Открытый урок
Та?ырып:
Тема урока: «Виды чая и его свойства».
Ма?сат:
Цель урока: дать понятия о полезных свойствах чая, его значении для организма человека, учить заваривать чаи, собирать и заготавливать лекарственные растения для приготовления фито чая, приучать детей следить за своим здоровьем и вести здоровый образ жизни, развивать кругозор, воспитывать аккуратность при выполнении работ, культуру поведения, умение работать в коллективе, соблюдать ТБ.
К?рал – жабды?тар, к?рнекті к?ралдар
Оборудование, наглядные пособия: предметы для заваривания чая, фито чая, угощение к чаю, технологическая карта, интерактивное оборудование, предметы сервировки стола.
Межпредметные связи: биология, история
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Саба? т?ры:
Тип урока: комбинированный
Саба? барысы:
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы и цели урока
2.Изложение нового материала.
Чай – поистине самый распространенный напиток. Где бы человек ни оказался, а стакан кипятка сдобренный щепоткой заварки, и согреет, и взбодрит. Но чай стали пить с 17 века, а до этого пили травяные настои и фруктовые напитки.
Использование настоев для лечения болезней и укрепления здоровья началось в глубокой древности. Первые документальные упоминания рецептов настоев можно найти на глиняных табличках цивилизаций шумеров, египетских папирусах. Римским легионерам в трудных походах и перед боем давали настой чеснока. По мнению римлян, он увеличивал выносливость, способствовал лучшему заживлению ран. С современной точки зрения, настой чеснока укрепляет иммунную систему и защитные функции организма. Очень широко лечение настоями применялось в древней Палестине, Египте, Греции, Риме, Индии и Китае. Практически без изменений дошли до нас из седой древности рецепты желудочных, грудных, настоев.
Много интересных сведений по лечебному употреблению настоев приведено древними мыслителями и врачами: Гиппократом, Парацельсом, Авиценна.
Секреты народной медицины всегда манили людей своими тайнами, сокрытыми в глубине истории, к забытым рецептам вечного долголетия и здоровья. Современные лекарства производят из сложных химических препаратов и синтетических средств которые вступают в реакции, приводящие к ухудшению здоровья, вызывающие аллергию и интоксикацию.Зачастую намного эффективней и, главное безопаснее лечиться проверенными методами. Настои и отвары, приготовленные на основе старых добрых рецептов, справятся с недугом лучше, чем новинки фармацевтики.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Заготовка, сушка и хранение полезных растений. (Презентация)
Растения широко применяются в медицине с глубокой древности. С лечебной целью используют определенные части- корни, корневища, стебли, листья, плоды, семена. В зависимости от химического состава они находят разные области применения (медицина, косметология)
Целебные травы можно собирать самостоятельно, не рекомендуется собирать вблизи проезжей части.
В зависимости от сезона количество и качество целебных свойств меняется.
Почки деревьев заготавливают ранней весной в момент их набухания.
Кору деревьев и кустарников собирают весной перед самым началом сокодвижения.
Цветки, соцветия, листья и травы запасают в период цветения, так как в этот момент в них больше целительных веществ.
Семена и плоды заготавливают после их полного созревания.
Ранней весной или осенью принято запасаться корневищами и корнями.
Осуществлять сбор лекарственных растений следует только в ясный солнечный день, после схода росы. Заготовки перебирают, очищают от случайно попавшихся травинок, увядших растений.
Сушат на открытом воздухе под навесом или в хорошо проветриваемом помещении, переворачивая несколько раз в день.
Хранить растения можно хранить в картонных коробках, бумажных пакетах, льняных мешочках, стеклянных банках.
Целебные настои-ровесники рода человеческого. Из поколения в поколение передавались рецепты. Действительно, ученые установили, что чай из лекарственных растений обладает множеством полезных свойств: укрепляет иммунитет, усиливает сопротивляемость организма различным инфекциям, снимает головную боль и лечит от множества других болезней.
3.Закрепление. (Презентация «Викторина»)
- Что относиться к лекарственным растениям?
- Правила сбора и сушки растений?
- Как заварить фито чай?
4. Практическая работа. Заваривание чая, фито чая.
Для того, чтобы приготовить фито чай: надо измельчить растительный материал и поместить его в эмалированную кастрюлю, фарфоровую и стеклянную посуду и залить водой. Сосуд, в котором настаивается сырье, следует плотно закрыть крышкой и нагревать на водяной бане в течение 10-20 минут. Затем охладить и процедить. Второй способ без водяной бани, растения заливают кипятком, ставят на огонь и следят за тем, чтобы вода не закипала, через 15 минут жидкость нужно снять с огня, охладить и процедить.
Заваривание фито чая (боярышник, шиповник, липовый цвет, смородина) (технологическая карта)
Сегодня мы с вами заварим фито чай из плодов шиповника.
Пошаговые схемы (Презентация)
Разбить детей на две подгруппы, приготовить необходимый материал, плоды, листья, кипяток. Провести инструктаж по ТБ. Показ приемов работы
Сервировка стола к чаю.
Если хворь с кем приключится
Чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг!
Заключительное слово. Рефлексия
Благодарю вас за работу. Поделитесь своими впечатлениями о нашем уроке.
Саба?ты корытындылау. Итог урока. Применяйте на практике полученные знания и будьте здоровы.