ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА»
7 класс Шинкарёва Т.Н.
Внеклассное мероприятие
«Традиции и обряды казахского народа»
Оборудование: плакаты, национальная гостиная, принадлежности для обрядов, дастархан с традиционным угощением, домбра, музыкальный центр. Сохранение традиции - долг благодарных потомков. Вступительное слово учителя.
Уважаемые гости!
Сегодня вы присутствуете на открытом внеклассном мероприятии: «Традиции и обряды казахского народа».
Это мероприятие мы посвящаем двум знаменательным датам: «20-летию независимости Республики Казахстан» и своеобразному юбилею нашей школы, ведь для казахов издавна тринадцатилетние было важной датой, первым рубежом взросления.
Появлению предмета "Технология" по программе "Атамура" вполне закономерно поскольку это уроки, необходимые всем и каждому, они учат жизненно необходимым. Но не менее важно привить в ходе этих уроков девочкам понимания вечного назначения женщины, матери, хранительница очага, донести до каждого ценность таких качеств, как трудолюбие, скромность, женственность.
Наше мероприятие должно продемонстрировать элементы разных разделов технологии: а именно кулинария, декоративно - прикладное искусство, уют в доме. Для того, чтобы все это показать мы приглашаем пройти за 45 мин. с нами путь, равный тринадцати годам.
Ведущая. Просим пройти за праздничный дастархан наших уважаемых старейшин, но не по возрасту, а по нашему уважению к ним.
Салт - традиция. У каждого народа традиции складывались веками, исходя из религии, веры, быта, национальных особенностей. Любая нация живет традициями. На традициях основаны воспитание, правила поведения и духовность. Для казахов традиции и обычаи являлись законом. Невыполнение требований и правил пренебрежительное отношение к традициям и обычаям карались этими же традициями. К примеру той, наурыз коже, кона?асы, шашу ерулік - наши традиции предков, а применение их в жизни называем «??рып».
Традиции применяемые в жизни, традиции искусства, истории, культуры. Это великое наследие нашего народа. Роль традиции и обычаев в воспитании поколения огромны.
?деп. Приличие. Соблюдение приличий как старейшин по возрасту, так и младшими, всегда считалось и считается высшей этикой. Примером национальной этики поведения взрослых перед младшими и наоборот, мужчин перед женщиной, женщин перед мужчиной великое множество. К примеру, младшие по возрасту не пересекает дорогу старшему: свекор должен быть всегда вежливым в разговоре с «келін» (невестка): келін в свою очередь , обязана быть учтивой, вежливой, соблюдать приличие в мечети и в других общественных местах, в общении с другими людьми. Учтивость пример человеческого достоинства проявляемого в деликатности. Звучит музыка; «Шілдехана той».
Cyйmiшi- это оповещение радостной вести при словах с?йінші сразу понимают, что человек пришел с радостным и добрым известием.
Шілдехене- первый той, устраиваемый при появлением на свет младенца. Днем знакомые и близкие приходят с поздравлениями, и говорят "??тты болсын ". Вечером собравшиеся веселятся, поют песни, играют на домбре.
?утты болсын - это поздравление.
Это древний обычай - говорить ?утты болсын». при рождении ребенка женитьбе сына и т.д. Широко употребляемое традиционное пожелание достатка и благополучия, умение вместе радоваться.
К?рмдік - подарок который полагается давать за первые увиденных молодых невестку, новорожденного. Байгазы и к?рімдік разные понятия. Байгазы дается за обновку, а к?рімдік - за людей или животных.
Am?ою - наречие. Казахи придают особое значение этой торжественной церемонии. Стараются давать красивые имена и имена знаменитых людей, чтобы малыш был хотя бы немного похож на того человека чьим именем его нарекают. При этом обряд поручается выполнить, уважаемому гостю.
Ырым - Примета. Это примета зародилась благодаря доброму характеру казахского народа. Вообще, примету казахов много и они разнообразны. В знак хорошей приметы взрослые угощают детей конфетами, баурсаками, разными
сладостями со свадебного стола. Или берут вещи, одежду столетнего старца на долголетие. В быту, традиции и обычаев нашего народа очень много разнообразных и они применяются поныне.
Ырым. (Исполняется казахский танец).
Бесіккесалар«Бесік»колыбель -священное в представлении народа и очень удобное для ребенка гнездышко. По обычаю в бесік впервые укладывает, обычно родоначальница семьи. Обряд сопровождается традиционной песней «Бесік жыры».Когда ребенок будет уложен в постельку, бабушке полагается «Бесік салар». "Оттен аластау"{- от - огонь, аластау - очистить) издревне существует у казахов примета перед тем, как укладывают ребенка в бест или заселяют молодоженов в новый дом - старшие очищают огнем, изгоняют злых духов. «Оптен аластау» добрые намерения народа в хорошем начинании. (демонстрация обряда, ученица исполняет композицию «Бесік салар» на домбре).
Тойбастар - дословно начало свадьбы. Той начинается всегда с песни, которую исполняет акын. Его песня называется «тойбастар» и открывает свадьбу. А.Байтурсынов говорил: «Той начинается с песни, которая называется «тойбастар». Хозяин праздника обязательно должен поблагодарить акына, исполнявшего первую песню, преподнести подарок. Ведущая вручает подарок исполнительнице {тойбастар).
?ыр?ынан шыгару
После 40 дней со дня рождения ребенка собравшиеся женщины купают малыша, стригут ему волосы и ногти. После купания женщинам, исполнивин1м обряд, полагаются подарки в знак благодарности. А всех присутствующих при знаменательном событии приглашают к достархану.
Кстати сказать, у казахов числа 37 и 41 считаются особенными, благодатными.
Т?саукесер - разрезание пут. Эта церемония проводится, когда малыш делает первые шаги. Его ножки обвязываю тонким пестрым шнурком, человек разрезающий путы должен быть энергичным, многодетным. Обряд сопровождается песнями и пожеланиями, чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни.
Церемония продолжается пиром. В старину после «т?саукесер» ребенку дарили коня и седло. Пестрый шнурок - обозначает, что в жизни бывают не только белые, но и черные полосы - будущий джигит должен уметь преодолевать трудности. Сегодня мы становимся свидетелями очень интересного обряда т?саукесер - разрезание пут. Принято считать, что ребенок, которому перерезают путы, принимает лучшие черты того, кто это делает. И потому сегодня мы просим стать участниками обряда уважаемых, достойных людей нашей школы. Сегодня у нас в гостях замечательные малыши Ануар и Динара. Уже сейчас мы надеемся, что они будут прекрасными учениками нашей школы. Здесь они делают свои первые уверенные шаги.(производят обряд).
Вместе с подарками наши юные гости получают и пригласительные билеты в нашу школу, в ряды будущих учеников.
Шашу - осыпание. Очень красивый обряд и очень радостный. Заключается он в том, что «во время большого события, свадьбы на виновников торжества бросают сладости , конфеты или деньги. Это называется «Шашу».
С?ндет той - когда мальчику исполняется 3,5,7 лет он должен пройти через обряд обрезания. Обычай считается религиозным, хотя ему следуют не только мусульмане. Родители - казахи относятся к нему как к долгу, семейному празднику. Приглашаются гости, готовят угощения, виновнику торжества дарят коня и множества других подарков.
Тілашар-каждая семья по достижении ребенком 7- ми лет отдавали его в медресе, в школу. Этот день для ребенка знаменательный. В такой день ребенка одевают особенно нарядно, вооружают школьными принадлежностями и устраивают небольшой той. А сейчас наступает самый важный момент нашего сегодняшнего праздника.
М?шел - учет возраста. Возраст человека высчитывается с каждого м?шел. Один м?шел - это 13 лет и через каждый 12 лет прибавь 1 м?шел. Мы приглашаем Салтанат, ей действительно сегодня исполнилось 13 лет. В начале вы видели, как ее мама вынесла к нам маленький белый сверток, который за 1
урок вырос в такую красавицу. По традиции мама именинницы делает ырым. «К?де." презент. Па тоях, больших праздниках гостям раздают подарки. В народе это называется к?де». А на свадьбах, при сватовстве «к?де» неотъемлемая обязательная часть торжества. Каждый имеет право требовать «к?де». Отсутствие же к?де - неуважение, пренебрежение традиции, нарушение обычая. В казахской национальной культуре видов "к?де' очень много: «тойбастар», «айттык;», «к?рмдік,. жыртыс». При сватовстве: шаге -шапан,?алын мал, бата ая?,, олі—mipi, ??йръ?,, бауыр, санды? ашар.??да тартар и т д. Есть «к?де», связанные с зятем.
?онагасы - ( ?она?, - гость, ас - угощение). Казахский народ славится гостеприимством. Все самое вкусное они хранили для гостей. Гостей делят на 3 вида: Арнайы ?она? -специально приглашенный гость, ??дайы ?она?; -случайный гость, ?ыдырма ?она?- специально гость.
Сегодня наше ?она?асы в честь тех кому исполнилось 13 лет. 13 лет - этим ребятам, 13 лет нашей любимой школе. Ауыз тию -пригубить. Перед дальнейшей поездкой, на отдых, лечение или поступление в вуз и т. д. Уезжающий приходит к почитаемому человеку и только после угощения в его доме уезжает. А если вы подоспели к дастархану, то обязательно выпейте утренний чай и поделите завтрак.
«Бата» ( словесное благословение) - ценное духовное пожелание. Это особый вид поэтического творчества, когда произносящий спрашивает присутствующих милости ог Всевышнего. Благословение произносят обыкновенно старшие по возрасту аксакалы; виды бата разнообразны.
Дастархан бата - проявление благодарности за угощение за гостеприимство. Ал?ыс бата - дается за благотворительность , за доброту. Бата, как метод воспитания, служит во имя доброты, милосердия, гуманности. Для него специально слагают стихи, песни. Слова назидания говорят, держа раскрытыми ладони, а затем проводят ими по лицу. Бата всегда дают уважаемые, почтенные аксакалы.
Заключительное слово учителя. Закрытие праздника (звучит музыка).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА» »
7 класс Шинкарёва Т.Н.
Внеклассное мероприятие
«Традиции и обряды казахского народа»
Оборудование: плакаты, национальная гостиная, принадлежности для обрядов, дастархан с традиционным угощением, домбра, музыкальный центр. Сохранение традиции - долг благодарных потомков. Вступительное слово учителя.
Уважаемые гости!
Сегодня вы присутствуете на открытом внеклассном мероприятии: «Традиции и обряды казахского народа».
Это мероприятие мы посвящаем двум знаменательным датам: «20-летию независимости Республики Казахстан» и своеобразному юбилею нашей школы, ведь для казахов издавна тринадцатилетние было важной датой, первым рубежом взросления.
Появлению предмета "Технология" по программе "Атамура" вполне закономерно поскольку это уроки, необходимые всем и каждому, они учат жизненно необходимым. Но не менее важно привить в ходе этих уроков девочкам понимания вечного назначения женщины, матери, хранительница очага, донести до каждого ценность таких качеств, как трудолюбие, скромность, женственность.
Наше мероприятие должно продемонстрировать элементы разных
разделов технологии: а именно кулинария, декоративно - прикладное
искусство, уют в доме. Для того, чтобы все это показать мы приглашаем
пройти за 45 мин. с нами путь, равный тринадцати годам.
Ведущая. Просим пройти за праздничный дастархан наших уважаемых старейшин, но не по возрасту, а по нашему уважению к ним.
Салт - традиция. У каждого народа традиции складывались веками, исходя из религии, веры, быта, национальных особенностей. Любая нация живет традициями. На традициях основаны воспитание, правила поведения и духовность. Для казахов традиции и обычаи являлись законом. Невыполнение требований и правил пренебрежительное отношение к традициям и обычаям карались этими же традициями. К примеру той, наурыз коже, конақасы, шашу ерулік - наши традиции предков, а применение их в жизни называем «ғұрып».
Традиции применяемые в жизни, традиции искусства, истории, культуры. Это великое наследие нашего народа. Роль традиции и обычаев в воспитании поколения огромны.
Әдеп. Приличие. Соблюдение приличий как старейшин по возрасту, так и младшими, всегда считалось и считается высшей этикой. Примером национальной этики поведения взрослых перед младшими и наоборот, мужчин перед женщиной, женщин перед мужчиной великое множество. К примеру, младшие по возрасту не пересекает дорогу старшему: свекор должен быть всегда вежливым в разговоре с «келін» (невестка): келінв свою очередь , обязана быть учтивой, вежливой, соблюдать приличие в мечети и в других общественных местах, в общении с другими людьми. Учтивость пример человеческого достоинства проявляемого в деликатности. Звучит музыка; «Шілдехана той».
Cyйmiшi- это оповещение радостной вести при словах сұйінші сразу понимают, что человек пришел с радостным и добрым известием.
Шілдехене- первый той, устраиваемый при появлением на свет младенца. Днем знакомые и близкие приходят с поздравлениями, и говорят "Құтты болсын ". Вечером собравшиеся веселятся, поют песни, играют на домбре.
Қутты болсын - это поздравление.
Это древний обычай - говорить қутты болсын». при рождении ребенка женитьбе сына и т.д. Широко употребляемое традиционное пожелание достатка и благополучия, умение вместе радоваться.
Көрмдік- подарок который полагается давать за первые увиденных молодых невестку, новорожденного. Байгазы и көрімдік разные понятия. Байгазы дается за обновку, а көрімдік- за людей или животных.
Amқою - наречие. Казахи придают особое значение этой торжественной церемонии. Стараются давать красивые имена и имена знаменитых людей, чтобы малыш был хотя бы немного похож на того человека чьим именем его нарекают. При этом обряд поручается выполнить, уважаемому гостю.
Ырым - Примета. Это примета зародилась благодаря доброму характеру казахского народа. Вообще, примету казахов много и они разнообразны. В знак хорошей приметы взрослые угощают детей конфетами, баурсаками, разными
сладостями со свадебного стола. Или берут вещи, одежду столетнего старца на долголетие. В быту, традиции и обычаев нашего народа очень много разнообразных и они применяются поныне.
Ырым. (Исполняется казахский танец).
Бесіккесалар«Бесік»колыбель-священное в представлении народа и очень удобное для ребенка гнездышко. По обычаю в бесіквпервые укладывает, обычно родоначальница семьи. Обряд сопровождается традиционной песней «Бесік жыры».Когда ребенок будет уложен в постельку, бабушке полагается «Бесік салар». "Оттен аластау"{- от - огонь, аластау - очистить) издревне существует у казахов примета перед тем, как укладывают ребенка в бест или заселяют молодоженов в новый дом - старшие очищают огнем, изгоняют злых духов. «Оптен аластау» добрые намерения народа в хорошем начинании. (демонстрация обряда, ученица исполняет композицию «Бесік салар» на домбре).
Тойбастар - дословно начало свадьбы. Той начинается всегда с песни, которую исполняет акын. Его песня называется «тойбастар» и открывает свадьбу. А.Байтурсынов говорил: «Той начинается с песни, которая называется «тойбастар». Хозяин праздника обязательно должен поблагодарить акына, исполнявшего первую песню, преподнести подарок. Ведущая вручает подарок исполнительнице {тойбастар).
Қырқынан шыгару
После 40 дней со дня рождения ребенка собравшиеся женщины купают малыша, стригут ему волосы и ногти. После купания женщинам, исполнивин1м обряд, полагаются подарки в знак благодарности. А всех присутствующих при знаменательном событии приглашают к достархану.
Кстати сказать, у казахов числа 37 и 41 считаются особенными, благодатными.
Тұсаукесер - разрезание пут. Эта церемония проводится, когда малыш делает первые шаги. Его ножки обвязываю тонким пестрым шнурком, человек разрезающий путы должен быть энергичным, многодетным. Обряд
сопровождается песнями и пожеланиями, чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни.
Церемония продолжается пиром. В старину после «тұсаукесер» ребенку дарили коня и седло. Пестрый шнурок - обозначает, что в жизни бывают не только белые, но и черные полосы - будущий джигит должен уметь преодолевать трудности. Сегодня мы становимся свидетелями очень интересного обряда тұсаукесер - разрезание пут. Принято считать, что ребенок, которому перерезают путы, принимает лучшие черты того, кто это делает. И потому сегодня мы просим стать участниками обряда уважаемых, достойных людей нашей школы. Сегодня у нас в гостях замечательные малыши Ануар и Динара. Уже сейчас мы надеемся, что они будут прекрасными учениками нашей школы. Здесь они делают свои первые уверенные шаги.(производят обряд).
Вместе с подарками наши юные гости получают и пригласительные билеты в нашу школу, в ряды будущих учеников.
Шашу - осыпание. Очень красивый обряд и очень радостный. Заключается он в том, что «во время большого события, свадьбы на виновников торжества бросают сладости , конфеты или деньги. Это называется «Шашу».
Сұндет той - когда мальчику исполняется 3,5,7 лет он должен пройти через обряд обрезания. Обычай считается религиозным, хотя ему следуют не только мусульмане. Родители - казахи относятся к нему как к долгу, семейному празднику. Приглашаются гости, готовят угощения, виновнику торжества дарят коня и множества других подарков.
Тілашар-каждая семья по достижении ребенком 7- ми лет отдавали его в медресе, в школу. Этот день для ребенка знаменательный. В такой день ребенка одевают особенно нарядно, вооружают школьными принадлежностями и устраивают небольшой той. А сейчас наступает самый важный момент нашего сегодняшнего праздника.
Мұшел - учет возраста. Возраст человека высчитывается с каждого мұшел. Один мұшел - это 13 лет и через каждый 12 лет прибавь 1 мұшел. Мы приглашаем Салтанат, ей действительно сегодня исполнилось 13 лет. В начале вы видели, как ее мама вынесла к нам маленький белый сверток, который за 1
урок вырос в такую красавицу. По традиции мама именинницы делает ырым. «Кәде." презент. Па тоях, больших праздниках гостям раздают подарки. В народе это называется кәде». А на свадьбах, при сватовстве «кәде» неотъемлемая обязательная часть торжества. Каждый имеет право требовать «кәде». Отсутствие же кәде - неуважение, пренебрежение традиции, нарушение обычая. В казахской национальной культуре видов "кәде' очень много: «тойбастар», «айттык;», «көрмдік,. жыртыс». При сватовстве: шаге -шапан,қалын мал, бата аяқ,, олі—mipi, құйръқ,, бауыр, сандық ашар.құда тартар и т д. Есть «кәде», связанные с зятем.
Қонагасы - ( қонақ, - гость, ас - угощение). Казахский народ славится гостеприимством. Все самое вкусное они хранили для гостей. Гостей делят на 3 вида: Арнайы қонақ-специально приглашенный гость, құдайы қонақ; -случайный гость, қыдырма қонақ- специально гость.
Сегодня наше Қонағасы в честь тех кому исполнилось 13 лет. 13 лет - этим ребятам, 13 лет нашей любимой школе. Ауыз тию -пригубить. Перед дальнейшей поездкой, на отдых, лечение или поступление в вуз и т. д. Уезжающий приходит к почитаемому человеку и только после угощения в его доме уезжает. А если вы подоспели к дастархану, то обязательно выпейте утренний чай и поделите завтрак.
«Бата» ( словесное благословение) - ценное духовное пожелание. Это особый вид поэтического творчества, когда произносящий спрашивает присутствующих милости ог Всевышнего. Благословение произносят обыкновенно старшие по возрасту аксакалы; виды бата разнообразны.
Дастархан бата - проявление благодарности за угощение за гостеприимство. Алғыс бата - дается за благотворительность , за доброту. Бата, как метод воспитания, служит во имя доброты, милосердия, гуманности. Для него специально слагают стихи, песни. Слова назидания говорят, держа раскрытыми ладони, а затем проводят ими по лицу. Бата всегда дают уважаемые, почтенные аксакалы.
Заключительное слово учителя. Закрытие праздника (звучит музыка).