Формирование творческого потенциала учащихся через создание научно практического проекта
Формирование творческого потенциала учащихся через создание научно практического проекта
Для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии в учебной программе выделено много видов работ: это и конструирование и моделирование одежды, культура дома, кулинария, художественная обработка материалов¸ вязание, вышивка, профессиональная деятельность. И в завершении учебного года мы всегда работаем над проектной деятельностью.
Более талантливые и интересные работы мы отправляем на различные конкурсы и фестивали. Так ученица 5 класса Алимжанова Ясмин с проектом «Влияние вышивки бисером на эмоциональное состояние челдовека» смогла убедить нас, что благодаря арт-терапии, занимаясь вышивкой можно справится с депрессией. Ученица 9 класса Шугурова Роза при изучении раздела «Технология сфер проыессиональной деятельности» работала над проектом «Моя будущая профессия». Работы этих детей были представлены на республиканском уровне, имеется документиальное подтверждение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование творческого потенциала учащихся через создание научно практического проекта»
Ғылыми-тәжірибелік жоба аркылы оқушылардың шығармашылығын қалаптастыру
Формирование творческого потенциала учащихся через создание научно практического проекта
Кох В.И.
Учитель технологии Жетекшинской СОШг.Павлодара
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования -ускорение темпов развития. И не случайно веление времени требует чтобы школа выпускала своих учеников подготовленных к жизни и переменам. Мы, педагоги, должны развивать у детей такие качества , как мобильность, конструктивность
Время, в котором мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Но актуальной остается проблема развития творческого потенциала учащихся. И огромный вклад в развитие творческих способностей ученика вносит наш предмет, ведь предмет «Технология»-сам по себе является творческим предметом, который предоставляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности А чтобы развивать творческие способности детей на других уроках, прежде всего надо воспитывать у ребенка творческое отношение к труду. Это значит воспитывать любовь к делу, стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха.а также вырабатываются такие качества, как настойчивость, любознательность, самостоятельность и остальные качества, без которых невозможно творчество.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии в учебной программе выделено много видов работ: это и конструирование и моделирование одежды, культура дома, кулинария, художественная обработка материалов¸ вязание, вышивка , профессиональная деятельность. И в завершении учебного года мы всегда работаем над проектной деятельностью.
В своей практике к методу проектов я всегда стараюсь находить творческий подход. На мой взгляд, каждый учитель должен придавать ведущее значение методу проектов, ведь именно он позволяет развивать и формировать творческую личность.
Под методом проектов поднимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием продукта труда.
Темы для проектных , исследовательских работ я выбираю совместно с учениками. Научно-исследовательская деятельность-форма научной деятельности, осуществляемая учащимися под руководством научного руководителя.
В 5-6 классах девочки начинают знакомится с кулинарией, с культурой питания и чтобы вызвать интерес к данной теме я на уроке выдвинула гипотезу «Если школьники не будут пропускать школьные обеды, то у них будет меньше проблем со здоровьем». Ученица 6 класса Малахова Карина заинтересовалась данной проблемой и выбрала объектом своего исследования питание подрастающего поколения. В течение года она работала над проектом «Влияние питания в школьной столовой на здоровье учащихся». Она проводила социологические исследования, ставила собственный эксперимент. Готовую работу мы отправили в региональный учебно-методический центр дополнительного образования «Ертіс дарыны», где получили рецензию и прошли на отборочный этап гобластного конкурса исследовательских работ и творческих проектов учащихся «Зерде».
Работа над проектом и стимул вызвали желание и возможность проявалять свою индивидуальность и фантазию, что ученица каждый год продолжает работу над проектами. В 7 классе эта ученица при изучении раздела «Культура дома» работала над проектом» Влияние комнатных растений на здоровье и настроение школьников».
Более талантливые и интересные работы мы отправляем на различные конкурсы и фестивали. Так ученица 5 класса Алимжанова Ясмин с проектом «Влияние вышивки бисером на эмоциональное состояние челдовека» смогла убедить нас, что благодаря арт-терапии, занимаясь вышивкой можно справится с депрессией. Ученица 9 класса Шугурова Роза при изучении раздела «Технология сфер проыессиональной деятельности» работала над проектом «Моя будущая профессия». Работы этих детей были представлены на республиканском уровне, имеется документиальное подтверждение.
Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими возможностями и интересами. За время работы в этой школе считаю самыми удачными проекты: «Изготовление комплекта постельного белья», «Вышивка бисером «Цветы» и др.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Проектные работы работы развивают образное мышление, формируют творческое начало.Для того чтобы раскрыть у учащихся творческое начало необходим индивидуальный подход. Поэтому на своих уроках приходится использовать различный уровень обучения. Например, при выборе модели какого-либо изделия предлагаю девочкам разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения – изделия с простейшими элементами отделки, средний – изделия повышенной сложности изготовления ; высокий уровень – изделия с внесением более сложных элементов и отделки.
Но необходимо учитывать, что в основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с не высоким уровнем обучения проявляют свою инициативу, творчество, то я это только поддерживаю. Так, изучив основы бисероплетения, девочки самостоятельно смастерили цветы из бисера к 8 марта в качестве подарков мамам и бабушкам.
Как известно над проектами можно работать и группами и индивидуально.Особое внимание в проектной деятельности уделяется самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках технологии, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов как, например, истории, ИЗО, русского языка и литературы.
В своей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества учащихся: игровые, компьютерные технологии, которые поозволяют фолрмировать творческую активность учащихся, умение работать в группах. Путь развития творческих способностей я выбираю индивидуально для каждого класса.
Теплов Б.М. писал, что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии я создаю проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов. Моя работа по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это могут быть специальные тренировочные упражнения, коллективное создание работы, индуктивное изучение материала, т. е. от простого к сложному, от частного к общему и т. д.
Девочкам нравится метод проектов, где они могут реализовать себя.Их работы получаются очень интересными, каждая старается сделать свое изделие, не похожее на другие. Для стимулирования творческой деятельности, после завершения работы проводится защита готовых проектов, а работы выставляются на показ в школе. Защита проектов проходит перед всем классом. Девочки демонстрируют готовые изделия, проводят технологическое и экономическое обоснование своего выбора. Это мероприятие формирует у них чувство ответственности, навыки само – и взаимооценки, вносит в учебный процесс дух соревнования.Это заинтересовывает учениц , у каждой появляется гордость и уверенность в своих силах, стремление с каждым разом делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество.
Так этап развития творческих способностей учащихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Учащиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.
Успешное и устойчивое развитие личности происходит в процессе ее самореализации. Поэтому важными задачами совренменного образования является социально-педагогическое выявление, поддержка и сопровождение огаренных детей , чтобы они не останавливались на достигнутом и в дальнейшем развивали свои выдающиеся качества.
Работая с различными видами деятельности, ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. Умение фантазировать и созидать – это начало пути. Одним из таких видов деятельности является вязание на спицах. Изучив основы вязания, предлагаю девочкам закрепить свои знания вязанием мягкой игрушки. Игрушки изготавливаются на основе одной вязанной детали, заполненной синтепоном. Объемную фигуру перетягивают ниткой, получается объемная восьмерка – голова, другая – туловище. На этой основе можно сделать любую игрушку, все зависит от фантазии ребенка.
В последнее время учителя технологии столкнулись с трудностями, обусловленными рядом объективных причин. Главными из них можно считать уменьшение количества учебных часов и снижение интереса учащихся к изучению материальных технологий. Чтобы не растерять интерес приходится искать новый подход к выбору объектов труда. Это – вышивка лентами. Вышивка лентами – аналог вышивки нитками. Но в отличие от вышивки нитью она получается более объемной и рельефной. Освоение вышивки начинается с пошаговых элементов, как простых одиночных элементов, так и более сложных. Вышитые цветы или букеты оформляются в деревянную рамку и могут стать милым подарком для близких и друзей. Богатая цветовая палитра шелковых и атласных лент приносит массу положительных эмоций. Налицо развитие познавательного интереса и самостоятельности, уверенности в своих силах, появляется потребность делать хорошо и красиво. Изделия получаются разными, не похожими друг на друга, т.к. каждое созданное изделие индивидуально, при ее изготовлении ребенок вкладывает частицу себя, своего характера, настроения, желания. Владение такой вышивкой может впоследствии пригодиться и в индивидуальной трудовой деятельности.
Используемые мной приемы и методы обучения углубляют знания ребят. Весь урок проходит в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся, создает атмосферу сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся заражают друг друга творческий энергией. Урок создает для каждого ученика возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, поскольку все учащиеся задействованы в различных видах и формах учебной деятельности: (индивидуальная, групповая, фронтальная, игровая, художественная, коммуникативная и т.д.)
Применяя сооовременные технологии, свободно владея мультимедийными средсвами, учитель становится интереснее детям. На своих уроках у нас есть возможность вовлечь всех учеников в процесс работы, так как я работаю только с девочками, а не со всем классом. Конечно для выполнения бумажного варианта проекта мы сталкиваемся с трудностями у , так как в кабинетах технологии не увсех созданы условия-нет сенсорной доски, интернета, принтера, поэтому эту работу дети выполняют дома или в кабинете информатики.
Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Чтобы реализовать эти возможности, я опираюсь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В
нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально – техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий
Метод проектов, или метод учебных, а также творческих проектов- это различные названия центрального метода обучения в образовательной области «Технолгия», встречающиеся в литературе.
Проект- это реалистический замысел желаемого результата. Проект представляет собой совокупность документации по оптимальному достижению предполагаемого результата. Любая проектная деятельность сожержит творческий компонент, она ориентитрована на достижение чего-то нового, оригинального. В основе проектной деятельности лежит исследование, а это всегда творчество. Метод проектов направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала. И даже если ребенок в своем исследовании может пройти путь, который уже давно пройден человечеством. Но этот приобретается им уже на уровне открытия, будет иметь личную для него значимость. Это и есть субъективное творчество, без которого немыслим и сам метод проектов.
На сегодняшний день выпущено довольно много литературы методического и практического характера, посвященной проблеме метода проектов , который квалифицированный педагог может использовать в своей работе не только как дидактический материал , но и как эффективный инструмент.
На страницах периодических педагогических изданий ( в т.ч. журнала «Технология в школе»), в материалах конференций часто можно встретить как описание реального опыта учителей, так и научные статьи, посвященные вопросам осмысления и реализации проектного метода.
В заключении хочется сказать, что я стараюсь через уроки технологии добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т. е. научить ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полной. Именно тогда развивается нравственный и духовный аспект, а также творческий потенциал ученика, что немаловажно.
Список используемой литературы:
Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр.
Каневец О.Ф Технология: Тетрадь для учащихся 5,6,7, классов.
Касьянов В.П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.
Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно - деятельностные технологии обучения.