Конспект занятия
«Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»
Ознакомление с окружающим + развитие речи + исследовательская
деятельность + лепка
Образовательная область: Социум, познание, творчество
Раздел: Ознакомление с окружающим, развитие речи, исследовательская деятельность, лепка.
Тема: «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»
Задачи:
Познакомить со старинным обычаем «Встречаем гостей хлебом с солью». Расширять знания детей о разных видах хлебобулочных изделий,
Развивать познавательный интерес, внимание, любознательность,
Уточнить представления о свойствах муки, пшеницы,
Активизировать в речи новые слова
Воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу и труду взрослых.
Новые словарные слова: Элеватор, зернохранилище, комбайн, вспахать, перемолоть, мельница, пекарня, злаковые семена, жернова.
Билингвальный компонент:
хлеб - нан- bread, соль-т?з - salt, мука-?н- flaur, осень-к?з-autumn, весна- к?ктем- spring.
Новые словарные слова:
элеватор, зернохранилище, комбайн, вспахать, перемолоть, мельница, пекарня, злаковые семена, жернова
Оборудование:
каравай, пиктограмма, иллюстрации, кофемолка, переноска, злаковые семена, ступка, хлеб разного сорта, хлебобулочные изделия, соленое тесто разного цвета, фартуки, салфетки влажные, дощечки, скатерть, травяной чай.
1. Круг радости.
Мы калачик все катаем,
До пяти мы все считаем.
1,2,3,4,5 (русский, казахский, англ, вариант)
Тебе. (имя своё назвать, слово ласковое сказать и т.д.)
(Дети по кругу передают калач со словами)
2. Рассматривание пиктограммы.
Ребята, я предлагаю вам отправиться на экскурсию, а укажет нам дорогу необычный маршрут, который мы сейчас с вами рассмотрим.
(пиктограмма)
3. Сюрпризный момент.
Входит девочка в русском народном костюме с караваем в руках, приветствует гостей.
4. Беседа об обычае «Хлеб с солью»
Ребята, у каждого народа, в любой стране мира, есть национальное блюдо, но есть такой продукт, который едят люди, независимо от того, в какой стране они живут.
Как называется этот продукт? (хлеб, нан,).
У многих народов есть такой обычай - встречать гостей хлебом и солью. Если гость отведал хлеб с солью, значит с добром пришёл. Я предлагаю нашим гостям отведать наш хлеб с солью, а мы отправляемся с вами на экскурсию в музей. (Звучит музыка, девочка с караваем угощает гостей, Воспитатель в это время ведёт остальных детей в музей).
5. Экскурсия в музей «Золотое зёрнышко»
(воспитатель и дети рассаживаются на стульчики)
Хлебные изделия бывают разные. Назовите их. (Дети рассматривают и называют изделия). Из чего их готовят? Из муки.
Ребята, прежде чем приготовить из муки различные вкусности, мы должны знать - откуда к нам приходит хлеб. (Рассматривание иллюстраций «Откуда к нам пришёл хлеб»).
Вопросы:
В какое время года сеют зерно в землю?
Прежде чем посеять зерно, что нужно сделать?
Краткий рассказ воспитателя о посеве семян.
В какое время года убирают урожай? (осень, к?з,)
Краткий рассказ воспитателя об уборке урожая, о переработке, хранении.
(элеватор - сушка, отбор некачественного зерна) (зернохранилище)
Для того чтобы получить муку, зерно нужно перемолоть. Для этого зерно везут на мельницу, где зерно превращается в муку. Муку везут в пекарню, где пекут различные хлебобулочные изделия.
Ребята, кто знает, как называется профессия человека, который печёт?
Хотите попробовать себя в роли пекаря и в роли лаборанта?
Делю детей на две подгруппы с помощью эмблем.
6. «Труд пекаря» (изготовление печенья)
Пальчиковая гимнастика
Дети одевают фартуки, берут тесто, скалки, формочки. Выполняют задание.
7. Лаборатория «Чудо-мельница» (показ злаковых семян - рожь, пшеница, ячмень, рис, гречка, овёс).
В давние времена люди измельчали зёрна при помощи двух плоских круглых камней, назывались они - жернова. Растирали зёрна в муку, смешивали с водой и пекли лепёшки на раскалённых камнях.
Хотите попробовать сами приготовить муку. Для этого мы возьмём ни камни-жернова, а ступку с толкушкой (дети растирают зёрна). Что получается из зёрен? (мука). А много у вас муки получилось? Удобно ли таким способом молоть муку? А теперь посмотрите, как я справлюсь с этим заданием (с помощью кофемолки перемалываю муку). Быстро я справилась с заданием? Но мы же с вами знаем, что в большом количестве зёрна перемалывают на мельнице, с которыми мы сегодня познакомились.
Ребята, после того как перемололи зерна пшеницы, муку просеивают, и в сеялках остаются отходы, их называют отруби.
А ваши мамы дома мелят муку?
А где они берут муку? {магазине).
Мука бывает ржаная из ржи, пшеничная из пшеницы, овсяная из овса и отрубная из отрубей. Поэтому и хлеб называется по разному отрубной, пшеничный, ржаной. (показ разного вида хлеб, деты пробуют хлеб на вкус)
8. Физминутка «Подрастает зёрнышко»
Подрастает зёрнышко потянулось к солнышку
С ветерком оно играет
Ветерок его качает к земле низко прижимает
Вот как весело играет
Подгруппы меняются заданиями.
9. Рефлексия «Пиктограмма»
10. Чаепитие. Мы сегодня хорошо поработали: «Не сидели на печи, а лепили калачи!»
Печенье наше уже испеклось, приглашаем гостей за стол, пить ароматный чай!.