kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие УУД в основной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель предлагает учащимся следовать следующей инструкции (памятке) при работе в группе:

Шаг 1. Разбейте учебную группу на подгруппы и распределите материал.Вся группа делится на четверки. Каждому члену четверки достается разный материал для изучения и последующей презентации друг другу (т.е. первый член группы отвечает за первую часть текста, второй - за вторую и т.д.)

Шаг 2. Экспертные группы изучают материал и готовят его презентацию. Экспертные группы объединяют учащихся, которым дан для изучения один и тот же материал. Партнеры - эксперты читают и изучают свой материал сообща, планируют эффективные способы его преподать и затем проверить, как его поняли их товарищи в первоначальных четверках.

Шаг 3. Вернитесь в первоначальные группы для взаимообучения и проверки. Обучающиеся возвращаются в первоначальные группы. Там они по очереди знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды: чтобы каждый овладел всей темой целиком.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие УУД в основной школе»


Развитие УУД в основной школе


Название конкретного УУД

Примеры незаконченных действий учеников...

Примеры действий учителя

Коммуник

ативные

УУД

устанавливать

рабочие

отношения, с

достаточной

полнотой

выражать свои

мысли

Сообщают свои наблюдения и полученные результаты

Организует обмен

мнениями,

результатами

(инструкция,

памятка)

Работать в группе

Учитель предлагает учащимся следовать следующей инструкции (памятке) при работе в группе:

Шаг 1. Разбейте учебную группу на подгруппы и распределите материал.Вся группа делится на четверки. Каждому члену четверки достается разный материал для изучения и последующей презентации друг другу (т.е. первый член группы отвечает за первую часть текста, второй - за вторую и т.д.)

Шаг 2. Экспертные группы изучают материал и готовят его презентацию. Экспертные группы объединяют учащихся, которым дан для изучения один и тот же материал. Партнеры - эксперты читают и изучают свой материал сообща, планируют эффективные способы его преподать и затем проверить, как его поняли их товарищи в первоначальных четверках.

Шаг 3. Вернитесь в первоначальные группы для взаимообучения и проверки. Обучающиеся возвращаются в первоначальные группы. Там они по очереди знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды: чтобы каждый овладел всей темой целиком.

Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность.Вся группа отвечает за то, чтобы каждый ее член овладел всем материалом. Отдельных членов группы могут затем попросить продемонстрировать свои знания самыми разными способами (к примеру, написав письменную проверочную работу, ответив устно на ряд вопросов, дав презентацию материала, которому их обучили товарищи по группе).

Учащиеся работают в группе в сооотвествии с заданным образцом (памяткой)


Регулятивн ые ууд

умение осуществлять оценку и взаимомоценку

Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму:

Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по следующему алгоритму ...


Умение

осуществлять

самоконтроль;

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Обучающиеся

проверяют

наличие

школьных

учебников и

школьных

принадлежностей.

Личностные ууд

осознавать

личностную

значимость

владения

методами

научного

познания

Предлагает закончить предложение. Если я изучаю азотную кислоту, то ....

Учащиеся приходят к мнению, что азотная кислота имеет к ним непосредственное отношение, какое? Можно прочитать учебник или обсудить личный опыт знакомства.


устанавливать связь между целью

деятельности и ее результатом.

Предлагает учащимся высказать свое мнение об этапах урока, указать на возникшие трудности, подводит итоги урока,

Выражают

собственное

мнение,

анализируют

собственные

достижения и

затруднения.

Личностные

устанавливать связь между целью

деятельности и ее результатом

Предлагает попробовать оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.

- Каков их объем?

Изобразите их в сосуде.

Определяют

объем

приобретённых

знаний


Познавате льные УУД

выдвигать

гипотезы,

выделять материал, который будет использован в исследовании

Предлагает в соответствии с поставленными вопросами выбрать метод

Отвечают на вопросы.

Выдвигают гипотезу, что азотная кислота вступает в реакцию обмена с оксидом и гидроксидом металла, с остальными веществами взаимодействовать не должна

Умение выделять главное при работе с учебным текстом

Учитель предлагает учащимся при работе с учебником воспользоваться следующей памяткой:

Определим, какой вопрос для нас самый важный сейчас?

Есть ли какие-либо вопросы иные вопросы, связанные с главным?

Чем похожа эта проблема на ту, которую мы уже решали с Вами? В чем отличие? Каким путем можем получить эти сведения?

Как мы проверим точность полученных данных?

Как мы сможем оценить собранный материал?

Учащиеся работают в сооотвествии с заданным образцом (памяткой)

Познавате льные УУД

Осознанное

построение

речевого

высказывания с

использованием

опоры

Предлагает уч-ся ответить на вопросы, используя опору (проектор)

Where?

In a summer camp

In a village

In a country

On the bank of the river

At the seaside

Отвечают на вопросы, используя опору.

Подготовлено Крыловой О.Н. (д.п.н, зам. директора по научной работе Учреждения РАО ИПООВ г. Санкт- Петербург)





Клише некоторых действий учителя в виде вопросов для развития личностных УУД

Деятельность учителя: учитель задает вопросы...

УУД (личностные)



1 .Что вы думаете о ...

  1. Как вы относитесь к тому, что...

  2. Разделяете ли вы идею автора (героя) о том, что...

  3. Ваше любимое место (строка) произведения...

  4. Что вы почувствовали, когда узнали, что...

  5. Испытывали ли вы когда-нибудь то же, что...

  6. Кто из героев вызывает у вас симпатию (неприязнь, страх)?

  7. Вы верите в то,что...

  8. Что бы вы сделали на месте ( в случае)...

  9. Как бы вы ответили на вопрос автора (героя) о том, что...

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.






Клише некоторых действии учителя в виде вопросов для развития познавательных УУД

Деятельность учителя: учитель задает вопросы...

УУД (познавательные)

Что случится, если ... ?

Что подразумевается под... ?

В чем сильные и слабые стороны ... ?

Каким образом ... влияет на ... ?

Что, на ваш взгляд является причиной ...и почему?

Сравните ... и ... на основании ...

Каким образом ... связано с тем, Объясните, почему...

Объясните, как...

В чем смысл ... ?

Почему важно... ?

В чем разница между ... и ... ?

Чем похожи ... и ... ?

Умение выдвигать гипотезы Умение анализировать Умение анализировать

Умение строить причинно-следственные связи Умение строить причинно-следственные связи

Умение сравнивтаь и строить причинно-следственные связи

Умение объяснять и анализировать Умение объяснять и анализировать Умение объяснять и анализировать Умение объяснять и анализировать и значимость

Умение сравнивать Умение сравнивать




Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов



Регулятивные универсальные учебные действия - идентификационный код 2.

Выпускник научится:

  • 2.1. целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

•2.2. самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • 2.3. планировать пути достижения целей;

  • 2.4. устанавливать целевые приоритеты;

  • 2.5. уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • 2.6. принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • 2.7. осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • 2.8. адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и

вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • 2.9. основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

  • 2м-10. самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • 2м-11. построению жизненных планов во временной перспективе;

2м-12. при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

2м-13. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

2м-14. основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

2м-15. осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • 2м-16. адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • 2м-17. адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • 2м-18. основам саморегуляции эмоциональных состояний;

2м-19. прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.


Коммуникативные универсальные учебные действия - идентификационный номер - 3.

Выпускник научится:

  • 3.1, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • 3.2. формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • 3.3. устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • 3.3. аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • 3.4. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнёром;

•3.5. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • 3.6. адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • 3.7. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • 3.8. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • 3.9. осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  • 3.1О. работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • 3.11.основам коммуникативной рефлексии;

  • З.12. использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  • З.1З. отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Зм.-14. учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

  • Зм.-15. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • Зм.-16. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • Зм.-17. продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • Зм.-18. брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • Зм.-19. оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • Зм.-20. осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

Зм.-21. в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия-,

  • Злл.-22. вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • 3м.-23. следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

  • Зм.-24. устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • Зм.-25. в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.


Познавательные универсальные учебные действия - идентификационный код - 4. Выпускник научится:

  • 4.1.основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • 4.2.проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • 4.3.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • 4.4.создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • 4.5.осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • 4.6.давать определение понятиям;

  • 4.7.устанавливать причинно-следственные связи;

  • 4.8.осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  • 4.9.обобщать понятия осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • 4.10.осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

•4.11. строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • 4.11 .строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • 4.12. объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


«преднамеренные ошибки»;

поиск информации в предложенных источниках;

самоконтроль;

взаимоконтроль;

взаимный диктант;

заучивание материала наизусть в классе;

«ищу ошибки»;

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Задания типа:

  • Спланируй работу

  • Проверь работу товарища, исправь возможные ошибки, объясни правописание

  • Составь алгоритм действий для синтаксического разбора

  • Составь правила эффективного ведения дискуссии

  • Определи цель и (или) задачи урока

  • Сформулируй проблему, с которой ты столкнулся, и попробуй составить план действий для её разрешения

  • Запиши свой режим дня. Составь хронокарту и определи эффективность распределения и расходования времени

  • Предложи свой вариант, как считать годы в бесконечной реке вречишьмени

  • Реши примеры, расположи ответы в порядке возрастания и ты получишь название профессии. Если слово не получилось, найди и исправь ошибки в примерах

  • Составь программу действий и вычисли


участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания;

мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

Задания типа:

Рефлексия учебных действий:

  • Ответь на вопрос: чему я научился на уроке?

  • Подготовь устный ответ на вопрос, нужно ли человеку изучать родной язык

  • Вспомни, каковы особенности текста-описания. Напиши о характере, душевных качествах близкого тебе человека

  • В некоторых странах поставлены памятники литературным героям. Во Франции есть памятник д Артаньяну. Как ты думаешь, почему герой А. Дюма был удостоен этой чести?

  • Прочитай стихотворение М. Лермонтова «Бородино». Подумай, что важнее для автора - передать историческую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солдат? Ответ обоснуй

  • Подумай, сколько потомков должна иметь пара родителей, чтобы общее число животных сохранялось из поколения в поколение

- Подумай, чем человек отличается от других обитателей биосферы. Как себя должен вести человек в биосфере?



  • Подумай и объясни, что такое «живая связь времен»

  • Объясни, может ли человек жить без общества

  • Объясни, для чего нужна наука история

  • Подумай, почему Александр Невский назван великим полководцем

  • Подумай, в чём обвиняет автор «Слова о полку Игореве» древнерусских князей.

  • Объясни, как ты понимаешь слова Н.А. Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»

  • Объясни, в чём разница между демократией и вседозволенностью

  • Объясни, почему Россия стала общей Родиной для многих народов

  • Реши задачу: в магазине «Сувениры» шкатулка стоит 248 р., а в гипермаркет такая же шкатулка стоит на 5% дешевле. За сколько можно купить эту шкатулку в гипермаркете? Какая сумма при этом экономится? Почему надо уметь решать задачи на проценты?

  • Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл

  • Подумай, почему в Новейшее время жители Земли стали осознавать себя единым человечеством

  • Подумай, что из существующего на свете нельзя оценить в деньгах

«найди отличия» (можно задать их количество);

«на что похоже?»; поиск лишнего;

«цепочки»;

составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами;

работа со словарями;

работа с информационными текстами.

Задания типа:

  • По какому принципу объединены слова? Найдите лишнее слово.

  • Пользуясь толковым (фразеологическим) словарем объясни значение слова (оборота).

  • Распредели слова с буквами е, ё, ю, я по двум столбикам. Сформулируй вывод.

  • Определи тему текста и тему каждой части. Составь и запиши план. Выдели в каждой части ключевые слова.

  • Проведи небольшой эксперимент: запиши 10 слов, которые ты чаще всего используешь в речи. Сравни свои слова с теми, которые записали другие ребята. Что получилось? Какой вывод можно сделать?

  • Отметь признаки, которые подтверждают принадлежность человека к млекопитающим.

  • Сравни вооружения и доспехи воинов-кочевников, рыцарей и русских дружинников.

Представь, что ты учёный - историк и перед тобой находятся памятники культуры Древней Руси. Внимательно рассмотри иллюстрации в учебнике и определи, что они могут рассказать тебе о жизни людей в Древней Руси.

  • Переведи и запиши на математическом языке: разность числа всех предметов, которые ты изучаешь, и числа твоих любимых предметов.

  • Среди данных четырёх задач найди такие задачи, математические модели которых совпадают...

  • Предложи способ, с помощью которого можно разделить смесь песка и глины.



составь задание партнеру;

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

диалоговое

слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

Ривин-методика;

опрос с применением медиаресурсов;

Интернет-этикет;

«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Задания типа:

Составление советов другу.

  • Оцени ответ товарища и обоснуй свое мнение.

  • Выучи правило, расскажи товарищу.

  • В группах создайте компьютерную презентацию на тему «Вода в природе».

  • Составьте две команды. Первая команда будет представлять земноводных, а вторая - рыб. Команды по очереди высказывают по одной фразе о том, кто лучше приспособлен к условиям обитания. Выигрывает команда, высказавшаяся последней.

  • Представь, что ты переписываешься с другом из далёкой страны. Он хочет поздравлять твою семью с главными праздниками России и просит тебя рассказать о каждом из них. Что ты напишешь ему?

-Составь условие задачи по схеме для своего соседа.

  • Посоветуй друзьям, как надо себя вести, чтобы избежать переломов и вывихов.

  • Объясните друг другу смысл всех новых слов, которые вы узнали

  • В классе на заседании «Географического общества» расскажи ребятам о своём путешествии. Будь готов ответить на их вопросы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие УУД в основной школе

Автор: Хачатурова Элина Ашотовна

Дата: 29.12.2015

Номер свидетельства: 271246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Программа развития УУД "
    ["seo_title"] => string(24) "proghramma-razvitiia-uud"
    ["file_id"] => string(6) "220605"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434711327"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении  школьников основной школы  по ФГОС второго поколения  на  уроках  русского  языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "248973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446809724"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Задачи на формирование универсальных учебных действий на уроках математики основной школы "
    ["seo_title"] => string(100) "zadachi-na-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-matiematiki-osnovnoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "156159"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421388282"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Занимательный материал как средство развития УУД на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(75) "zanimatiel-nyi-matierial-kak-sriedstvo-razvitiia-uud-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "211425"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431615090"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства