kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональное самоопределение школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний момент проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Молодой человек должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебного заведения, а так же быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального становления в связи с общими социально-экономическими изменениями страны.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное самоопределение школьников»
















Исследовательская работа на тему:


«Профессиональное самоопределение школьников»

































































СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В РАБОТЕ 5

1.1 Теория профориентации 5

1.2 Объекты и принципы профориентационной деятельности 6

1.3 Роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников 9

1.4 Содержание деятельности социального педагога по организации профессионального самоопределения старших школьников 13

2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ 18

2.1 Периоды профессионального становления 18

2.2 Типичные и перспективные профориентационные программы 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 25



































ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний момент проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Молодой человек должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебного заведения, а так же быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального становления в связи с общими социально-экономическими изменениями страны.

Выбор профессии - один из важных шагов в человеческой жизни. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику верно решить проблему профессионального выбора призвана профориентационная работа в школе. Это и является основной задачей предпрофильной подготовки школьников. Перед выпускником средней школы стоит вопрос предварительного профессионального самоопределения. Уже в 9 классе учащиеся должны получить конкретную информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, принять решение о выборе профиля обучения. Необходимым материалом для профориентационной работы являются сведения о мотивационных факторах, побудивших наметить ту или иную профессию. Необходимым материалом для профориентационной работы являются сведения о мотивационных факторах, побудивших наметить ту или иную профессию.

Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. При этом, как писал X. Хекхаузен: едва ли найдется другая такая же необозримая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации. Разработка проблемы мотивации связана, прежде всего, с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет.

Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Смысл профориентационной работы в том, чтобы помочь школьникам и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.

В настоящее время около 40 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания профессионального училища, техникума или вуза, а в целом 80 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Причин этого, разумеется, много, но очевидно также, что методы общего среднего и профессионального образования в настоящее время практически не содержат профориентационных компонентов. Для предупреждения такой ситуации необходимо насытить традиционное содержание образования новыми методами профориентациии. Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта.

Актуальность работы заключается в том, что современная молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы.

Цель работы рассмотреть профессиональное самоопределение школьников.

Актуальность работы и цель определили ряд задач:

- рассмотреть теоретический аспект профориентации учащихся;

- выявить проблемы профессионального самоопределения школьников;

Объектом данного исследования является профориентационная работа, проводимая в школах.

Предметом являются новые методы, используемые в профориентационной работе.









1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В РАБОТЕ 1.1 Теория профориентации

Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сам профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.

Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. В недалеком прошлом в профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации[1, с. 78].

Теорию профориентации можно определить следующим образом: это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности.

Практическая сторона включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в интересах личности и общества в целом.»[1, с. 125]

Рассмотрим основные компоненты теории профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало. Поэтому одна из важных задач – собрать новые факты и дать им правильную интерпретацию. Это оказывается важным в тех случаях, когда поиск новых фактов ведется с помощью одной или нескольких гипотез. Последние также составляют важную часть теории, Например, в каждом районе (регионе) могут оказаться свои специфические факторы, влияющие на выбор определенной профессии. Гипотеза о таких возможных факторах помогает созданию методов исследования, позволяющих оценить интересующее явление и на этой основе выработать практические рекомендации по улучшению профориентационной работы с учащимися.

Уровень развития каждой теории нередко определяется составом и качеством принципов, положенных в основу деятельности. Формулированию принципов профориентации уделяется немало внимания. Однако нельзя сказать, что разработка системы принципов профориентации завершена: предстоит еще много сделать для создания стройной, непротиворечивой системы, удовлетворяющей всем требованиям.

1.2 Объекты и принципы профориентационной деятельности

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу[2, с. 96].

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.»[2, с. 148]

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:

Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.

Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;

Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс

Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;

Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;

Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;

Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;

Соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации»[5, с. 89].

Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.


1.3 Роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников



Мотивационные факторы при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль [3, с.18].

Проанализируем в этой связи мотивационные факторы поступления в вуз в историческом аспекте. Среди мотивационных факторов учебы в 20-40 гг. выделялись тяга молодежи к знаниям, культурным ценностям, интерес к учебе как таковой. В эти годы молодежь шла в вузы за светом высоких знаний.50-60-е гг. - это эпоха тотальной индустриализации, которая должна была способствовать переходу страны в новое качественное состояние, базирующееся на разуме. Физика выходит на гребень значимости, престижа. В 70-80гг. престижность стала пониматься все более формально - как мода.

Анализ данных тех лет показывает значительные изменения в мотивационных факторах поступления в вузы, а также расширение спектра самих мотивов. Социологами отмечено, что в 1961г. было выявлено 10 мотивов, а в 1994г. - уже 82 мотива.

В 60-ые е годы, ведущим был мотив получения профессии. Слабо мотивировалось индивидуальное личностное развитие будущего специалиста, ибо советская высшая школа развивалась, прежде всего, как «кузница кадров» для народного хозяйства. Домирующим мотивом привлекательности будущей, в частности, инженерной деятельности в ответах первокурсников 70-х годов выступал интерес к непосредственному участию в развитии научно-технического прогресса (около 50% всех первокурсников).

Еще в 50-е гг. специалист с высшим образованием получал вдвое больше недипломированного работника, а в 70-е годы эта пропорция сменилась на противоположную и разрыв стал нарастать.

В 80-е гг. высоко ценилась возможность заниматься интересной, содержательной работой и полностью применять свои способности, а также возможность завоевывать уважение в коллективе. Творческое содержание труда и хороший заработок ценились меньше. Возможно, это было связано с тем, что получить и реализовать все это было довольно сложно.

На переломном этапе истории нашей страны в начале 90-х гг. лидирующим мотивом стало желание просто получить диплом об окончании вуза: вуз не давал необходимых знаний для работы, или они были уже устаревшими. На производстве заново приходилось учиться.

Уже в 1994 году структура мотивов довольно существенно меняется. Ведущими становятся мотивы быть высокообразованным, культурным человеком (59%), добиться успеха в жизни (58%), сделать карьеру (38%), иметь определенный социальный статус (22%). Хотя мотив получения профессии продолжает занимать достаточно высокое место (43%), исследования показывают падение этого показателя [4, с.58].

Появились установки, порожденные современной ситуацией: отношение к эмиграции, профессиональному статусу и карьере, к материальному положению. Так появился и такой новый для нашей страны мотив, как возможность работы за рубежом (19%). Социологами замечено, что «студенты-гуманитарии со своей учебой связывают в основном мотивы получения образования, знаний, расширения кругозора, саморазвития. Студенты технических специальностей - по преимуществу получение специальности и будущие перспективы» [5, с.274].

Для более детального анализа остановимся подробно на характеристике мотивов выбора профессии, жизненных планах студенчества, качествах специалиста с высшим образованием.

Выдвигаются следующие критерии для подробной характеристики мотивационной структуры:

1) мотивы выбора профессии;

2) удовлетворенность выбором профессии;

3) осведомленность о будущей профессии;

4) желание работать в дальнейшем по специальности;

5) цели будущей профессиональной деятельности;

6) требования к будущей работе.

Исследования, проводившиеся в 60-е гг. показали следующее. Массовая ориентация молодежи на высшее образование формируют часто такой мотив поступления, как «в любой вуз - лишь бы в вуз». Как следствие, 1/3 студентов при выборе вуза не руководствуются мотивом интереса к профессии, а каждый десятый осуществил выбор случайно.

В 90-е гг. иерархия мотивов выбора существенно меняется. Начинают лидировать экономические мотивы. Надо сказать, что стремление стать богатым и преуспевающим у современной молодежи очень ярко выражено[6, с. 98].

За последние 10-15 лет сильно изменился перечень выбираемых профессий школьниками выпускных классов. Приоритет отдается экономическим, юридическим профессиям, специальностям связанным с иностранными языками.

Как в 60-е гг., так и сейчас отмечается устойчивое снижение числа студентов, считающих выбранную профессию своим призванием (от младших курсов к старшим). Раньше причину этого видели в осознании реальных трудностей, которые разбивают романтические иллюзии, а также в недостатке практического опыта, который сеет неуверенность в своих возможностях.

Четкое представление о различных сторонах предстоящей работы и об уровне своей подготовки к ней во многом определяет устойчивость мотивов студентов и степень их реализации. Очевидно, следует согласиться с Е.Н. Прощицкой, которая утверждает, что сказывается и изменение социального состава студентов: «с появлением «коммерческого» набора на вузовскую скамью пришли обеспеченные, уверенные в правильности выбора специальности и соответствии ему своих способностей молодые люди» [7, с.26].

Если студенты хорошо осведомлены о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они знают чего хотят, если нет, то мотивы еще окончательно не сформированы или не нацелены на профессию.

Какие же цели будущей профессиональной деятельности являются для студентов приоритетными сегодня? Изменения произошли: на первое место выступили мотивы заработной платы и самореализации. Аналогичные социальные ценности считал важнейшими Т. Парсонс - частная собственность и индивидуальная свобода.

Многие авторы утверждают, что преобладание торгового, «лавочного» бизнеса над производственным во многом объясняет отсутствие у молодежи интереса к сложным видам трудовой деятельности, нацеленность на быструю и легкую наживу. Нам же видится причина этого в трудностях производственной деятельности. Непомерные налоги непосильны и душат любое производство, трудно конкурировать с импортным товаром, и как следствие - специалисты производственники оказываются не нужными, а быть ими - не выгодно. Все это во многом объясняет искажение ценностей и мотивов в сфере труда.

Интересными являются мотивы, отмеченные известным ученым Гансом Селье. Вот те «мотивы, под воздействием которых человек, обладающий достаточной квалификацией, может добиться успеха и процветания на научном поприще:

-бесконечная любовь к Природе и Правде;

-восхищение красотой закономерности;

-простое любопытство;

-желание приносить пользу;

-потребность в одобрении;

-ореол успеха [8, с.43].

-боязнь скуки.

В настоящее время формируется новый тип личности, который по своим чертам принципиально отличается от типа личности, воспитанного в традициях коллективной морали «советского человека». Специфические черты личности нового типа: готовность к риску, личностная ответственность за свои поступки, способность рассчитывать, прежде всего, на свои силы, умение приспосабливаться к экономической конъюнктуре. Статус предпринимателя становится все более привлекательным для значительной части подрастающего поколения.

Таким образом, роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников заключается в том, что они побуждают школьников к активности и деятельности, связанную со стремлением удовлетворить определенные потребности, в данном случае, к правильному и осознанному выбору профессии.

Следующая глава будет посвящена исследованию роли мотивационных факторов выбора профессии у школьников.

1.4 Содержание деятельности социального педагога по организации профессионального самоопределения старших школьников



В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется социальным педагогом.

Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися социальному педагогу крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления. К объективным факторам относятся:

- система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.

К субъектным факторам относятся:

- возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.

Чтобы управление выбором профессии было действительно эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон предмета управления. Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры.

Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).

Управление профессиональным самоопределением только тогда научно, когда строится с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, базируется на знании динамической функциональной структуры личности [9, с. 45].

Следовательно, организация профессионального самоопределения будет успешна и плодотворна в том случае, если социальный педагог обладает подготовкой в области психологии, либо работает совместно с психологом, другими специалистами, а также взаимодействует с центрами занятости.

Существуют различные ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации, через которую социальный педагог может воздействовать на профессиональное самоопределение учащегося.

Виды деятельности социального педагога по данному направлению:

1. Работа с семьей

Формы работы

-Родительское собрание

Социальный педагог может провести родительское собрание, чтобы выяснить позиции родителей относительно профессионального выбора учащегося

-проведение индивидуальных бесед

-лектории

-диагностика учащихся

-информирование

Возможно информирование родителей о возможных вариантах профессионального самоопределения их детей, опираясь на результаты заранее проведенных диагностик направленных на исследование различных сфер, которые могут влиять на выбор ребенка, а также на статистические данные востребованных вакансий на рынке труда.

-Консультации

-Беседы

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще не обладает достаточной осведомленностью в данной области. Классическому выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить[10, с. 101].

3. Работа с микрогруппами

Формы работы:

-Изучение позиции микрогруппы

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

-Информирование

Социальный педагог должен информировать учащихся о возможных последствиях, которые могут возникнуть при выборе профессии, опираясь на чужие жизненные позиции, а также информировать учащихся об остальных возможных ошибках при выборе профессии.

3.Работа с педагогическим коллективом

Формы работы:

-Взаимодействие с классным руководителем выпускных классов

-Взаимодействие с психологом (совместная диагностическая работа, консультирование)

-Взаимодействие с администрацией (сотрудничество со средними и высшими учебными заведениями, отслеживание профессиональной самореализации выпускников)

4.Работа с личностью старшеклассника

Работа с личностью старшеклассника включает следующие направления работы:

1) Диагностическая работа

а) Диагностика способностей.

Социальному педагогу необходимо заниматься диагностикой способностей. Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

б) Диагностика уровня притязаний на общественное признание.

в) Диагностика склонностей.

Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как допрофессиональные увлечения – путь к будущему. С помощью социального педагога ребенок может сформировать свое мнение о своих допрофессиональных увлечениях [11, с. 78].

2) Информирование

Неискаженная информация – важный фактор выбора профессии. Социальный педагог должен владеть такой информацией и предоставлять ее старшеклассникам.

3) Посредническая работа с учебными заведениями и со службами занятости

4) Профориентационная работа

а) Разработка профессионального плана или образа

б) Определение главной цели и цели на будущее, пути и средства их достижения.

в) Составление индивидуальных бизнес-планов учащихся.

Для того чтобы помочь старшеклассникам возможно составление индивидуальных бизнес-планов учащихся, в которых они смогут примерно сформулировать свои основные жизненные приоритеты и цели[12, с. 69].

Основной формой работы социального педагога по профессиональному самоопределению является профориентация, которая включает в себя следующие направления:

-профессиональная активизация,

-профессиональное просвещение,

-профессиональную консультацию,

-профессиональное воспитание (развитие),

-профессиональный подбор,

-профессиональный отбор,

-социально-профессиональная адаптация.

Профориентационная работа среди школьников ведется по двум основным направлениям:

-профориентационная диагностика

-профессиональное консультирование.

Психологическая диагностика предполагает проведение тестирования для определения профессиональных интересов, склонностей и сформировавшихся способностей; выявление, измерение и объективизацию индивидуально- психологических особенностей личности, имеющих отношение к успешности выполнения той или иной профессиональной деятельности. В целях профессионального консультирования и профессионального психологического отбора могут использоваться самые разнообразные психодиагностические методики, прогностическая ценность которых подтверждена специальными исследованиями.[7, с. 46]



2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ 2.1 Периоды профессионального становления

В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

1. Период поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии[14, с. 98].

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.

Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:

-индивидуальные

-групповые

-массовые.

Методы профессионального воспитания можно также объединить в три группы:

-методы формирования сознания личности;

-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

-методы стимулирования поведения и деятельности.

2.2 Типичные и перспективные профориентационные программы

Анализируя американскую систему школьной психологическом службы «гайденс», В.В. Веселова отмечает, что само ее возникновение было связано с решением именно профориентационных проблем. Со временем обнаружилось, что традиционная профориентация, основанная на идеях Ф. Парсонса, оказалась слишком ограниченной, и сейчас «гайденс» – это «созвездие различных психологических служб», куда входят специалисты (каунслеры), работающие по собственно учебным проблемам, по проблемам профессиональной, социальной ориентации и другим направлениям работы, вплоть до организации контактов с правоохранительными органами.

Как пишет В.В. Веселова, традиционно американская профориентация отражала «интересы правящего класса» и была «рассчитана на формирование адаптивной личности, усвоившей ценности и стереотипы поведения буржуазного общества». Еще в 1950-е гг. известный американский социолог Р. Миллс писал, что «...нынешние отсталые педагоги приспособили свои представления о содержании и практике педагогической деятельности к требованию воспитания стандартных людей. Они не являются активными глашатаями норм и образцов высокой культурной жизни и интеллектуальной разборчивости. Вместо этого они часто преподносят учащимся различные пустяки и пошлости, относящиеся к ловким приемам достижения успеха на профессиональном поприще и к искусству «приспособления к жизни», т.е. к растительной жизни стандартных людей»[16, с. 89].

Правда, в последние десятилетия появляется все больше приверженцев реального гуманистического подхода в школьной психологии и профориентации, ориентированных на уникальную личность школьника. Однако, как отмечает В.В. Веселова, по-прежнему многие школьные психологи вынуждены заниматься тестированием и собирать огромные «досье» на своих учеников.

Рассматривая пути построения успешной карьеры, В. Берг в своей несколько ироничной работе «Карьера-суперигра» приводит примеры «правильного» поведения в самых разных жизненных ситуациях (на отдыхе, на банкете, в приемной начальника, в ситуациях, когда приходится участвовать в сплетнях), дает советы, как «научиться выслушивать своих коллег» и как самому откровенничать, помня о том, что «на многих фирмах развита система «тайной» информации», а также знакомит читателя с приемами противоборства с «конкурентами» на пути к успеху.

Рассматривая историю понятия «карьера», В.Берг пишет: «Латинское «каррус» означало для древних римлян не прекрасно выполненную стрижку, а боевые колесницы, построенные в определенном порядке. Еще и сегодня французы называют карьерой поводья, которыми лошадь пристегивается к повозке... Не правда ли, подобное значение слова, пришедшее к нам еще от древних римлян, несет в себе огромный смысл? Упряжка – это ваше профессиональное желание стать на ступеньку выше в служебной лестнице... Жизнь в больших концернах и фирмах часто бывает похожа на большие и непрекращающиеся никогда ралли. На вашем пути к вершине вы встретите много крутых поворотов и скользких дорог, и какая-то из них может оказаться длиной в жизнь».

Справедливости ради следует отметить, что некоторые элементы иронии по поводу чисто прагматичной ориентации самоопределяющихся людей можно встретить и у отдельных отечественных авторов. Например, С. Степанов в работе «Человек при деньгах. Психология достатка» отмечает, что «трудно быть счастливым без гроша за душой», но «заблуждается тот, кто надеется стать счастливым посредством обогащения».

Правда, в одних местах работы автор отмечает, что в истории «понятия «хороший человек» и «богатый человек» существовали независимо друг от друга, эмоционально не пересеклись», а в другом месте книги в случае возмещения обиды вполне можно откупиться, поскольку «деньги... выступают символическим возмещением морального ущерба» и «мы в рамках нашей культуры все это воспринимаем непривычно». Таким образом, чтобы стать «хорошим», нужно просто заплатить определенную сумму. Но в любом случае важен сам факт размышления над данной темой, которая во многом является ключевой не только для профессионального, но и для личностного самоопределения.

Интересный опыт профориентационной работы накоплен в Японии, где школьных психологов как таковых нет. Профессор С. Фукуяма разработал систему «профессиональных проб», позволяющих школьникам в течение трех лет (в основном за период 12-14 лет, когда, по мнению многих японских специалистов, и должна вестись профориентационная работа) попробовать свои возможности в 16 основных видах труда. По специальной системе школьники оценивают свои успехи. Также их успехи оцениваются педагогами. При этом происходит перенос акцента с диагноза в целях прогноза успешности будущего труда на диагноз в целях совершенствования обучения.

В целом данная система («система Фукуяма») является развитием «трехфакторной модели Ф. Парсонса», только вместо традиционного третьего фактора (или принципа) – рекомендации о профпригодности; используются «профессиональные пробы» в условиях реальной профессиональной деятельности (в специальных учебных масс терских, максимально приближенных к реальному производству. К сожалению, полноценная реализация системы «профессиональных проб» возможна лишь при реальном внимании государства и производства к школе, т.е. все это не для РФ.

В России профориентационая работа после долгого перерыва (с середины 1930-х гг.) возобновилась в широком масштабе с середины 1980-х гг. Сначала в подшефных школах крупных предприятий такая работа проводилась на уровне «профориентационных мероприятий», отдельных «исследований» и консультаций, а затем во многих школах был введен курс «Основы производства. Выбор профессии».

Вот как выглядел примерный план профориентационных занятий со старшеклассниками в середине 1980-х гг., разработанный Е.А. Климовым и С.Н. Чистяковой:

1. Классификация профессий:

1) общий обзор классификации;

2) типы профессий;

3) классы профессий;

4) отделы и группы профессий;

5) формула выбора профессии.

2. Человек и профессия:

1) интересы, склонности, способности;

2) здоровье и профессия;

3) профессиональная пригодность;

4) сознательность и самостоятельность выбора;

5) самовоспитание и выбор профессии.

3. Слагаемые успеха:

1) профессиональный план;

2) основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии;

3) профессиональная консультация;

4) характеристика профессии – профессиограмма;

5) где получить профессию.

В целом такая программа в силу своей серьезности и даже некоторой «академичности» была больше рассчитана на взрослых людей, знакомящихся с основами профориентации, но не на школьников. Кроме того, в те годы было еще довольно мало активизирующих и игровых методов работы, поэтому занятия проходили не очень интересно и их успех во многом зависел от обаяния преподавателя-профконсультанта.

Во второй половине 1980-х гг. активно использовались тесты и субтесты способностей. Например, в Зеленограде на базе Центра профориентации молодежи под руководством А.Г. Владимирова была разработана эффективная по тем временам технология, где схема профориентационной работы была примерно следующей. С учащимися VIII-X классов проводились циклы занятий, на которых школьники в специальных «Тетрадях выбора профессии» заполняли бланки ответов по разным психодиагностическим методикам. В итоге по каждому ученику накапливалась информация, на основе которой можно было выводить профконсультационную рекомендацию.

Интересную программу профориентационной работы с учащимися «Твоя профессиональная карьера» предложил авторский коллектив под руководством С.Н. Чистяковой. В данной программе вместе с теоретическим (общеориентирующим, просветительским) материалом используются различные активизирующие методы (профориентационные викторины, игры, кроссворды, дискуссии). При этом органично сочетаются традиционные формы работы (даже с элементом фольклора в виде пословиц, посвященных труду и выбору профессии) и новые, экспериментальные направления профориентационной помощи.



















































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Сущность профориентационной работы в школе сводиться к помощи детям и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего. В настоящее время выпускники школ испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, они плохо осведомлены о мире профессий, о требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях.

Профессиональная ориентация - процесс сложный. Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его возможностям, способностям и стремлениям.

В данной работе была раскрыта сущность понятий «самоопределение» «профессиональное самоопределение», «профориентация». Под профессиональным самоопределением следует понимать сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала; профориентация определяется как система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.













СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова. - М.: Просвещение, 2009.

2. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. № 2, 2012.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология-М.: Педагогика-Пресс,2012.

4. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н. Чистяковой. -М., 2008.

5. Зборовский. Г.Е. Профессиональное образование и рынок труда: / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина;Е.А. //Социс. -2013.

6. Канс И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 2012.

7. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М., 2012.

8. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие / Е.А. Климов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2013.

9. Кон И.С. Психология старшеклассника.- М.: Просвещение, 2012.

10. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению/ Под ред. С.Н. Чистяковой, Журкина А.Я.-М., 2012.

11. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2010.

12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2011.

13. Леонтьев Д.А. Психология смысла. -М.: Смысл, 2011.

14. Моя профессиональная карьера. Пособие для учащихся. М., 2012.

15. Манушина О. «Центр профессиональной ориентации»// Директор школы.-2009.

16. Мартина Н. «Формирование готовности к профессиональному самоопределению»// Директор школы.-2006.

17. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. Пособие для учащихся. М., 2009.

18. Пряжников, Н. Профессиональное личностное самоопределение / Н. Пряжников. - М.: Просвещение, 2012.

19. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: 2010.

20. Ярошенко, В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы / В.В. Ярошенко. - М.: Просвещение, 2010.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профессиональное самоопределение школьников

Автор: Ушакова Светлана Владимировна

Дата: 28.08.2017

Номер свидетельства: 426570

Похожие файлы

object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Тема выступления: «Профессиональное самоопределение школьников""
    ["seo_title"] => string(70) "tiema-vystuplieniia-profiessional-noie-samoopriedielieniie-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "273764"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452267175"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Разработка уроков по разделу "Основы дизайна" программы "Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения школьников" "
    ["seo_title"] => string(161) "razrabotka-urokov-po-razdielu-osnovy-dizaina-proghrammy-upravlieniie-kar-ieroi-tiekhnologhiia-lichnostnogho-i-profiessional-nogho-samoopriedielieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "126520"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415191253"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Профессиональное самоопределение школьников в условиях реализации национальных образовательных инициатив"
    ["seo_title"] => string(80) "profiessional_noie_samoopriedielieniie_shkol_nikov_v_usloviiakh_riealizatsii_nat"
    ["file_id"] => string(6) "434279"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508849349"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Рабочая программа по технологии Курс «Профессиональное самоопределение школьников» для 9 класса общеобразовательной школы"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_tekhnologii_kurs_professionalnoe_samoopredelenie_shkolnik"
    ["file_id"] => string(6) "485854"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542284258"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Классная газета как одно из условий развития профессионального самоопределения подростка"
    ["seo_title"] => string(98) "klassnaia-ghazieta-kak-odno-iz-uslovii-razvitiia-profiessional-nogho-samoopriedielieniia-podrostka"
    ["file_id"] => string(6) "277359"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452877114"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства