Занимательный материал как средство развития УУД на уроках математики
Занимательный материал как средство развития УУД на уроках математики
На первом этапе основной школы на изучение темы «Проценты» отводится непродолжительное время. В это время учащиеся в силу возрастных особенностей ещё не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. В учебниках встречаются задачи на проценты, но в них отсутствует компактное и чёткое изложение вопроса. Текстовые задачи включены в материал итоговой аттестации за курс основной и полной средней школы. Однако задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся, многие из них не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занимательный материал как средство развития УУД на уроках математики»
Старинный способ решения задач на процентное содержание
(Н.Г.Зинина г.Арзамас)
На первом этапе основной школы на изучение темы «Проценты» отводится непродолжительное время. В это время учащиеся в силу возрастных особенностей ещё не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. В учебниках встречаются задачи на проценты, но в них отсутствует компактное и чёткое изложение вопроса. Текстовые задачи включены в материал итоговой аттестации за курс основной и полной средней школы. Однако задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся, многие из них не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчёты в настоящее время необходимо каждому человеку: прикладное значение велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социальную и другие стороны нашей жизни. В данной работе я покажу применение математического аппарата к решению задач на процентное содержание старинным способом.
Существуют различные способы решения задач на процентное содержание или концентрацию. Сейчас я покажу арифметический способ решения таких задач, которым пользовались ещё в древности, поэтому его часто называют старинным.
Для решения задачи исследуем процесс изменения концентрации. Возьмём по 100 г каждого раствора и в соответствии с процентным составом разделим их содержимое на кислоту и воду:
5
95
40
60
Затем сравним исходные составы с тем, что должно получится после смешивания:
30
70
30
70
В результате сравнения приходим к выводу, что необходимо 25 г воды в первом растворе заменить кислотой, а 10 г кислоты во втором – водой. Так как мы можем оперировать растворами только с данными составами, напрашивается мысль об обмене 10 г кислоты из второго раствора на воду из первого.
5
10
30
10
вода
кислота
Результат взаимообмена:
5
15
10
70
30
70
Получили необходимый состав для 100 г второго раствора. Но в первом осталось ещё 15 г воды, которую нужно заменить кислотой. Где её взять? Возникает следующая идея: нужно взять ещё 100 г второго раствора, а за тем 50 г и выполнить те же действия. Окончательный результат выглядит так:
5
5
10
10
70
100г
30
10
100 г
30
5
30
10000
50 г
Таким образом, следует, что на каждые 100 г первого раствора необходимо взять 250 г второго, т. е. в отношение 10 : 25, обратном соотношению между недостатком и избытком кислот в исходных растворах.
После рассмотрения принципа взаимообмена весь процесс можно представить в таком виде:
5
5
10
10
70
30
10
Недостаток избыток
Рассмотренный способ является арифметическим. Его ценность определяется тем, что он рассчитан на образное мышление, а так же позволяет легче запомнить последовательность действий при решении задач на смешивание и добиться автоматизма при выполнении самих действий. Этот способ экономит время, по этому им часто пользовались купцы.[7]
Задача №1.
При смешивании 5% раствора кислоты с 40% раствором кислоты получили 140 г. 30% раствора. Сколько грамм каждого раствора было для этого взято?
Решение:
Теперь выведем схему для решения задач.
Пусть смешали х(г), а %-ного раствора кислоты (г), у(г) –
в %-ного раствора кислоты (г).
Получили х+у(г), с %-ного раствора , где acесли cв или ca, то задача неразрешима.
Уравнение:
ах + ву = сх + су
ву – су = сх – ах
у(в – с) = х(с – а)
Это отношение составляет старинный способ решения задач.