kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по технологии Тема: Дизайн швейных изделий в технике текстильной мозаики (пэчворк, квилт, курак и др.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема: Дизайн швейных изделий в технике текстильной мозаики (пэчворк, квилт, курак и др.). Разработка идей. Эскиз. Выбор и подготовка материала. Последовательность выполнения работы.

Цели:                        

Дидактическая:         Дать понятие о лоскутной технике шитья.

Дать представление о последовательности сборки узора.

Коррекционная:       Коррекция логического мышления и воображения на основе упражнений по составлению узора из отдельных элементов.

Воспитательная:       Воспитание любви к народному творчеству, аккуратности, экономности, трудолюбия.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование, инструменты и материалы: швейная машина, утюг, игла, ножницы, мел, лоскут, нитки.

Наглядные пособия: образец изделия, схемы узоров в технике «пэчворк», шаблоны из картона, образцы швов, последовательность сборки узора, карточки со слогами, инструкционные карты.

Девиз урока: Не запрещай себе творить!

                        Пусть иногда выходит криво,

                        Твои нелепые мотивы

                        Никто не сможет повторить.

                                             (Марина Цветаева)

I.Организационный момент.

Сегодня на уроке приветствую я всех.

Поверьте, знаю точно, вас ждет большой успех!

Учились на занятиях кроить, вязать и шить.

Сегодня будем с вами из лоскута творить.

II. Введение в тему. Сообщение темы и целей урока.

В. - Девочки, представьте, что у вас на самом видном месте порвалась наволочка. Что делать?

О. - Купить новую, выбросить, сделать заплатку.

А я предлагаю обновить вашу наволочку - сделать из лоскутков вот такой оригинальный квадрат и пришить его на испорченную сторону, а хорошую оставить прежней. И у вас получится новая подушка. Такую наволочку сможет сделать не только мастерица, но и каждая из вас. Нужно просто хотеть, знать и уметь. Вы будете уметь, если будете знать. И будете знать, если только захотите. Давайте захотим, и ваш дом будет радовать лоскутная наволочка, пододеяльник, панно или просто прихватка.

Тема нашего урока - ПЭЧВОРК - лоскутная техника шитья (достать тетради и записать).

Словарная работа - ПЭЧВОРК.

III. Объяснение нового материала.

ПЭЧВОРК - лоскутная техника шитья. Соединение в одном изделии лоскутов тканей разных по расцветке и фактуре.

Применяется для изготовления одеял, подушек, ковриков, прихваток, одежды,  а также для украшения изделий.

   

Для лоскутной техники можно использовать ткани как новые, так и бывшие в употреблении (экономия).

1.Из истории возникновения ПЭЧВОРКА:

Подарила мне бабушка одеяло лоскутное – 
  Из цветных треугольничков, сшитых лёгкой иглой.
  И ночами морозными сновиденья уютные,
  Как узоры знакомые, набегают волной.

                                                                              (В. Поликарпова)

Мал лоскут, а, нужен! Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины, изы­сканные по цвету стеганые одеяла и другие, сказочные по красо­те изделия, достойные показа на всемирных выставках. Накап­ливают лоскутики и те, кто пока только мечтает научиться это­му старинному рукоделию, корни которого уходят в далекое прошлое. Принято считать, что эта техника зародилась в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лос­кута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань - материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исклю­чена возможность появления лоскутного рукоделия в несколь­ких странах одновременно. На Руси принято считать причиной появления своеобразного лоскутного шитья бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать но­вую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Не случайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья на Руси возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древ­нее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называют также «лоскутной мозаикой». В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изде­лия из лоскута по праву заняли достойное место среди произве­дений декоративно-прикладного и народного искусства.

Английские названия «пэчворк»  - лоскутное шитье и «квилт»  - стеганое одеяло появились в совре­менной России совсем недавно, когда наши соотечественницы в городах столкнулись с возможностями этого творчества бла­годаря иностранцам. Многие даже считали, что лоскутного творчества в России и не было никогда. Это не соответствует действительности. В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографическо­го музея хранится - немало изделий, отделанных лоскутной ап­пликацией, необыкновенные стеганые одеяла XVIII века хра­нятся и в Историческом музее в Москве. История сохранила сведения даже о том, что Наталья Гончарова - жена Пушкина - шила своим детям одеяла из цветных лоскутков.

IV.  Повторение пройденного материала

В. – вспомните, какие виды тканей вы знаете?

О. - хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые.

Возьмите образцы тканей и разложите их по видам,

В. - Вспомните, какие изделия вы шили из х\б тканей?

О. - блузку, халат, ночную сорочку, фартук.

-   А в лоскутной технике из х\б тканей выполняют прихвагки, салфетки, наволочки, одеяла. Они хорошо подходят для начинающих работать в лоскутной технике. Они не осыпаются, хорошо  утюжатся.

-  Льняные ткани также хороши в работе. Изделия из них долговечны. А вот шелковые ткани хуже. Они при частом употреблении секутся. Изделия из них недолговечны.

В. - А что можно сшить из шерстяных тканей?

О.- пальто, пиджаки, юбки, брюки.

В лоскутной технике их хорошо использовать для изготовления ковриков, пледов, панно. Они очень мягкие и пластичные.

Девочки, обратите внимание на узор. Он состоит из отдельных одинаковых по форме и размеру элементов.

В. - Из каких геометрических фигур состоит узор?

О. - квадратов, треугольников, прямоугольников.

Для удобства выкраивания и чтобы они получились одинаковые, ровные, используют шаблон из картона или плотной бумаги. Шаблон накладывают на ткань, на изнаночную сторону обводится по внутреннему и внешнему контурам. Затем вырезается по внешнему, а стачивается по внутреннему.

1. Упражнение для развития сенсомоторики:

Закройте глаза и обеими руками одновременно нарисуйте прямоугольники.

2. Анализ образца изделия.

Обратите внимание на изнаночную сторону квадрата.

В. - Какой шов используется для стачивания деталей? Найдите его среди образцов швов.

О.- Стачной взаутюжку.

Все узоры, как мы уже сказали, состоят из геометрических элементов. Но, чтобы получить узор, надо соединять  элементы в определенной последовательности.

Последовательность сборки показывается цифрами. Например, «звезда».

«мельница», «изба».

Задание: соберите узор квадрата из бумаги. Последовательность сборки  перед вами.

3. Физкультминутка.

V. Самостоятельная работа.

1. Вводный инструктаж:

Во время самостоятельной работы начнем выполнять по схеме квадрат. Итак, мы решили, что лучше для работы подходят х\б ткани, что пользоваться при раскрое надо шаблонами, соединять детали стачным швом.

2.Игра «Составь последовательность».

Я составила последовательность выполнения работы, но я тут что-то перепутала, помогите все расставить по местам:

Подготовить ткань.

Наложить   шаблон и обвести (мел, картон).

Вырезать        полоски, квадраты.

Стачать  детали по схеме (швы прямые).

В. - Какие инструменты нам понадобятся?

О.- игла, ножницы, утюг, швейная машина.

3. Правила ТБ: с ножницами, утюгом, иглой, швейной машиной.

Каждый возьмите ткани, какие вам больше понравятся. Проявите свое воображение и выполните квадрат по схеме. Кто-то захочет сделать кусочек солнца, неба, огня.

4. Упражнения для пальцев рук («помыли», «замок», «пальцы здороваются», «стряхнуть воду»)

5. Целевые обходы.

6. Упражнения для профилактики нарушения зрения.

VI. Закрепление пройденного материала

1.Игра «Собери слово»

По тропинке во весь дух

Мчится по лесу петух,

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!»

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой,

Из-под ёлки фыркнул ёж:

–  Все грибы ты растрясешь!

Ёжик прав: у петуха

В кузовке одна труха:

Лос-у-бор-лон- с-ворк-э-шаб-пэч-ле-зор-кут-ка-мент.

Задание: Все слова у петуха перепутались. Составьте из слогов  слова,  которые имеют отношение к  уроку?

Карточки со слогами (пэчворк, узор, шаблон, лоскут, сборка, элемент).

VII. Итог урока

1. Анализ выполненной работы.

Девочки, все мы делали квадрат по одной и той же схеме. Посмотрите,  какие они получились разные, потому что мы тоже разные.

Посмотрев на ваши квадраты можно сказать о вашем характере и настроении (прочитать черты характера присущие различным цветам).

2. Уборка рабочих мест. Выставление оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии Тема: Дизайн швейных изделий в технике текстильной мозаики (пэчворк, квилт, курак и др.).»

Урок № 45 5 класс (девочки)

Тема: Дизайн швейных изделий в технике текстильной мозаики (пэчворк, квилт, курак и др.). Разработка идей. Эскиз. Выбор и подготовка материала. Последовательность выполнения работы.

Цели:

Дидактическая: Дать понятие о лоскутной технике шитья.

Дать представление о последовательности сборки узора.

Коррекционная: Коррекция логического мышления и воображения на основе упражнений по составлению узора из отдельных элементов.

Воспитательная: Воспитание любви к народному творчеству, аккуратности, экономности, трудолюбия.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование, инструменты и материалы: швейная машина, утюг, игла, ножницы, мел, лоскут, нитки.

Наглядные пособия: образец изделия, схемы узоров в технике «пэчворк», шаблоны из картона, образцы швов, последовательность сборки узора, карточки со слогами, инструкционные карты.


Девиз урока: Не запрещай себе творить!

Пусть иногда выходит криво,

Твои нелепые мотивы

Никто не сможет повторить.

(Марина Цветаева)


I.Организационный момент.

Сегодня на уроке приветствую я всех.

Поверьте, знаю точно, вас ждет большой успех!

Учились на занятиях кроить, вязать и шить.

Сегодня будем с вами из лоскута творить.

II. Введение в тему. Сообщение темы и целей урока.

В. - Девочки, представьте, что у вас на самом видном месте порвалась наволочка. Что делать?

О. - Купить новую, выбросить, сделать заплатку.

А я предлагаю обновить вашу наволочку - сделать из лоскутков вот такой оригинальный квадрат и пришить его на испорченную сторону, а хорошую оставить прежней. И у вас получится новая подушка. Такую наволочку сможет сделать не только мастерица, но и каждая из вас. Нужно просто хотеть, знать и уметь. Вы будете уметь, если будете знать. И будете знать, если только захотите. Давайте захотим, и ваш дом будет радовать лоскутная наволочка, пододеяльник, панно или просто прихватка.

Тема нашего урока - ПЭЧВОРК - лоскутная техника шитья (достать тетради и записать).

Словарная работа - ПЭЧВОРК.

III. Объяснение нового материала.

ПЭЧВОРК - лоскутная техника шитья. Соединение в одном изделии лоскутов тканей разных по расцветке и фактуре.

Применяется для изготовления одеял, подушек, ковриков, прихваток, одежды,  а также для украшения изделий.

Для лоскутной техники можно использовать ткани как новые, так и бывшие в употреблении (экономия).

1.Из истории возникновения ПЭЧВОРКА:

Подарила мне бабушка одеяло лоскутное – 
  Из цветных треугольничков, сшитых лёгкой иглой.
  И ночами морозными сновиденья уютные,
  Как узоры знакомые, набегают волной.

(В. Поликарпова)

Мал лоскут, а, нужен! Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины, изы­сканные по цвету стеганые одеяла и другие, сказочные по красо­те изделия, достойные показа на всемирных выставках. Накап­ливают лоскутики и те, кто пока только мечтает научиться это­му старинному рукоделию, корни которого уходят в далекое прошлое. Принято считать, что эта техника зародилась в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лос­кута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань - материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исклю­чена возможность появления лоскутного рукоделия в несколь­ких странах одновременно. На Руси принято считать причиной появления своеобразного лоскутного шитья бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать но­вую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Не случайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья на Руси возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древ­нее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называют также «лоскутной мозаикой». В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изде­лия из лоскута по праву заняли достойное место среди произве­дений декоративно-прикладного и народного искусства.

Английские названия «пэчворк» - лоскутное шитье и «квилт» - стеганое одеяло появились в совре­менной России совсем недавно, когда наши соотечественницы в городах столкнулись с возможностями этого творчества бла­годаря иностранцам. Многие даже считали, что лоскутного творчества в России и не было никогда. Это не соответствует действительности. В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографическо­го музея хранится - немало изделий, отделанных лоскутной ап­пликацией, необыкновенные стеганые одеяла XVIII века хра­нятся и в Историческом музее в Москве. История сохранила сведения даже о том, что Наталья Гончарова - жена Пушкина - шила своим детям одеяла из цветных лоскутков.


IV.  Повторение пройденного материала


В. – вспомните, какие виды тканей вы знаете?

О. - хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые.

Возьмите образцы тканей и разложите их по видам,

В. - Вспомните, какие изделия вы шили из х\б тканей?

О. - блузку, халат, ночную сорочку, фартук.

-   А в лоскутной технике из х\б тканей выполняют прихвагки, салфетки, наволочки, одеяла. Они хорошо подходят для начинающих работать в лоскутной технике. Они не осыпаются, хорошо  утюжатся.

-  Льняные ткани также хороши в работе. Изделия из них долговечны. А вот шелковые ткани хуже. Они при частом употреблении секутся. Изделия из них недолговечны.

В. - А что можно сшить из шерстяных тканей?

О.- пальто, пиджаки, юбки, брюки.

В лоскутной технике их хорошо использовать для изготовления ковриков, пледов, панно. Они очень мягкие и пластичные.

Девочки, обратите внимание на узор. Он состоит из отдельных одинаковых по форме и размеру элементов.

В. - Из каких геометрических фигур состоит узор?

О. - квадратов, треугольников, прямоугольников.

Для удобства выкраивания и чтобы они получились одинаковые, ровные, используют шаблон из картона или плотной бумаги. Шаблон накладывают на ткань, на изнаночную сторону обводится по внутреннему и внешнему контурам. Затем вырезается по внешнему, а стачивается по внутреннему.


1. Упражнение для развития сенсомоторики:

Закройте глаза и обеими руками одновременно нарисуйте прямоугольники.


2. Анализ образца изделия.

Обратите внимание на изнаночную сторону квадрата.

В. - Какой шов используется для стачивания деталей? Найдите его среди образцов швов.

О.- Стачной взаутюжку.

Все узоры, как мы уже сказали, состоят из геометрических элементов. Но, чтобы получить узор, надо соединять элементы в определенной последовательности.

Последовательность сборки показывается цифрами. Например, «звезда».

«мельница», «изба».

Задание: соберите узор квадрата из бумаги. Последовательность сборки перед вами.

3. Физкультминутка.

V. Самостоятельная работа.

1. Вводный инструктаж:

Во время самостоятельной работы начнем выполнять по схеме квадрат. Итак, мы решили, что лучше для работы подходят х\б ткани, что пользоваться при раскрое надо шаблонами, соединять детали стачным швом.

2.Игра «Составь последовательность».

Я составила последовательность выполнения работы, но я тут что-то перепутала, помогите все расставить по местам:

Подготовить ткань.

Наложить   шаблон и обвести (мел, картон).

Вырезать полоски, квадраты.

Стачать  детали по схеме (швы прямые).

В. - Какие инструменты нам понадобятся?

О.- игла, ножницы, утюг, швейная машина.

3. Правила ТБ: с ножницами, утюгом, иглой, швейной машиной.

Каждый возьмите ткани, какие вам больше понравятся. Проявите свое воображение и выполните квадрат по схеме. Кто-то захочет сделать кусочек солнца, неба, огня.

4. Упражнения для пальцев рук («помыли», «замок», «пальцы здороваются», «стряхнуть воду»)

5. Целевые обходы.

6. Упражнения для профилактики нарушения зрения.

VI. Закрепление пройденного материала

1.Игра «Собери слово»

По тропинке во весь дух

Мчится по лесу петух,

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!»

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой,

Из-под ёлки фыркнул ёж:

–  Все грибы ты растрясешь!

Ёжик прав: у петуха

В кузовке одна труха:

Лос-у-бор-лон- с-ворк-э-шаб-пэч-ле-зор-кут-ка-мент.

Задание: Все слова у петуха перепутались. Составьте из слогов слова, которые имеют отношение к уроку?

Карточки со слогами (пэчворк, узор, шаблон, лоскут, сборка, элемент).

VII. Итог урока

1. Анализ выполненной работы.

Девочки, все мы делали квадрат по одной и той же схеме. Посмотрите, какие они получились разные, потому что мы тоже разные.

Посмотрев на ваши квадраты можно сказать о вашем характере и настроении (прочитать черты характера присущие различным цветам).

2. Уборка рабочих мест. Выставление оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тыш Светлана Владимировна

Дата: 02.04.2018

Номер свидетельства: 464676


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства