Развитие творческого потенциала учащихся через проектную деятельность на уроках технологии
Развитие творческого потенциала учащихся через проектную деятельность на уроках технологии
«Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на создание детьми нравственной ценности трудового начала жизни».
Лернер П.С.
Ведущий научный сотрудник Центра профессиональной ориентации и социального самоопределения школьников Российской академии образования
Тема: Развитие творческого потенциала учащихся через проектную деятельность на уроках технологии
Цель: способствовать развитию самореализации, ответственности, инициативности, а также способности решать творческие и изобретательские задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала учащихся через проектную деятельность на уроках технологии»
Государственное учреждение Отдел Образования города Темиртау
Тема:Развитие творческого потенциала учащихся через проектную деятельность на уроках технологии
Петрова Людмила Григорьевна
учитель технологии
первой квалификационной категории
высшего уровня квалификации
КГУ «Общеобразовательная средняя школа №16 города Темиртау»
г. Темиртау
2015 год
«Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на создание детьми нравственной ценности трудового начала жизни».
Лернер П.С.
Ведущий научный сотрудник Центра профессиональной ориентации и социального самоопределения школьников Российской академии образования
Тема: Развитие творческого потенциала учащихся через проектную деятельность на уроках технологии
Цель: способствовать развитию самореализации, ответственности, инициативности, а также способности решать творческие и изобретательские задачи.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов».
Новая школа – это школа для всех, в которой будет обеспечиваться успешная социализация всех детей.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа по технологии.
Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через проектную деятельность. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым уроки технологии с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в жизни: на производстве, в сфере обслуживания и т.д., лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы.
На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только найти время, уделить внимание и своевременно раскрыть способности учащихся, поверить в себя.
Что же такое творческий проект - это самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя;
-
Описание внешнего вида модели.
Выбор материалов.
Выбор модели.
это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий новизной.
Тематика проектов носит декоративно-прикладной характер.
При большом разнообразии видов работ, а также многосторонняя проба сил позволяет выявить и развить способности и склонности учащихся, сделать процесс обучения интересным.
Подготовка и выполнение проекта состоит из трех этапов.
Этапы выполнения проектов.
ставиться проблема осознания нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека (зачем и почему надо выполнить проект, каково его значение в жизни общества);
ставится цель – получение полезного проекта, который может носить как социальный, так и личностный характер;
планируется технология изготовления, ( подбор инструментов и оборудования);
определяется последовательность технологических операций (выбор оптимальной технологии изготовления изделий);
средствами деятельности выступает личный опыт, а так же все рабочие инструменты и оборудование;
результатами деятельности является приобретение новых знаний, умений, производится самоконтроль и самооценка.
выполняются технологические операции, корректируется деятельность, производится самоконтроль и самооценка работы;
цель – качественнее и правильнее выполнить трудовые операции;
результат – приобретение знаний, умений и навыков.
происходит окончательный контроль;
проводятся экономические расчеты;
проводятся экологические исследования;
анализируется проделанная работа, устанавливается, результат труда.
оформляются результаты;
производится защита проекта.
Виды оформления банка идей
Идея №1 Ягодный рулет
Идея №2 шоколадный торт
Идея №3 трюфели
Чак-Чак
Идея №4 Чак-Чак
Технология изготовлениятворческого проекта.
Разрабатывается последовательность выполнения объекта, которая включает в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки, техники безопасности. Пошаговое выполнение проекта с фотоматериалом и его результат – изделие.
Из чего складывается оценка творческого проекта – суммируется теоретическая часть, практическая часть и презентация проекта.
Тематика проектов учащихся КГУ ОСШ № 16 за 3 года (2012-2015 гг).
В 2014-2015 учебном году повысился интерес к предмету и как следствие ученицы приняли участие в олимпиадах по предмету технология:
№ п/п
Название мероприятия
Фамилия, имя учащегося
Класс
Результат
1
Республиканская дистанционная олимпиада по технологии для девочек "Пчёлка"
Варавва Юлия
8а
Диплом 2 степени
2
Городская практическая конференция «С Технологией на ТЫ»
Гонта Наталья
9в
Диплом 2 степени
3
Олимпиада по технологии для девочек «Инфо-урок»
Лычагова Ольга
Грибоедова Надежда
Исланова Юлия
Калимуллова Дания
Марквордт Ева
Сатибалдиева Сабина
Скуржинская Наталья
Тастанова Роза
Хакиева Алина
Муратбаева Аида
Никитина Виктория
6а
11б
7а
10а
7б
11а
7а
6а
11а
6б
7а
Диплом 1 степени
Диплом 2 степени
Диплом 2 степени
Диплом 2 степени
Диплом 2 степени
Диплом 2 степени
Диплом 2 степени
Диплом 2 степени
Диплом 2 степени
Диплом 3 степени
Диплом 3 степени
В рамках олимпиады «Инфо-урок» приняли участие 19 человек, 11 человек получили дипломы, а 8 человек сертификаты за участие.
Вывод:
Выполнение творческого проекта позволяет интегрировать знания и умения учащихся, полученные ими при изучении различных учебных дисциплин на разных этапах обучения.
Расширяет кругозор и повышает интерес к предмету.
Свобода выбора темы творческого проекта способствует реализовать творческий потенциал учащихся.
Выполнение творческих проектов приносит удовлетворение ученикам, которые видят результат продукта своего труда.