Из опыта работы по теме: «Активизация познавательного интереса обучающихся на уроках технологии как средство формирования личности».
Из опыта работы по теме: «Активизация познавательного интереса обучающихся на уроках технологии как средство формирования личности».
Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Этой проблеме посвящена данная статья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по теме: «Активизация познавательного интереса обучающихся на уроках технологии как средство формирования личности».»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
« Коррекционная школа - интернат №12» города Искитима Новосибирской области
Из опыта работы по теме: «Активизация познавательного интереса обучающихся на уроках технологии как средство формирования личности».
Выполнила:
учитель технологии
Чернова И. Н.
Мы живем в такое время, когда человек должен обладать сформированными навыками саморегуляции, саморазвития, легко адаптироваться в быстроменяющемся мире. На это указано и в Концепции модернизации российского образования, на это нацеливают стандарты второго поколения. Человеку с творческим складом ума легче сменить профессию, найти изюминку в любимом деле, увлечься работой и достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко. Но та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться.
Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. В формировании познавательного интереса особая роль отводится содержанию усваиваемых знаний, умений и навыков, а также процессу организации этого усвоения. Выбор темы самообразования «Активизация познавательного интереса обучающихся на уроках трудового обучения как средство формирования личности» актуален, так как задачи образования и воспитания обучающихся неразрывно связаны с развитием их познавательного интереса, который используется как средство формирования личности, как условие эффективности осуществления учебного и воспитательного процессов. Познавательный интерес способствует приобщению школьников к духовным ценностям общества. Он лежит в основе творческих способностей, обостряет воображение, словесно-логическую и эмоциональную память, сенсорно - моторную деятельность, способствует более легкому, свободному, более быстрому протеканию деятельности. Интерес снимает утомление, нервное напряжение, в силу чего учение становится более плодотворным. А это является одним из важнейших факторов в школе для слабослышащих детей.
Занятия по трудовому обучению предоставляют большие возможности по воспитанию у обучающихся устойчивого интереса к труду. И интерес этот бывает у школьников иногда настолько сильным, что выступает как мотив выбора профессии, социализации личности ребенка, его дальнейшей реабилитации. Формировать активную творческую личность - задача каждого педагога предметника, но мы, учителя технологии, решаем и другую немаловажную социальную задачу - профессиональное самоопределение школьников.
Полностью согласна с высказыванием Л.Г. Петерсон о том, что «ученик - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Я заметила: чем активнее познавательная деятельность обучающихся, тем с большей уверенностью можно говорить о самостоятельном усвоении умений и навыков. По мнению психологов, интерес на более высоком уровне выступает как устойчивая качественная черта личности, благодаря которой человек стремится к самостоятельной познавательной трудовой деятельности. Поэтому целью моей педагогической деятельности стало создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках технологии с использованием различных активных методов, форм и приемов обучения. Реализуя данную цель, поставила перед собой следующие задачи:
заинтересовать обучающихся учебной и практической частями работы; показать значимость знаний, умений и навыков; самой создавать такую учебную ситуацию, при которой девочкам захотелось бы применять свои знания и умения и самостоятельно их пополнять;
активизировать познавательную деятельность обучающихся за счет наглядности, нестандартных форм обучения, ИКТ;
расширять творческие попытки самостоятельности при выполнении эталонных работ, содействовать и поощрять детей в выдумке, фантазии и воплощении идей на практике.
Школьников обычно привлекают стороны обучения, связанные с яркими, эмоционально поданными факторами, эффективными опытами. Поэтому стараюсь обогащать содержание познавательного учебного материала введением разнообразной практической деятельности: использованием технических средств обучения при изучении тем по кулинарной обработке продуктов, конструировании и моделировании швейных изделий, показом презентаций («Сервировка стола», «Классификация одежды», «Особенности конструирования и моделирования одежды», «Отделочные материалы в швейном производстве» и т.д.), проведением уроков – путешествий, зачетов, КВНов по закреплению изученной темы, организацией внеклассных мероприятий, выставок, ярмарок, экскурсий.
Считаю, заинтересовывать ребят предстоящим трудом нужно постоянно, начиная с вводного занятия. Ведь вводное занятие - это своеобразная экскурсия в загадочный мир труда. Здесь важно правильно провести беседу о значении труда, необходимо познакомить девочек с рабочим местом. Дети, как правило, живо интересуются тем, что они будут делать. Поэтому с первого урока поясняю, сколько полезных дел мы можем сделать для себя и для школы, у нас школа-интернат, и обслуживаем мы себя сами: починяем постельное белье, подшиваем шторы, полотенца, простыни, шьем кухонные принадлежности, фартуки, халаты, спец. одежду. В школе на данный момент накоплен большой запас костюмов для танцевального кружка, все образцы индивидуальны и сшиты на уроках технологии самими учащимися.
Я убедилась, что в основном все с желанием и интересом приступают к занятиям, но к концу учебного года этот интерес у некоторых падает. Это объясняется неумением самостоятельно преодолевать трудности, недостаточной усидчивостью, нетерпением поскорее увидеть результаты труда. Вот почему целью воспитания на уроках труда является развитие и закрепление интереса к труду. Чтобы не погасить возникший в начале учебного года интерес к труду у обучающихся, стараюсь использовать многие активные формы:
игры - соревнования (кто быстрее заправит швейную машину, справится с кроссвордом по машиноведению, украсит готовое блюдо, накроет стол….);
уроки - путешествия (« жила-была иголка», «как рубашка в поле выросла», «в гостях у моды»…);
игры - КВН (при закреплении и обобщении изученного материала);
проблемные ситуации (при разработке творческих заданий по раскрою ткани, составлении и заполнении учебных технологических карт, схем….);
задачи по конструированию и моделированию изделий (по известным меркам найти длину фартука, рассчитать сумму вытачек….);
вопросы - сравнения (сходство и различие фасонов изделий, стилей в одежде, кулинарных заготовок….);
конкурсы на быстрое отыскание ошибок;
лабораторные опыты (ознакомление со свойствами продуктов питания, различных волокон, переплетений нитей, тканей…).
Интерес обучающихся вызывает и обогащение содержания учебного материала познавательными историческими и полезными сведениями, народными изречениями, пословицами, поговорками. Рекомендую девочкам самостоятельно находить в указанных литературных источниках интересные сведения и факты по тому или иному разделу программы.. Собранные материалы мы оформляем в виде заметок «Для любознательных».
Работа со слабослышащими детьми показала, что хороший уровень усвоения учащимися знаний, умений и навыков, где в большей степени проявляется их творческая активность, самостоятельность происходит на основе использования демонстрации моделей, образцов, наглядности, различных передовых приемов и способов работы. С большим интересом школьники занимаются на практических уроках по приготовлению пищи (стараюсь при помощи рассказа, беседы вводить теоретические сведения), выполняют такие работы, как изготовление и изменение выкройки, раскрой и пошив изделия (здесь важны вводный и текущий инструктаж), шитье на швейных машинах (использую метод упражнения при усвоении учащимися первоначальных трудовых приемов и движений, при совершенствовании умений и навыков, при формировании навыков планирования трудовой деятельности и самоконтроля, организации рабочего места, использования инструментов). Интерес к работе возникает еще при выборе объекта труда и зависит, по моему мнению, в большей степени от царящей на уроке атмосферы творчества. Он становится более ощутимым, когда готовы первые изделия и начинается защита моделей, т.е. обсуждение выполненных изделий с точки зрения:
качественного выполнения;
целесообразности выбора модели в соответствии с назначением изделий;
соответствия фасона возрасту и индивидуальным особенностям человека;
выбора цвета ткани, деталей отделки; и т.д.
Лучшие модели, выбранные голосованием, принимают участие в ежегодном городском конкурсе «Юный модельер» и занимают призовые места.
Разнообразие методов и форм обучения создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации.Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Начиная с 5 класса, обучающиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Например: найти сведения о возникновении бутерброда «сэндвич», о видах бутербродов и истории возникновения данных названий, в 6 классе - найти информацию о первых швейных машинах и их изобретателях, об истории возникновения одежды и т.д. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем. Метод проектов применим и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся. Я рада, что дети стали чаще принимать участие в школьных мероприятиях в рамках «Дня науки». Последние годы мы успешно сотрудничаем с РДНТ «КрАсота». Второй год подряд учащиеся выступают с индивидуальными исследовательскими проектами на областном слете юных этнографов. Их работы вошли в написание сборника по истории русского костюма. Внутришкольный коллективный проект «Гостеприимный дом Россия» стал наглядным примером заинтересованности и работоспособности творческих коллективов учащихся, учителей и родителей, объединенных единой целью.
Анкетирование по выявлению познавательного интереса к предмету в тех же группах провожу каждый год.
Нравятся ли Вам уроки труда? Почему?
Что Вы делаете на уроках с желанием, а что Вас не устраивает?
Хочется ли Вам сделать что-либо интересное и полезное для родственников, товарищей, школы? Или Вы хотите сделать что-то для себя? и т.д.
В итоге по результатам анкетирования видна динамика роста интереса к предмету от 76% в пятом классе до 100% к восьмому классу. Характерным в ответах обучающихся является то, что личная трудовая деятельность на первом этапе выступает как важнейший мотив учения, в дальнейшем идет повышение общественного уровня мотивации учения.
Свои знания по предмету обучающиеся доказывают участием в Международной предметной интернет – олимпиаде среди школ I и II вида «Родник знаний» по технологии.
Для поддержания у обучающихся интереса к предмету веду занятия кружка «Хозяюшка», который посещают учащиеся 5 -8 классов. В основе его деятельности лежат принципы добровольности и преемственности.
Результатом самовыражения в нашей школе являются ежегодные выставки работ обучающихся и ярмарки – продажи, которые проходят не реже 2-3-х раз в год, где заняты все 100% учащихся. В течение последних пяти лет девочки приняли активное участие в городских благотворительных, областных, региональных выставках, посвященных декаде инвалидов.
Практика показывает, что те обучающиеся, которые с интересом, творчески работают на уроках, активно выполняют практические задания, как правило, по окончании школы выбирают профессию, связанную со сферой обслуживания. К примеру: несколько лет подряд девушки нашей школы получают квалификационный разряд в школе по профилям швеи, пекаря и парикмахера, что является начальным этапом в их дальнейшей реабилитации.
Считаю - уроки трудового обучения органически вписываются в атмосферу школьной жизни, они не только повышают познавательный интерес учащихся, но и стимулируют активную речь, воспитывают художественный вкус, формируют уважение к людям труда,приводят к повышению эффективности обучения.Иными словами развитие познавательного интереса способствует формированию личности в целом.
Перспективы совершенствования своей педагогической деятельности вижу в более детальном и углубленном изучении познавательных творческих способностей учащихся. Умелое применение приемов и методов активного обучения обеспечит высокую активность учащихся в учебном познании.