kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Чай - это здоровье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная методическая разработка имеет чисто практическое значение. Изложенная в ней информация может быть полезна не только педагогам – организаторам, социальным педагогам, но и педагогам – психологам и классным руководителям для повышения собственной компетенции в вопросах здоровье сбережения, и для внедрения активных, нетрадиционных методов в организацию и проведение внеклассных мероприятий.В методической разработке «Чай – это здоровье» сформулирована цель мероприятия: познакомить студентов с историей происхождения чая,  его целебными свойствами, рассказать о культуре чаепития в разных странах, определены задачи мероприятия: 
-    повышение интереса студентов к здоровому образу жизни;
-    развитие познавательных и интеллектуальных способностей студентов;
-    сохранение и преумножение традиций колледжа в вопросах здоровьесбережения.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Чай - это здоровье" »

Приложение 1 Титульный лист

Министерство образования и науки Челябинской области

ГАОУ СПО (ССУЗ) ЧО «Политехнический колледж»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Тематического классного часа


«Чай - это здоровье»



























Магнитогорск

2014



Приложение2

Обратная сторона титульного листа

Рассмотрена

на заседании предметной (цикловой)

комиссии ОГСЭ дисциплин


Методическая разработка (Чай – это здоровье)

Протокол № от __________ 20____года.

Председатель цикловой комиссии ______________________ Рубан О.В.









Авторы:

В.Р. Смирнова – классный руководитель; преподаватель истории
















Рецензент: Зам. директора по воспитательной работе

Т.Г Светличная












Приложение 3

Рецензия

На методическую разработку «Чай – это здоровье»

Представленная методическая разработка имеет чисто практическое значение. Изложенная в ней информация может быть полезна не только педагогам – организаторам, социальным педагогам, но и педагогам – психологам и классным руководителям для повышения собственной компетенции в вопросах здоровье сбережения, и для внедрения активных, нетрадиционных методов в организацию и проведение внеклассных мероприятий.

В методической разработке «Чай – это здоровье» сформулирована цель мероприятия: познакомить студентов с историей происхождения чая, его целебными свойствами, рассказать о культуре чаепития в разных странах, определены задачи мероприятия:

- повышение интереса студентов к здоровому образу жизни;

- развитие познавательных и интеллектуальных способностей студентов «Политехнического колледжа»;

- сохранение и преумножение традиций колледжа в вопросах здоровьесбережения.

В разработке представлены:

- сценарий «Чай – это здоровье»»;

- вопросы участникам;

- дегустация.

Работа написана и оформлена методически правильно с учетом особенностей студентов и их профессиональной направленностью. Вопросы составлены грамотно и охватывают важные стороны здоровье сбережения. Используемые практические задания (дегустация) активизируют интерес и способствуют деятельному участию студентов в мероприятии.. Материал может быть использован как на занятиях, так и при проведении воспитательных мероприятиях нравственного и патриотического и здоровьесберегающего направлений.


Количество листов – 11.





Рецензент

зам. директора по ВР Т.Г.Светличная







Приложение 3


Сценарий

Мероприятия по теме: «Чай - это здоровье».

Цель: познакомить студентов с историей происхождения чая, его целебными свойствами, рассказать о культуре чаепития в разных странах.

Задачи:

Образовательная – сформировать представление у студентов об истории и полезных свойствах чая

Воспитательная – воспитание уважения к традициям разных народов

Развивающая – развитие представлений о культуре чаепития в разных странах мира (Россия, Индия, Китай, Англия, Япония, Монголия, Тибет)

Форма проведения: нестандартная форма проведения классного часа

Место проведения: ООД Политехнического колледжа, каб. №16

Время проведения: 45 мин.   

Предварительная подготовка:

  • подготовка заданий для самостоятельного изучения;

  • изготовление сигнальных карт;

  • приглашение гостей из «Чайной лодки»;

  • оформление кабинета в соответствии с темой классного часа.

Участники мероприятия: группа студентов СП9-13-2, гости из лавки «Чайная лодка»;

Оборудование: медиа проектор, компьютер, посуда для заваривания чая.


План классного часа:

I. Организационный момент;

II. Введение в тему;

III. Постановка темы, цели мероприятия, представление гостей;

  • Дегустация бирюзового чая;

IV. Основной этап:

  • Основные производители и поставщики чая на мировой рынок;

  • Чайные церемонии в государствах Востока и Запада;

  • Чаепитие в России;

  • О целебными свойствами напитка;

V. Дегустация.

VI.Рефлексия.

VII.Подведение итогов.

Ход

Слайд1

I. Организационный момент. (1-2 мин)

(Классный руководитель)

Мне очень приятно видеть гостей и вас, ребята. Улыбнитесь гостям и друг другу.



II. Введение в тему. (2-3мин.)

Закончились уроки. У вас был насыщенный учебный день. Мне хотелось бы начать классный час с опроса и узнать о вашем самочувствии.

Слайд2

написаны предложения. Прочитайте их.

  • Я чувствую усталость.

  • Я полон сил.


У вас на столах лежат сигнальные карточки разного цвета. Зеленый – я чувствую себя усталым, красный – я полон сил. Подумайте, как вы оцениваете свое состояние, поднимите карточку того цвета которая, выражает ваше состояние.

Я вижу, что вы …………….

Слайд3

Ребята, а знаете ли вы быстрые способы снятия усталости? Приведите примеры (ответы студентов)

- Что вы делаете для того, чтобы снять усталость?

- Вы назвали достаточно много способов и все они, действительно, снимают усталость, повышают работоспособность человека.

Некоторые из вас назвали чай.

- Что такое чай? ................ (отвечают с места)

III.

Постановка темы, цели (1 мин.)

(Классный руководитель)

Итак, сегодня я предлагаю вам провести классный час по теме «Чай-это здоровье».

Сегодня вы познакомитесь с историей чая, узнаете о его пользе для здоровья человека.


Ребята, давайте снимем усталость, Наш чай как раз готов. Предоставляю слово нашим гостям….


(Проходит дегустация бирюзового чая с комментариями, на экране

слайды гостей) (10-13 мин.)

Слайд4 (3 мин.)


IV. Вступительное слово классного руководителя

В Китае чай называют разными словами, но наиболее часто: «ча», что в переводе на русский язык - «молодой листочек». В некоторых частях Китая это произносится «цха», в других «тья». Китайцы не только подарили название чая и научили человечество употреблять чай как напиток, но и открыли само чайное растение - чайный куст. Произошло это почти 5000 лет тому назад.

Родиной чайного растения следует считать Юго-Запад Китая - Юньнань. Здесь идеальные условия для роста и развития чайного растения. Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.

Культивировать чайные кусты, т.е. специально разводить для сбора урожая, начали в Китае, примерно в середине IV века. А в соседнюю Японию чай попал лишь 500 лет спустя. В Россию же первый чайный куст был завезен лишь в 19 веке и посажен в Никитском ботаническом саду в Крыму. В настоящее время чай возделывают более чем в 30 странах Наилучшее качество имеет чай, выращенный на высокогорных плантациях, расположенных на уровне 1500 - 1800 м над уровнем моря. В Китае есть  такие плантации в районе Юньнань, в Шри-Ланке - южная часть острова Цейлон.

Итак, Чай любят во многих странах мира. И у каждого народа своя культура чаепития. О английской чайной церемонии нам расскажет(…..)


Слайд5 ( 1 мин)

(Студент сообщает)


ЧАЙ  В  АНГЛИИ

Широко известна английская чайная церемония, так называемый «five o’clock» (чай в Англии принято пить в 17 часов). Послеобеденное чаепитие в строго определенное время является традиционной формой родственных и дружеских встреч. В Англии чай принято пить в 17-00 часов.

Чай с молоком уже давно стал национальным напитком жителей островов Великобритании. Они доливают чай в молоко, а не наоборот. Чай с молоком обладает своеобразным приятным вкусом и является полезным для здоровья напитком. К чаю по-английски подают горячее молоко или подогретые сливки, мармелад, кексы, сухое печенье, небольшие пирожные или торт и маленькие закусочные бутерброды.

(Классный руководитель)

что интересного вы узнали об этой церемонии?

(студенты отвечают)

Вот какие особенности чаепития в Западном государстве. Теперь послушайте рассказ о чайной церемонии на Востоке.


Слайд6 (1 мин)

(Студент сообщает)

ЧАЙНАЯ  ЦЕРЕМОНИЯ  В ЯПОНИИ

В Японии наиболее часто пьют зеленый чай. Чайная церемония имеет свои традиции, корни которых уходят в глубокое прошлое. У некоторых семей есть свои специальные домики для проведения таких церемоний. Обстановка в них очень скромная: картинный свиток на стене, букет в традициях икебаны, циновки, разложенные на полу.

Для приготовления церемониального чая женщины растирают листовой чай в порошок. Это действие сопровождается  красивыми пластичными движениями, напоминающими танец. Затем в эту пудру буквально по каплям добавляют кипящую воду, взбивая все особой метелочкой в кремовидную массу. Церемониальный чай очень терпок, но и ароматен.

На такой чай обычно приглашают близких людей и друзей. Каждому приглашенному подается пиала с тремя глотками чая. Если вы думаете, что друзья обмениваются новостями или обсуждают что-то интересное, то вы ошибаетесь. Вся чайная церемония проходит в тишине и молчании. Каждый, наслаждаясь чайным ароматом, думает над своими проблемами, пытается найти их решения. в Китае и Японии чайная церемония длилась очень долго около 4 часов.


Слайд7

(Классный руководитель)

Кто заметил разницу в чайных церемониях Запада и Востока? Как вы думаете, с чем это связано? (студенты отвечают, высказывают свои предположения)


Слайд8

(Классный руководитель)

А теперь послушайте об экзотических чайных традициях Монголии и Тибете. Чай для них – не просто напиток, а источник здоровья.

(сообщает студент 1 мин)


Чай в Монголии и на Тибете

В Тибете чай пьют с 7 века. В китайских книгах говорится: «Тибетцы живут чаем. Не имея его, они страдают до такой степени, что могут заболеть». В Тибете употребляют чай в пищу как в жидком виде, так и в сухом. Чайный напиток - «часуйма» - представляет собой горячую, хорошо взбитую смесь крепкого чайного настоя со сливочным топленым маслом и солью - это очень калорийный и тонизирующий напиток, способный почти мгновенно восстанавливать силы ослабевшего человека.

А в Монголии можно попробовать «богдойского чая». Основными компонентами этого блюда является крупа, перец, лавровый лист.


(Классный руководитель)

Попробуйте себе представить смесь этих продуктов? Это достаточно сложно. Но такой чай можно попробовать и у нас в России, например в Калмыкии или Бурятии, где такой чай не является экзотикой.


Из выступлений ребят мы с вами познакомились с обычаями и традициями чаепития разных народов мира, а я вам расскажу о чаепитии в России.


Слайд9

(рассказ классного руководителя 3-4 мин.)

ЧАЕПИТИЕ  В  РОССИИ

Чаепитие на Руси - это признак хорошего тона, а задушевный застольный разговор за чаем - национальная черта, особенность России.

Известно, что чай впервые попал в Россию в качестве подарка царскому двору от монгольского Алтын - Хана в XVII веке. Существуют противоречивые мнения о том, как царь отнесся к этому иностранному блюду. Вероятнее всего, чай не очень понравился царю. Возможно, это произошло из-за того, что, подарив сухой чай, дарители утаили способ приготовления ароматного напитка. Во всяком случае, покупка чая у Китая началась лишь в конце XVII в. Цена чая была очень высока, поэтому первоначально его употребляли только состоятельные слои населения. А простой народ использовал для утоления жажды настои и отвары с ягодами, с листьями черной смородины, шиповника и других растений. Только с XIX века чай стал общедоступным напитком.

Известно, что китайцы, приготовив чай в специальном сосуде гайвань, пьют, не разбавляя. У русских принято добавлять в заварку кипяток, добиваясь крепости чая по вкусу. Наверно, эта традиция стала причиной изобретения самовара.

Неизвестно, кто и где первым изобрел самовар. Многие считают, что это случилось в городе Туле, где и сейчас выпускают тульские самовары. Но есть много фактов, дающих повод думать, что самовар был изобретен в Сибири, где развивалась металлургия.

Самовар со временем стал таким же традиционным русским сувениром, как знаменитые «матрешки», хохломская деревянная посуда, балалайки. На Западе самовар в шутку стали называть главным русским изобретением, а немцы - русской чайной машиной. Русские самовары растапливали углями или сосновыми шишками. Для тяги ставили на внутреннюю трубу Г-образный удлинитель и раздували огонь сапогом. У каждого такого самовара был свой собственный, единственный и неповторимый голос, своя мелодия, располагающая к процессу чаепития. Вот, наверно, откуда идет это всенародное, всеобщее признание российского чайного ритуала.

У самовара масса достоинств: и экономичность, и малый расход топлива, и удобство эксплуатации, и вместительность, и наливать кипяток из него удобно. Кроме того, и вода в нем долго не остывает. Потому что в старину труба с раскаленными углями была внутри самовара, а теперь там расположен герметичный нагревательный элемент. А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще, самовары порой подлинные произведения искусства. Самовары изготовляют из меди, латуни и даже из железа! Мастера делали их с фигурным краном, затейливыми ручками, красивыми фестонами. А хозяева украшали рушниками и баранками.

Чай с лимоном - это истинно русское изобретение. В странах, где лимоны выращивают на продажу (Ливан, Кипр, Крит, Южная Италия), чай не растет. В этих странах лимон использовался, но как приправа к рыбе. Вкус композиции чая с лимоном понравился русским аристократам, и пошла мода чаепития с заморскими фруктами.

Жаль, что в Росси чай растет только в Краснодарском крае. Поэтому отечественным сортом чая является только «Краснодарский» В настоящее время производятся как недорогие сорта для широкого потребления, так и элитные желтый и красный чай для гурманов по довольно высоким ценам (от 6000 рублей за килограмм чая), а все остальное в России развешивается, а выращивается на Цейлоне, Индии и Грузии.

Главное, не следует забывать, что самое важное - это качество предлагаемого чая. Он должен быть свежезаваренный с соблюдением всех тонкостей и тогда можно будет оценить вкус и аромат этого волшебного напитка.


Слайд 10,11

(Классный руководитель продолжает,1-2 мин)


Поднимите руки кто пил чай с самовара? Как в вашей семье проходит чаепитие? Какому сорту чая отдаете предпочтение? (студенты высказываются). Спасибо.

Но не стоит забывать о целебных свойствах чая.


На слайде 12


«Мудрые мысли»

«Я должен был пить много чая, так как без него не мог работать. Чай освобождает те мысли, которые дремлют в моей голове»

(Л. Н. Толстой).

«Когда вы сидите у голубого экрана, советуем пить чай, а не кофе или лимонад, поскольку чай, особенно зеленый, убивает вредное воздействие излучения телеэкрана» (Чень Цикунь)


Чай – это здоровье.

(1 мин.)

У разных людей разное отношение к чаю. Одни считают, что чай полезен и активно включают его в свой рацион; другие, наоборот, - считают, что чай вредит их здоровью, и они редко его употребляют. Чай может принести большую пользу человеку, если употреблять его правильно. Ни у кого нет сомнения, что витамины необходимы человеческому организму. Так вот, в чае именно почти все нужные для здоровья витамины необходимы человеческому организму.

В чае есть витамин В1 - тиамин, - который обеспечивает нормальную деятельность нервной системы - успокаивает. Витамин В2 - рибофлавин - делает вашу кожу красивой, эластичной, предотвращает ее шелушение и сухость, витамин С и другие…

Давно было замечено, что крепкий чай действует как лекарство при расстройствах желудка.

Успокаивает сердечно - сосудистую систему, облегчает процесс кровообращения, создает нормальное давление. Вот почему при головной боли стакан крепкого чая может дать облегчение.

Да и при простудных заболеваниях теплый чай в больших количествах дает положительный эффект.

Говоря о лечебных свойствах чая, надо отметить, что целебные качества имеют лишь правильно заваренный чай, в котором выдержаны пропорции сухого чая и воды.


А теперь предоставим слово нашим гостям-экспертам в области чая.

V. Дегустация

(Гости с лавки «Чайная лодка» приглашают к дегустации чая Пуэр с комментариями и слайдами)

(10 мин.)

(Классный руководитель)

- Вы попробовали два чая. Выразите свои предпочтения. Какой чай, на ваш взгляд, был более вкусным и ароматным и почему?

- Как вы считаете, какой это чай?

- Итак, предпочтения вы выразили чаю … Это чай…

Спасибо.


Слайд13

VI. Рефлексия.(3 мин.)

По-моему вкусу чай оказался приятен, вкусен, ароматен. Мне хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.

Слайд 14

Я узнал…

Мне было интересно…

Мне хотелось бы …

Желаю всем…

VII.Итог (3 мин.)

(Классный руководитель)

Мне было приятно с вами общаться, спасибо за активное участие в классном часе. Сегодня вы много узнали нового о традициях чаепития в разных точках света, но, наверняка в каждой семье есть свои чайные традиции. Придя домой, устройте чаепития для своих родителей.

А закончить наш классный час хочется такими словами:


Слайд 15


(студент с выражением)




Я хочу открыть секрет

И полезный дам совет

Если хворь с кем приключится

Чаем можете полечиться.

Чай всех снадобий полезней

Помогает от болезней

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет

И с усталостью поспорит

Сокрушит любой недуг

Чай здоровью – лучший друг!

Слайд 16


Всем спасибо, всего вам доброго, до свидания.






























Приложение 5

Источники:


  • ссылка на католог статей про самовар

  • samovar.holm.ru - "История самовара"

  • samoffar.ru - ссылка на статью "История самовара"

  • ru.wikipedia.org - материал из Википедии - свободной энциклопедии

  • Угольный самовар своими руками. NTD, Нижний Новгород, Россия

  • Картинки про чайную церемонию (интернет - ресурс)

  • Чайные церемонии, традиции Востока и Запада.

  • (западвосток.рф›directions/tea_ceremony/)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "Чай - это здоровье"

Автор: Смирнова Валерия Ризаевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103702

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Методическая разработка интеллектуальной игры «Что?Где?Когда?» по произведениям Корнея Чуковского "
    ["seo_title"] => string(111) "mietodichieskaia-razrabotka-intielliektual-noi-ighry-chto-gdie-koghda-po-proizviedieniiam-kornieia-chukovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "241919"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445345633"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Методическая разработка. Классный час "День матери""
    ["seo_title"] => string(54) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnyi-chas-dien-matieri"
    ["file_id"] => string(6) "265909"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450038372"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Методическая разработка классного часа: "Здоровые дети в здоровой семье" "
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-zdorovyie-dieti-v-zdorovoi-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "183283"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425810842"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Методическая разработка внеклассного мероприятия "Сказочный переполох" "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-skazochnyi-pieriepolokh"
    ["file_id"] => string(6) "241704"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445284733"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "«Хворостянка – территория здоровья!» Методическая разработка дня здоровья для педагогов образовательных организаций"
    ["seo_title"] => string(80) "khvorostianka_territoriia_zdorovia_metodicheskaia_razrabotka_dnia_zdorovia_dlia_"
    ["file_id"] => string(6) "484008"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1541575959"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства