Представленная методическая разработка имеет чисто практическое значение. Изложенная в ней информация может быть полезна не только педагогам – организаторам, социальным педагогам, но и педагогам – психологам и классным руководителям для повышения собственной компетенции в вопросах здоровье сбережения, и для внедрения активных, нетрадиционных методов в организацию и проведение внеклассных мероприятий.В методической разработке «Чай – это здоровье» сформулирована цель мероприятия: познакомить студентов с историей происхождения чая, его целебными свойствами, рассказать о культуре чаепития в разных странах, определены задачи мероприятия:
- повышение интереса студентов к здоровому образу жизни;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей студентов;
- сохранение и преумножение традиций колледжа в вопросах здоровьесбережения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Чай - это здоровье" »
Приложение 1 Титульный лист
Министерство образования и науки Челябинской области
ГАОУ СПО (ССУЗ) ЧО «Политехнический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тематического классного часа
«Чай - это здоровье»
Магнитогорск
2014
Приложение2
Обратная сторона титульного листа
Рассмотрена
на заседании предметной (цикловой)
комиссии ОГСЭ дисциплин
Методическая разработка (Чай – это здоровье)
Протокол № от __________ 20____года.
Председатель цикловой комиссии ______________________ Рубан О.В.
Авторы:
В.Р. Смирнова – классный руководитель; преподаватель истории
Рецензент: Зам. директора по воспитательной работе
Т.Г Светличная
Приложение 3
Рецензия
На методическую разработку «Чай – это здоровье»
Представленная методическая разработка имеет чисто практическое значение. Изложенная в ней информация может быть полезна не только педагогам – организаторам, социальным педагогам, но и педагогам – психологам и классным руководителям для повышения собственной компетенции в вопросах здоровье сбережения, и для внедрения активных, нетрадиционных методов в организацию и проведение внеклассных мероприятий.
В методической разработке «Чай – это здоровье» сформулирована цель мероприятия: познакомить студентов с историей происхождения чая, его целебными свойствами, рассказать о культуре чаепития в разных странах, определены задачи мероприятия:
- повышение интереса студентов к здоровому образу жизни;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей студентов «Политехнического колледжа»;
- сохранение и преумножение традиций колледжа в вопросах здоровьесбережения.
В разработке представлены:
- сценарий «Чай – это здоровье»»;
- вопросы участникам;
- дегустация.
Работа написана и оформлена методически правильно с учетом особенностей студентов и их профессиональной направленностью. Вопросы составлены грамотно и охватывают важные стороны здоровье сбережения. Используемые практические задания (дегустация) активизируют интерес и способствуют деятельному участию студентов в мероприятии.. Материал может быть использован как на занятиях, так и при проведении воспитательных мероприятиях нравственного и патриотического и здоровьесберегающего направлений.
Количество листов – 11.
Рецензент
зам. директора по ВР Т.Г.Светличная
Приложение 3
Сценарий
Мероприятия по теме: «Чай - это здоровье».
Цель: познакомить студентов с историей происхождения чая, его целебными свойствами, рассказать о культуре чаепития в разных странах.
Задачи:
Образовательная – сформировать представление у студентов об истории и полезных свойствах чая
Воспитательная – воспитание уважения к традициям разных народов
Развивающая – развитие представлений о культуре чаепития в разных странах мира (Россия, Индия, Китай, Англия, Япония, Монголия, Тибет)
Форма проведения: нестандартная форма проведения классного часа
Место проведения: ООД Политехнического колледжа, каб. №16
Время проведения: 45 мин.
Предварительная подготовка:
подготовка заданий для самостоятельного изучения;
изготовление сигнальных карт;
приглашение гостей из «Чайной лодки»;
оформление кабинета в соответствии с темой классного часа.
Участники мероприятия: группа студентов СП9-13-2, гости из лавки «Чайная лодка»;
Оборудование: медиа проектор, компьютер, посуда для заваривания чая.
План классного часа:
I. Организационный момент;
II. Введение в тему;
III. Постановка темы, цели мероприятия, представление гостей;
Дегустация бирюзового чая;
IV. Основной этап:
Основные производители и поставщики чая на мировой рынок;
Чайные церемонии в государствах Востока и Запада;
Чаепитие в России;
О целебными свойствами напитка;
V. Дегустация.
VI.Рефлексия.
VII.Подведение итогов.
Ход
Слайд1
I. Организационный момент. (1-2 мин)
(Классный руководитель)
Мне очень приятно видеть гостей и вас, ребята. Улыбнитесь гостям и друг другу.
II. Введение в тему. (2-3мин.)
Закончились уроки. У вас был насыщенный учебный день. Мне хотелось бы начать классный час с опроса и узнать о вашем самочувствии.
Слайд2
написаны предложения. Прочитайте их.
Я чувствую усталость.
Я полон сил.
У вас на столах лежат сигнальные карточки разного цвета. Зеленый – я чувствую себя усталым, красный – я полон сил. Подумайте, как вы оцениваете свое состояние, поднимите карточку того цвета которая, выражает ваше состояние.
Я вижу, что вы …………….
Слайд3
Ребята, а знаете ли вы быстрые способы снятия усталости? Приведите примеры (ответы студентов)
- Что вы делаете для того, чтобы снять усталость?
- Вы назвали достаточно много способов и все они, действительно, снимают усталость, повышают работоспособность человека.
Некоторые из вас назвали чай.
- Что такое чай? ................ (отвечают с места)
III.
Постановка темы, цели (1 мин.)
(Классный руководитель)
Итак, сегодня я предлагаю вам провести классный час по теме «Чай-это здоровье».
Сегодня вы познакомитесь с историей чая, узнаете о его пользе для здоровья человека.
Ребята, давайте снимем усталость, Наш чай как раз готов. Предоставляю слово нашим гостям….
(Проходит дегустация бирюзового чая с комментариями, на экране
слайды гостей) (10-13 мин.)
Слайд4 (3 мин.)
IV. Вступительное слово классного руководителя
В Китае чай называют разными словами, но наиболее часто: «ча», что в переводе на русский язык - «молодой листочек». В некоторых частях Китая это произносится «цха», в других «тья». Китайцы не только подарили название чая и научили человечество употреблять чай как напиток, но и открыли само чайное растение - чайный куст. Произошло это почти 5000 лет тому назад.
Родиной чайного растения следует считать Юго-Запад Китая - Юньнань. Здесь идеальные условия для роста и развития чайного растения. Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.
Культивировать чайные кусты, т.е. специально разводить для сбора урожая, начали в Китае, примерно в середине IV века. А в соседнюю Японию чай попал лишь 500 лет спустя. В Россию же первый чайный куст был завезен лишь в 19 веке и посажен в Никитском ботаническом саду в Крыму. В настоящее время чай возделывают более чем в 30 странах Наилучшее качество имеет чай, выращенный на высокогорных плантациях, расположенных на уровне 1500 - 1800 м над уровнем моря. В Китае есть такие плантации в районе Юньнань, в Шри-Ланке - южная часть острова Цейлон.
Итак, Чай любят во многих странах мира. И у каждого народа своя культура чаепития. О английской чайной церемонии нам расскажет(…..)
Слайд5 ( 1 мин)
(Студент сообщает)
ЧАЙ В АНГЛИИ
Широко известна английская чайная церемония, так называемый «five o’clock» (чай в Англии принято пить в 17 часов). Послеобеденное чаепитие в строго определенное время является традиционной формой родственных и дружеских встреч. В Англии чай принято пить в 17-00 часов.
Чай с молоком уже давно стал национальным напитком жителей островов Великобритании. Они доливают чай в молоко, а не наоборот. Чай с молоком обладает своеобразным приятным вкусом и является полезным для здоровья напитком. К чаю по-английски подают горячее молоко или подогретые сливки, мармелад, кексы, сухое печенье, небольшие пирожные или торт и маленькие закусочные бутерброды.
(Классный руководитель)
что интересного вы узнали об этой церемонии?
(студенты отвечают)
Вот какие особенности чаепития в Западном государстве. Теперь послушайте рассказ о чайной церемонии на Востоке.
Слайд6 (1 мин)
(Студент сообщает)
ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ В ЯПОНИИ
В Японии наиболее часто пьют зеленый чай. Чайная церемония имеет свои традиции, корни которых уходят в глубокое прошлое. У некоторых семей есть свои специальные домики для проведения таких церемоний. Обстановка в них очень скромная: картинный свиток на стене, букет в традициях икебаны, циновки, разложенные на полу.
Для приготовления церемониального чая женщины растирают листовой чай в порошок. Это действие сопровождается красивыми пластичными движениями, напоминающими танец. Затем в эту пудру буквально по каплям добавляют кипящую воду, взбивая все особой метелочкой в кремовидную массу. Церемониальный чай очень терпок, но и ароматен.
На такой чай обычно приглашают близких людей и друзей. Каждому приглашенному подается пиала с тремя глотками чая. Если вы думаете, что друзья обмениваются новостями или обсуждают что-то интересное, то вы ошибаетесь. Вся чайная церемония проходит в тишине и молчании. Каждый, наслаждаясь чайным ароматом, думает над своими проблемами, пытается найти их решения. в Китае и Японии чайная церемония длилась очень долго около 4 часов.
Слайд7
(Классный руководитель)
Кто заметил разницу в чайных церемониях Запада и Востока? Как вы думаете, с чем это связано? (студенты отвечают, высказывают свои предположения)
Слайд8
(Классный руководитель)
А теперь послушайте об экзотических чайных традициях Монголии и Тибете. Чай для них – не просто напиток, а источник здоровья.
(сообщает студент 1 мин)
Чай в Монголии и на Тибете
В Тибете чай пьют с 7 века. В китайских книгах говорится: «Тибетцы живут чаем. Не имея его, они страдают до такой степени, что могут заболеть». В Тибете употребляют чай в пищу как в жидком виде, так и в сухом. Чайный напиток - «часуйма» - представляет собой горячую, хорошо взбитую смесь крепкого чайного настоя со сливочным топленым маслом и солью - это очень калорийный и тонизирующий напиток, способный почти мгновенно восстанавливать силы ослабевшего человека.
А в Монголии можно попробовать «богдойского чая». Основными компонентами этого блюда является крупа, перец, лавровый лист.
(Классный руководитель)
Попробуйте себе представить смесь этих продуктов? Это достаточно сложно. Но такой чай можно попробовать и у нас в России, например в Калмыкии или Бурятии, где такой чай не является экзотикой.
Из выступлений ребят мы с вами познакомились с обычаями и традициями чаепития разных народов мира, а я вам расскажу о чаепитии в России.
Слайд9
(рассказ классного руководителя 3-4 мин.)
ЧАЕПИТИЕ В РОССИИ
Чаепитие на Руси - это признак хорошего тона, а задушевный застольный разговор за чаем - национальная черта, особенность России.
Известно, что чай впервые попал в Россию в качестве подарка царскому двору от монгольского Алтын - Хана в XVII веке. Существуют противоречивые мнения о том, как царь отнесся к этому иностранному блюду. Вероятнее всего, чай не очень понравился царю. Возможно, это произошло из-за того, что, подарив сухой чай, дарители утаили способ приготовления ароматного напитка. Во всяком случае, покупка чая у Китая началась лишь в конце XVII в. Цена чая была очень высока, поэтому первоначально его употребляли только состоятельные слои населения. А простой народ использовал для утоления жажды настои и отвары с ягодами, с листьями черной смородины, шиповника и других растений. Только с XIX века чай стал общедоступным напитком.
Известно, что китайцы, приготовив чай в специальном сосуде гайвань, пьют, не разбавляя. У русских принято добавлять в заварку кипяток, добиваясь крепости чая по вкусу. Наверно, эта традиция стала причиной изобретения самовара.
Неизвестно, кто и где первым изобрел самовар. Многие считают, что это случилось в городе Туле, где и сейчас выпускают тульские самовары. Но есть много фактов, дающих повод думать, что самовар был изобретен в Сибири, где развивалась металлургия.
Самовар со временем стал таким же традиционным русским сувениром, как знаменитые «матрешки», хохломская деревянная посуда, балалайки. На Западе самовар в шутку стали называть главным русским изобретением, а немцы - русской чайной машиной. Русские самовары растапливали углями или сосновыми шишками. Для тяги ставили на внутреннюю трубу Г-образный удлинитель и раздували огонь сапогом. У каждого такого самовара был свой собственный, единственный и неповторимый голос, своя мелодия, располагающая к процессу чаепития. Вот, наверно, откуда идет это всенародное, всеобщее признание российского чайного ритуала.
У самовара масса достоинств: и экономичность, и малый расход топлива, и удобство эксплуатации, и вместительность, и наливать кипяток из него удобно. Кроме того, и вода в нем долго не остывает. Потому что в старину труба с раскаленными углями была внутри самовара, а теперь там расположен герметичный нагревательный элемент. А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще, самовары порой подлинные произведения искусства. Самовары изготовляют из меди, латуни и даже из железа! Мастера делали их с фигурным краном, затейливыми ручками, красивыми фестонами. А хозяева украшали рушниками и баранками.
Чай с лимоном - это истинно русское изобретение. В странах, где лимоны выращивают на продажу (Ливан, Кипр, Крит, Южная Италия), чай не растет. В этих странах лимон использовался, но как приправа к рыбе. Вкус композиции чая с лимоном понравился русским аристократам, и пошла мода чаепития с заморскими фруктами.
Жаль, что в Росси чай растет только в Краснодарском крае. Поэтому отечественным сортом чая является только «Краснодарский» В настоящее время производятся как недорогие сорта для широкого потребления, так и элитные желтый и красный чай для гурманов по довольно высоким ценам (от 6000 рублей за килограмм чая), а все остальное в России развешивается, а выращивается на Цейлоне, Индии и Грузии.
Главное, не следует забывать, что самое важное - это качество предлагаемого чая. Он должен быть свежезаваренный с соблюдением всех тонкостей и тогда можно будет оценить вкус и аромат этого волшебного напитка.
Слайд 10,11
(Классный руководитель продолжает,1-2 мин)
Поднимите руки кто пил чай с самовара? Как в вашей семье проходит чаепитие? Какому сорту чая отдаете предпочтение? (студенты высказываются). Спасибо.
Но не стоит забывать о целебных свойствах чая.
На слайде 12
«Мудрые мысли»
«Я должен был пить много чая, так как без него не мог работать. Чай освобождает те мысли, которые дремлют в моей голове»
(Л. Н. Толстой).
«Когда вы сидите у голубого экрана, советуем пить чай, а не кофе или лимонад, поскольку чай, особенно зеленый, убивает вредное воздействие излучения телеэкрана» (Чень Цикунь)
Чай – это здоровье.
(1 мин.)
У разных людей разное отношение к чаю. Одни считают, что чай полезен и активно включают его в свой рацион; другие, наоборот, - считают, что чай вредит их здоровью, и они редко его употребляют. Чай может принести большую пользу человеку, если употреблять его правильно. Ни у кого нет сомнения, что витамины необходимы человеческому организму. Так вот, в чае именно почти все нужные для здоровья витамины необходимы человеческому организму.
В чае есть витамин В1 - тиамин, - который обеспечивает нормальную деятельность нервной системы - успокаивает. Витамин В2 - рибофлавин - делает вашу кожу красивой, эластичной, предотвращает ее шелушение и сухость, витамин С и другие…
Давно было замечено, что крепкий чай действует как лекарство при расстройствах желудка.
Успокаивает сердечно - сосудистую систему, облегчает процесс кровообращения, создает нормальное давление. Вот почему при головной боли стакан крепкого чая может дать облегчение.
Да и при простудных заболеваниях теплый чай в больших количествах дает положительный эффект.
Говоря о лечебных свойствах чая, надо отметить, что целебные качества имеют лишь правильно заваренный чай, в котором выдержаны пропорции сухого чая и воды.
А теперь предоставим слово нашим гостям-экспертам в области чая.
V. Дегустация
(Гости с лавки «Чайная лодка» приглашают к дегустации чая Пуэр с комментариями и слайдами)
(10 мин.)
(Классный руководитель)
- Вы попробовали два чая. Выразите свои предпочтения. Какой чай, на ваш взгляд, был более вкусным и ароматным и почему?
- Как вы считаете, какой это чай?
- Итак, предпочтения вы выразили чаю … Это чай…
Спасибо.
Слайд13
VI. Рефлексия.(3 мин.)
По-моему вкусу чай оказался приятен, вкусен, ароматен. Мне хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.
Слайд 14
Я узнал…
Мне было интересно…
Мне хотелось бы …
Желаю всем…
VII.Итог (3 мин.)
(Классный руководитель)
Мне было приятно с вами общаться, спасибо за активное участие в классном часе. Сегодня вы много узнали нового о традициях чаепития в разных точках света, но, наверняка в каждой семье есть свои чайные традиции. Придя домой, устройте чаепития для своих родителей.
А закончить наш классный час хочется такими словами:
Слайд 15
(студент с выражением)
Я хочу открыть секрет
И полезный дам совет
Если хворь с кем приключится
Чаем можете полечиться.
Чай всех снадобий полезней
Помогает от болезней
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет
И с усталостью поспорит
Сокрушит любой недуг
Чай здоровью – лучший друг!
Слайд 16
Всем спасибо, всего вам доброго, до свидания.
Приложение 5
Источники:
ссылка на католог статей про самовар
samovar.holm.ru - "История самовара"
samoffar.ru - ссылка на статью "История самовара"
ru.wikipedia.org - материал из Википедии - свободной энциклопедии
Угольный самовар своими руками. NTD, Нижний Новгород, Россия