№ этапа урока | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I | Организационный момент | Настрой учащихся на учебную деятельность | Проверка готовности уч-ся к уроку | Контролируют готовность к уроку | Самоопределение, самоорганизация (Л) |
II 1 | Основная часть Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Постановка цели. 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо») 2. Организовать деятельность по установке тематических рамок («могу») 3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Начинаем урок: - Скажите, без какого продукта не обходится сервировка стола к обеду, ужину? А что мы чаще всего пьем на завтрак? - Правильно, а какие это напитки? Слайд 1, запись темы урока Слайд 2. - Верно, давайте приступим к небольшому путешествию - А всегда ли хлеб так легко мог попасть на стол? | Предполагаемые ответы: - Без хлеба - Чай, кофе - Горячие - Нет, тяжело было во время войны | Самоопределение, самоорганизация(Л). Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. (К) Способность прогнозировать деятельность на уроке (Р) |
2 | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Мотивировать к пробному учебному действию («надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания. Выявить затруднения в организации работы. | Слайд 3 -7 -учитель акцентирует внимание уч-ся на бережном отношении к хлебу - А что можно приготовить из черствого хлеба? ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ Учитель предлагает игру: «Вставь пропущенное слово» Задание: подобрать слово: какие бывают бутерброды?. Через 3-5 минут: - У кого нет результата? - Кто смог выполнить задание? - Что делать? | Уч-ся рассказывают о том, что война принесла много горя, о значении хлеба во время блокады Ленинграда ЗАТРУДНЕНИЕ! ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ! Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения… - Бутерброды, гренки, сухарики и т.д. ЗАТРУДНЕНИЕ! ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ! | Анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации из текстов (П) Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) |
3 | Закрепление с про-говариванием во внешней речи. (Обобщение материала) | Развивать умение применять ранее изученное на уроке и в жизни | Обобщение материала по теме «Бутерброды» Проверка задания (слайд 8) | Выполняют работу, комментируют свои ответы | Синтез, обобщение, классификация (П) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет различных мнений, формирование и аргументация своего мнения, достижение договоренностей и согласование общего решения (К) |
4 | Систематизация знаний и умений | Организовать включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее известного | - Чай – самый распространенный напиток, но как же он появился на русском столе? Слайд 9-10 Слайд 11-13 | Рассказывают об истории появления чая, истории создания самовара | Извлекать необходимую информацию из услышанного, анализировать (П) Вступать в диалог (К) |
5 | Физкультминутка | Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме | Любил русский народ посидеть за самоваром, попеть песни, побеседовать и потанцевать | Исполнение песни «Наш красавец самовар» с элементами танца | Проявлять интерес к новому содержанию (Л) |
6 | Закрепление с проговариванием во внешней речи. (Обобщение мате-риала) | Развивать умение применять ранее изу-ченное на уроке и в жизни | А теперь сыграем в игру «Вставь пропущенное слово» по теме «Заваривание чая» Слайд 14 | Выполняют задание, проговаривая каждый шаг | Анализ, синтез, обобщение, выполнение действий по алгоритму (П) Осознание ответственности за общее дело (Л) Управление поведением партнера, формирование и аргументация своего мнения, достижение договоренностей и согласование общего решения (К) |
III | Вводный инструктаж | Решить проблему выбора вида бутербродов, исходя из желания и возможностей. Конкретизация этапов работы, сервировки стола. | Обсуждение проблемных ситуаций по работе с режущими инструментами, горячей жидкостью | Решение проблемных ситуаций | Анализ, синтез, обобщение (П) Учет разных мнений, управление поведением партнера, координирование разных позиций (К) |
IV | Применение знаний и умений (Практическая работа) | | Проводит текущий инструктаж, наблюдает за соблюдением уч-ся правил ТБ, правильности сервировки стола, приготовления бутербродов и чая | Самостоятельная работа по сервировке стола к чаю, приготовлению бутербродов, чая. Работа в группах, парах | Анализ, синтез, обобщение, выполнение действий по алгоритму, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) Планирование и прогнозирование(Р) Осознание ответственности за общее дело (Л) Управление поведением партнера, учёт разных мнений (К) |
V | Дегустация | | Слайд 15, 16 - А чем же полезен чай и как его используют при лечении Слайд 17 | Делятся мнениями о комбинированном чае и его пользе, правилах сбора лекарственных растений. Рассказывают о традициях чаепития, пословицах и поговорках о чае | Осознание ответ-ственности за об-щее дело (Л) Управление пове-дением партнера, учёт разных мне-ний (К) |
VI 1 2 | Заключительная часть. Подведение итогов Домашнее задание | Включение новых знаний в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Вспомните виды бутербродов, напитков - комбинированные (витаминные) чаи, включайтесь в оказание посильной помощи взрослым | Приготовить завтрак в выходной день, выполнить сервировку стола к празднику и т.д. | Анализ, синтез, обобщение, самостоятельное создание алгоритмов действия, выполнение действий по алгоритму (П) |
3 | Рефлексия учебной деятельности. | Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных детям; оценивание уч-ся собственной деятельности на уроке | Подведем итог. Что нового вы узнали на уроке? Где можно применять новые знания? Как вы открыли новые знания? Оцените свою работу на уроке. Предлагает оценить работу | Узнали о блокадном кусочке хлеба, тяготах войны, использовании трав при заваривании чая, применении чая в медицине, истории появления чая и самоваров……… | Контроль и оценка процесса и результатов деят-сти (П) Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) |
На уроках технологии часто используется метод самооценки учащимися выполненных заданий. На данном уроке это карточки-задания по теме «Бутерброды», а проверку правильности ответов девочки комментировали и сравнивали с изображением на слайде, где они ещё раз увидели разновидности бутербродов.
Игру «Вставь пропущенное слово» используем при закреплении и обобщении изученного материала, а в сочетании с электронной презентацией эта игра проходит ещё интересней: одна из девочек читает начало предложения, а остальные дополняют его (слайд 14). После ответа учащихся на слайде появляется ответ, что также способствует правильному формированию самооценки.
Творческие задания по истории появления чая на Руси, истории создания самовара, о военном положении в блокадном Ленинграде, которые школьницы получили перед уроком, способствуют развитию самостоятельности, ответственности, заинтересованности, а также воспитывают уважительное отношение к старшему поколению, любовь к своей Родине.
Использование на данном уроке презентации дает возможность не только увидеть виды бутербродов, самоваров, сервировки стола, но и переносит девочек в военный Ленинград, где они видят изнемождённые, усталые лица женщин и детей, пожилых людей. Увидев дневную норму и состав кусочка хлеба блокадного ленинградца, учащиеся задумываются о значении хлеба в жизни человека, о тяжёлой жизни девочки Тани Савичевой, которая потеряла всю свою семью, что будет способствовать воспитанию бережного отношения к предметам труда, в данном случае, хлебу, уважения к людям труда.
Дегустация, как метод обучения, воспитывает не только культуру поведения за столом, но и гостеприимство, способствует возрождению народных традиций.
Считаем, что все выше перечисленные приёмы развивают интерес детей к предмету, уверенность в себе, что немало важно в наше время, а также желание выполнить работу хорошо, ответственность перед другими.
1. Ковалев В.М. Русская кухня: традиции и обычаи. - М., 2008.
2. Русский праздник. – М., 2006.
3. Технология. Учебник для 5 кл. (девочки) /Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Графф, 2012.
4. Традиции русской народной культуры / авт.-сост. Е.А. Гурбина, М.В.Гурко, С.А. Лёвина. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Журнал «Школа и производство»
Приложение 1.