kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка уроков по разделу "Основы дизайна" программы "Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел программы "Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения школьников" позволяет учащимся 9-х классов попродовать себя в роли дизайнера, познаномиться с профессией "Дизайнер", с особеннострями работы дизайнеров, с требованиями к профессиональным качествам человека, работающего по данной профессии. Результатом изучения раздела "Основы дизайна" ученик решает для себя, является ли данная профессия его дальнейшим профессиональным путём или же это совершенно не для него.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка уроков по разделу "Основы дизайна" программы "Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения школьников" »

Разработка уроков по разделу «Основы дизайна»

Класс: 9 (предпрофильная подготовка)

Название темы занятия (сдвоенные уроки):

1 урок «Основные понятия дизайна. История дизайна»

2 урок «Виды дизайна. Цели и задачи дизайна»

Тип уроков: урок сообщения нового материала с учетом ранее полученных знаний.

Форма работы на уроках: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель: познакомить с основными понятиями дизайна, его видами, историей развития на основе общих школьных знаний и представлений.

Задачи разработки:

  • формировать умение практически применять общие знания, развивать универсальные компетентности;

  • развивать художественно - конструкторские способности;

  • способствовать формированию эстетического, художественного вкусов, элементов общей культуры.

Средства обучения для учащихся:

- компьютеры или ноутбуки для группы при работе в классе

- презентация «Беседы о дизайне» (PowerPoint)

- электронные учебные модули ОМС

- творческие задания в процессе прохождения тем уроков

Оборудование учителя:

  • ПК, проектор, экран.

  • Программные компоненты ОМС обеспечивают поиск, выбор и воспроизведение Электронных Учебных Модулей(ЭУМ).

  • В состав программных компонентов ОМС входят следующие программные средства:

  • ОМС Плеер - предназначен для воспроизведения ЭУМ.;

  • органайзер пользователя ОМС - обеспечивает загрузку ЭУМ из центрального хранилища в локальное хранилище пользователя, а также хранение выбранных модулей на рабочем месте пользователя.

Структура уроков с использованием презентации PowerPoint.

Переход на начало каждого из уроков осуществляется с первого слайда. В случае самостоятельного изучения темы, а также для учителя, дана ссылка http://mosremcom.ru/design/artdesign.html «Дизайн как искусство».

  • - обозначение эффекта анимации

Ход урока


Этапы урока

Примечание

  1. Организационный этап


Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Ознакомление учащихся с темой занятия «Роль дизайна в жизни человека и общества»

Тема уроков:

1 урок «Основные понятия дизайна. История дизайна»

2 урок «Виды дизайна. Цели и задачи дизайна»

Входная анкета (диагностика)

Творческое мышление и воображение” (приложение №1)

Тест креативности Торранса

Тест Торранса предназначен для исследования способностей детей. В тесте дается задание: дополнить рисунки, создать картинку, назвать рисунок. Критериями оценки креативности в данном тексте признаны: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Благоприятным считают средний результат по показателю оригинальности, а не превышающий норму.

Данный текст имеет диагностический эффект, так как в нем находят отражение общее психологическое развитие ребенка (богатство воображения, культура и уровень художественных навыков). Он может применяться как одно из средств выявления способностей, параллельно с развитием творческих способностей.

Слайд 1.

Просмотр презентации «Беседы о дизайне» (PowerPoint) сопровождается комментариями учителя и беседой с учащимися.


Входная анкета (диагностика) “Творческое мышление и воображение”.













Слайд 1.

2. Изучение нового материала.

Слайд 2-3

Сущность дизайна. Определение .Основные принципы.

Дизайн берёт своё теоретическое начало в технической эстетике. Это и есть русское название западного термина дизайн. Практически дизайн означает художественное конструирование (вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами). Это более широкое понятие, куда кроме технической эстетики входит проектирование, связанное с такими отдельными дисциплинами, как эргономика, антропометрия, материаловедение, детали машин, электротехника и многое другое. Дизайн неразрывно связано с технологическими процессами в разных областях народного хозяйства







Слайд 4.

Составляющие дизайна (образ, функция, морфология, технологическая форма, эстетическая ценность).

  • Цель дизайна - заставить предмет работать нужным образом с наибольшей эффективностью.

Слайд 2 Определение дизайна

Слайд 3 Сущность дизайна

Слайд 4. Составляющие дизайна

Просмотр электронного учебного модуля № 1 (ОМС)

«Роль дизайна в жизни человека и общества»



Слайды 5-6

Из истории дизайна.

Многие принципы современного дизайна пришли к нам из мира искусства.

Композиция (одно из понятий, используемых в художественном мире, наряду с такими, как пространство, цвет, свет и тень и др).

Примеры: работы Балла, Малевича, Дали, Кандинского, Мондриана. Их работы все дальше удалялись от фотографичного изображения реальности, они становились все более схематичными, двухмерными, форма и цвет существовали в них отдельно друг от друга. Искусство становилось все более абстрактным, дерзким. Художник выражал подобным образом себя и свое видение мира.

Это было время рождения многих современных теорий, например, нового представления о цвете, основанного на научных открытиях того времени, заразившего многих творческих людей, и отразившегося в искусстве, а так же в последствии и в области дизайна.

Это не значит, что новое полностью поглотило старое. Принципы старого мира тоже не забыты. Несмотря на свою основательную родословную, современный дизайн еще молод. Меняются взгляды и понятия. Некоторые из них были актуальны вчера, но исчезли сегодня, а некоторые живы до сих пор и никто их не отменял.

Слайд 7.

Притча - наглядное определение сути дизайна.

«Один бедный старик делал ножи для чистки картофеля и продавал их на рынке в маленьком городке. Рынок насытился, ножи перестали покупать. Старик обратился за помощью к художнику. Художник покрасил нож, сделал его нарядней. Несколько ножей удалось продать. Старик обратился к дизайнеру. Дизайнер изменил форму ножа, сделал его значительно удобнее и, отказавшись от декора, покрасил нож в цвет картофельных очисток. Новый нож привлек внимание покупателей… Ножи нравились, их покупали, к ним привыкали и … их выбрасывали, случайно вместе с очистками. Спрос на ножи возрос». Замысел дизайнера был точен: через форму и функцию к экономической выгоде.


Просмотр электронного учебного модуля № 1 (ОМС) «Роль дизайна в жизни человека и общества»

Слайд 5 Из истории дизайна

Слайд 6







Слайд 7.


Слайд 8

Практическая работа

Выполнение задания в группах, используя информацию «Размышления о дизайне» (Интернет)

  • Конец XIX век – начало ХХ вв. - время экспериментов.

Пример – деятельность замечательного английского художника и дизайнера Уильяма Морриса. В начале ХХ века художники и архитекторы начинают поиск рациональных форм. Профессия дизайнера как таковая еще не существует, но известные австрийские архитекторы Йозеф Хоффман, Отто Вагнер, Йозеф Мария Ольбрих (Венский Сецессион) создают эскизы мебели и посуды для массового промышленного производства. Разделение проекта и производства как двух принципиально различных стадий, на которых заняты разные люди, сегодня многие считают моментом, когда родился дизайн Рациональные, четкие, подверженные влиянию индустрии формы чаще всего подчинены геометрическим формам, а также формам неевропейских культур (японская, африканская, индейская и т.д.). Так, влияние дальневосточных мотивов проявляется в творчестве Чарльза Рене Макинтоша и столь выдающегося архитектора, каким был в начале 20-го века Фрэнк Ллойд Райт. В начале 20-го века спорили о статусе дизайна, возникли различные позиции и подходы к индустриальному дизайну. Например, Генри ван де Вельде, руководителю Веймарской Школы художественных ремесел, принадлежит мысль о том, что индустриальное производство не должно вытеснить индивидуальность объектов, а другие ратовали за максимальную стандартизацию. Французский архитектор и теоретик архитектуры Ле Корбузье в современной технике серийности индустриального строительства видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения

Слайд 9.Домашнее творческое задание (по желанию)




Слайд 8

Практическая работа

Выполнение задания в группах

Задание (приложение № 2)

Подготовьте выступление, используя информацию «Размышления о дизайне».

Каждой группе предлагается для этого по одному вопросу:

1 группа. Когда мы используем слово «дизайн»?

2 группа. Когда появился дизайн?

3 группа. В чем заключается эстетическая функция дизайна?

4 группа. Что составляет рационализм дизайна?

5 группа. Каково значение знаковой функции дизайна?

6 группа. Что является существенными признаками дизайна?











Слайд 9.

Домашнее творческое задание (по желанию)







Слайд10

Виды дизайна

Условно различают:

  • средовой дизайн (архитектурный ландшафтный);

  • индустриальный (промышленный) дизайн;

  • графический дизайн;

  • Web-дизайн;

  • арт-дизайн.

Архитектурный дизайн - внешнее оформление офисов, подъездов, производственных помещений, размещение построек.

Ландшафтный дизайн - специфическая область деятельности, включающая в себя флористику, архитектуру, дизайн, строительство, сельское хозяйство.

Индустриальный дизайн (промышленный) - отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности, целью которой является определение качеств промышленно производимых изделий (их структурных и функциональных особенностей, внешнего вида).

Графический дизайн - полиграфия, фирменный стиль, дизайн рекламы, дизайн упаковки.

Web-дизайн - дизайн сайтов, создание графических рекламных материалов в Internet.

Арт-дизайн - штучные, элитные, эксклюзивные и концептуальные проекты





Слайд 11

Фронтальное задание «Какой продукт промышленного дизайна лишний в ряду?»







Слайд10. Виды дизайна















Слайд 11

Фронтальное задание

«Какой продукт промышленного дизайна лишний в ряду? Почему?»

Обсуждение по представленным образцам, аргументация мнений.


Слайд 12

Цели и задачи дизайна Сказка про цель.

и в начале было поле. И было это поле рабочим. И сидел над этим полем задумчиво человек, не зная как к этому полю подступиться и что с ним делать. И летело впустую время, т.к. не было у человека цели. И пришел к человеку начальник и сказал:

  • Петрович, чего ты зря зарплату просиживаешь, в монитор смотришь, давай-ка, сделай рекламу нашего нового товара – красного галстука для пионеров в белую крапинку, чтобы все пионеры побежали срочно в магазин и купили наш галстук.

И сел Петрович послушно, и стал корпеть над рекламой галстука, изучив предварительно, как конкуренты его фирмы позиционируют на рынке галстуки своего производства. Все пионеры в галстуках у них были примерными и приглаженными.

  • А вот и идея, - сказал себе Петрович, и начал рисовать прогрессивного современного пионера. - Будь другим! – призывал Петрович своего пионера.

И доделал Петрович рекламу, и пустили ее в тираж.

Везде висела реклама, на каждой стене в городе, но пионеры так за галстуками в магазин и не пришли, потому что они были приличной общественной организацией, а не хулиганами, к тому же галстуки уже давно вышли из моды. Впрочем, и пионеры тоже… уже лет 15 как.

Жалко Петровича, старался он, а ничего у него не вышло. Но почему? Ведь он правильно начал подходить к своей задаче: и цель у него была точно намечена, и рынок он изучил, и подходил он к исполнению своей задачи во всеоружии. А дело в том, что придуманная Петровичем реклама была не функциональна, он не учел убеждений и предпочтений своей аудитории (пионеров). Возможно, и сработала бы его концепция, подай ее Петрович по-другому, ведь быть другим, не значит быть хулиганом. Петрович оказался плохим дизайнером и в итоге не справился с поставленной перед ним задачей.

Слайд 13

Признаки плохого и хорошего дизайна.

Работа дизайнера должна быть подчинена определенной цели, а задача - достигнуть ее, для чего творение должно быть функциональным. Должны быть учтены вкусы и предпочтения потребителя. Задача дизайнера не в создании только красоты, а в том, чтобы его творение было функциональным, но при этом не лишено эстетики.

Слайд 14.

Хороший дизайн - это тот, который нравится заказчику. Плохой дизайн - это тот который нравится только его создателю. ( Рассматривание фотографий, дискуссия).


Слайд 15.

На фотографии хорошо видно, что подставка для стаканов в автомобиле затрудняет доступ к радио и магнитоле. Конечно, иметь стакан под рукой, когда едешь, довольно удобно, но по-своему рискованно. Во-первых, он загораживает другие объекты. Таким образом, включая радио, ничего не стоит задеть стаканы. Во-вторых, пролившись, жидкость попадает прямо на технику со всеми вытекающими отсюда последствиями. Конструктивное предложение: При проектировании объекта надо принимать в расчет среду, в которой он будет находиться.

  • Признаки и дизайна:

плохого хорошего

Отсутствие стиля

Перегруженность

Пошлость

Грубость

Агрессивность

Абсурдность


Гармоничность

Сбалансированность

Стильность

Удобство

Художественный вкус

Продуманность создания


Слайд 12

Цели и задачи дизайна











Слайд 13

Признаки плохого и хорошего дизайна

Слайд 14

Слайд 15.

3. Закрепление материала.

1. Выполнение контрольного тестирования-К1 (ОМС) Виды дизайна

Данный ресурс применяется для закрепления изучаемого материала. Если кабинет оснащен компьютерами, то учащиеся выполняют его группами или индивидуально. При отсутствии ПК задание выполняется фронтально. Целесообразность использования данного ЭОР состоит в возможности эффективного варьируемого использования готового качественного образовательного продукта (как и последующие дальше). Критерием является время выполнения задания (см. приложение).

2. Выполнение творческого задания:

«Найти примеры хорошего и плохого дизайна»

Выполнение Компетентностно - ориентированного задания «Экспертиза продуктов деятельности дизайнеров». Групповая работа по выбору.



Вы – эксперт по дизайну. Перед вами продукты деятельности дизайнеров.. Используя классификацию хорошего и плохого дизайна определите, какой(ие) признак(и) характерен(ны) для каждого экземпляра и заполните таблицу. Обоснуйте свой ответ


Для работы объединитесь в группы. Каждая группа выполняет задание по 2 изображениям


Выполнение контрольного тестирования-К1 (ОМС) Виды дизайна

4. Подведение итогов занятия

– проведение опроса по творческому заданию с целью выявления лучшей презентации рекламы.

– анализ работы, разбор допущенных учащимися ошибок, выставление оценок, их аргументация.


5. Домашнее задание

Используя классификацию признаков дизайна, найти примеры хорошего и плохого дизайна. Можно использовать фотографии, журналы, рекламу из почтовых ящиков и т.п. Задание выполняется группами (критерии оценивания см. в примечаниях)

Подготовьте выступление, используя информацию «Размышления о дизайне»


Материалы к занятию

приложение №1

Входная анкета (диагностика)

Творческое мышление и воображение”

Тест креативности Торранса*

Тест Торранса предназначен для исследования способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. В тесте дается задание: дополнить рисунки, создать картинку, назвать рисунок. Критериями оценки креативности в данном тексте признаны: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Благоприятным считают средний результат по показателю оригинальности, а не превышающий норму.

Данный текст имеет диагностический эффект, так как в нем находят отражение общее психологическое развитие ребенка (богатство воображения, культура и уровень художественных навыков). Он может применяться как одно из средств выявления способностей, параллельно с развитием творческих способностей.

Краткий тест. Фигурная форма

Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «закончи рисунок».

Показатели теста:

Беглость. Определяется подсчетом числа завершенных фигур – максимальный бал –10.

Гибкость. Определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории используются и рисунки, и их названия.

Оригинальность. Максимальная оценка –2 балла при частоте ответа менее 2%, минимальная –0 баллов (5 % чистоты), 1 балл –4,9 %.

Дополнительные баллы: за объединение 2 рисунков –2 балла, объединение 3–5 рисунков –5 балов, объединение 6–10–10 баллов.

Разработанность. Тщательность разработки ответов ( прорисовывание).


По 1 баллу: - каждая существенная деталь общего ответа, цвет, штриховка, передача объема, украшение, необычность ракурса, за подробность в названии сверх необходимого минимума.



приложение № 2

Творческое задание

Подготовьте выступление, используя информацию «Размышления о дизайне».

Каждой группе предлагается для этого по одному вопросу:

1 группа. Когда мы используем слово «дизайн»?

2 группа. Когда появился дизайн?

3 группа. В чем заключается эстетическая функция дизайна?

4 группа. Что составляет рационализм дизайна?

5 группа. Каково значение знаковой функции дизайна?

6 группа. Что является существенными признаками дизайна?

Критерий оценивания

Кол-во баллов

1.


Извлечение нужной информации и творческий подход к ответу на вопрос

Максимальное использование представленной информации, полный ответ с приведением собственных рассуждений. Обоснование полученной информации в контексте решаемой задачи.

3

Максимальное использование представленной информации и обоснование ее в контексте решаемой задачи.

2

Информация использована недостаточно для ответа на вопрос.

1

2.


Работа в группе

Соблюдают процедуру при работе в группе, взаимодействуют на основе договоренности внутри группы, выслушивают мнения друг друга, аргументировано доказывают свою точку зрения, принимают решение и фиксируют его. Оценивают продукт (результат) других групп.

3

Соблюдают процедуру при работе в группе, взаимодействуют на основе договоренности внутри группы, выслушивают мнения друг друга, аргументировано доказывают свою точку зрения, принимают решение и фиксируют его.

2

Соблюдают процедуру при работе в группе, недостаточно взаимодействуют внутри группы, выслушивают мнения друг друга, но не могут договориться

1

3.

Публичное выступление

Соблюдение норм публичной речи, полный развернутый ответ с аргументацией на вопрос, владение приемами обратной связи с аудиторией

3

Соблюдение норм публичной речи, краткие ответы на вопросы

2

Соблюдение норм публичной речи, затруднение при ответах на дополнительные вопросы

1

Кол-во баллов

Оценка

9 - 8

«5»

7 - 6

«4»

5 - 3

«3»



приложение № 3

Критерии оценивания Выполнение контрольного тестирования-К1 (ОМС) Виды дизайна , выполняемого в группах.

Время

Баллы

до 1,5 мин.

3

до 2 минут

2

до 3 минут

1

Более 3 минут не оценивается

приложение № 4

Задание «Экспертиза продуктов деятельности дизайнеров».

Вы – эксперты по дизайну. Перед вами продукты деятельности дизайнеров. Используя классификацию хорошего и плохого дизайна, определите, какой(ие) признак(и) характерен(ны) для каждого экземпляра и заполните таблицу. Обоснуйте свой ответ.

Для работы объединитесь в группы. Каждая группа выполняет задание по 2 изображениям (минимум).

Признаки хорошего дизайна

Признаки плохого дизайна

Гармоничность

От греч. слова «гармония» - связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность

Абсурдность

От лат. absurdus – нелепый, бессмыслица

Сбалансированность

От франц. balance, буквально – весы; равновесие, уравновешенность

Перегруженность

Нагрузить слишком, свыше меры. Снабдить чрезмерным количеством элементов. Громоздкость.

Стильность

Выдержанность в определенном стиле. Стиль - род, образ, вкус, манера, прием, метод, способ работы. Единство особенностей, отличающее творческую манеру одного автора или целой эпохи.

Отсутствие стиля

Противоположное стильности.

Удобство

Комфорт, довольство.

Неудобство

Дискомфорт.

Художественный вкус

Способность различать прекрасное и его оттенки и получать удовольствие от изящных и художественных произведений.

Пошлость

Заурядность, низкопробность


Продуманность создания

Единство всех частей объекта, взаимосвязанность

Агрессивность

От лат. aggressio – нападать. Свойство, целью которого является причинение объекту психологического вреда.



  1. Реклама похоронного агентства


  1. Брелок для ключей


  1. Календарь карманный


  1. Реклама группы «Агата Кристи»


  1. Телефонный справочник


  1. Футболка


  1. Стул


  1. Туалетная бумага


  1. Оболочка для мясного продукта


  1. Детская комната

  1. Магазин

  1. Пакет для семян


Таблица для учащихся


Продукт дизайнерской деятельности

Плохой дизайн

Хороший дизайн

Реклама похоронного агентства



Брелок для ключей



Календарь карманный



Реклама группы «Агата Кристи»



Телефонный справочник



Футболка



Стул



Туалетная бумага



Оболочка для мясного продукта



Детская комната



Магазин



Пакет для семян




Критерии оценивания выступления:

Критерий оценивания

Кол-во баллов

1.

Правильность выбора

Неправильный выбор

0

Правильный выбор

1

2.

Публичное выступление

Соблюдение норм публичной речи, использование невербальных средств, затруднение при ответах на дополнительные вопросы

1

Соблюдение норм публичной речи, использование вербальных и невербальных средств, краткие ответы на вопросы

2

Соблюдение норм публичной речи, использование вербальных и невербальных средств, полный развернутый ответ с аргументацией на вопросы , владение приемами обратной связи с аудиторией

3

3.

Творческий подход к представлению результатов работы

Ответ зачитан с листа одним представителем от группы

1

Ответ дан в виде рассказа одним представителем от группы, выступление эмоционально

2

Ответ дан в виде рассказа двумя представителями, выступление эмоционально

3

Выступает вся группа с рассказом, выступление эмоционально

4

4.

Работа в группе

Соблюдают процедуру при работе в группе, недостаточно взаимодействуют внутри группы, выслушивают мнения друг друга, но не могут договориться

1

Соблюдают процедуру при работе в группе, взаимодействуют на основе договоренности внутри группы, выслушивают мнения друг друга, аргументировано доказывают свою точку зрения, принимают решение и фиксируют его.

2

Соблюдают процедуру при работе в группе, взаимодействуют на основе договоренности внутри группы, выслушивают мнения друг друга, аргументировано доказывают свою точку зрения, принимают решение и фиксируют его. Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы.

3

Ответы:

Продукт дизайнерской деятельности

Плохой дизайн

Хороший дизайн

  1. Реклама похоронного агентства

Абсурдность, Перегруженность

Отсутствие стиля, Пошлость


  1. Брелок для ключей

Абсурдность



  1. Календарь карманный

Перегруженность,

Отсутствие стиля, Пошлость


  1. Реклама группы «Агата Кристи»

Агрессивность


Стильность

  1. Телефонный справочник

Абсурдность, Перегруженность

Отсутствие стиля, Пошлость


  1. Футболка

Агрессивность

Удобство

  1. Стул

Абсурдность, Неудобство

Стильность

  1. Туалетная бумага

Абсурдность, Пошлость



  1. Оболочка для мясного продукта

Перегруженность

Отсутствие стиля, Пошлость



  1. Детская комната

Перегруженность,

Отсутствие стиля, Агрессивность


  1. Магазин

Абсурдность


  1. Пакет для семян

Абсурдность, Отсутствие стиля, Пошлость






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Давыдова Наталья Евгеньевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126520


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства