"
    ["file_id"] => string(6) "401712"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489984805"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства