kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные педагогические технологии на уроках технологии как средство развития личности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные педагогические технологии на уроках технологии как средство развития личности обучающихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии на уроках технологии как средство развития личности обучающихся»

Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Структура и типы уроков по ФГОС.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

-анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

-отличаться мобильностью;

-быть способны к сотрудничеству;

-обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Какие же требования я предъявляю к уроку, чтобы он соответствовал требованиям к уроку в условиях введения ФГОС нового поколения?

Я стараюсь спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко формулирую тему, цель. На своих уроках я ставлю следующие задачи:

-организую проблемные и поисковые ситуации, активизирую деятельность учащихся;

- мои уроки проблемные и развивающие, я сотрудничаю со своими учениками и направляю учеников на сотрудничество со мной и одноклассниками;

-учитываю уровень и возможности учащихся, стремление учащихся, настроение детей;

- вывод делают сами учащиеся;

- время-сбережение и здоровье-сбережение;

- в центре внимания урока – дети.

Принципами педагогической техники на моих уроках являются:

-свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляю право выбора);

-открытости (не только даю знания, но и показываю их границы, сталкиваю ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

-деятельности ( ученики осваивают знания, умения, навыки преимущественно в форме деятельности);

- идеальности ( максимально использую возможности, знания, интересы самих учащихся).

Урок — это форма организации обучения  с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.

Сущность урока в процессе обучения –  коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. 

В зависимости  от целей урока в своей педагогической деятельности я использую следующие типы уроков:

- уроки «открытия» нового знания;

-уроки рефлексии;

-уроки систематизации знаний;

-уроки развивающего контроля.

Цели уроков выделенных типов.

-урок «открытия» нового знания (формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов);

-урок отработки умения и рефлексии (формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения, закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т. д.;

-урок систематизации знаний  (формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности, построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий);

-урок развивающего контроля ( формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных   понятий и  алгоритмов.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.

На своих уроках я использую следующие методы и формы урока:

-метод проектов;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии (интеграция);

-портфолио.

Широко использую групповую форму работы, в результате которой упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Учитель становится живым участником образовательного процесса.

 Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Главное в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. 

Без применения ИКТ не может быть современного урока. ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Я создаю презентации к урокам; работаю с ресурсами Интернет; использую готовые обучающие программы; разрабытываю и использую собственные авторские программы.

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.”(С.И. Гессен.) То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогают работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, которая обеспечивает эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет мне организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Структура технологической карты включает:

-название темы;

-цель освоения учебного содержания;

-планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

-основные понятия темы;

-метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет мне увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать мои действия и действия учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет:

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

-определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

-определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

-соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

Преимущества технологической карты:

-использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

-освобождается время для творчества учителя;

-обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

-обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

-учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

-используются эффективные методы работы с информацией;

-организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

-обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической

деятельности .

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Форма записи урока в виде технологической карты дает мне возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали), например:

-реализацию учителем целей урока;

-использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

-осуществление оценивания и контроля.

Ре­аль­ная цен­ность уро­ка — его ре­зуль­тат; сте­пень ус­воения ма­те­риа­ла уче­ни­ка­ми. Ка­ки­ми бы внеш­не эффект­ными прие­ма­ми ни поль­зо­вал­ся пе­да­гог, но, ес­ли ре­бя­та не ус­вои­ли те­му, урок эф­фек­тив­ным на­звать нель­зя. На уро­ке ре­бя­та, долж­ны ус­во­ить на­ме­чен­ный объ­ем зна­ний, вы­ра­бо­тать нуж­ные на­вы­ки и уме­ния. До­ма зна­ния рас­ширяются, уг­луб­ля­ют­ся, за­кре­п­ля­ют­ся, но при­об­ре­та­ют­ся в ос­нов­ном на уро­ке.

Бо­лее де­таль­но на­блю­де­ние за уро­ком долж­но охваты­вать:

1) Ор­га­ни­за­ци­он­ную сто­ро­ну уро­ка. В данный момент ус­та­нав­ли­ва­ется, свое­вре­мен­но ли при­хо­дит учитель в класс, под­го­тов­ле­ны ли по­со­бия, обо­ру­до­ва­ние, мел, дос­ка, го­то­вы ли ре­бя­та к уро­ку, са­ни­тар­ное со­стоя­ние клас­са, де­жур­ст­во и об­щий по­ря­док;

2) Со­дер­жа­ние уро­ка. Оце­ни­ва­ют­ся глу­би­на и науч­ность объ­яс­не­ний учителя, ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ли связь с дей­ст­ви­тель­но­стью, ис­поль­зу­ет­ся ли ма­те­ри­ал уро­ка в вос­пи­та­тель­ных це­лях, при­вле­ка­ют­ся ли до­пол­ни­тель­ный ма­те­ри­ал, по­след­ние дос­ти­же­ния нау­ки, ин­те­рес­но ли ве­дется объ­яс­не­ние, при­ме­ня­ют­ся ли сред­ст­ва на­гляд­но­сти, чер­те­жи, схе­мы, мо­де­ли. Ка­ко­во со­дер­жа­ние от­ве­тов уче­ников, глу­би­на их зна­ний, уро­вень са­мо­стоя­тель­но­сти, куль­ту­ра ре­чи, как ста­вят­ся оцен­ки;

3) Вос­пи­ты­ваю­щую роль уро­ка. Ис­поль­зу­ет ли учи­тель со­дер­жа­ние ма­те­риа­ла в вос­пи­та­тель­ных це­лях, ка­кова сис­те­ма тре­бо­ва­ний учи­те­ля. При­уче­ны ли ре­бя­та к тру­ду, са­мо­стоя­тель­ной ра­бо­те, вы­пол­ня­ют ли пра­ви­ла по­ведения. Об­ра­ща­ет ли учи­тель вни­ма­ние на по­ве­де­ние школь­ни­ков, их от­но­ше­ние к ра­бо­те, взаи­мо­по­мощь, прин­ципиальность, де­ло­ви­тость, дис­ци­п­ли­ну;

4) Ме­то­ди­че­скую сто­ро­ну уро­ка:

а) об­ращается вни­ма­ние на ме­то­ды оп­ро­са, прие­мы ак­ти­ви­за­ции груп­пы во вре­мя оп­ро­са, на то, сколь­ко вре­ме­ни ухо­дит на оп­рос, уг­луб­ле­ние зна­ния во вре­мя оп­ро­са;

б) тща­тель­но изу­ча­ют­ся ме­то­ды и прие­мы ра­бо­ты учителя во вре­мя объ­яс­не­ния: вни­ма­тель­но ли его слу­шают, ка­ки­ми прие­ма­ми до­би­ва­ет­ся пре­по­да­ва­тель раз­вития мыш­ле­ния уче­ни­ков, их са­мо­стоя­тель­но­сти и инди­видуальных спо­соб­но­стей, что де­ла­ет учи­тель для то­го, что­бы ре­бя­та проч­но ус­ваи­ва­ли ма­те­ри­ал, ка­кие из сов­ременных ме­то­дов пре­по­да­ва­ния ис­поль­зу­ют­ся;

в) как при­ме­ня­ют­ся на­гляд­ные и тех­ни­че­ские сред­ст­ва обу­че­ния, как ор­га­ни­зо­ва­ны опы­ты и прак­ти­че­ские ра­боты;

г) спо­со­бы за­кре­п­ле­ния зна­ний, ре­ше­ния за­дач, выпол­нения са­мо­стоя­тель­ных ра­бот;

д) тех­ни­ка за­да­ния на дом и про­вер­ка до­маш­них за­даний;

е) ве­де­ние ра­бо­чих тет­ра­дей, за­пи­сей, про­вер­ка этих тет­ра­дей, вы­ра­бот­ка уме­ний со­став­лять кон­спек­ты, де­лать чер­те­жи, схе­мы;

5) Осо­бен­но­сти по­ве­де­ния учителя на уро­ке. Не мень­ший ин­те­рес пред­став­ля­ет и роль учителя на уро­ке как ор­га­ни­за­то­ра и ди­ри­же­ра, его куль­ту­ра, речь, такт, оде­ж­да, ма­не­ры, при­выч­ки, взаи­моотношения с уче­ни­ка­ми.

Та­ким об­ра­зом, на­блю­де­ние за уро­ком име­ет всесто­ронний, ком­плекс­ный ха­рак­тер, ох­ва­ты­ва­ет все компонен­ты учеб­ной ра­бо­ты. На­блю­де­ние—это лишь пер­вый этап кон­тро­ля, вто­рой—раз­бор уро­ков, все­сто­рон­ний его ана­лиз, вы­ра­бот­ка ре­ко­мен­да­ций по со­вер­шен­ст­во­ва­нию ра­боты учи­те­ля.

Урок нель­зя ана­ли­зи­ро­вать аб­ст­ракт­но ис­хо­дя из ка­ких-то веч­ных, не­зыб­ле­мых кри­те­ри­ев или конъ­юнк­тур­ных ув­ле­че­ний.

Ана­ли­зи­руя уро­ки, нуж­но учи­ты­вать, по край­ней ме­ре, та­кие кон­крет­ные об­стоя­тель­ст­ва:

а) осо­бен­но­сти те­мы. Мо­гут быть уро­ки, где нет на­добности при­ме­нять на­гляд­ные по­со­бия или тех­ни­че­ские сред­ст­ва, вы­зы­вать к дос­ке, ра­бо­тать с кни­гой;

б) на­ли­чие техничес­ких средств, на­гляд­ных по­со­бий, нуж­ных книг. Ана­ли­зи­руя урок, важ­но об­ра­тить вни­ма­ние, все ли ис­поль­зо­вал учи­тель, но вмес­те с тем предъ­яв­лять ре­аль­ные ра­зум­ные тре­бо­ва­ния;

в) со­став дан­но­го клас­са, уро­вень раз­ви­тия и спо­соб­но­стей уче­ни­ков (не­ред­ко мне­ние об уро­ке составляет­ся на ос­но­ве от­ве­тов школь­ни­ков, кон­троль­ных ра­бот, а уро­вень раз­ви­тия ре­бят, их спо­соб­но­сти при этом не учи­тываются) ;

г) ин­ди­ви­ду­аль­ность учи­те­ля, уро­вень под­го­тов­ки, осо­бенности ха­рак­те­ра, со­стоя­ние здо­ро­вья, преж­ние резуль­таты ра­бо­ты.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Спиридонова Татьяна Евгеньевна

Дата: 29.05.2024

Номер свидетельства: 651774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Из опыта работы по теме: «Активизация познавательного интереса обучающихся на уроках технологии как средство формирования личности»."
    ["seo_title"] => string(80) "iz_opyta_raboty_po_teme_aktivizatsiia_poznavatelnogo_interesa_obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "497641"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1548765720"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Активизация мыслительной деятельности путём дифференциации обучения учащихся на уроках физики "
    ["seo_title"] => string(114) "aktivizatsiia-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-putiom-diffierientsiatsii-obuchieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "192759"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427520379"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Использование ИКТ на уроках физической культуры и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(78) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "131973"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416252047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства