Профессиональное самоопределение школьников в условиях реализации национальных образовательных инициатив
Профессиональное самоопределение школьников в условиях реализации национальных образовательных инициатив
В статье рассматривается Профессиональное самоопределение школьников в условиях реализации национальных образовательных инициатив. На сегодняшний день в образовательных учреждениях профессиональной ориентации уделяется очень мало внимания. Неудовлетворенность избранной специальностью приводит к тому, что многие студенты, молодые рабочие, служащие вынуждены искать новые учебные заведения или новые места работы – возникает текучесть кадров, что также наносит большой ущерб государству, которое выделяет деньги на их бесплатное обучение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональное самоопределение школьников в условиях реализации национальных образовательных инициатив»
Профессиональное самоопределение школьников в условиях реализации национальных образовательных инициатив
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, его переориентация на социализацию личности, овладение индивидом общечеловеческим культурными ценностями, достойными образцами поведения, формирование жизненной позиции на основе усвоения социального опыта.
Современному обществу требуется активная, самостоятельная личность, которая способна принимать ответственны решения в быстроменяющихся условиях [1].
Вступая в активную самостоятельную жизнь, каждое молодое поколение решает для себя проблемы, которые принято считать вечными: жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет цели образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что «… главная задача школы – раскрытие способностей ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Среди качеств, необходимых школьнику для эффективной социальной адаптации, выделятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить, умение выбирать профессиональный путь[2].
Профессиональная ориентация становится стержнем педагогического процесса, давая ответ на самый важный для школьника вопрос - «Зачем учиться?».
Актуальность профориентационной работы со школьниками имеет многоуровневые аспекты. Во-первых, она обусловлена потребностями общества в целом в эффективной социализации молодежи. Это связано с решением проблем оптимального использования трудовых ресурсов страны, обеспечения рациональной занятости населения и, в конечном итоге, ее социально-экономического развития.
Во-вторых, жесткие требования рынка труда к уровню знаний, практических навыков и компетенций специалиста, высокая конкуренция при трудоустройстве на хорошо оплачиваемую работу не позволяют беспечно относиться к результатам обучения. Современные школьники и студенты просто «вынуждены» эффективно использовать учебное и внеучебное время для профильной, а по возможности, предпрофессиональной и профессиональной подготовки. Поэтому особенно важно не ошибиться с выбором профессиональной траектории, чтобы избежать дорогостоящих издержек, связанных с переориентацией и сменой профессии. Таким образом, успешная своевременная профориентация и социализация молодежи актуальна для любой семьи, в которой есть дети [3].
И, наконец, развитие системы образования и ее потребностей в совершенствовании образовательного результата в соответствии с современными запросами общества, переход к деятельностно-компетентностным методам в образовании обусловливает необходимость разработки новых подходов к профориентации молодежи.
Основными задачами профориентации школьников являются информирование обучающихся о профессиях (видах и отраслях производства, состоянии рынка труда и его потребностях в квалифицированных кадрах, содержании и перспективах развития профессий, формах и условиях их освоения, требованиях профессии к человеку и т.д.), предоставление рекомендаций по направлениям профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьника (консультирование, тестирование для профессионального самоопределения с учетом психологических, физиологических и других особенностей личности, а также потребностей общества), овладение обучающимися начальными профессиональными навыками и компетенциями (предоставление возможности реализации деятельностной составляющей профориентации, организация проектной работы, практики на предприятиях и др.).
Между тем, в настоящее время профориентационная работа в школе не достигает своей главной цели – формирования у учащихся профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника и соответствия требованиям современного рынка труда, а также отсутствует комплексное решение задач профориентации, особенно в части обеспечения деятельностно-компетентностного аспекта [4].
Профориентация в школе, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика, при этом отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию. Основными методами профориентации являются словесные, декларативные, в основном - в форме классных часов с рассказами о профессиях, в лучшем случае – в форме экскурсий на предприятия и вузы. Применяемые в ряде школ различные психологические тесты по профессиональным предпочтениям без системного подхода к проблеме профориентации, не дают ощутимых результатов. Организация профориентационной работы в подавляющем большинстве школ не позволяет учащимся попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.
Успешное прохождение образовательного маршрута в виде достигнутого уровня профессионального образования:
повышает конкурентоспособность старшеклассников на рынке труда, обеспечивая социальные преимущества и перспективу на будущее;
гарантирует эффективность включения в трудовую деятельность, формируя определенный набор личностных характеристик, необходимых для успешности в любой трудовой деятельности от ее первого этапа найма на работу до организации собственного дела;
позволяет не только освоить творческую специализацию, но и самостоятельно ее производить в будущем как в виде собственной деятельности;
дает старшекласснику возможность, самоопределившись в одной профессии, реализовать себя в другой, снижает страх перед сменой специальности в будущем;
психолого-педагогический компонент образовательных программ позволяет старшеклассникам в будущем стать успешными родителями, а приобретенные коммуникативные навыки - адаптироваться в любой социальной группе;
сформированные ценностные ориентации старшеклассников дают возможность не зависеть от чужих мнений, сохранять духовную самоценность, быть гражданином.
Ступенчатый подход «пропедевтика - пропедевтика предпрофильного обучения - предпрофильная подготовка - профильное обучение» снижает возможное число ошибок в выборе профиля обучения и области дальнейшей профессиональной деятельности. Непрерывное образование представляется наиболее приемлемой формой взаимодействия инновационного образования и социализации личности. Именно через комплексность образования обеспечивается полнота влияния на личность и среду, возможность организационного регулирования всех факторов, влияющих на социализацию [5].
В результате анализа проблем современно школьного образования можно заключить, что на сегодняшний день в образовательных учреждениях профессиональной ориентации уделяется очень мало внимания. Неудовлетворенность избранной специальностью приводит к тому, что многие студенты, молодые рабочие, служащие вынуждены искать новые учебные заведения или новые места работы – возникает текучесть кадров, что также наносит большой ущерб государству, которое выделяет деньги на их бесплатное обучение.
Среди форм и методов профориентационной работы по средствам математики в школе следует предпочесть выполнение учащимися различного рода практических учебных заданий, имеющих профориентационный характер. А так же следует помогать детям в наблюдении за работой людей разных типов профессий.
Проведение профориентационной работы в школе способствует более конкретному самоопределению школьников.
Список литературы
Аврутина Е. М., Выбираем профессию: 100 вопросов – 100 ответов. – Л.: Лениздат, 1990.
Волков Б.С., Основы профессиональной ориентации: учеб. Пособие для вузов/ Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2007.