Методическая разработка "Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета"
Методическая разработка "Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета"
Обучающиеся знакомятся с понятием "Бюджет семьи", узнают, что такое источники доходов и расходов семьи, выявляют потребности каждого члена семьи, на которые идет семейный бюджет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методы: словесные (беседа, объяснение, самостоятельная работа учащихся с литературой), наглядные (демонстрация наглядных пособий), практические приёмы (самостоятельная работа учащихся, письменные работы, тест), контроль и взаимоконтроль.
Литература: учебник «Технология» 8 класс/ под ред. В.Д. Симоненко, 2012.
Структура урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Изложение нового материала.
Коллективная работа
Практическая работа.
Закрепление (тест).
Домашнее задание.
Ход урока:
Оргмомент.
Приветствие, проверка присутствующих.
Проверка домашнего задания.
Чтобы приступить к изучению новой темы, выясним сначала, как усвоили эти понятия и функции на прошлом занятии.
Устный опрос:
Что понимается под предпринимательской деятельностью?
Что такое бизнес?
Почему люди занимаются предпринимательством и бизнесом?
Расскажи, какие проблемы существуют в развитии предпринимательства и бизнеса в России.
Деньги, их роль в жизни общества.
Что такое потребность?
Назовите виды потребностей.
Изложение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «семейный бюджет».
Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет.
И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
- Тема урока «Бюджет семьи». На доске вы видите термины, которые мы должны сегодня с вами рассмотреть, а вы должны их хорошо уяснить.
БЮДЖЕТ
ДОХОД
РАСХОД
Бюджет (определение) – Этоструктура всех доходов и расходов за определённый период времени.
Понятие «бюджет» имеет отношение к различным сферам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, фирмы или предприятия, семьи
Сегодня мы будем говорить о семейном бюджете, семейных доходах и расходах.
На прошлых занятиях мы узнали, что у семьи есть разные функции. Одна из которых – экономическая. Экономическая функция подразумевает участие членов семьи в общественном производстве товаров и услуг или разного рода бизнесе. А, следовательно, она должна получать какой-то доход.
Поддоходомпонимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за выполненную работу, услугу или другую деятельность.
*Рассмотреть схему в учебнике «Виды доходов» (стр. 20).
Так же мы с вами говорили и о том, что у каждой семьи есть свои потребности, которые ей необходимо удовлетворять в большинстве своём случаев с помощью денег. Естественно, чем больше потребности, тем больше требуется денег и тем больше расходов у семьи.
Расход – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.
*Приведите примеры расходов.
Все расходы можно разделить на несколько групп:
Постоянные
Переменные (сезонные, циклические)
Непредвиденные
Единовременные
*Работа с тетрадями. Запись темы и определений «бюджет», «расход», «доход».
- Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (Лотерея, премия, наследство).
- А непредвиденные расходы? (Болезнь, несчастье).
В семейном бюджете может складываться такая ситуация:
Д Р; Д = Р; Д
- Какой бюджет лучше для семьи? Объясните, почему?
Физкультминутка
Коллективная работа.
-Итак, мы уяснили, что:
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.
- А теперь выполним более сложную работу. На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата, транспортные услуги, продукты, лекарства, ремонт квартиры. Нужно их распределить в два столбика: Доходы, Расходы.
Проверка. На доске правильно выполненное задание.
Доходы
Расходы
Зарплата
Квартплата
Пенсия
Транспортные услуги
Стипендия
Продукты
Пособие
Ремонт квартиры
Лекарства
Практическая работа «Анализ семейного бюджета»
А теперь переходим к выполнению практической работы. На столах лежат листы с заданием практической работы. Её цель заключается в том, что вы должны проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи и сделать вывод, ответив на вопросы:
1. Какой состав семьи?
2. Все ли члены семьи приносят доходы?
3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?
4. Какой тип бюджета в данной семье?
5. Что бы вы могли посоветовать данной семье?
После обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей «семьи» озвучит ваше решение, и мы это обсудим.
На основании данных рассуждений сделаем вывод (ответы учащихся)
что сократить расходную часть бюджета можно, если расходовать свои средства и ресурсы семьи разумно, то есть рационально.
Закрепление. Тест.
1. Из чего складывается семейный бюджет?
А) из заработной платы, пенсии, стипендии.
Б) из доходов и расходов.
В) из денег.
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:
Я) расходы
Е) проценты
Ю) доходы
3. Вознаграждение это:
Б) зарплата
Г) налог
Д) доход
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это:
Ш) доходы
Ж) расходы
Х) прибыль
5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором:
Е) доходы больше расходов
И) доходы равны расходам
А) доходы меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия - это разные виды:
Т) доходов
П) расходов
К) денег
-Если вы правильно ответите на вопросы – получите ключевое слово.
Домашнее задание: выучить конспект урока,
выполнить задание: составить домашний семейный бюджет и защитить его.