В данном документе содержится рабочая программа по предмету технология (девочки) 6-8 классы.Рабочая программа по предмету «Технология». Направление: «Обслуживающий труд» составлена согласно БУП 2004 год и «Требованиям к уровню подготовки выпускников по образовательной области «Технология» на основе программы под редакцией В. Д. Симоненко. «Технология», курс «Обслуживающий труд»; допущено Министерством образования и науки Российской федерации; Москва Издательский центр «Просвещение», 2006». Программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основногообщего образования и рассчитана на 70 часов в год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету технология »
ПРОГРАММАОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по направлению «ТЕХНОЛОГИЯ. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД» 6 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Технология». Направление: «Обслуживающий труд» составлена согласно БУП 2004 год и «Требованиям к уровню подготовки выпускников по образовательной области «Технология» на основе программы под редакцией В. Д. Симоненко. «Технология», курс «Обслуживающий труд»; допущено Министерством образования и науки Российской федерации; Москва Издательский центр «Просвещение», 2006». Программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основногообщего образования и рассчитана на 70 часов в год.
Учебно-методический комплект:
1.Программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд под редакцией В.Д. Симоненко.
2.Учебник под редакцией: В. Д. Симоненко «Технология. Вариант для девочек». Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы издательства «Вентана – Граф», 2010г.
3.Тетрадь “Технология” 6 класс. Вариант для девочек. В 2-х частях. Саратов “Лицей”, 2009г.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Содержанием программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
проектная деятельность;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Технологии ведения дома», «Черчение и графика»,
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ.
Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Цели
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Внесение изменений
Программа скорректирована по усмотрению учителя и с согласия родителей. В программу включен раздел “Сельскохозяйственные работы” за счет резервных часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основногообщего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п\п
Наименование раздела
Количество часов
1
Введение.
1
2
Сельскохозяйственные работы
12
3
Кулинария
12
4
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
33
5
Технология ведения дома
3
6
Электротехнические работы
2
7
Творческие, проектные работы
6
8
Обобщение
1
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 6 класс
Сельскохозяйственные работы(12 час). Осенние работы в овощеводстве(6 час).
Основные теоретические сведения
Уборка урожая овощей. Уборка и учет урожая свеклы, моркови, картофеля. Отбор семенников овощных культур и закладка их на хранение. Значение овощеводства. Краткая характеристика основных овощных культур. Характеристика почв. Осенняя обработка почвы под овощные культуры.
Практические работы
Уборка и учет урожая свеклы, моркови, картофеля. Отбор семенников овощных культур и закладка их на хранение. Осенняя обработка почвы под овощные культуры.
Кулинария (12 час).
Физиология питания (1час).
Основные теоретические сведения
Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.
Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях.
Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных солях и микроэлементах.
Варианты объектов труда.
Таблицы, справочные материалы.
Технология приготовления пищи (9 час).
Блюда из молока и кисломолочных продуктов
Основные теоретические сведения
Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения.
Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов.
Практические работы
Первичная обработка крупы. Определение качества молока. Приготовление молочного супа или молочной каши. Приготовление простокваши, кефира, творога в домашних условиях. Приготовление блюда из кисломолочных продуктов.
Варианты объектов труда
Молочный суп, молочная каша, кефир, сырники.
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
Основные теоретические сведения
Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы.
Практические работы
Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Определение свежести рыбы органолептическим методом. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы.
Варианты объектов труда.
Блюда из вареной и жареной рыбы.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Основные теоретические сведения
Виды круп и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы "B". Причины увеличения веса и объема при варке.
Практические работы
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы, бобовых и макаронных изделий.
Варианты объектов труда.
Каша гречневая, гарниры из риса и макаронных изделий.
Заготовка продуктов (2 час).
Основные теоретические сведения
Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Сохранность питательных веществ в соленых и квашеных овощах.
Время ферментации (брожения) квашеных и соленых овощей до готовности. Условия и сроки хранения.
Практические работы
Первичная обработка овощей перед засолкой. Подготовка тары. Определение количества соли и специй. Засолка огурцов или томатов. Квашение капусты.
Варианты объектов труда.
Квашеная капуста.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (33 час).
Рукоделие. Художественные ремесла (6 час).
Счетная вышивка.
Основные теоретические сведения
Подготовка к вышивке. Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами, булавками. Инструменты и материалы. Способы переноса рисунка на ткань.Счетные швы.Изготовление вышивки счетными швами.
Практические работы
Изготовление вышивки счетными швами.
Варианты объектов труда.
Прихватка, салфетка, диванная подушка.
Элементы материаловедения (2 час).
Основные теоретические сведения
Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.
Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.
Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Практические работы
Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений. Составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетений.
Варианты объектов труда.
Образцы хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Элементы машиноведения (3 час).
Основные теоретические сведения
Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой.
Практические работы
Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.
Варианты объектов труда.
Швейная машина.
Конструирование и моделирование поясных швейных изделий (8 час).
Основные теоретические сведения
Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической, клиньевой и прямой юбок. Прибавки к меркам на свободу облегания.
Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Способы моделирования конических, клиньевых и прямых юбок. Форма, силуэт, стиль. Индивидуальный стиль в одежде.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою.
Варианты объектов труда.
Чертеж и выкройка юбки.
Технология изготовления поясных швейных изделий (16 час).
Основные теоретические сведения
Назначение и конструкция стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску. Способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей.
Практические работы
Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей изделия. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Художественное оформление изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда.
Юбка коническая, клиньевая или прямая.
Технологии ведения дома (3 час).
Уход за одеждой и обувью. Характерные особенности жилища.
Основные теоретические сведения
Современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Средства защиты от моли. Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки.
Практические работы:
Удаление пятен с одежды. Ремонт одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Закладка на хранение шерстяных и меховых изделий. Закладка на летнее хранение зимней обуви. Влажная уборка дома.
Варианты объектов труда.
Изделие, подлежащее ремонту, шерстяные изделия.
Электротехнические работы (2 час).
Электромонтажные работы
Основные теоретические сведения
Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. Индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ.
Виды соединения элементов в электрических цепях. Условное графическое изображение элементов электрических цепей на электрических схемах. Электроустановочные изделия. Виды проводов. Приемы монтажа установочных изделий.
Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.
Практические работы.
Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке.
Варианты объектов труда.
Провода, патрон, вилка, розетка.
Творческие, проектные работы (6 час).
Примерные темы
Блюда национальной кухни для традиционных праздников.
Приготовление блюда (по выбору).
Изготовление сувенира.
Изготовление изделия в технике вышивки счетными швами.
Весенние работы в овощеводстве (6 час).
Основные теоретические сведения
Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте. Рассада. Виды защищенного грунта. Подготовка рассадных ящиков и посев семян на рассаду. Пикировка и уход за рассадой. Высадка семенников в грунт. Высадка рассады в грунт. Защита растений от сорняков и вредителей.
Практические работы.
Высадка семенников в грунт. Защита растений от сорняков и вредителей.
Варианты объектов труда.
Посев семян моркови, свеклы, картофеля.
Знать/понимать способы уборки и учета урожая овощных культур; отбора семенников овощных культур и закладки их на хранение; виды оборудования для работы на приусадебном участке; влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека
Уметь убирать и учитывать урожай овощных культур; отбирать семенники овощных культур и закладывать их на хранение; выбирать посадочный материал; соблюдать технику безопасности при работе с ручными орудиями труда.
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; приготовления блюд по готовым рецептам.
7 класс
Осенние работы в плодоводстве (8час).
Основные теоретические сведения
Биологические особенности плодовых деревьев и ягодных кустарников. Земляника.Выращивание подвоев. Прививка. Размножение ягодных кустарников и земляники.Выращивание саженцев черной смородины. Агротехника плодово-ягодных культур.Внесение удобрений, перекопка почвы и полив кустарников. Уход за штамбами плодовых деревьев.
Практические работы
Обработка почвы с внесением удобрений под деревьями и кустарниками.
Кулинария (10 час).
Физиология питания (1час).
Основные теоретические сведения
Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Практические работы
Определение доброкачественности продуктов органолептическим способом. Определение срока годности консервов по маркировке на банке.
Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста
Основные теоретические сведения
Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. Выпечка и оформление изделий из теста (по выбору).
Варианты объектов труда.
Праздничный пирог, печенье, пряники.
Пельмени и вареники
Основные теоретические сведения
Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Правила варки.
Практическая работа:
Первичная обработка муки. Приготовление теста и начинки. Изготовление вареников . Варка вареников. Определение времени варки. Оформление готового блюд и подача их к столу.
Варианты объектов труда.
Вареники.
Сладкие блюда и десерт
Основные теоретические сведения
Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления сладких блюд и десерта.
Практические работы
Приготовление компота или киселя из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Подача десерта к столу.
Варианты объектов труда.
Фруктовое желе, компот, кисель.
Заготовка продуктов (2 час).
Основные теоретические сведения
Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра. Способы определения готовности. Условия и сроки хранения.
Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).
Практические работы
Предварительная сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Определение количества сахара. Приготовление варенья из ягод, джема из малины, красной и белой смородины, повидла и мармелада из слив, яблок, цукатов из апельсиновых корок. Консервирование черной смородины , сливы с сахаром без стерилизации.
Варианты объектов труда.
Варенье из яблок, смородины, крыжовника и др.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (32 час).
Рукоделие. Художественные ремесла (10 час).
Вязание крючком
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись.
Практические работы
Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком. Изготовление образцов вязания крючком.
Варианты объектов труда.
Образцы вязания. Рисунки орнаментов. Салфетка, коврик, подставка под горячее.
Элементы материаловедения (2 час).
Основные теоретические сведения
Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей их искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Сложные переплетения нитей в тканях. Зависимость свойств ткани от вида переплетения. Уход за изделиями из искусственных волокон.
Практические работы:
Изучение свойств тканей из искусственных волокон. Определение раппорта в сложных переплетениях.
Варианты объектов труда.
Образцы тканей со сложными переплетениями. Рисунки раппортов.
Элементы машиноведения (4 час).
Основные теоретические сведения
Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Наладка швейной машины.
Практические работы
Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины. Обработка срезов зигзагообразной строчкой. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий. Устранение неполадок в работе швейной машины.
Варианты объектов труда.
Челнок швейной машины. Образцы обработки срезов зигзагооборазной строчкой различной ширины.
Конструирование и моделирование плечевого изделия
с цельнокроеным рукавом (8 час).
Основные теоретические сведения
Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Особенности моделирования плечевых изделий. Зрительные иллюзии в одежде.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Эскизная разработка модели швейного изделия. Моделирование изделия выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Выполнение эскизов спортивной одежды на основе цветовых контрастов.
Варианты объектов труда.
Таблица с результатами измерений своей фигуры. Чертеж плечевого швейного изделия, выкройка. Эскизы спортивной одежды.
Технология изготовления плечевого изделия (14 час).
Основные теоретические сведения
Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Особенности раскладки выкройки на ткани с крупным рисунком.
Практические работы
Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Выкраивание подкройной обтачки. Перенос контурных и контрольных линий и точек на детали кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Обработка выреза горловины подкройной обтачкой Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда.
Платье, халат, ночная сорочка, блузка с цельнокроеным рукавом.
Технологии ведения дома (3 час).
Эстетика и экология жилища (3час).
Основные теоретические сведения
Понятие об экологии жилища. Микроклимат в доме. Современные приборы и устройства для поддержания температурного режима, влажности, состояния воздушной среды, уровня шума. Роль освещения в интерьере.
Требования к интерьеру прихожей, детской комнаты. Способы оформления интерьера. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления. Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения.
Практические работы
Подбор и посадка декоративных комнатных растений. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихожей.
Электроосветительные и электронагревательные приборы.
Электроприводы (2 час).
Основные теоретические сведения
Электроосветительные приборы. Пути экономии электрической энергии. Лампы накаливания и люминисцентные лампы дневного света, их достоинства, недостатки и особенности эксплуатации. Гальванические источники тока, их сравнительные характеристики и область применения.
Электродвигатели постоянного и переменного тока, их устройство и области применения. Использование коллекторных электродвигателей в бытовой технике. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока.
Практические работы.
Подбор бытовых приборов по их мощности и рабочему напряжению. Изучение зависимости направления и скорости вращения коллекторного электродвигателя от полярности и величины приложенного напряжения.
Варианты объектов труда.
Осветительные приборы, пульт управления, коллекторный электродвигатель, электроконструктор.
Обрезка деревьев и ягодных кустарников. Обработка почвы в приствольных кругах. Защита сада от вредителей и болезней. Подкормка деревьев. Обработка стволов.
Практические работы.
Обрезка старых веток смородины.Рыхление почвы в приствольных кругах. Обработка стволов. Подкормка.
Знать/понимать Биологические особенности плодовых деревьев и ягодных кустарников, земляники. Выращивание подвоев. Размножение ягодных кустарников и земляники, виды посадочного материала ; способы посадки плодово-ягодных культур; виды оборудования для работы на приусадебном участке; влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.
Уметь выбирать посадочный материал; определять доброкачественность посадочного материала по внешним признакам; соблюдать технику безопасности при работе с ручными орудиями труда; выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; приготовления блюд по готовым рецептам; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
8 класс
Приусадебное растениеводство (4час).
Основные теоретические сведения
Роль света, тепла, воздуха, воды и элементов питания в жизни растений. Цели, задачи и приемы обработки почвы. Мелиорация как средство повышения плодородия почвы. Системы обработки почвы в соответствии с требованиями культур. Почвообрабатывающие орудия. Роль удобрений в жизни растений. Правила б/т при внесении удобрений.
Практические работы.
Обработка почвы с внесением удобрений.
Кулинария (10 (2) час).
Физиология питания (2час)
Технология приготовления пищи (8 (2)час).
Приготовление изделий из теста.
Основные теоретические сведения
Приготовление тортов и пирожных из песочного теста. Приготовление изделий из дрожжевого теста. Бисквитное тесто. Технология приготовления слоеного теста. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за столом и приема гостей. Как дарить и принимать цветы и подарки. Время и продолжительность визита.
Практические работы
Составление меню, расчет количества и стоимости продуктов. Сервировка стола к обеду. Аранжировка стола цветами. Складывание салфеток различными способами. Приготовление изделий из песочного теста, дрожжевых блинов или оладьев.
Виды мясного сырья. Виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из мяса. Время приготовления и способы определения готовности блюд из мяса. Оформление готовых блюд при подаче к столу.
Практические работы
Определение качества мяса. Первичная обработка. Приготовление блюд из мясного фарша.
Варианты объектов труда.
Блюдо из мясных полуфабрикатов.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (16 (25) час).
Элементы материаловедения (2 час).
Основные теоретические сведения
Синтетические волокна, технология их производства и эксплуатационные свойства. Материалы для соединения деталей в швейных изделиях. Сложные, мелкоузорчатые и крупноузорчатые переплетения нитей в тканях. Размерные величины ткани, их влияние на способ раскладки выкройки и технологию пошива изделия.
Практические работы
Определение синтетических и искусственных нитей в тканях. Исследование сравнительной прочности ниток из различных волокон.
Варианты объектов труда.
Коллекция тканей и ниток из синтетических и искусственных волокон.
Элементы машиноведения (2 час)
Основные теоретические сведения
Виды швейных машин, их назначение и применение. Правила Т/б при работе на швейной машине.
Рабочие органы швейной машины: назначение, устройство, принцип действия.
Практические работы
Разборка и сборка челночного устройства. Чистка и смазка швейной машины.
Конструирование и моделирование плечевого изделия ((9) час).
Основные теоретические сведения
Основные направления современной моды. Выбор модели с учетом особенностей фигуры. Мерки, необходимые для построения чертежа основы платья. Конструктивные особенности деталей в зависимости от фасона. Зрительные иллюзии в одежде. Способы моделирования платья. Виды художественного оформления изделия.
Практические работы
Чтение чертежа основы платья. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа платья в масштабе 1:4 по своим меркам. Построение основы чертежа в натуральную величину или копирование чертежа готовой выкройки из журнала мод, его проверка и коррекция по снятым меркам. Моделирование изделия выбранного фасона. Выбор художественного оформления. Подготовка выкройки к раскрою.
Варианты объектов труда.
Чертеж платья или халата (блузы). Выкройка. Эскиз художественного оформления модели плечевого изделия.
Технология изготовления поясного изделия (5 (16) час).
Основные теоретические сведения
Применение складок в швейных изделиях. Виды строчек для отделки и их расположение. Технология обработки вытачек. Виды воротников. Обработка воротника и его соединение с горловиной. Обработка рукава. Вметывание и втачивание рукава. Обработка петель.
Практические работы
Раскладка выкройки на ворсовой ткани и раскрой. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Обработка воротника. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Соединение воротника с горловиной. Обработка рукава и соединение рукава с проймой. Обработка низа потайными подшивочными стежками. Окончательная отделка изделия. Режимы влажно-тепловой обработки изделий из тканей с синтетическими волокнами. Контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда.
Платье, халат, блуза.
Рукоделие. Художественные ремесла (7 час).
Вязание на спицах
Основные теоретические сведения
Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.
Практические работы
Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Начало вязания на двух спицах. Набор петель. Выполнение простых петель различными способами. Убавление, прибавление и закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне. Вязание двумя нитками разной толщины.
Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах.
Варианты объектов труда.
Образцы вязания на спицах, тапочки, варежки.
Электротехнические работы (2 час).
Электротехнические устройства (2 час).
Основные теоретические сведения
Принципы работы и использование типовых средств защиты. Схема квартирной электропроводки. Способы определения места расположения скрытой электропроводки. Подключение бытовых приемников и счетчиков электроэнергии. Пути экономии электрической энергии.
Виды и назначение автоматических устройств. Автоматические устройства в бытовых электроприборах. Простейшие схемы устройств автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.
Практические работы
Определение расхода и стоимости электрической энергии. Изучение схемы квартирной электропроводки. Подбор бытовых приборов по их мощности.
Варианты объектов труда
Счетчик электроэнергии, типовые аппараты коммутации и защиты, электроустановочные изделия.
Черчение и графика ((3) час)
Основные теоретические сведения
Чтение и выполнение чертежей, эскизов, технических рисунков. Понятие о видах. Аксонометричесие проекции. Сборочный чертеж. Спецификация.
Практические работы
Выполнение чертежа детали в трех видах. Чтение сборочного чертежа.
Варианты объектов труда
Чертеж детали в трех видах. Сборочный чертеж.
Технологии ведения дома (2час) .
Основные теоретические сведения
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Права потребителя и их защита. Способы экономии.
Практические работы
Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Выбор способа совершения покупки.
Варианты объектов труда.
Рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов РФ.
Творческие проектные работы ((5) час)
Примерные темы
Сервировка праздничного стола.
Изготовление вязанного изделия для оформления интерьера жилого дома (прихватка, подставка под горячее и др).
Знать/понимать Цели, задачи и приемы обработки почв, виды оборудования для работы на приусадебном участке. Системы обработки почвы в соответствии с требованиями культур. Почвообрабатывающие орудия; влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека. Назначение вязаных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.
Уметь вносить удобрения, соблюдать технику безопасности при внесении удобрений; выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах. Выбирать пряжу; снимать мерки с фигуры человека; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; приготовления блюд по готовым рецептам; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.Изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов , выбора инструментов и приспособлений, выполнения различных видов художественного оформления изделий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
Знать/понимать
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Уметь
рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дляполучения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Требования по разделам технологической подготовки
В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:
Сельскохозяйственные работы
Знать/понимать технологическую последовательность обработки приусадебного участка, виды посадочного материала ; способы посадки овощных и плодово-ягодных культур; виды оборудования для работы на приусадебном участке.
Уметь выбирать посадочный материал; определять доброкачественность посадочного материала по внешним признакам; соблюдать технику безопасности при работе с ручными орудиями труда.
Кулинария
Знать/понимать
влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.
Уметь
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Знать/понимать
назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.
Уметь
выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.
Электротехнические работы
Знать/пониматьназначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.
Уметь объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценивания возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определение нагрузки сети при их одновременном использовании.
Технологии ведения дома
Знать/понимать
характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники.
Уметь соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.
Уметьвыбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.
выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений ; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№
Тема
Кол-во часов
Дата
Прим
план
факт
1
Вводный урок. Первичный инструктаж на рабочем месте. Вводное занятие
1
I
2
Осенние работы в овощеводстве(5ч).Правила т/б при работе на приусадебном участке. Осенние работы на участке. Условия, необходимые для выращивания культурных растений.
1
3-4
Особенности осенней обработки почвы. Осенняя обработка почвы на участке.
2
5
Подзимние посевы и посадки. Уборка и учет урожая овощных культур.
1
6
Уборка посевного и посадочного материала.
1
II
7
Кулинария(13ч).Санитария и гигиена. Правила ТБ при кулинарных работах и оказание первой медицинской помощи при ожогах
1
8
Общие сведения о питании и приготовлении пищи.
1
9-10
Овощи. Технология приготовления блюд из сырых и вареных овощей.
2
11-12
Способы и формы нареки овощей. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей
2
13-14
Блюда из яиц, приспособления и оборудования для их приготовления. Способы определения свежести яиц Пр./р. Фаршированные яйца.
2
15-16
Бутерброды и горячие напитки. Приготовление бутербродов и горячих напитков.
2
17
Сервировка стола к завтраку. Этикет за столом
1
18-19
Способы заготовки продуктов. Правила сбора урожая и его хранения.
2
III
20
Рукоделие(7ч).Вышивка как вид декоративно- прикладного искусства и ее применение. Инструменты и материалы. Цвет и его свойства.
1
21
Выполнение простейших вышивальных швов: перед иголку, «назад иголку». Способы безузелкового закрепления рабочей нити.
1
22
Простейшие вышивальные швы: стебельчатый и тамбурный. Заправка ткани в пяльцы.
1
23
Выполнение простейших вышивальных швов «козлик» и петельный
1
24-26
Увеличение или уменьшение рисунка. Перевод рисунка на ткань. Свободная вышивка по рисованному контуру.
3
IV
27-28
Элементы материаловедения(2ч).Натуральные и растительные волокна. Общее понятие о процессах прядения нитей и ткачества. Свойства тканей из растительных волокон и их ассортимент .
2
V
29
Элементы машиноведения(3ч).Виды машин, применяемые в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина и ее характеристика. Организация рабочего места для машинных работ и Т/Б работы на швейной машине.
1
30
Подготовка швейной машины к работе: намотка нити на шпульку и заправка нитей.
1
31
Выполнение машинных строчек по намеченным линиям. Регулировка стежка.
1
VI
32
Конструирование и моделирование рабочей одежды(4ч)Виды рабочей одежды и требования к ней. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок
1
33
Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Типы линий . Понятие о масштабе, чертеже и эскизе.
1
34
Построение чертежа выкройки фартука в М 1:4
1
35
Построение чертежа выкройки фартука в натуральную величину.
1
VII
36
Технология изготовления рабочей одежды(15ч).Выбор модели и моделирование. Подготовка выкройки к раскрою.
1
37-38
Инструктаж поТ/Б работы с тканями. Способы рациональной раскладки выкройки на ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой.
2
39-40
Организация рабочего места для ручных работ. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.
2
41
Перенос контурных линий и контрольных точек на ткани.
1
42-43
Краевые и соединительные швы. Конструкция машинного шва. Условные обозначения и технология выполнения.
2
44-45
Обработка нижней части фартука.
2
46-47
Обработка накладных карманов, пояса
2
48-50
Сборка и отделка изделия . ВТО изделия и Т/Б утюжильных работ.
3
VIII
51-52
Технология ведения дома(4ч).Эстетика и экология жилища. Интерьер кухни, оборудование, отделка и украшение.
2
53-54
Благоустройство кухни. Выполнение эскизов прихваток.
2
IХ
55-56
Творческие проектные работы(10ч).Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно-подготовительный этап выполнения творческого проекта.
2
57-58
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта.
2
59-62
Технологический этап выполнения творческого проекта (Конструирование, изготовление изделия)
4
63-64
Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта).
2
Х
65
Весенние работы в овощеводстве(5ч).Приемы выращивания культурных растений. Весенняя обработка почвы.
1
66
Подготовка семян и посадочного материала к посеву. Очистка и сортировка семян. Определение всхожести семян.
1
67-68
Посев семян на рассаду. Пикирование рассады. Прополка сорняков. Полив.
2
69
Особенности ухода за растениями.
1
70
Обобщение.
1
Тематическое планирование по технологии в 6 классе
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
сроки
прим
план
факт
1
Введение
1
I
2
Осенние работы в овощеводстве (6)
Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая овощей.
1
3-4
Уборка и учет урожая свеклы, моркови, картофеля.
2
5
Отбор семенников овощных культур. Закладка их на хранение.
1
6
Значение овощеводства. Краткая характеристика основных овощных культур.
1
7
Характеристика почв. Осенняя обработка почвы под овощные культуры.
1
II.
8
Кулинария. (12)
Физиология питания. Минеральные вещества и их значение для здоровья человека. Их содержание в продуктах.
1
9-10
Блюда из молока и молочных продуктов. Кисломолочные продукты и виды бактериальных культур для их приготовления.
2
11
ПР/Р. Приготовление блюд из молочных продуктов.
1
12-13
Ценность рыбы и других продуктов моря, их использование в кулинарии. Технология и санитарные условия первичной переработки и тепловой обработки рыбы.
2
14-15
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Первичная подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий.
2
16-17
Изделия из жидкого теста. Сладкие блюда и напитки.
2
III18-19
Заготовка продуктов(2ч).
Заготовка продуктов (квашение капусты)
2
IV
20
Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка(6ч).
Подготовка к вышивке. Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами, булавками. Инструменты и материалы. Способы переноса рисунка на ткань.
1
21-22
Счетные швы.
2
23-25
Изготовление вышивки счетными швами.
3
V
26-27
Элементы материаловедения(2ч).
Производство и свойства тканей из волокон животного происхождения. Виды ткацких переплетений. Дефекты тканей.
2
VI
28-29
Элементы машиноведения (3ч).
Техника безопасности при работе на швейной машине. Регуляторы бытовой универсальной швейной машины. Устройство и установка машинной иглы. Подбор игл и нитей в зависимости от вида ткани.
2
30
Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или ее установкой. Регулировка машинной строчки и замена иглы швейной машины. Уход за швейной машиной.
1
VII
31-32
Конструирование и моделирование одежды(7ч).
Одежда и требования к ней. Конструкции юбок и снятие мерок для построения чертежа.
2
33-35
Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину.
3
36-37
Форма. Силуэт, стиль, выбор фасона и моделирование. Моделирование юбки выбранного фасона.
2
VIII
38-39
Технология изготовления швейных изделий (15ч). Раскладка выкройки на ткани. Обмеловка и раскрой юбки на ткани.
2
40-41
Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
2
42-43
Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя.
2
44-45
Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выявление дефектов и их исправление.
2
46
Виды машинных швов, их назначение и конструкция. Технология их выполнения.
1
47-49
Машинная обработка переднего и заднего полотнищ юбки. Обработка боковых швов и застежки юбки.
3
50-51
Обработка верхнего и нижнего срезов юбки.
2
52
Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей и ТБ ВТО. Контроль и оценка качества изделия.
1
IХ
53
Технология ведения дома (3ч).
Современные средства ухода и защиты одежды и обуви.
1
54
Характерные особенности жилища. Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки.
1
55
Закладка на хранение шерстяных и меховых вещей.
1
Х56-57
Электротехнические работы (2ч).
Электромонтажные работы
2
XI
58
Творческие проектные работы (6ч).
Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно-подготовительный этап выполнения творческого проекта.
1
59
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта.
1
60-62
Технологический этап выполнения проекта(конструирование, моделирование, изготовление изделия).
3
63
Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта).
1
X
64
Выращивание зелени и овощей на пришкольном участке(6ч).
Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте. Рассада. Виды защищенного грунта.
1
65
Подготовка рассадных ящиков и посев семян на рассаду.
1
66
Пикировка и уход за рассадой.
1
67
Высадка семенников в грунт.
1
68
Высадка рассады в грунт.
1
69
Защита растений от сорняков и вредителей.
1
70
Обобщение.
1
Календарно-тематическое планирование по технологии в 7 кл.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Сроки
примечание
план
факт
I
1
Осенние работы в плодоводстве (8)
Биологические особенности плодовых деревьев и ягодных кустарников. Земляника
1
2
Выращивание подвоев. Прививка. Размножение ягодных кустарников и земляники.
1
3
Выращивание саженцев черной смородины. Агротехника плодово-ягодных культур
1
4
Внесение удобрений, перекопка почвы и полив кустарников. Уход за штамбами плодовых деревьев
1
5
Вредители и болезни плодово-ягодных культур. Защита от вредителей
1
6-8
Пр/р. Обработка почвы с внесением удобрений под деревьями и кустарниками
3
II
9
Кулинария (10)
Микроорганизмы в жизни человека в жизни человека. Пищевые инфекции и отравления.
1
10-11
Мучные изделия. Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста.
2
12
Изделия из пресного теста. Технология приготовления пельменей и вареников.
1
13
Пр/р.Изготовление пресного теста и начинки для вареников с творогом.
1
14
Пр/р.Приготовление печенья.
1
15
Сладкие блюда и десерты. Фрукты и ягоды.
1
16
Пр/р.Приготовление десерта. Подача десерта к столу.
1
II
Заготовка продуктов (2)
17- 18
Сладкие заготовки. Способы приготовления, условия и сроки хранения.
2
III
Рукоделие. Вязание крючком. Элементы материаловедения.(10)
19-20
Вязание крючком: традиции и современность. Инструменты и материалы, узоры и их схемы.
2
21-22
Подготовка инструментов и материалов к работе. Набор петель крючком.
2
23-24
Выполнение образцов вязания полустолбиком и различными способами вывязывания петель.
2
25-26
Технология выполнения различных петель и узоров. Вязание по кругу.
2
27-28
Вязание крючком образцов.
2
IV
29-30
Материаловедение (2ч). Технология производства и свойства искусственных волокон. Нетканные материалы из химических волокон.
2
V
Элементы машиноведения.(4)
31-32
Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях.
2
33-34
Выявление и устранение неполадок в работе швейной машины. Приспособления к швейной машине.
2
V
Конструирование и моделирование плечевого изделия (8).
35
Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде.
1
36
Снятие мерок для построения основы плечевого изделия.
1
37-38
Построение основы чертежа плечевого изделия в масштабе 1:4.
2
39-40
Построение чертежа выкройки в натуральную величину и подготовка выкройки к раскрою.
2
41-42
Особенности моделирования плечевого изделия. Моделирование изделия выбранного фасона.
2
VI
Технология изготовления плечевого изделия(14).
43-44
Правила подготовки ткани к раскрою и экономная
раскладка. Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани.
2
45-46
Перенос контурных линий и контрольных точек и линий на деталях кроя. Способы обработки изделия в зависимости от модели и ткани.
2
47-48
Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей. Проведение 1 примерки. Устранение дефектов.
2
49-50
Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.
2
51-52
Правила ТБ ВТО. Обработка выреза горловины обтачкой.
2
53-54
Проведение примерки, выявление и устранение дефектов.
2
55-56
Влажно-тепловая обработка изделия, контроль качества и оценка изделия.
2
VII
Технология ведения дома(3ч)
57-58
Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за комнатными растениями.
2
59
Разновидности комнатных растений. Размещение в интерьере квартиры.
1
60-62
Творческий проект “Растения в интерьере кухни”.
3
VIII
Электротехнические работы (2)
63-64
Электроосветительные приборы. Электроприводы.
2
IX
65-66
Выращивание плодово-ягодных культур(5)
Обрезка деревьев и ягодных кустарников. Пр/р. Обрезка старых веток смородины.
2
6-68
Обработка почвы в приствольных кругах. Пр/р. Рыхление почвы в приствольных кругах.
2
69
Защита сада от вредителей и болезней. Подкормка деревьев. Обработка стволов.
1
70
Обобщение.
1
Итого:
70
Календарно-тематическое планирование по технологии в 8 классе
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
сроки
примечание
план
факт
I
Приусадебное растениеводство (4)
1
Роль света, тепла, воздуха, воды и элементов питания в жизни растений.
1
2
Цели, задачи и приемы обработки почвы. Мелиорация как средство повышения плодородия почвы.
1
3
Системы обработки почвы в соответствии с требованиями культур. Почвообрабатывающие орудия.
1
4
Роль удобрений в жизни растений. Правила б/т при внесении удобрений.
1
II
Кулинария (12 )
5-6
Физиология питания. Санитария и гигиена.
2
7
Торты и пирожные из песочного теста.
1
8
Отделка пирожных и тортов.
1
9
Приготовление печенья из песочного теста. П/р.
1
10
Приготовление изделий из дрожжевого теста.
1
11
Пр/р. Приготовление оладьев.
1
12
Бисквитное тесто.
1
13
Технология приготовления слоеного теста.
1
14
Виды мясного сырья. Первичная обработка мяса.
1
15
Тепловая обработка мяса.
1
16
Тепловая обработка мяса. Мясные полуфабрикаты.
1
III
Элементы материаловедения(2)
17
Синтетические волокна. Их производство и свойства.
1
18
Л/пр/р. Определение волокнистого состава тканей и изучение их свойств.
1
IV
Элементы машиноведения(2)
19
Виды швейных машин, их назначение и применение. Правила Т/б при работе на швейной машине.
1
20
Рабочие органы швейной машины: назначение, устройство, принцип действия.
1
V
Конструирование и моделирование швейных изделий(9)
21
Конструирование плечевого изделия. Снятие мерок и расчет конструкции.
1
22
Расчет конструкции по формулам.
1
23-24
Построение чертежа основы платья в м1:4
2
25-27
Построение чертежа основы платья в м1:1 по своим меркам.
3
28-29
Моделирование плечевого изделия.
2
VI
Технология изготовления плечевого изделия (21)
30-32
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей выкройки на ткани. Раскрой.
3
33-34
Подготовка изделия к примерке. Примерка. Исправление дефектов.
2
35-36
Обработка вытачек, плечевых и боковых швов. ВТО.
2
37
Виды отделки.
1
38-39
Обработка воротника и его соединение с горловиной.
2
40-41
Обработка бортов планками.
2
42-44
Обработка рукавов. Вметывание рукавов.
3
45
Примерка. Исправление дефектов.
1
46
Втачивание рукавов.
1
47-48
Обработка петель на швейной машине. Пришивание пуговиц.
2
49
Обработка нижнего среза изделия.
1
50
Окончательная отделка изделия. ВТО .
1
VII
Рукоделие. Вязание на спицах. (7)
51-52
Материалы и инструменты для вязания на спицах. Пр/р: Набор петель.
2
53
Вязание на двух спицах. Пр/р: Английская резинка. Изнаночное вязание.
1
54
Цвет в художественном оформлении изделия. Орнамент.
1
55-57
Вязание на двух спицах. Пр/р: Вязание тапочек.
3
VIII
Электротехнические работы (2)
58-59
Электротехнические устройства.
2
IX
Черчение и графика (3)
60-61
Чтение и выполнение чертежей, эскизов, технических рисунков.
2
62
Пр/р.Выполнение чертежа детали .
1
X
Технология ведения дома (2).
63-64
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.
2
65-69
Творческий проект по выбору учащихся.
5
70
Обобщение.
1
Указанные ниже часы даны с учетом часов, выделяемых из национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения, которые представлены числом в скобках.