« Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.»
« Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.»
Цели урока:
1. Обучающая: расширить кругозор учащихся по истории лепки хлеба и хлебобулочных изделий из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении изделий из соленого теста.
2. Развивающая: развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес, работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.
3.Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к хлебу и людям труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.
Форма урока – рассказ, беседа, практическая работа
Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, беседа, самостоятельная работа.
Тип урока – комбинированный.
Объект работы: соленое тесто.
Наглядно-иллюстрированный материал: образцы с поделками из соленого теста, технологическая последовательность изготовления теста и сувениров, видеофильм.
Средства обучения (оборудование, инструменты, материалы): ножницы, стеки, гуашь, мука, соль, масло, вода, миска.
Практическая работа: изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
III Физминутка.
IV Практическая работа.
V. Рефлексия, закрепление нового материала.
VI Подведение итогов урока
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие, контроль посещаемости.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Изучение нового материала.
-Отгадайте загадку:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет. (Хлеб.)
-А кто знает стихи, пословицы, поговорки о хлебе?
Рос сперва на воле в поле,
летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам – хлебом.
Пословицы и поговорки:
Хлеб всему голова.
Будет хлеб - будет и обед.
Кто трудиться рад,
Тот будет хлебом богат.
Рассказ учителя.
Мы живем в городе Ульяновске.
-А как раньше назывался наш город? (Симбирск)
В нашем городе было место торговли хлебом и зерновыми продуктами, а называлось оно «Хлебная площадь».
13 августа 1864 года в Симбирске начался страшный пожар, который продолжался 9 дней. Потоки огня при сильном ветре быстро уничтожали один квартал за другим. Симбирск сгорел почти полностью, уцелела только одна четвертая часть города около реки Свияги.
Жителям нашего города тогда пришлось очень трудно.
Но еще труднее было жителям Ленинграда.
-Как сейчас называется этот город?
В этом году 27 января исполняется 70 лет как была снята блокада Ленинграда. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе с взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей.
Тогда хлеб был на вес золота.
Самой тяжелой была зима 1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало. В него добавляли жмых, целлюлозу, обойный клей.
-Как нужно относиться к хлебу? (Бережно)
На Руси был обряд встречать дорогих гостей хлебом ,солью. И в наше время встречают жениха и невесту хлебом и солью.
-Ребята, что мы будем делать сегодня на уроке?(лепить хлеб)
-Какие зерновые культуры вы знаете? (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза.)
Словесно-иллюстративный рассказ.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с приемами работы с соленым тестом, научимся изготавливать хлебобулочные изделия и разукрашивать их. Девизом нашего урока будет пословица: «Рукам работа – душе праздник!»
Поделки из солёного теста — очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.
Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.
В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных инструментов.
На Руси ещё IХ веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготовляли для всех праздников самой разной величины и формы, в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля)-день первого выгона скота и лошадей пекли «козули»-сделанные из ржаного теста.
Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Китае, начиная с ХVII века, делали марионетки из теста. Один из художественных народных промыслов Эквадора — поделки из ярко окрашенного теста.
В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышными орнаментами.
В Польше, Чехии, Словении очень популярны картины из теста.
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для творчества.
И его стали называть - тестопластика.
Просмотр фильма «Откуда к нам хлеб пришел»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям:
-должно быть сухим, светлым, тёплым;
-с естественным доступом воздуха;
-хорошо налаженной вентиляцией
-по площади достаточной для проведения занятий в составе 15-20 человек;
-расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см;
-сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула;
-до и после работы тщательно мыть руки с мылом.
А теперь ,ребята, встать
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд.
При сушке, если используется духовой шкаф проверить его исправность, включать и выключать духовой шкаф только сухими руками, соблюдать температурный режим.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
1.Мука. Для приготовления солёного теста используется пшеничная и ржаная мука. Но в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твёрдое.
2.Соль. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую. Но лучше всего подходит соль «Экстра» мелкого помола.
3.Вода. При замесе теста используется холодная вода.
4.Гуашь или акварельные краски.
5..Скалка для раскатывания теста
6.Деревянный стек.
7.. Ножницы.
IV.Практическая работа.
Учитель предлагает детям, подумать и выбрать какие хлебобулочные изделия они будут лепить. Напомнить различные приёмы лепки. Если дети задумали вылепить
Торт, то педагог объясняет детям, что нужно скатать толстую лепёшку и вырезать из неё ¼ часть как будто вы отрезали себе кусочек торта. Торт сверху можно украсить вылепленной из солёного теста вишенкой или свечкой.
Для того, чтобы вылепить хлеб, скатываем шарик, сформировываем из него кирпичик, напоминавший булку хлеба.
Хлебную соломку лепим путём раскатывания теста прямыми движениями рук.
Бублики и баранки, раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы). Крендельки, раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.
Печенье, пряники раскатываем тесто круговыми движениями, и сплющиваем шарик.
(Выполнение работы детьми)
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА
1.Замес теста.
Рецепт приготовления теста: 2части муки (200г.); 1часть мелкой соли(200г.);3/4части воды (около 125мл.) воды. При приготовлении теста его необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Эластичность теста можно достичь, добавив при замешивании 1-2 чайной ложки растительного масла. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если прилипает к рукам - муки.
Сушка изделий
1.Воздушная сушка
Изделия сушат на воздухе, из расчёта на 1 мм толщины изделия требуется 1 день сушки. Готовое для просушки изделие кладётся на освещённое солнцем место. При не достатке солнечного света объемное изделие деформируется. Воздушная сушка занимает много времени, зато не требует расходов на электроэнергию.
2. Сушка в духовом шкафу
Время сушки в духовом шкафу электроплиты на противне 1 час на каждые 1/2см толщены при температуре 75С.
Изделия из окрашенного теста следует сушить при низкой температуре не более
50С, иначе их цвет изменится.
Для того чтобы определить полностью ли высохло изделие, необходимо взять его с противня, положить на кухонную прихватку и постучать по обратной стороне изделия. Если звук звонкий, значит изделие высушено. Если же звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи.
Раскрашивание изделий
Перед раскрашиванием нужно убедиться, хорошо ли просушено изделие. Готовые изделия раскрашивают гуашью или акварельными красками
Солёное тесто можно получить и цветным, если при вымешивании добавить водный раствор гуаши или же пищевых красок.
V.Рефлексия с целью закрепления вновь полученных знаний и сведений
Учитель: Цель нашего урока: познакомиться с историей и технологией изготовления сувениров из соленого теста, с изготовлением композиций из соленого теста. А сейчас мы узнаем, насколько вам интересно было содержание нашего урока и что из него вы запомнили. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:
Что нового вы узнали на уроке?
Чему вы научились на уроке?
Как правильно организовать рабочее место?
Какие правила техники безопасности нужно выполнять, работая с солёным тестом?
Каков рецепт приготовления солёного теста?
Какие используются способы сушки фигурок из солёного теста?
Какие краски используются для раскрашивания изделий из солёного теста?
Понравилось ли вам работать?
VI. Подведение итогов урока
Учитель оценивает работу учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательная область (направление внеурочной деятельности)
Прикладное творчество
Учебный предмет (название курса внеурочной деятельности)
Технология
Тема урока (занятия)
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста
Даю согласие на обработку и использование моих персональных данных при организации и проведении конкурса «Академический успех»
Число 28.01.2015 г.
Подпись __________ /Сорока Т. Б./
Тема урока: Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста
Возраст учащихся: 2 класс
Форма проведения: рассказ, беседа, практическая работа
Цели урока:
1. Обучающая: расширить кругозор учащихся по истории лепки хлебобулочных изделий из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении изделий из соленого теста.
3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к хлебу и людям труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
знать историю использования зерновых культур на территории края, уметь отмеривать и отрезать тесто по заданным размерам, удерживать тесто во время работы;
расширить знания учащихся о различных видах хлебобулочных изделий и о способах выпекания хлеба;
слушают и понимают других, сотрудничают с учителем и детьми, взаимно контролируют друг друга.
Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, беседа, самостоятельная работа.
Тип урока – комбинированный.
Наглядно-иллюстрированный материал: образцы с поделками из соленого теста, технологическая последовательность изготовления теста, видеофильм.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие, контроль посещаемости.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Изучение нового материала.
-Отгадайте загадку:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет. (Хлеб.)
-А кто знает пословицы, поговорки о хлебе?
Пословицы и поговорки:
Хлеб всему голова.
Будет хлеб - будет и обед.
Кто трудиться рад,
Тот будет хлебом богат
Беседа:
Каждый день мы кушаем хлебушек.
- А из чего его делают? (из муки)
А муку из чего делают? (из зерна)
- А откуда появляется зерно? (выращивают)
- Какие зерновые культуры вы знаете? (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза)
Показ иллюстраций, где показано как выращивают хлеб.
- А у нас в ульяновской области выращивают зерновые культуры? (да)
- Правильно, ребята. Так как наша поверхность равнинная, то это удобно для выращивания хлебов и других зерновых культур.
- Вам было задано найти информацию о том, как раньше изготавливали хлеб.
Выступление учеников:
1) Село Старая Майна раньше называли село Купеческое. И там жили зажиточные крестьяне и купцы. В этом селе было несколько мельниц. Крестьяне пекли хлеб и потом продавали в лавках. А так как у нас протекает река Волга, то хлебом торговали и на пристани, куда приезжали купцы из других городов.
2) В нашем городе было место торговли хлебом и зерновыми продуктами, а называлось оно «Хлебная площадь».
13 августа 1864 года в Симбирске начался страшный пожар, который продолжался 9 дней. Потоки огня при сильном ветре быстро уничтожали один квартал за другим. Симбирск сгорел почти полностью, уцелела только одна четвертая часть города около реки Свияги.
Учитель:
- Жителям нашего города тогда пришлось очень трудно.
- Но еще труднее было жителям Ленинграда.
-Как сейчас называется этот город? (Санкт-Петербург)
3) В этом году 27 января исполняется 71 год как была снята блокада Ленинграда. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе со взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей.
Тогда хлеб был на вес золота.
Самой тяжелой была зима 1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети - 125 граммов хлеба. И этот хлеб был очень непохож на нынешний. Только наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало. В него добавляли жмых, целлюлозу, обойный клей.
- Как нужно относиться к хлебу? (Бережно)
Просмотр фильма «Откуда к нам хлеб пришел»
III. Физминутка
Ты смотри, зима настала!
Снега выпало немало.
Ну, скорей беги за мной,
Поиграй в снежки и … стой!
На Руси был обряд встречать дорогих гостей хлебом, солью. И в наше время встречают жениха и невесту хлебом и солью. (Показ каравая хлеба)
Его мы поедим на перемене, когда вы вымоете руки.
- Ребята, что мы будем делать сегодня на уроке? (лепить хлеб)
- А из чего? (из соленого теста)
- Как это называется? (макет - уменьшенная копия)
Словесно-иллюстративный рассказ.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с приемами работы с соленым тестом, научимся изготавливать хлебобулочные изделия. Девизом нашего урока будет пословица: «Рукам работа – душе праздник!»
Поделки из солёного теста — очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для творчества.
И его стали называть - тестопластика.
Организация рабочего места
Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям:
-должно быть сухим, светлым, тёплым;
-с естественным доступом воздуха;
-хорошо налаженной вентиляцией
-расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см;
-сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула;
-до и после работы тщательно мыть руки с мылом.
Инструктаж по технике безопасности
При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд.
При сушке, если используется духовой шкаф проверить его исправность, включать и выключать духовой шкаф только сухими руками, соблюдать температурный режим.
Материалы и инструменты
1.Мука. Для приготовления солёного теста используется пшеничная и ржаная мука. Но в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твёрдое.
2.Соль. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую. Но лучше всего подходит соль «Экстра» мелкого помола.
3. Вода. При замесе теста используется холодная вода.
4. Гуашь или акварельные краски.
5. Скалка для раскатывания теста
6. Деревянный стек.
7. Ножницы.
IV.Практическая работа.
Учитель предлагает детям, подумать и выбрать какие хлебобулочные изделия они будут лепить. Напомнить различные приёмы лепки. Если дети задумали вылепить
Торт, то педагог объясняет детям, что нужно скатать толстую лепёшку и вырезать из неё ¼ часть как будто вы отрезали себе кусочек торта. Торт сверху можно украсить вылепленной из солёного теста вишенкой или свечкой.
Для того, чтобы вылепить хлеб, скатываем шарик, сформировываем из него кирпичик, напоминавший булку хлеба.
Хлебную соломку лепим путём раскатывания теста прямыми движениями рук.
Бублики и баранки, раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы). Крендельки, раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.
Печенье, пряники раскатываем тесто круговыми движениями, и сплющиваем шарик.
(Выполнение работы детьми)
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА
Замес теста.
Рецепт приготовления теста: 2части муки (200г.); 1часть мелкой соли(200г.);3/4части воды (около 125мл.) воды. При приготовлении теста его необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Эластичность теста можно достичь, добавив при замешивании 1-2 чайной ложки растительного масла. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если прилипает к рукам - муки.
Сушка изделий
Существует несколько способов сушки:
Воздушная сушка
Изделия сушат на воздухе, из расчёта на 1 мм толщины изделия требуется 1 день сушки. Готовое для просушки изделие кладётся на освещённое солнцем место. При не достатке солнечного света объемное изделие деформируется. Воздушная сушка занимает много времени, зато не требует расходов на электроэнергию.
2. Сушка в духовом шкафу
Время сушки в духовом шкафу электроплиты на противне 1 час на каждые 1/2см толщены при температуре 75С.
Изделия из окрашенного теста следует сушить при низкой температуре не более
50С, иначе их цвет изменится.
Для того чтобы определить полностью ли высохло изделие, необходимо взять его с противня, положить на кухонную прихватку и постучать по обратной стороне изделия. Если звук звонкий, значит изделие высушено. Если же звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи.
Раскрашивание изделий
Перед раскрашиванием нужно убедиться, хорошо ли просушено изделие. Готовые изделия раскрашивают гуашью или акварельными красками
Солёное тесто можно получить и цветным, если при вымешивании добавить водный раствор гуаши или же пищевых красок.
V. Рефлексия с целью закрепления вновь полученных знаний и сведений
Учитель: Цель нашего урока: познакомиться с историей и технологией изготовления хлебобулочных изделий из соленого теста. А сейчас мы узнаем, насколько вам интересно было содержание нашего урока и что из него вы запомнили. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему вы научились на уроке?
- Как правильно организовать рабочее место?
- Какие правила техники безопасности нужно выполнять, работая с солёным тестом?
- Каков рецепт приготовления солёного теста?
- Какие используются способы сушки фигурок из солёного теста?
- Какие краски используются для раскрашивания изделий из солёного теста?
- Понравилось ли вам работать?
VI. Подведение итогов урока
Учитель оценивает работу учащихся.
Список использованной литературы:
1. Белова А.А. «Вкусная сказка из теста», издательство «ЭКСМО» 2007г.