Формирование и развитие навыков самообслуживания у обучающихся начальной школы с нарушением интеллекта как условие социально - бытовой адаптации
Формирование и развитие навыков самообслуживания у обучающихся начальной школы с нарушением интеллекта как условие социально - бытовой адаптации
Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка.
«Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, …, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся» (Закон РФ «Об образовании»).
Дети с ДЦП и с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно принимать пищу, одеваться, раздеваться, проводить гигиенические процедуры). Нарушения двигательного и психического развития данной категории детей, трудности, которые испытывают обучающиеся в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей - всё это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки.
Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.
При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентировки необходимо учитывать у данной категории обучающихся целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.
При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребёнка пользоваться предметами домашнего обихода: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой (настенный модуль), пользоваться осветительными приборами, включать и выключать телевизор, вести разговор по телефону, правильно набирать номер, соблюдать правила поведения в общественных местах и многому другому.
При индивидуальных беседах с родителями, на родительских собраниях, я советую родителям обязательно поощрять стремление детей к самостоятельной деятельности. Потому как овладение навыками самообслуживания делает ребёнка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, что очень важно для социальной адаптации учащихся и даёт возможность подготовить его к овладению профессией.
2
Стандарт предусматривает развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Социально – бытовая адаптация – это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно – бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально – средовых условиях и способы приспособления к ним. При этом в мероприятия по социально – бытовой адаптации включают как обучение самого ребёнка самообслуживанию, персональной сохранности и социальным навыкам, так и обучение его семьи, обеспечение его техническими средствами и обучение пользованию ими, адаптацию жилья к его потребностям.
Также в Стандарте говорится о необходимости формирования у обучающихся элементарных социально – бытовых навыков и навыков самообслуживания.
Самообслуживание в нашем образовательном учреждении для данной категории обучающихся ведётся с первого года обучения и состоит из следующих видов труда: соблюдение личной гигиены, навыки одевания и раздевания, навыки приема пищи, навыки культурного поведения, навыки, связанные с уходом за одеждой и обувью.
В первом классе проводится анкетирование родителей, целью которого является получение первичной информации об уровне развития и сформированности навыков самообслуживания, возможность пребывания ребёнка в интернате. Данные анкетирования показали, что уровень сформированности этих навыков низкий. Уровень самостоятельности никто не показал.
Анкета для родителей состоит из 4 блоков: употребление пищи, одевание и раздевание, обувь, туалет и умывание. Критерии качественных характеристик, приобретённых знаний, умений и навыков отслеживаются в баллах: 2- балла – сформировано, 1 балл – в стадии формирования, 0 баллов – навык, умение отсутствуют полностью. К 3 классу почти все учащиеся овладели навыками самообслуживания.
В решении данной проблемы актуальными являются следующие формы работы:
уроки, индивидуальные беседы с родителями, планирование заданий и упражнений с воспитателем во второй половине дня, составление мониторинга: «Сформированность самостоятельности обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»
Ведущим видом деятельности является игра. Например, используя комплект Монтессори, мы знакомимся с предметами посуды, учимся выполнять с данными предметами определённые действия в соответствии с их назначением. Учимся расстёгивать и
3
застёгивать пуговицы, кнопки, застёжки велкро, и другие. Методика Марии Монтессори интересна тем, что она включает в себя три основных пункта: самостоятельность, свободу, где обучающий материал выбирает сам ребёнок, умение сконцентрироваться.
Огромное значение для развития навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентировки имеет наглядность и непосредственная деятельность с предметами. Работа с наглядными пособиями (предметы, презентации, интерактивные задания, тест – игры) даёт обучающимся более конкретные и относительно прочные знания, развивает наблюдательность, повышает интерес к изучаемому материалу. Большую роль в выработке у обучающихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Экскурсия в столовую, на почту, в магазин, где обучающиеся могут не только наблюдать те или иные объекты, но и совершать определённые действия, подражая деятельности взрослых.
Результативность занятий обеспечивается только при условии тесной связи со всеми участниками образовательного процесса.
На уроках и на коррекционных занятиях, ведётся работа не только по отработке какого – то навыка или умения, но и продолжается работа по развитию мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков обучащихся, что положительно влияет на результаты в части овладения письмом и развитием речи, математическими представлениями.
Таким образом, формирование и развитие навыков самообслуживания несёт огромные возможности не только в рамках социальной адаптации и реабилитации, но и во всестороннем развитии обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
У обучающихся отмечается стабильная динамика в образовательных достижениях по математике, письму и развитию речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие навыков самообслуживания у обучающихся начальной школы с нарушением интеллекта как условие социально - бытовой адаптации»
1
Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка.
«Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, …, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся» (Закон РФ «Об образовании»).
Дети с ДЦП и с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно принимать пищу, одеваться, раздеваться, проводить гигиенические процедуры). Нарушения двигательного и психического развития данной категории детей, трудности, которые испытывают обучающиеся в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей - всё это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки.
Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.
При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентировки необходимо учитывать у данной категории обучающихся целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.
При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребёнка пользоваться предметами домашнего обихода: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой (настенный модуль), пользоваться осветительными приборами, включать и выключать телевизор, вести разговор по телефону, правильно набирать номер, соблюдать правила поведения в общественных местах и многому другому.
При индивидуальных беседах с родителями, на родительских собраниях, я советую родителям обязательно поощрять стремление детей к самостоятельной деятельности. Потому как овладение навыками самообслуживания делает ребёнка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, что очень важно для социальной адаптации учащихся и даёт возможность подготовить его к овладению профессией.
2
Стандарт предусматривает развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Социально – бытовая адаптация – это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно – бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально – средовых условиях и способы приспособления к ним. При этом в мероприятия по социально – бытовой адаптации включают как обучение самого ребёнка самообслуживанию, персональной сохранности и социальным навыкам, так и обучение его семьи, обеспечение его техническими средствами и обучение пользованию ими, адаптацию жилья к его потребностям.
Также в Стандарте говорится о необходимости формирования у обучающихся элементарных социально – бытовых навыков и навыков самообслуживания.
Самообслуживание в нашем образовательном учреждении для данной категории обучающихся ведётся с первого года обучения и состоит из следующих видов труда: соблюдение личной гигиены, навыки одевания и раздевания, навыки приема пищи, навыки культурного поведения, навыки, связанные с уходом за одеждой и обувью.
В первом классе проводится анкетирование родителей, целью которого является получение первичной информации об уровне развития и сформированности навыков самообслуживания, возможность пребывания ребёнка в интернате. Данные анкетирования показали, что уровень сформированности этих навыков низкий. Уровень самостоятельности никто не показал.
Анкета для родителей состоит из 4 блоков: употребление пищи, одевание и раздевание, обувь, туалет и умывание. Критерии качественных характеристик, приобретённых знаний, умений и навыков отслеживаются в баллах: 2- балла – сформировано, 1 балл – в стадии формирования, 0 баллов – навык, умение отсутствуют полностью. К 3 классу почти все учащиеся овладели навыками самообслуживания.
В решении данной проблемы актуальными являются следующие формы работы:
уроки, индивидуальные беседы с родителями, планирование заданий и упражнений с воспитателем во второй половине дня, составление мониторинга: «Сформированность самостоятельности обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»
Ведущим видом деятельности является игра. Например, используя комплект Монтессори, мы знакомимся с предметами посуды, учимся выполнять с данными предметами определённые действия в соответствии с их назначением. Учимся расстёгивать и
3
застёгивать пуговицы, кнопки, застёжки велкро, и другие. Методика Марии Монтессори интересна тем, что она включает в себя три основных пункта: самостоятельность, свободу, где обучающий материал выбирает сам ребёнок, умение сконцентрироваться.
Огромное значение для развития навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентировки имеет наглядность и непосредственная деятельность с предметами. Работа с наглядными пособиями (предметы, презентации, интерактивные задания, тест – игры) даёт обучающимся более конкретные и относительно прочные знания, развивает наблюдательность, повышает интерес к изучаемому материалу. Большую роль в выработке у обучающихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Экскурсия в столовую, на почту, в магазин, где обучающиеся могут не только наблюдать те или иные объекты, но и совершать определённые действия, подражая деятельности взрослых.
Результативность занятий обеспечивается только при условии тесной связи со всеми участниками образовательного процесса.
На уроках и на коррекционных занятиях, ведётся работа не только по отработке какого – то навыка или умения, но и продолжается работа по развитию мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков обучащихся, что положительно влияет на результаты в части овладения письмом и развитием речи, математическими представлениями.
Таким образом, формирование и развитие навыков самообслуживания несёт огромные возможности не только в рамках социальной адаптации и реабилитации, но и во всестороннем развитии обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
У обучающихся отмечается стабильная динамика в образовательных достижениях по математике, письму и развитию речи.