Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии Курс «Профессиональное самоопределение школьников» для 9 класса общеобразовательной школы»
Рабочая программа по технологии
Курс «Профессиональное самоопределение школьников»
для 9 класса общеобразовательной школы
Разработал:
Учитель технологии
1 квалификационной категории
Ковалев Григорий Иванович
1.Пояснительная записка
Программы начального и основного общего образования» М. «Вентана - Граф», 2010 по направлению «Технология». Курс «Профессиональное самоопределение школьников» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников» Книга для учителя. Брянск 2015
Цель - оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.
Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор».
Задачи программы:
Создание условий для успешной социализации обучающегося в образовательном пространстве.
Выявление основных способностей выпускников для последующего сознательного выбора профессии.
Соотношение обучающимися своих способностей, личностных особенностей возможностей с предполагаемой профессией.
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
Воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Адресность.
Рабочая программа составлена для организации учебных занятий обучающихся в 9 классе. Учащиеся проходят предмет «технология» с начальной школы, поэтому обладают достаточными знаниями и навыками для изучения данного предмета. Подбор заданий проводится с учетом индивидуальных возможностей в соответствии с уровнем подготовки. Изучение предмета проводится на базовом уровне.
Активизация и интенсификация деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов, коммуникативное обучение и др).
Технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации, перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении, групповые и коллективные способы обучения, компьютерные технологии и др.
В рабочую программу изменения не внесены
2.Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать и понимать: сущность жизненного самоопределения;
сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;
правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;
ногообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;
состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу; профессионально важные качества своей личности, свои профессиональные способности и возможности;
способы и средства анализа профессиональной деятельности;
методику выполнения профессиональных проб;
структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;
пути получения профессионального образования;
возможности получения профессиональной консультации;
этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;
этапы принятия решения о профессиональном выборе;
структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны уметь:
пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
определять формулу профессии;
проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;
выявлять свои профессионально важные качества;
соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
выполнять профессиональные пробы;
пользоваться профессиограммами и психограммами;
выбирать способ приобретения будущей профессии;
получать профессиональную консультацию;
заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;
выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.
У учащихся должны быть сформированы:
убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;
профессиональная направленность:
профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
3. Содержание учебного предмета, курса
1.Жизненное самоопределение человека (1 час)
Сущность жизненного самоопределения. Смысл жизни человека.
2.Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития(1 час)
Компоненты процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение и развитие
3. Значение выбора профессии, ситуация выбора профессии, правила выбора профессии(1 час)
4. Типичные ошибки при выборе профессии(1 час)
Группы ошибок: Незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора
5. Творческий проект «Мой выбор» (1 час)
Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор»
6. Тестовый контроль знаний по разделу(1 час)
7. Профессия и специальность: происхождение и сущность(1 час)
Происхождение труда. Разделение труда. Современные формы разделения труда
8. Многообразие труда(1 час)
Сущность и виды труда. Функции человека в процессе труда.
9. Классификация профессий. Формула профессии. (1 час)
Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Формула профессии.
10. Профессиональная деятельность и карьера человека(1 час)
Профессии социальной сферы. Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты.
11. Рынок труда и его требования к профессионалу. (1 час)
Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления.
12. Тестовый контроль знаний по разделу. (1 час)
Урок контроля
13 Профессионально важные качества человека(1 час)
Сущность и структура профессионально важных качеств человека.
14. Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессий. (1 час)
Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности.
15 Особенности психических процессов и выбор профессии. (1 час)
Сущность и виды познавательный процессов, их структура.
16. Темперамент и выбор профессии. (1 час)
Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и проф. деятельности.
17. Характер и выбор профессий. (1 час)
Определение понятия «характер». Черты и типы характера.
18. Роль способностей профессиональной деятельности.(1 час)
Сущность понятия «способности», общие и специальные способности.
19. Тип личности и выбор профессии(1 час)
Понятие типизации. Специально- профессиональные типы людей.
20. Профессиональная деятельность и здоровье. (1 час)
Здоровье как условие высокоэффективной проф. деятельности
21. Профессиональная пригодность и самооценка(1 час)
Сущность и степени проф. пригодности.
22. Тестовый контроль знаний по разделу «Человек и профессия» (1 час)
23. Анализ профессиональной деятельности. (1 час)
Источники информации о профессиях.
24. Профессиональная проба и творческие проекты. (1 час)
25. Профильное обучение и предпрофильная подготовка. (1 час)
26. Пути получения профессионального образования. (1 час)
27. Профессиональная консультация. (1 час)
28. Профессиональное самоопределение и самовоспитание. (1 час)
29. Готовность к профессиональному самоопределению. (1 час)
Принятие решения о проф. выборе.
30. Тестовый контроль знаний по разделу. (1 час)
31- 35. Творческий проект «Мой выбор» (5 час.)
№п/п
Содержание
Кол-во
часов
1
Жизненное самоопределение человека
1
2
Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития
1
3
Значение выбора профессии, ситуация выбора профессии, правила выбора профессии
1
4
Типичные ошибки при выборе профессии
1
5
Творческий проект «Мой выбор»
1
6
Тестовый контроль знаний по разделу
1
7
Профессия и специальность: происхождение и сущность
1
8
Многообразие труда
1
9
Классификация профессий. Формула профессии.
1
10
Профессиональная деятельность и карьера человека
1
11
Рынок труда и его требования к профессионалу.
1
12
Тестовый контроль знаний по разделу.
1
13
Профессионально важные качества человека
1
14
Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессий.
1
15
Особенности психических процессов и выбор профессии.
1
16
Темперамент и выбор профессии.
1
17
Характер и выбор профессий.
1
18
Роль способностей профессиональной деятельности.
1
19
Тип личности и выбор профессии
1
20
Профессиональная деятельность и здоровье.
1
21
Профессиональная пригодность и самооценка
1
22
Тестовый контроль знаний по разделу «Человек и профессия»
1
23
Анализ профессиональной деятельности.
1
24
Профессиональная проба и творческие проекты.
1
25
Профильное обучение и предпрофильная подготовка.
1
26
Пути получения профессионального образования.
1
27
Профессиональная консультация.
1
28
Профессиональное самоопределение и самовоспитание.
1
29
Готовность к профессиональному самоопределению.
1
30
Тестовый контроль знаний по разделу.
1
31
Творческий проект «Мой выбор»
1
32
Выбор темы проекта
1
33
34
Составление плана. Оформление проекта
Защита проекта
2
Всего
34
4. Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во час.
Дата по плану
Дата по факту
Домашнее задание
1
Жизненное самоопределение человека Сущность жизненного самоопределения. Смысл жизни человека.
1
Т 1 стр.5,6
2
Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития.
Компоненты процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение и развитие
1
Стр.7,8
3
Значение выбора профессии, ситуация выбора профессии, правила выбора профессии
1
Стр.8,9
4
Типичные ошибки при выборе профессии
Группы ошибок: Незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора
1
Стр.10,11
5
Творческий проект «Мой выбор» Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор»
1
6
Тестовый контроль знаний по разделу
1
7
Профессия и специальность: происхождение и сущность Происхождение труда. Разделение труда. Современные формы разделения труда
1
Т.2 стр13-16
8
Многообразие труда
Сущность и виды труда. Функции человека в процессе труда.
1
Стр.13-16
9
Классификация профессий. Формула профессии.
Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Формула профессии.
1
Стр.17
10
Профессиональная деятельность и карьера человека
Профессии социальной сферы. Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты.
1
Стр.20,21
11
Рынок труда и его требования к профессионалу.
Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления.
1
Стр.22-25
12
Тестовый контроль знаний по разделу. Урок контроля
1
13
Профессионально важные качества человека.
Сущность и структура профессионально важных качеств человека.
1
Т.4 стр.26-28
14
Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессий.
Сущность и структура профессионально важных качеств человека.
1
Т.5 стр.30-34
15
Особенности психических процессов и выбор профессии.
Сущность и виды познавательный процессов, их структура.
1
Т.6 стр36-39
16
Темперамент и выбор профессии. Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и проф. деятельности.
1
Т.7 стр44,45
17
Характер и выбор профессий. Определение понятия «характер». Черты и типы характера.
1
Стр.45-47
18
Роль способностей профессиональной деятельности.
Сущность понятия «способности», общие и специальные способности.
1
Стр.48-50
19
Тип личности и выбор профессии.
Понятие типизации. Специально- профессиональные типы людей.
1
Конспект
20
Профессиональная деятельность и здоровье.
Здоровье как условие высокоэффективной проф. деятельности
1
Т.8 стр.52-56
Т.10 стр.73,74
21
Профессиональная пригодность и самооценка.
Сущность и степени проф. пригодности.
1
Т.9 стр.64-67
22
Тестовый контроль знаний по разделу «Человек и профессия»
1
23
Анализ профессиональной деятельности.
Источники информации о профессиях.
1
Конспект
24
Профессиональная проба и творческие проекты.
1
Т.11 стр 75-76
25
Профильное обучение и предпрофильная подготовка.
1
Т.12 стр.82,83
26
Пути получения профессионального образования.
1
Конспект
27
Профессиональная консультация.
1
28
Профессиональное самоопределение и самовоспитание.
1
Самостоятель-ная работа
29
Готовность к профессиональному самоопределению.
Принятие решения о проф. выборе.
1
30
Тестовый контроль знаний по разделу.
1
31
Творческий проект «Мой выбор»
1
32
Выбор темы проекта
1
33-34
Составление плана. Оформление проекта Защита проекта