«Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий»
«Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий»
Тема урока: Практическая работа «Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий».
Цели урока:
Образовательные: отработать навыки расчетов при приготовлении блюд и гарниров из круп, бобовыхи макаронных изделий;
рационально организовывать свой труд и умело использовать нормативную, справочную и методическую литературу в процессе работы.
Развивающие: находить пути совершенствования своего труда;
развивать самостоятельность;
оперативно мыслить и анализировать выполненные работы.
Воспитательные: прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к произведенным расчетам, как прямой связи с выбранной профессией;
формировать способность адекватно оценивать свои решения, стремление к познаниюпрофессии и добиваться высоких показателей.
Тип урока: формирование и совершенствование умений и навыков.
Методы обучения: диалогический, показательный, инструктивный, объяснительно-стимулирующий, репродуктивный, частично-поисковый; практический.
Педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии
2. Информационно – коммуникативный метод
3. Личностно-ориентированная технология
Форма организации учебной деятельности:
Сочетание индивидуальной и коллективной мыслительной деятельности с практическим выполнением задания.
Элементы соревнования команд.
Материально-техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, доска, Сборники рецептур блюд и кулинарных и изделий для предприятий общественного питания, раздаточный материал, калькуляторы, ручки, линейки, карандаши, тетради для практических работ.
Межпредметные связи:
ОПД. 02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
ОДб. 06 Математика
Ход урока
Организационный этап урока (5 минуты).
- Приветствие. Урок практического занятия сегодня будет проходить по теме:«Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий».
- Отметка отсутствующих на уроке.
- Сообщениецелей урока.
- Ознакомление с ходом урока.
- Настрой на учебную деятельность.
Актуализация полученных знаний путем фронтального опроса. (15 минут).
-Актуализация полученных знанийпо теме «Приготовление блюд и гарниров из круп, макаронных и бобовых изделий» проходит путем фронтальногоопроса. При повторении от шести довосьми человек могут получить оценки. (Приложение № 1)
Рассказать правила подготовкирисовой крупы к варке.
Рассказать правила подготовкигречневой крупы к варке.
Почему нельзя промывать крупы из дробленых зерен?
Рассказать основные правила варки рассыпчатых каш.
Какие крупы плохо развариваются молоке?
Рассказать правила приготовления молочных каш.
Рассказать правила подготовкибобовых к варке.
Сколько существует способов варки макаронных изделий?
Объяснение нового материала. Решение задач. (70 минут).
- Объяснение нового материала на примере готовых расчетов, студенты пользуются «Сборником рецептур», таблицами, калькуляторами, раздаточным материалом, закрепляют полученные знания путем решения аналогичных задач. Последовательность, правильность, критерии оценивания расчетов приведены в Приложении № 2.
Схемы расчета количества сырья и количества порций готовой продукции для блюд и для гарниров несколько различны, что связано со спецификой указания норм вложения сырья для них в «Сборнике рецептур».
Кроме того, при приготовлении блюд из круп, которые в процессе варки увеличиваются в объеме, на производстве иногда приходиться производить расчеты, связанные с определением емкости используемой посуды.
Расчеты при приготовлении блюд из круп, макаронных изделий и бобовых.
В рецептурах на блюда из круп, макаронных изделий и бобовых нормы вложения сырья приводятся из расчета на 1 порцию.
Определение количества воды и соли для приготовления каш производится по «Сборнику рецептур» с помощью таблицы «Количество крупы, жидкости, соли, расходуемое на приготовление каш», в которой указано количество крупы и жидкости, необходимое для приготовления 1000 г рассыпчатой, вязкой и жидкой каш; здесь же указывается примерное количество жидкости и соли, необходимое для приготовления каш различной консистенции из 1000 г крупы, а также выход готовой каши.
Расчет количества продуктов для приготовления блюд из круп, макаронных изделий и бобовых.
Образец решения задачи
Задача: Определить количество манной крупы, необходимое для приготовления 30 порций биточков манных.
Исходные данные:
№ п/п
Наименование блюда
Количество порций
Наименование продуктов
Масса брутто, кг
1
Биточки манные
30
Крупа манная
Х
Находим количество крупы (г) для приготовления 1 порции биточков манных по рецептуре № 205 = 70 г; переводим в кг: 0,07 кг.
Рассчитываем количество крупы (кг) для приготовления 30 порций биточков рисовых: 0,07 * 30 = 2,1 кг.
Ответ: для приготовления 30 порций биточков манных требуется 2,1 кг рисовой крупы.
Задание для закрепления № 1:
По образцу (приложение №2), используя Сборник рецептур, выписать остальные продукты, необходимые для приготовления 30 порций блюда:биточков рисовых, произвести подсчет по общей методике определения массы брутто.
Полученные результаты внести в таблицу.
Расчет количества жидкости и соли, необходимого для приготовления каш различной консистенции.
Образец решения задачи
Задача:Определить количество воды и соли, необходимое для приготовления 150 порций каши ячневой вязкой.
Находим количество каши вязкой на 1 порцию по рецептуре № 197 = 300 г; переводим в кг: 0,3 кг.
Рассчитываем количество каши вязкой на 150 порций: 0,3 * 150 = 45 кг.
Находим количество жидкости на 1 кг выхода каши ячневой вязкой по таблице «Количество крупы, жидкости, соли, расходуемое на приготовление каш»: 0,8 л.
Рассчитываем количество жидкости на 45 кг каши: 0,8 * 45= 36 л.
Находим количество соли на 45 кг выхода каши ячневойвязкой по той же таблице: 45 г; в сноске указано, что на 1 кг каш, приготовленных на воде, берут 10 г соли; переводим в кг: 0,01 кг.
Рассчитываем количество соли на 45 кг каши: 0,01 * 45 =0,45 кг.
Ответ: для приготовления 150 порций каши ячневойвязкой требуется 36 литров воды и 0,45 кг соли.
Задание для закрепления № 2:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА УРОКА
по теме:
«Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий»
Подготовила и провела
преподаватель специальных дисциплин
Романенко Е. В.
Лабинск
2016
1.ПМ.02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста 2.МДК.02.01 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста
3.Раздел 1: Ведениеподготовкисырья и приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий
4. Прогнозируемый результат:
формирование ПК 2.1. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров
умения:
- применять на практике общую методику и формулы расчетов;
-производить расчеты при приготовлении блюд из круп, макаронных изделий и бобовых;
- производить расчеты количества жидкости и соли, необходимого для приготовления каш различной консистенции;
- производить расчеты количества порций блюд из имеющихся продуктов;
-производить расчет количества продуктов для приготовления гарниров из круп, макаронных изделий и бобовых;
-производить расчет количества порций гарниров из имеющихся продуктов.
- определять емкость посуды для приготовления блюд и гарниров из круп;
- развивать технологическую грамотность по приготовлению блюд из круп, макаронных и бобовых изделий разными способами тепловой обработки;
знания:
- общая методика расчетов;
- формулы расчетов;
-расчеты при приготовлении блюд из круп, макаронных изделий и бобовых;
количества жидкости и соли, необходимого для приготовления каш различной консистенции;
-расчетыколичества порций блюд из имеющихся продуктов;
-расчетыколичества продуктов для приготовления гарниров из круп, макаронных изделий и бобовых;
-расчетыколичества порций гарниров из имеющихся продуктов;
-определение емкости посуды для приготовления блюд и гарниров из круп;
формирование элементов общих компетенций: – ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. – ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
– ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей деятельности.
– ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
– ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Тема урока: Практическая работа «Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий».
Цели урока:
Образовательные: отработать навыки расчетов при приготовлении блюд и гарниров из круп, бобовыхи макаронных изделий;
рационально организовывать свой труд и умело использовать нормативную, справочную и методическую литературу в процессе работы.
Развивающие: находить пути совершенствования своего труда;
развивать самостоятельность;
оперативно мыслить и анализировать выполненные работы.
Воспитательные: прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к произведенным расчетам, как прямой связи с выбранной профессией;
формировать способность адекватно оценивать свои решения, стремление к познаниюпрофессии и добиваться высоких показателей.
Тип урока: формирование и совершенствование умений и навыков.
Методы обучения: диалогический, показательный, инструктивный, объяснительно-стимулирующий, репродуктивный, частично-поисковый; практический.
Педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии
2. Информационно – коммуникативный метод
3. Личностно-ориентированная технология
Форма организации учебной деятельности:
Сочетание индивидуальной и коллективной мыслительной деятельности с практическим выполнением задания.
Элементы соревнования команд.
Материально-техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, доска, Сборники рецептур блюд и кулинарных и изделий для предприятий общественного питания, раздаточный материал, калькуляторы, ручки, линейки, карандаши, тетради для практических работ.
Межпредметные связи:
ОПД. 02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
ОДб. 06 Математика
Ход урока
Организационный этап урока (5 минуты).
- Приветствие. Урок практического занятия сегодня будет проходить по теме:«Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий».
- Отметка отсутствующих на уроке.
- Сообщениецелей урока.
- Ознакомление с ходом урока.
- Настрой на учебную деятельность.
Актуализация полученных знаний путем фронтального опроса. (15 минут).
-Актуализация полученных знанийпо теме «Приготовление блюд и гарниров из круп, макаронных и бобовых изделий» проходит путем фронтальногоопроса. При повторении от шести довосьми человек могут получить оценки. (Приложение № 1)
Рассказать правила подготовкирисовой крупы к варке.
Рассказать правила подготовкигречневой крупы к варке.
Почему нельзя промывать крупы из дробленых зерен?
Рассказать основные правила варки рассыпчатых каш.
Какие крупы плохо развариваются молоке?
Рассказать правила приготовления молочных каш.
Рассказать правила подготовкибобовых к варке.
Сколько существует способов варки макаронных изделий?
Объяснение нового материала. Решение задач. (70 минут).
- Объяснение нового материала на примере готовых расчетов, студенты пользуются «Сборником рецептур», таблицами, калькуляторами, раздаточным материалом, закрепляют полученные знания путем решения аналогичных задач. Последовательность, правильность, критерии оценивания расчетов приведены в Приложении № 2.
Схемы расчета количества сырья и количества порций готовой продукции для блюд и для гарниров несколько различны, что связано со спецификой указания норм вложения сырья для них в «Сборнике рецептур».
Кроме того, при приготовлении блюд из круп, которые в процессе варки увеличиваются в объеме, на производстве иногда приходиться производить расчеты, связанные с определением емкости используемой посуды.
Расчеты при приготовлении блюд из круп, макаронных изделий и бобовых.
В рецептурах на блюда из круп, макаронных изделий и бобовых нормы вложения сырья приводятся из расчета на 1 порцию.
Определение количества воды и соли для приготовления каш производится по «Сборнику рецептур» с помощью таблицы «Количество крупы, жидкости, соли, расходуемое на приготовление каш», в которой указано количество крупы и жидкости, необходимое для приготовления 1000 г рассыпчатой, вязкой и жидкой каш; здесь же указывается примерное количество жидкости и соли, необходимое для приготовления каш различной консистенции из 1000 г крупы, а также выход готовой каши.
Расчет количества продуктов для приготовления блюд из круп, макаронных изделий и бобовых.
Образец решения задачи
Задача: Определить количество манной крупы, необходимое для приготовления 30 порций биточков манных.
Исходные данные:
№ п/п
Наименование блюда
Количество порций
Наименование продуктов
Масса брутто, кг
1
Биточки манные
30
Крупа манная
Х
Находим количество крупы (г) для приготовления 1 порции биточков манных по рецептуре № 205 = 70 г; переводим в кг: 0,07 кг.
Рассчитываем количество крупы (кг) для приготовления 30 порций биточков рисовых: 0,07 * 30 = 2,1 кг.
По образцу (приложение №2), используя Сборник рецептур, выписать остальные продукты, необходимые для приготовления 30 порций блюда:биточков рисовых, произвести подсчет по общей методике определения массы брутто.
Полученные результаты внести в таблицу.
Расчет количества жидкости и соли, необходимого для приготовления каш различной консистенции.
Образец решения задачи
Задача:Определить количество воды и соли, необходимое для приготовления 150 порций каши ячневой вязкой.
Находим количество каши вязкой на 1 порцию по рецептуре № 197 = 300 г; переводим в кг: 0,3 кг.
Рассчитываем количество каши вязкой на 150 порций: 0,3 * 150 = 45 кг.
Находим количество жидкости на 1 кг выхода каши ячневой вязкой по таблице «Количество крупы, жидкости, соли, расходуемое на приготовление каш»: 0,8 л.
Рассчитываем количество жидкости на 45 кг каши: 0,8 * 45= 36 л.
Находим количество соли на 45 кг выхода каши ячневойвязкой по той же таблице: 45 г; в сноске указано, что на 1 кг каш, приготовленных на воде, берут 10 г соли; переводим в кг: 0,01 кг.
Рассчитываем количество соли на 45 кг каши: 0,01 * 45 =0,45 кг.
Ответ:для приготовления 150 порций каши ячневойвязкой требуется 36 литров воды и 0,45 кг соли.
Задание для закрепления № 2:
Определить количество воды и соли, необходимое для приготовления 130 порций каши пшеничной вязкой.
3. Особенности расчетов при приготовлении гарниров из круп, макаронных изделий и бобовых.
Рецептуры гарниров для горячих мясных, рыбных и холодных блюд даны в «Сборнике рецептур» на 1000 г выхода. Нормой гарнира на одну порцию принято считать 150г (плюс или минус 50г в зависимости от пищевой ценности гарнира).
Расчет продуктов для приготовления продуктов производится следующим образом:
Определить количество готового гарнира, необходимое для приготовления заданного количества порций (норма гарнира на порцию умножается на количество порций).
Рассчитать количество продуктов для приготовления необходимого количества гарнира: количество продуктов, указанное в рецептуре на 1000г выхода, умножить на требуемое количество гарнира.
Образец решения задачи
Задача:Выписать продукты, необходимые для приготовления макаронных изделий отварных к 25 порциям гуляша из говядины.
Находим количество готового гарнира к 1 порции гуляша из говядины по рецептуре № 290 = 150 г; переводим в кг: 0,15 кг.
Определяем количество готового гарнира для 15 порций гуляша из говядины: 0,15* 25 = 3,75 кг.
Задание для закрепления № 3:
Рассчитать количество остальных продуктов, необходимых для приготовления 3,75 кг макаронных изделий отварных, по общей методике определения массы брутто для кондиционного сырья самостоятельно.
Заносим данные в таблицу. Приложение № 2.
Расчет количества порций гарниров из имеющегося продуктов
Образец решения задачи
Задача:Определить количество порций каши рисовой рассыпчатой, которое можно приготовить из 6 кг риса на гарнир выходом 150 г к сосискам отварным.
Исходные данные:
№ п/п
Наименование блюда
Количество порций, (1порция – 150г)
Наименование продуктов
Масса брутто, кг
1
Каша рисовая рассыпчатая
Х
Крупа рисовая
6
Находим количество рассыпчатой каши, которое получится из 1 кг крупы, по таблице «Количество крупы, жидкости, соли, расходуемое на приготовление каш» = 2,1 кг.
Определяем, сколько рассыпчатой каши можно сварить из 6 кг риса: 6 * 2,1 = 12,6 кг.
Определяем количество каши для приготовления 1000 г заправленного гарнира по рецептуре № 325: 970 г; переводим в кг: 0,97 кг.
Определяем количество заправленного гарнира из 12,6 кг каши: 12,6: 0,97 = 12,99 кг.
Рассчитываем количество порций гарнира, если норма гарнира на 1 порцию 150 г: 12,99: 0,15 = 86,6 (порций).
Ответ:из 6 кг крупы рисовой можно приготовить 86,6 порций гарнира выходом 150 г к сосискам отварным.
Задание для закрепления № 4:
Определить количество порций каши гречневой вязкой, которое можно приготовить из 12 кг крупы гречневойна гарнир выходом 150 г к сосискам отварным.
5. Расчеты, связанные с определением емкости посуды для приготовления блюд и гарниров из круп.
Подобные расчеты необходимы при приготовлении продуктов из круп, так как они значительно увеличиваются в объеме при варке.
Расчеты производятся в двух случаях: если нужно рассчитать количество крупы, которое можно заложить в имеющуюся посуду, и если нужно выбрать посуду для приготовления необходимого количества каши.
Определение емкости посуды для варки каш производится следующим образом.
По таблице «Количество крупы, жидкости, соли, расходуемое на приготовление каш» устанавливается общий объем крупы и воды для приготовления каши заданной консистенции из 1 кг крупы.
Установленный по таблице объем, умноженный на количество кг крупы (кг), предназначенной для варки, составляет полезную емкость посуды.
С учетом того, что посуду нельзя заполнять до краев, полезную емкость посуды принимаем за 80 %, а потребную — за 100 %.
Рассчитываем потребную емкость посуды:
(потребность) = (полезная емкость): 80 * 100, л.
Определение емкости посуды для приготовления блюд и гарниров из круп
Образец решения задачи
Задача:Определить потребную емкость посуды для варки рассыпчатой перловой каши из 15 кг крупы.
Находим объем крупы и воды перловой каши из 1 кг крупы по таблице: 3,4 л (1 кг крупы + 2,4 л воды).
Определяем полезную емкость посуды, т. е. рассчитываем объем каши, приготовленной из 15 кг крупы: 3,4 * 15 = 51 л.
Рассчитываем потребную емкость посуды, принимая ее за 100 %, а полезную емкость за 80 %, по формуле: 51 : 80 * 100 = 63,75 л.
Ответ:для приготовления рассыпчатой перловой каши из 15 кг крупы целесообразно выбрать два котла: один емкостью по 40 л, второй емкостью по 25 л.
Задание для закрепления № 5:
Определить потребную емкость посуды для варки рассыпчатой гречневой каши из 10 кг крупы.
Подведение итогов. Домашнее задание.(15 минут).
- Проверка заданий, выданных для закрепления пройденного материала, по эталону.
- Выставление оценоки комментарии к ним.
- Задание на самостоятельную подготовку:
Определить необходимую емкость посуды для варки рассыпчатой рисовой каши из 8 кг крупы.
Определить количество порций каши рисовой рассыпчатой, которое можно приготовить из8 кг крупы.
Оценивание и проверка домашнего задания происходит на следующем теоретическом уроке. Два человека по очереди записывают решение задач на доске, дают комментарии. Если процент результативности (правильных ответов) равен или более 70% , то материал считается освоенным.
Приложение № 1
Вопросы для фронтального опроса
Ответы
Рассказать правила подготовкирисовой крупы к варке.
Рисовую крупу перед варкой перебирают, отделяя необрушенные зерна и другие примеси, затем промывают теплой, а затем горячей водой 2-3 раза, каждый раз меняя воду.
Рассказать правила подготовки гречневой крупы к варке.
Гречневую крупу перед варкой перебирают, отделяя необрушенные зерна и другие примеси.
Почему нельзя промывать крупы из дробленых зерен?
Крупы из дробленых зерен, а также плющеные крупы промывать нельзя, так как это отрицательно влияет на консистенцию и вкус каши.
Рассказать основные правила варки рассыпчатых каш.
Подбор необходимой по объему посуды с учетом привара данной каши.
Подготовкакрупы.
Доведение до кипения жидкости, добавление соли
Засыпка крупы, перемешивание.
Снятие пены и всплывших пустотелых зерен.
Добавление сливочного масла.
Варка до загустения, периодически помешивая.
Уменьшение нагрева и упаривание при температуре 90 - 100°С.
5. Какие крупы плохо развариваются молоке?
Пшено, рисовые и перловые крупы в молоке плохо развариваются.
6. Рассказать правила приготовления молочных каш.
Пшено, рисовые и перловые крупы в молоке плохо развариваются, поэтому для варки из них молочных каш их предварительно проваривают 5-10 мин в кипящей воде, взятой по норме, затем вливают горячее молоко и варят до готовности.
7. Рассказать правила подготовкибобовых к варке.
Перед варкой бобовые перебирают для удаления посторонних примесей и поврежденных зерен, промывают 2-3 раза теплой водой и замачивают в холодной воде (кроме лущеного и колотого гороха) на 5-8 ч.
8.Сколько существует способов варки макаронных изделий?
Макаронные изделия варят двумя способами (сливным и несливным).
Образец таблицы для самостоятельного расчета продуктов, необходимых для приготовления 30 порций биточков манных.
№ п/п
Наименование блюда
Количество порций
Наименование продуктов
Масса брутто, кг
1
Биточки манные
30
Крупа рисовая
2,1
2
Вода
6,3
3
Сахар
0,3
4
Сухари пшеничные
0,3
5
Маргарин
0,3
6
Сметана
0,9
Образец таблицы для самостоятельного расчета количества воды и соли, необходимых для приготовления 130 порций каши пшеничной вязкой.
№ п/п
Наименование блюда
Количество порций
Наименование продуктов
Масса брутто, кг
1
Каша пшеничная вязкая
130
Каша пшеничная вязкая
39,0
2
Вода
31,2
3
Соль
0,39
Образец таблицы для самостоятельного расчета количества остальных продуктов, необходимых для приготовления 3,75 кг макаронных изделий отварных.
№ п/п
Наименование блюда
Количество кг
Наименование продуктов
Масса брутто, кг
1
Макароны отварные
3,75
Макароны
1,313
2
Маргарин столовый
0,131
Образец таблицы для самостоятельного расчета количества порций каши гречневой вязкой, которые можно приготовить из 12 кг крупы гречневой на гарнир выходом 150 г к сосискам отварным.