«Формы и методы работы с одарёнными детьми: от КВНа до театрализованного праздника».
«Формы и методы работы с одарёнными детьми: от КВНа до театрализованного праздника».
В статье рассказывается об одной из форм работы с одаренными детьми- о проведении КВНа.Данную форму работы можно использовать при проведении,например, "Недели русского языка".Проведение различных конкурсов поможет заинтересовать учащихся, раскрыть их способности,стать более открытыми.Действительно, КВН-это интересная форма работы с одарёнными детьми. И, как мне кажется, одной из главных особенностей этой весёлой и увлекательной игры является то, что именно она помогает в дальнейшем в проведении различных театрализованных праздников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формы и методы работы с одарёнными детьми: от КВНа до театрализованного праздника». »
Статья на тему: «Формы и методы работы с одарёнными детьми:
от КВНа до театрализованного праздника».
учителя русского языка и литературы
Дёминой Татьяны Викторовны.
Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, умеющим ставить цель и искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.
Формы работы с одарёнными учащимися очень многообразны. Одной из форм внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. Ребята готовят и проводят КВНы, принимают участие в познавательных играх, различных викторинах, конкурсах, интеллектуальных марафонах, олимпиадах. Мне бы хотелось поделиться своим небольшим опытом в проведении КВНа по русскому языку. Почему? Я считаю, что именно КВН помогает ученикам реализовать свои творческие способности и преодолеть «страх сцены». А еще КВН - это всегда праздник, веселое настроение, море шуток, выдумки. Игра открывает совсем другие стороны изучаемого предмета, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на уроке. Для многих учащихся игра дает возможность проявить свою любовь к предмету.
Цели КВНа:
- сформировать у учащихся навыки учебной деятельности, прочные, глубокие знания по предмету;
-развить логическое мышление, речь, умение работать в группах;
1.Учитель: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Сегодня мы проводим КВН по русскому языку. И тема нашей игры: «Части речи».
2.Команды приветствуют жюри:
1-я команда: 2-я команда:
Мы отвечаем дружно, И, соревнуясь, вместе с вами
И здесь сомнений нет. Мы останемся друзьями.
Сегодня будет дружба Пусть борьба кипит сильней,
Владычицей побед. И наша дружба крепнет с ней.
3.Разминка: «Угадай название нашей команды» (сообщает капитан каждой команды)
1.Название нашей команды обозначает название предмета, который отвечает на вопросы кто? что?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.
2. Название нашей команды обозначает название действий предмета, отвечает на вопрос Что делает?, в предложении бывает сказуемым.
4.Конкурс команд «Слово – змейка»: Представителю от каждой команды предлагается за 1-2 минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого. Например: адрес, салют, тетрадь, деревня …
5.Конкурс капитанов. Задание: определить часть речи (по одному предложению)
А. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Б. Снежное покрывалопокрывало все поле.
6.Конкурс болельщиков каждой команды. Задание: отгадать загадку и определить часть речи.
А. Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет (Школа)
Б. Одной рукой всех встречаю, другой всех провожаю (Дверь).
7.Конкур для команд.
А.Задание: отгадать ребусы
(ответ: семья)
(ответ: поговорка)
(ответ: словарь)
(ответ: королева)
Б.Задание: укажите, какой частью речи являются слова в предложении.
1. Сяпала калуша по напушке.
2. Глокая куздра штеко будланула бокренка.
8.Домашнее задание: каждая команда показывает сказку о частях речи.
9.Жюри объявляет счет, подводит итоги соревнования, награждает участников КВНа.
Да, действительно, КВН-это интересная форма работы с одарёнными детьми. И, как мне кажется, одной из главных особенностей этой весёлой и увлекательной игры является то, что именно она помогает в дальнейшем в проведении различных театрализованных праздников. А они, в свою очередь, являются особой формой работы с одарёнными и способными учащимися. В них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству. Такая работа способствует повышению мотивации одарённых детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. И первый небольшой опыт такой работы уже начат. Ко дню учителя учащиеся 6-х классов, в одном из которых я являюсь классным руководителем, поставили сказку «Репка» на современный лад. Всем очень понравилось! Думаю, что следующим нашим шагом будет организация школьного театра.
И в заключение хотелось бы дать несколько советов педагогам, работающим с одарёнными и способными детьми. Несомненно, основное требование к учителям одарённого ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача педагога - привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить, что одарённые и способные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
Литература:
1. Савенков А.И. Путь к одарённости // Питер, 2004.
2. Гильбух Ю. З. Внимание: одарённые дети. М.: Знание, 1991.
3. Матюшкин A . M . Загадки одарённости. М.,1992.
4. Лейтес Н.С. – Способность и одарённость в детские годы. – М., 1984.
5. Лопатина М.А. – Работа с одарёнными учащимися. – Журнал «Завуч», 1999, №6