ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УРОКУ ТЕХНОЛОГИИ «ГОСТЕПРИИМСТВО КАЗАХСКОГО НАРОДА»
" ....как бы ни был низок нравственный уровень современного общества, школа должна быть проникнута идеею, что только она может поднять этот уровень..."
Человечеством уже давно выстрадана прописная истина: культура- не технический прогрес, а уровень нравственности, морали, ценностей зародившихся и развивающихся на протяжении тысячелетий в лоне соответствующих цивилизации. А проблема сохронения ценностей, культуры, нравственности является вечной.
Решая задачу воспитания подрастающего поколения , родители и учителя должны привить им любовь к Родине, к ее истории, культуре, традициям.
В связи с этим на своих уроках технологии я, не навязывая, стараюсь показать все многообразие культур, органически связанных в единное целое.
Например, это проведение уроков на такие темы, как: "История происхождения национальной посуды", "Приготовление традиционных национальных мучных изделии", "Традиционные блюда народов Казахстана", "История костюма", "Праздники. Наурыз. Масленица", "Изготовление казахской национальной одежды ", "Изготовление русской национальной одежды","Обряда и традиции казахского народа ". и.т.д.
Разработку одного из уроков я хочу вам предоставить. Урок был проведен в 8 классе. Урок со сценкой, ученикам урок очень понравился, они сами выбирали роли , все участвовали с удовольствием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гостеприимство казахского народа »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УРОКУ ТЕХНОЛОГИИ «ГОСТЕПРИИМСТВО КАЗАХСКОГО НАРОДА»
" ....как бы ни был низок нравственный уровень современного общества, школа должна быть проникнута идеею, что только она может поднять этот уровень..."
Человечеством уже давно выстрадана прописная истина: культура- не технический прогрес, а уровень нравственности, морали, ценностей зародившихся и развивающихся на протяжении тысячелетий в лоне соответствующих цивилизации. А проблема сохронения ценностей, культуры, нравственности является вечной.
Решая задачу воспитания подрастающего поколения , родители и учителя должны привить им любовь к Родине, к ее истории, культуре, традициям.
В связи с этим на своих уроках технологии я, не навязывая, стараюсь показать все многообразие культур, органически связанных в единное целое.
Например, это проведение уроков на такие темы, как: "История происхождения национальной посуды", "Приготовление традиционных национальных мучных изделии", "Традиционные блюда народов Казахстана", "История костюма", "Праздники. Наурыз. Масленица", "Изготовление казахской национальной одежды ", "Изготовление русской национальной одежды","Обряда и традиции казахского народа ". и.т.д.
Разработку одного из уроков я хочу вам предоставить. Урок был проведен в 8 классе. Урок со сценкой, ученикам урок очень понравился, они сами выбирали роли , все участвовали с удовольствием.
Тема урока: Гостеприимство казахского народа.
Цель урока: 1. Знакомство с национальными блюдами казахской кухни,
процессом их приготовления.
2. Обучение гостеприимству, умению встречать гостей, уважению
традиции казахского народа.
3. Пробудить интерес к народным обычаям.
Задача урока: Через знакомство с народными традициями воспитать в детях
гостеприимство, уважение к людям, к национальным традициям.
Вид урока: урок - сценка.
Оборудование: На плакатах тема урока, пословицы и поговорки. "Қонақ келсе кұт келеді"( с гостями приходит удача, достаток), "Қонақтың алтынын алма, алғысын ал", (от гостей бери не золото, а благодарность),книги, картинки.
Вводный инструктаж.
І. Знакомство с темой, с целью урока.
Звучит музыка песня "Қазақ осы"( Вот он какой казахский народ). После прослушивания песни, обсуждение, казахский народ гостеприимный, доброжелательный. Эта традиция гостеприимства еще от наших прадедов, прабабушек передалось.Каждый казах обязан хорошо встретить, посланных богом гостей. Необязательно было, чтобы гость был знаком хозяину дома. Казахский народ как любил встречать гостей, также и сами любили ходить в гости. Они считали, что вместе с гостем в дом приходит достаток, мир, согласие. Хозяин дома сам должен открывать двери гостям, пропускать их первыми в дом. А когда провожают, первым открывает двери гость. Если хозяин открывает дверь первым, то считается, что он как бы хочет от гостей быстрее избавиться, гонит их.
ІІ. Есть разные виды гостей.
1. "Арнайы қонақ" ( специальные гости) - это гости, которых ждут, специально приглашают, режут барана, угощают.
2. "Құдайы қонақ" ( гости, посланные богом)-это случайный, прохожий человек, который по каким- то причинам оказался в гостях, его как бы прислал сам бог.
3. "Қыдырма қонақ" - родственники, сваты, братья которые специально приехали проведать, погостить.
4. "Қылғыма қонақ"( непрошенный гость) - это гость, который узнав, увидев, что в этом доме готовятся угощения специально приходит, без приглашения, просто поесть. Таких гостей не уважают.
Ребята, а какие вы знаете пословицы о гостях, о гостеприимстве.
"Қонақ аз отырып, көп сынайды", ( Гость мало сидит, но много видит).
"Қонақ иесі мейірлі отырса, қонағы көңілді отырады ", ( Если хозяин гостеприимный, то гостю весело).
Недаром говорится в пословицах, что казахский народ очень гостеприимный, для дорогого гостя казахский народ готов последнего барана зарезать.
Ребята, и мы должны уметь встречать гостей с уважением, с радостью. это мы должны знать и помнить, мы не должны забывать наши традиции.
На стол ставится хлеб.
- Кто знает поговорки о хлебе?
"Где хлеб, там и песня",
"Хлеб драгоценность - им не сори",
"Если на земле увидиш крупинки хлеба, наклонись с верблюда и подбери их".
Далее на стол ставят бауырсаки.
- Бауырсак - это традиционная казахская еда, без которого не обходится ни один дастархан.
На стол ставят блюда, приготовленные из муки, шелпек, курт, талкан, и др.
Каждый расказывает о том, как они готовятся.
- Ребята шелпек ( лепешки) готовят по 7 штук, почему?
- У казахов число 7 считается святым.
Третим на стол ставят молоко. Стихотворение о молоке.
- Молоко считали самым чистым, белым, святым. Его старались не проливать, если пролили, старались не наступать ногой, куда пролилось молоко.
- С давних времен считается, что накрытый дастархан это раскрытая душа казахского народа.
В старые времена акыны объезжали ауылы. заходили к баям в юрты, если их там плохо встречали, то они могли петь песни высмеивая их жадность, скупость. Например акын Таймас был в ауыле бая Ыскака. Жена Таймаса не хотела ему накрывать на стол и налила просто в кисешку айран ( кефир), тогда Таймас запел:
Здравствуй айран!
Воюя с тем, кто воюет,
Борясь с теми, кто борется
Откуда же ты появился!
Если не считать, что ты белого цвета,
все равно твоя цена меньше, чем чай.
И тогда Ыскак извинился перед гостем, зарезал барана и снова накрыл на стол.
Казахи всегда для гостей хранили мясо, (сыбага) чтобы сварить им. Основной инструктаж.
Бабушка: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте втретим их.(Входят ребята в национальных костюмах и аксакал).
Встречая гостей казахи ухаживали не только за гостями, но и за тулпаром.
Бабушка: Гости с дороги устали, давайте подадим им кумыс. Кумыс дорогой, целебный напиток и лекарство.
После кумыса накрывается чайный стол. На стол первым приносят хлеб со словами:
- Хлеб драгоценность, им не сори.
- Через него не перешагивают ни стар, ни мал.
-Когда- то, голодая, люди узнали цену хлеба. Приравнивали хлеб богу.Если их кто - то обижал, они говорили "пусть проклинет тебя хлеб".
Бабушка:
- Дети! У казахов говорят,что змею выводят из дома налив на его голову белое( молоко). Как вы это понимаете?
- Это значит, если домой в гости приходит человек, которого ты не любишь, который сделал тебе плохого то все равно нужно его хорошо встретить, угостить и проводить достойно.
- Наш народ, любящий гостей встречает его накрытым шедро дастарханом.
- Встречая гостей, казахи ухаживают не только за ним, но и расседлают лошадь и накормят его сеном.
После чая накрывают стол на горячее.
Перед горячим заносят таз и воду, чтобы помыли руки.На дно таза ложат свежую траву, чтобы вода не брызгала и не было шума воды.
Рассказывают стихотворения.
- Мясо бешбармак традиционное народное блюдо, его надо брать чистыми руками. Для этого, выражая уважение к дастархану и к гостью самый младшый в семье преподносит гостью куман ( кувшин с водой, чтобы ополоснули руки).
Приносят горячее. Первым приносят голову( голову приносят мужчины). Его ставят перед самым старшим и почетным гостем. Это наш аксакал. У казахов считается, что у кого жив отец, не может держать голову и разделывать его.
Наш аксакал разделывает голову и расказывает детям кому какую часть нужно давать.
Уши- для самых маленьких.
Глаза- для самых почетных.
Язык- для девочек чтобы речь была выразительной и богатой.
Неба - для девушек, чтобы были красноречивыми.
Мозги - мешают с сурпой и его едят взрослые люди.
После мяса аксакал, который разделывал голову дает благословение хозяевам этого дома.
После горячего хозяева поют песни ( Ауылдын алты ауызы).
Начинается исполнение традиционных песен каждого ауыла, песню первым поют ауылчане.
Следующее слово за гостями, они тоже должны спеть песню или рассказать легенду, стихотворение. Если гость ничего не может исполнить, то его ради шутки могли связать, заставить кричать как петух или еще что- нибудь в этом роде. Гости поют песню "Көзімнің қарасы".
Заключительный инструктаж.
Подводим итог урока.
Подводя итог урока ребята расказывают, что нового интересного узнали на уроке,что больше понравилось.