2. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Выявить уровень знаний и систематизировать их. | Как вы думаете, какая тема нашего урока? Объявляют тему «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» Какие пословицы, поговорки о кашах вы знаете? Объясните, почему так говорят: Мало каши ел. Каша — мать наша. Кашка сладенька, да чашка маленька. Русского мужика без каши не накормишь.
Почему русские люди о каше говорят с уважением? Действительно ли каша имеет большое значение в питании человека? А вы знаете, из чего получают крупы? Какова же цель нашей работы на уроке? Как достичь цели? Что необходимо для этого сделать? | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его | Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
3.Первичное усвоение новых знаний. | Организовать осмысленное восприятие новой информации | Сообщение ученицы об истории каши. Каша-это очень древнее кушанье. Крупу первоначально не варили, а в течение долгого времени размачивали в воде. Зерна разбухали, их середина становилась мягкой и пригодной в пищу. А когда люди стали использовать огонь, стало легче, кушанье получалось вкуснее. Говорят, что каша появилась раньше хлеба. Варил как-то древний кашевар кашу и насыпал крупы больше, чем надо. Ошибка обернулась лепешкой, новое блюдо понравилось всем. Так из каши появился хлеб. Отсюда и русская пословица: Каша-мать наша. На Руси каша была основным блюдом, как для богатых, так и бедных людей. Существовал обычай при заключении мирного договора вместе с врагами готовить кашу, после чего съедать ее в знак примирения. Отсюда и пошла поговорка: С ним каши не сваришь,(если не получалось договориться). Каша - традиционное блюдо русской кухни. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна. В давние времена кашу готовили в русской печи в глиняных горшках, и без нее не обходилось ни одно праздничное застолье на Руси. Каша – самое распространенное русское блюдо. На Руси каши делались в трех видах в зависимости от состояния зерна и воды: крутые, размазни и кашицы (полужидкие). Приготовлялись они с добавками из рыбы, мяса, домашней птицы и дичи, грибов, овоще, ягод. В 10-14 веке каши приобрели значение массового ритуального блюда, которым начиналось и завершалось любое мероприятие. Кашу подавали к столу и великим персонам, так например кашу очень любил царь Петр. Кашей на Руси считались все кушанья, сваренные из измельченных продуктов, упоминаются хлебные - из сухарей, рыбные, гороховые, морковные, репные.
Что нового вы узнали из сообщения?
Предлагает ответить на вопросы: Что у вас сегодня было на завтрак? Какие продукты предпочитают на завтрак ваши члены семьи? Многие по утрам делают бутерброды, вместо того, чтобы сварить кашу. Ведь любая каша – питательный и ценный продукт. С кашей вы получите заряд бодрости на весь день. Какие полезные вещества содержатся в крупах? Слайд 3 Теперь вы можете ответить на вопрос, почему русские люди любили каши? - Почему каши никогда не надоедают? Слайд 4. Какие крупы вы знаете? Из чего же получают крупы? Ответы ребят.
Сдайды 5-11. У Николая Носова есть рассказ «Мишкина каша», где Мишка с Дениской сами в первый раз варили кашу. Прочитайте отрывок: Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет. - Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет? - Куда? - Шут её знает куда! Из кастрюли лезет! Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу. - Не знаю, - говорит Мишка, - с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже? Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твёрдая. - Мишка, - говорю, - куда же вода девалась? Совсем сухая крупа! - Не знаю, - говорит. - Я много воды налил. Может быть, дырка в кастрюле? Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дырки нет. - Наверно, испарилась, - говорит Мишка. - Надо ещё подлить. Как вы думаете, почему с ними случилась эта история? Какие бывают каши по консистенции? Работа с учебником. От чего зависит жидкая или рассыпчатая каша получилась? Рисом питается большая часть населения Земли, прежде всего в Азии. Кашу из риса можно сварить на воде, овощных, мясных отварах или молоке. В сладкие рисовые каши добавляют изюм, яблоки, орехи, тыкву, а несладкие готовят с овощами или мясом. И обязательно, рисовую кашу необходимо сдобрить щедрым кусочком сливочного масла. Ведь не зря мы слышим с детства – «кашу маслом не испортишь». Ма́нная крупа́ (в просторечии — ма́нка) — крупа из зёрен . Её используют для первых блюд как засыпку, либо в форме манных галушек; для вторых блюд — в виде каши, оладий, запеканок, биточков, котлет; для сладких блюд — в виде сладкой манной каши (гурьевской), суфле, пудинга, мусса и т. п.; для выпечки пирога -. манника; а также для добавки в мясной фарш. Манная крупа быстро разваривается и содержит клетчатки всего лишь 2 %. Жидкие манные каши очень хорошо подходят для диетического питания, особенно для выздоравливающих людей. Пшено́ — крупа, получаемая из плодов культурных видов проса , освобождённых от колосковых чешуек посредством обдирки. Пшённая каша или пшённая похлёбка, сдобренная салом, молоком или растительным маслом, составляла обыкновенную пищу рабочего люда южной России, особенно во время полевых работ. В том и другом виде пшено представляет питательную и здоровую пищу, подобно хлебу редко способную наскучить даже при ежедневном употреблении. Все каши безумно вкусны, а главное полезны, просто надо правильно их приготовить.
Какие бобовые вы знаете? Слайды 12-17. Какие из них приходилось употреблять в пищу? В каких блюдах? Бобовые используют для приготовления супов, гарниров, запеканок. Зерна бобовых сверху покрыты толстой оболочкой, поэтому они плохо развариваются и требуют предварительного замачивания. Блюда из фасоли, гороха, сои, чечевицы содержат очень полезный растительный белок, поэтому их необходимо включать в рацион. Слайд18. Все ли макаронные изделия здесь представлены? Из чего они приготовлены? Какие блюда можно приготовить из макаронных изделий? | Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради. Таблицу 34 переносят в тетрадь отвечают Решают проблему | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы, усвоить способы приготовления различных по консистенции каш.
|