Тема: Бюджет семьи и ее потребности. Цель: Учить экономической и финансовой грамотности, необходимой для ориентации и социальной адаптации учащихся. Задачи: - Обеспечить усвоение основных понятий и знаний входящих в содержание темы урока. Формировать умения постановки и решения учебных задач урока. Формировать умения решения проблемных ситуаций на уроке. Формировать умения выполнения продуктивных (творческих) заданий на уроке. - Воспитывать нравственность, бережливость, экономное отношение к ведению домашнего хозяйства. - Развивать у школьников познавательные способности, способности к самооценке, к самодиагностике личностного развития; способности открыто выражать свое мнение.
Тип урока: Урок изучения нового материала. МТО урока: учебный текст для самоизучения, конспект, карточки
Ход занятия. 1.Организационный момент. • Отметить отсутствующих. • Создание положительного эмоционального настроя: Учитель: Посмотрите вокруг себя на учащихся класса, а теперь посмотрите на свою соседку по парте и попытайтесь ответить на вопрос «Почему я с ней сижу?». Ответы учащихся: - мне с ней интересно общаться; - она очень умная, добрая и отзывчивая; - мы дружим с ней еще с первого класса и т. д. Учитель подводит итог: И так, с вами рядом, оказывается, сидит близкий вам человек. Вы провожаете и встречаете, друг друга на остановке, вы проводите время вместе не только в школе: помогаете, друг другу с уроками при выполнении домашних заданий, вместе посещаете спортивные секции, кружки по интересам. С ней вы делитесь своими радостями и неудачами, ей вы доверяете порой самое сокровенное. Значит рядом с вами сидит подруга? Как здорово, что у вас есть подруга! Вы вместе! Улыбнитесь друг другу! Вы вместе пришли поучаствовать в учебном процессе, вместе хотите почерпнуть определенные знания, ну а я буду направлять вас и оказывать вам помощь, если у вас возникнут какие либо затруднения.
2. Объяснение нового материала У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, работаем, набираемся сил, переживаем тяготы и неудачи жизни, вместе с близкими людьми радуемся победам. Семья — важнейший источник социального и экономического развития общества. Она является его подвижной ячейкой. Для каждого человека семья — начало начал. Семья выполняет ряд функций, основными из которых являются: "репродуктивная (воспроизводство общества), регулятивная, коммуникативная (общение членов семьи),рекреативная (воспитание членов семьи), социальная и экономическая. Составными частями экономической функции семьи являются: 1.Организация семейного потребления и ведение домашнего хозяйства как индивидуального или частного производства, включающего в себя бытовое обслуживание членов семьи, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность, частное предпринимательство, создание частных семейных предприятий. 2.Накопление частно-семейного имущества и обеспечение его наследования. 3.Финансовая деятельность по формированию и использованию бюджета семьи охватывает движение денег от их поступления до расходования на товары (услуги) и накопление. 4.Участие членов семьи в общественном и кооперативном производстве. 5.Воспроизводство человека как личности и трудящегося охватывает подготовку детей к труду в домашнем и общественном производстве, ориентацию на будущую профессию, экономическое воспитание, формирование хозяина. Все эти функции семьи и изучает «Домашняя экономика». Домашняя экономика — это наука о повседневной экономической жизни семьи, направленной на удовлетворение потребностей ее членов, деловой связи с окружающей средой, воспроизводства ее ресурсов, производства товаров и услуг. Домашняя экономика — это умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные, эффективные средства их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки. Перед домашней экономикой стоят следующие задачи: 1.Наиболее полное удовлетворение потребностей и желаний всех членов семьи, организация обмена и сделок. 2.Рациональное использование семейных ресурсов. 3.Планирование и экономия средств и времени. 4.Применение хозяйственного расчета и научной организации труда в домашней работе. Потребность — это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное. Существуют ложные (неразумные) и рациональные (разумные) потребности. Удовлетворение ложных потребностей не приносит пользы, а чаще дает вред. Это потребность в курении, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т.д. Следует различать материальные и духовные потребности. К материальным относятся: потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей. К духовным относятся: потребность в культуре, общении, знаниях, искусстве. Ресурсы - это то, чем располагают человек и семья. Родители работают для того, чтобы содержать семью, старшие братья и сестры помогают им в этом. Расходы на тебя занимают значительное место в семейном бюджете. Это расходы на питание, одежду, обувь, учебу, дополнительное образование (кружки, курсы, секции) и различные увлечения. Конечно, затраты на твое содержание — это обязанность родителей, а твоя обязанность помогать им в этом всеми возможными силами, знаниями и умениями. Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета Бюджет семьи — это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год). Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы. Расход — затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу. Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам — бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. 3. Практическая работа Составить бюджет на 2 человек на 1 квартал текущего года, используя следующие сведения: Жена – студентка 4-го курса, стипендия 15000тн, подрабатывает массажисткой и получает 40000тн. Муж – студент 5-го курса, стипендия 15000тн,подрабатывает грузчиком в магазине и получает 50000тн. Семья снимает квартируоплата 35000тн., из которых 20000 платят родители. Ежемесячные расходы: на питание -40000тн., транспортные – 5000тн., на учёбу – 5000тн., санитарно-гигиенические – 4000тн. Подсчитать экономию бюджета. Оформить в таблице. доходы | сумма | расходы | сумма | муж | | | | жена | | | | итого | | | | Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии. По сути дела каждый из ваших родителей (чаще мама) является домашним бухгалтером. В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование. Варианты ведения этих книг могут быть самые разные. Это зависит от индивидуальных особенностей человека. Формы ведения: 1. Число и месяц, графы расходов и доходов. (графа расходов может быть дополнительная, если вы к примеру хотите отучить папу или брата курить. Эта сумма является веским аргументом в борьбе с курением. 2. Записи ведутся ежедневно, сразу после покупок – для людей любящих сравнивать и анализировать. Рефлексия: • Что понравилось, а что не понравилось тебе в уроке? • Какие знания ты отметил для себя как важные. • Какие вопросы ты хотел бы рассмотреть подробнее? • Какой вид работы на уроке тебе понравился больше всего и почему? • Какую оценку в плане активности на уроке ты бы себе поставил?
Домашняя задание Составьте структуру вашего семейного бюджета. Определите доходы и расходы вашей семьи. Задание можно выполнить в любой приемлемой для вас форме: в виде списка, схемы, кластера, таблицы. |