Статья "Методы и формы работы с одарёнными детьми"
Статья "Методы и формы работы с одарёнными детьми"
Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Та же мысль прослеживается в трудах Н.И. Пирогова, первого отечественного педагога, прямо разработанную им теорию общечеловеческого нравственного воспитания
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Методы и формы работы с одарёнными детьми" »
Методы и формы работы с одарёнными детьми
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества - сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития талантливых детей, приобретают особую актуальность в современном мире. Очень многое, на мой взгляд, зависит и от школы.
Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Та же мысль прослеживается в трудах Н.И. Пирогова, первого отечественного педагога, прямо разработанную им теорию общечеловеческого нравственного воспитания. Он писал, что вступающий в жизнь молодой человек прежде всего должен быть ЧЕЛОВЕКОМ. А школа должна помочь ему сформировать у себя убеждения и научить отстаивать свои убеждения. Именно эту цель преследует одно из направлений реализуемых в Российской Федерации инициативой «Наша новая школа».
Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты и предпочитают трудиться в одиночку, поэтому в работе с ними прежде всего целесообразно применять индивидуальные и коллективные формы работы (парные, групповые, командные). Наиболее эффективным на мой взгляд, в плане развития социальной, равно как и коммуникативной, компетенции является использование метода проектов, применение современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных обучающих программ. У учащихся вызывает огромный интерес не только разнообразие тем, видов деятельности, но и красочность, увлекательность самих компьютерных программ. Кроме того, учителя всё чаще применяют новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования. В последнее время речь всё чаще идёт о разноуровневой технологии, когда одарённые дети собираются на уроке иностранного языка в одну группу и занимаются по особой программе.
Особенно хочется отметить технологию сотрудничества – работа в команде или группе, суть которой заключается в том, что на уроках ребята объединяются в небольшие группы по 3-4 человека, и им даётся одно общее задание. При этом оговариваются роли каждого ученика в выполнении задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно – за результат всей группы. Поэтому сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Сильный ученик выполняет роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки, помогает понять прочитанное, построение грамматических структур. Усвоить лексику и т.д. То есть он обучает. Но с другой стороны обучается сам; например, объясняя правило, он сам повторяет его. Систематизирует. В то же время он приобретает очень ценные человеческие качества: готовность помочь, ответственность, толерантность.
Конечно же очень важным моментом является поощрение одаренных детей.
Не вызывает сомнений, что одарённые дети требуют специальных условий обучения, а также и то, что их высокие познавательные возможности и потребности часто не реализуются в традиционной школе. Правильный акцент при работе с такими детьми может быть сделан в специализированной или в частной школе, ведь многие одарённые дети, обладая нестандартным мышлением, не принимают консервативных методов и подходов к любому делу. Им необходимы индивидуальные занятия, специальные курсы и программы.
Педагоги развивают и прослеживают творческую траекторию талантливого ребенка в учебном учреждении. Многие педагоги используют для этого инновационную педагогическую технологию «Портфолио» — это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика. Кроме того, успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Технологиям работы с одаренными детьми необходимо учиться. Для этого проводятся обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми, повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию, а также создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.
Создание системы выявления и поддержки одарённых детей – задача новой системы образования. Ответственная задача педагогов, родителей и руководителей всех рангов заключается в выявлении природной одаренности ребенка, и способствовать реализации этого дара. Прежде всего, быть очень деликатными и осторожными не только в выявлении, но и в отрицании таланта у «неодаренных» детей, ибо в природе не существует неодаренных детей. Известно, что Менделеев имел лишь тройку по химии, а Пушкин вовсе не разбирался в математике. Задача взрослых определить к чему склонен ребенок. Одни тяготеют к математике, химии, биологии и физике, другие - к строительству, технике и моделированию, третьи - к поэзии, музыке и искусству, а четвертые – к спорту, путешествиям и бизнесу. «Ни к чему не способные» могут быть творцами утонченного юмора и неиссякаемого оптимизма, радужными дизайнерами или проповедниками доброты.
Разве современный депрессивный мир не нуждается в целительной улыбке добрых, чистых, честных и отзывчивых людей!