Профессиональная ориентация учащихся в адаптивной школе
Профессиональная ориентация учащихся в адаптивной школе
Выпускникам специальных (коррекционных) или, как сейчас говорят адаптированных школ трудно конкурировать на рынке труда на равных условиях с остальными выпускниками школ в силу особенностей развития, поэтому необходима социальная поддержка государством учащихся специальных школ, выраженная а открытии специальных групп в профессиональных училищах, а также в создании классов углубленной социальной и профессиональной подготовки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональная ориентация учащихся в адаптивной школе »
Профессиональная ориентация в адаптивной школе.
Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательных, медико-психолого-педагогических мер, направленных на оказание реальной помощи учащимся в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями, способностями, усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических условиях и профессионально значимых умениях и навыках.
С одной стороны, осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь школьников, определяет успешность их самореализации, социализации, профессионального роста. С другой стороны, учащиеся не могут в полной мере составить представление о той или иной профессии, так как о всех её нюансах могут знать только сами профессионалы. Это привело к тому, что окончательно проблема профориентации различных категорий школьников пока не решена. Безусловно, при выборе профессии учитываются возможности и желания учеников, но ,в тоже время, человек может приспособиться ко многим видам деятельности, а профессиональные навыки не являются врожденными.
Современное специальное образование гарантирует каждому выпускнику получение образования и возможность приобретения профессии, исходя из индивидуальных способностей. Перед педагогами школы стоит сложнейшая задача: формирование у учащихся внутренней потребности и готовности к труду и сознательному выбору доступной профессии. Выпускникам специальных (коррекционных) школ трудно конкурировать на рынке труда на равных условиях с остальными выпускниками школ в силу особенностей развития, поэтому необходима социальная поддержка государством учащихся специальных школ, выраженная а открытии специальных групп в профессиональных училищах, а также в создании классов углубленной социальной и профессиональной подготовки в специальных (коррекционных) школах.
К задачам профориентационной деятельности относятся слудующие:
Формирование положительного отношения учащихся к труду.
Изучение учащимися содержания профессиональной деятельности.
Выработка у школьников умений соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.
Обучение анализу собственных возможностей и способностей.
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров занятости населения, центров социальной поддержки населения, общественных молодежных организаций.
Связь профориентации с жизнью, с требованиями рынка труда.
В настоящий период времени остро стоит вопрос о переходе от педагогики формирования знаний, умений, навыков к личностно-ориентированной педагогике, обеспечивающей выявление склонностей и способностей личности, её ценностных ориентаций, направленных на саморазвитие школьника. Только в этом случае можно получить личность, способную принимать решения, осознавать свое место в жизни, способную трудиться на собственное благо и уважать труд и благосостояние других людей. Словом, личность, готовую реализовать весь свой нравственный и интеллектуальный потенциал, в том числе и в профессиональной деятельности.
Для эффективности профориентационной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида необходимо учитывать и последовательно организовывать несколько этапов: профинформационный ( позволяет получить максимум информации о профессии, перспективы трудоустройства, статусе на рынке труда); профдиагностический (выявляет склонности и способности человека); профессиональной апробации (знакомство ученика с рабочим местом, определение его способностей непосредственно в трудовой деятельности).
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях основные направления профориентационной деятельности принимают активные и информационные формы. В качестве активных используются: трудовое и профессиональное обучение в школе; практическая работа на уроках труда и производстве; кружковая работа; проведение конкурсов и соревнований; исследования, связанные с той или иной профессией. К информационным относятся: беседы о профессиях, встречи с передовиками производства, использование средств массовой информации, тематические вечера, профориентационные родительские собрания, экскурсии, классные часы и т.п. Эти направления профориетационной деятельности приводят к сознательному целеустремлению школьника.
Необходимо создание специальных профессиональных комиссий, которые будут изучать намерения и планы учащихся и их родителей, помогать найти наиболее целесообразное решение в выборе профессии. Повышению эффективности профориентационной работы в школе способствует использование различных направлений: профинформация, профвоспитание, профконсультация, профдиагностика, профотбор, профадаптация.
Профориентационная работа в школе должна проводиться не только заместителем директора по воспитательной работе, воспитателями, психологом, социальным педагогом, но и библиотекарем, медицинским работником, классными руководителями и, конечно же, учителями-предметниками.
Воспитатель, классный руководитель должны использовать в своей работе такие методы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
В ходе преподавания учебных дисциплин должны достигаться задачи трудовой подготовки школьников, ознакомление их с основами современного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирования у них трудовых умений и навыков, побуждение к сознательному выбору профессии.
Обеспечивая помощь учащимся в выборе профессии, учитель средствами преподаваемых дисциплин имеет возможность:
Знакомить школьников с различными видами труда и профессиями.
Изучать склонности, особенности учащихся, формировать у учащихся мотивы выбора профессии.
Консультировать школьников по вопросам, связанным с продолжением обучения и трудоустройством.
Структура профессий стремительно изменяется, а значит, нужна готовность к своевременному изменению специальности. Именно поэтому учащимся нужна профессиональная квалифицированная помощь в решении этой проблемы.
Безусловно, профориетационная деятельность должна осуществляться систематически в процессе всей учебно-воспитательной работы, начиная с первых лет обучения и заканчивая конкретизацией в выпускных классах, с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.
Считая учебно-профессиональную деятельность важной сферой самовыражения учащихся специальной (коррекционной) школы, необходимо отметить, что неудачи в учебе, разочарования содержат внутреннюю причину – нереализованность школьниками собственной индивидуальности, неповторимости, уникальности. Это может являться основой неудовлетворенности, замедляющей движение по пути саморазвития и самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности.
Правильно организованное трудовое и профессиональное обучение – эффективное средство коррекции и компенсации недостатков развития учащихся специальных (коррекционных) школ, а значит и из дальнейшей социализации в условиях современного общества.