Дать представление о пищевой ценности яиц, их значении в питании человека и научить готовить блюда из яиц.
Задачи.
Образовательная (дидактическая): формировать знания учащихся о яйце и яичных продуктах. Сформировать навыки по определению доброкачественности яиц и научить технологии приготовления, оформлению и подачи блюд из яиц.
Коррекционно-развивающая: развивать познавательную деятельность и логическое мышление. Стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Формировать коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом.
Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание.
Развитие логического мышления при работе с загадками.
Воспитательная: практическая подготовка учащихся к жизни в социуме. Воспитывать мотивацию к учению.
Здоровьесберегающие:
Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, следить за осанкой.
Тип урока: освоение нового материала.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Учебно-наглядное пособие:
Презентация «Приготовления яиц отварных»;
Иллюстрации “Блюда из яиц”;
Таблицы: «Рецепты простых блюд из яиц»
Индивидуальные карточки задания.
Методы обучения:
•словесные (при формировании теоретических знаний); •практические (при приготовлении блюда); •наглядные (ИКТ – для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала); •проблемно – поисковые (при формулировании темы и целей урока, для развития самостоятельности мышления); • методы контроля и самоконтроля.
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы Ⅷ вида; 5-9 кл; в 2 сборниках. / Под редакцией В.В. Воронковой. М.; Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.;
Пособие для учителя «Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе Ⅷ вида / под редакцией В.В Воронковой, С.А. Казаковой. М.; Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2006 г.; Словарь русского языка. / под редакцией Н.Ю. Шведовой. М.; «Русский язык» 1985 г.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие к берегам неизведанной страны. Этой страны нет ни на одной географической карте, но о её существовании знает каждый. Название неизведанной страны означает искусство приготовления пищи. О какой же стране идёт речь? Правильно это - «Кулинария». В стране Кулинарии люди осваивают технологию приготовления различных блюд, и мы сегодня будем с вами говорить о блюде, известном практически среди всех народов мира.
Немного истории. (Слайд №2)
- В старину древние народы, считали, что яйцо – это символ вселенной и символ рождения. (Слайд №3)
Учитель:
- Посмотрите на картинку – яйца бывают разные: утиные, гусиные, перепелиные и т.д. и все они очень полезные, но чаще всего мы употребляем в пищу куриные яйца.
- Современная наука определила, что в состав яиц входят жизненно необходимые человеку вещества: белки, жиры, минеральные соли, витамины: А, D, Е и В.
Основная часть полезных веществ сосредоточена в желтке.
- Правда, нельзя забывать и о том, что в яйце содержится много холестерина (именно поэтому яйца ограничены в употреблении при заболеваниях почек и печени).
- Давайте посмотрим на строение яйца. Яйцо покрыто скорлупой, под которой находятся две подскорлупные оболочки. Между ними образуется воздушная камера – пуга. В процессе хранения яиц пуга увеличивается. Под оболочками находится белок. В середине его на двух канатиках «подвешен» желток. Белок составляет около 60% содержимого яйца, а желток – около 40%. (Слайд №4)
Согласно статистике, человек ежегодно употребляет в пищу около 200 куриных яиц.
—На яйцах, купленных в магазине, стоит штамп. Какую информацию он содержит? Учащиеся высказывают своё мнение
Маркированные яйца с указанной датой называются диетическими.
По истечении 7 суток они становятся столовыми.
1-й категории (45 – 60г)
Диетическое
2-й категории (40г. и меньше)
Куриное яйцо
Столовое (срок хранения до 30 суток)
Меланж - замороженная смесь белка с желтком
Яичный порошок - высушенный меланж
- Крупные яйца массой 45г. и более маркируют красной краской – это продукт 1-й категории.
- Яйца массой 40г. и меньше – синей краской – это продукт 2-й категории.
К яичным продуктам относятся меланж (замороженная смесь белка с желтком) и яичный порошок (высушенный меланж). Эти продукты особенно удобны для использования в пищевой промышленности и на предприятиях общественного питания.
Срок хранения яиц в холодильнике — 30 суток, при комнатной температуре — 12 суток.
Физминутка.
Упражнение «Колокольчик» Упражнение на укрепление мышц шеи и головы. Тренировка голоса. Наклоны вправо, влево, вверх, вниз. Упражнение выполнять, прилагая усилия, чтобы способствовать развитию мышечного аппарата шеи, головы, плеч и спины.
Ветерок голову клонит,
Колокольчик сон твой гонит.
Ты головку вверх подкинь,
И пропой дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
(Здоровьесберегающие технологии).
Сообщение по правилам приготовления блюд из яиц.
Использовать только свежие, хорошо вымытые яйца (это снизит возможность попадания вредных микробов со скорлупы в пищу).
Соблюдать режим тепловой обработки яиц. (Слайд №6)
Сообщение по способам хранения яиц.
Яйца сохраняются лучше, если лежат тупым концом вверх.
При отсутствии холодильника яйца можно сохранить свежими, если смазать скорлупу тонким слоем сала или растительного масла, завернуть каждое яйцо в бумагу, уложить в корзинку и повесить ее в темном проветриваемом месте.
(Слайд №7).
(Здоровьесберегающие технологии).
Как же правильно варить яйца?
Рассмотрим способы варки яиц.
Способ приготовления
Время приготовления, мин
Готовность
Всмятку
2
Белок свернулся наполовину, желток не свернулся
«В мешочек»
4 - 5
Белок свернулся, желток не свернулся
Вкрутую
7 - 10
Желток и белок свернулся
Никогда не варите яйца сразу из холодильника, потому что очень холодные яйца, которые кладут в горячую воду, скорее всего, лопнут.
Никогда не варите яйца слишком долго (желтки потемнеют, белок будет похож на резину).
Обработка яиц.
Всегда используйте маленькую кастрюлю - когда слишком много места, яйца могут стукнуться друг о друга и потрескаться.
Помните, что у яиц есть подушечка на тупом конце, где собирается воздух. Во время варки, может собраться давление и скорлупа потрескается. Чтобы этого избежать, проколите яйцо с тупого конца иголкой, чтобы выходил пар.
Яйцо в кастрюле должно быть покрыто водой.
Если скорлупа яйца слегка треснута, яйца надо варить в солёной воде, чтобы белок не вытек.
Сваренные яйца опускают в холодную воду, чтобы они легче очистились.
Вводный инструктаж к работе.
1.Мытье рук, одевание спецодежды.
2.Подготовка инструментов для работы.
3.Повторение правил санитарии при выполнении практической работы.
Инструктаж по охране труда при выполнении практической работы:
- при пользовании электронагревательными приборами;
- при работе с горячей жидкостью.
(Здоровьесберегающие технологии).
Практическая работа. Приготовление блюда из яиц.
1.Взять кастрюльку, налить в неё воду,
2.Положить яйца и поставить на огонь.
3.Дождаться когда вода закипит.
4.Для варки «в крутую» их варят 9-10 минут,
5.Для варки «всмятку» достаточно 5-7 минут.
6.Чтобы яйца не вытекали из скорлупы, в воду нужно положить чайную ложку соли.
7.Чтобы яйца легче чистились, сразу после варки, кастрюлю с яйцами нужно поставить под кран с холодной водой.
Текущий инструктаж во время практической работы:
Проверка соблюдения безопасных приемов труда
Проверка правильности выполнения трудовых приемов и последовательности работы.
Проверка правильности осуществления у учащихся самоконтроля, помощь отстающим детям.
(Здоровьесберегающие технологии). (Слайд №8).
Вот мы и закончили путешествие по загадочной стране. Вам понравилось?
Проверка знаний учащихся.
- ответьте на вопросы:
1. Какая наиболее ценная часть яйца?
(Желток).
2. Как называются яйца, поступившие в продажу не позднее 7 сток?
(Диетические).
3. Какое яйцо варится 10 минут?(В крутую.)
4. Как правильно хранить яйца в холодильнике?
(Тупым концом к верху).
4. Подведение итогов занятия.
Оценка работы учащихся.
Запись домашнего задания:«Яйца отварные».
Рефлексия.
«Лестница успеха».
Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности в конце урока, т.е. оценить достигнутые результаты.