Профессиональная компетентность и инновационный поиск учителя технологии.
Профессиональная компетентность и инновационный поиск учителя технологии.
В свете современных требований предъявляемых мировым сообществом к образованию, отечественная система образования должна стать более гибкой, интенсивнее использовать контакты между содержанием разных учебных предметов, а также предоставлять возможности для приобретения ключевых компетенций, связанных с развитием мышления, наличием собственной точки зрения, управленческими способностями, навыками коллективной работы, не идущими вразрез с развитием индивидуальных способностей, стремлением овладеть новейшими технологиями.
Сегодня уже накоплен значительный опыт в реализации проектного метода обучения в образовательной области «Технология», тем не менее, мне хотелось представить Вам свой опыт реализации данной технологии обучения.
Как любая педагогическая технология, метод проектов включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; систему действий всех участников образовательного процесса; критерии оценивания и качественно новый результат.
Цели проектного обучения:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения: позволить каждому обучаемому увидеть себя как человека способного и компетентного; развивать у каждого позитивный образ себя и других; развивать у обучаемых умения истинно оценивать себя.
2. Обеспечить механизм развития критического мышления, умение искать и умение сотрудничать, находить пути решения поставленной задачи, осуществлять самоконтроль.
В своей работе использую три вида самоконтроля :
Итоговый-по результату работы - выполнение работы и сравнение её с образцом;
Пошаговый, пооперационный - по ходу работы- позволяет исполнителю проекта скорректировать деятельность до её завершения;
Прогнозирующий, перспективный, планирующий, опережающий- определение этапов деятельности последовательности исполнения.
Этот вид контроля является самым сложным видом регуляции всей учебной работы, он позволяет предупредить ошибки, спланировать учебную работу в целом. При работе над проектом присутствуют все виды самоконтроля, что имеет немаловажное значение при оценивании результативности деятельности.
3. развивать исследовательские умения ( выявление проблем, сбор информации из литературы и т. д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
(слайд 9) Мною накоплен и создан банк проектных работ обучающихся по всем направлениям технологической подготовки, согласно, базовой программы.
(слайд 10)В реализации проектной технологии применяю дифференцированный подход в деятельности обучающихся 5-8 классов.
(слайды 11-20) Предлагаю Вашему вниманию рассмотреть процесс выполнения проектов обучающимися и набор различных упражнений, применяемых в учебном процессе в целях развития творческого, логического, критического мышления.
(слайд16-17)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональная компетентность и инновационный поиск учителя технологии. »
Профессиональная компетентность и инновационный поиск учителя технологии.
Подготовила: Мелешко Светлана Викторовна,
учитель высшей категории,
лицея №11 «Естественнонаучный»
В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы к организации процесса обучения и воспитания. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения мотивации к учебе обучающихся и повышения качества обучения. Овладение, применение учителем современных педагогических технологий - обязательная компетенция профессиональной его деятельности. (слайд 2-3)
Одной из ванных задач, по моему мнению, является изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта инновационно работающих учителей технологии; анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса, внедрение новых форм, технологий и методов обучения.(слайды 4-5)
В свете современных требований предъявляемых мировым сообществом к образованию, отечественная система образования должна стать более гибкой, интенсивнее использовать контакты между содержанием разных учебных предметов, а также предоставлять возможности для приобретения ключевых компетенций, связанных с развитием мышления, наличием собственной точки зрения, управленческими способностями, навыками коллективной работы, не идущими вразрез с развитием индивидуальных способностей, стремлением овладеть новейшими
технологиями.(слайды 6)
Реализация упомянутых возможностей со всей остротой ставит проблему адекватности уровня профессиональной компетентности педагогов. Многообразие учебных программ и методов работы, переосмысление целей образования, возрастающая неоднородность ключевых компетенций обучающихся свидетельствует о том, что преподаватель с однопредметным набором знаний и навыков не может серьёзно претендовать на выполнение образовательных задач, которые усложнились и стали комплексными. (слайд 7)Следовательно, необходим поиск новых форм организации образовательного процесса, которые позволяют:
- обеспечить высокий уровень ключевых компетенций обучающихся, умение самостоятельно приобретать их на практике;
- развивать каждого обучающегося как творческую личность; вовлечь каждого участника образовательного процесса в активный познавательный процесс;
- сформировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;
- повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений;
- сформировать у обучаемых представление о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире.
Мировой опыт свидетельствует о том, что быстрая смена технологий за время трудовой деятельности вынуждает человека неоднократно менять профессию. Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к работнику стали предъявляться новые функциональные требования: развитие производственных функций и способности к проектированию. Эти качества личности должны формироваться с детства, развиваться во время технологической подготовки в общеобразовательных учреждениях и далее в профессиональной деятельности.
Существует много различных технологий, но каждому учителю для повышения своей компетентности можно выбрать любую, наиболее приемлемую для себя. (слайд 8)
Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода является то, что обучаемый должен не только собрать и проанализировать необходимую информацию, представить продукт деятельности, но и оценить, публично защитить свой проект. При более сложных коллективных проектах обязательным является определение реального вклада каждого ученика.
Таким образом, решается комплекс педагогических задач, включающий формирование у обучаемых чувства ответственности за принятые решения, способности работать в группе ( при коллективном проекте), а также умений анализировать свою деятельность и результаты, правильно описывать процессы своей деятельности.
Сегодня уже накоплен значительный опыт в реализации проектного метода обучения в образовательной области «Технология», тем не менее, мне хотелось представить Вам свой опыт реализации данной технологии обучения.
Как любая педагогическая технология, метод проектов включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; систему действий всех участников образовательного процесса; критерии оценивания и качественно новый результат.
Цели проектного обучения:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения: позволить каждому обучаемому увидеть себя как человека способного и компетентного; развивать у каждого позитивный образ себя и других; развивать у обучаемых умения истинно оценивать себя.
2. Обеспечить механизм развития критического мышления, умение искать и умение сотрудничать, находить пути решения поставленной задачи, осуществлять самоконтроль.
В своей работе использую три вида самоконтроля :
Итоговый-по результату работы - выполнение работы и сравнение её с образцом;
Пошаговый, пооперационный - по ходу работы- позволяет исполнителю проекта скорректировать деятельность до её завершения;
Прогнозирующий, перспективный, планирующий, опережающий- определение этапов деятельности последовательности исполнения.
Этот вид контроля является самым сложным видом регуляции всей учебной работы, он позволяет предупредить ошибки, спланировать учебную работу в целом. При работе над проектом присутствуют все виды самоконтроля, что имеет немаловажное значение при оценивании результативности деятельности.
3. развивать исследовательские умения ( выявление проблем, сбор информации из литературы и т. д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
(слайд 9) Мною накоплен и создан банк проектных работ обучающихся по всем направлениям технологической подготовки, согласно, базовой программы.
(слайд 10)В реализации проектной технологии применяю дифференцированный подход в деятельности обучающихся 5-8 классов.
(слайды 11-20) Предлагаю Вашему вниманию рассмотреть процесс выполнения проектов обучающимися и набор различных упражнений, применяемых в учебном процессе в целях развития творческого, логического, критического мышления.
(слайд16-17)
АНАЛИЗ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
6-8-Х КЛАССОВ ЗА ПЕРИОД С 2006 ПО 2011 ГОД
Класс
Кол-во уч-ся
Учебный год,
вид проекта
Кол-во проектов
Уровень творчества
Кач-во знаний в %
Репродук-тивный
продуктивный
редуктивный
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2006-2007 г.г.
6
19
Индиви-дуальный
19
4
21
7
36
8
40
100
7
15
Групповой
(3 чел)
5
-
-
5
100
-
-
100
8
23
Коллек-тивный
1
-
-
-
-
1
100
100
2007-2008 г.г.
7
14
Групповой
(2 чел)
7
-
-
7
100
-
-
100
8
15
Индиви-дуальный
15
-
-
7
46
8
54
100
2008-2009 г.г.
6
18
Индиви-дуальный
18
3
16
9
48
6
36
100
7
16
Индиви-дуальный
16
4
25
6
37
6
38
100
2009-2010 г.г.
6 «А»
17
Индиви-дуальный
17
5
30
8
48
4
22
100
6 «Б»
19
Индиви-дуальный
19
4
21
9
46
6
33
100
7
24
Групповой
(3 чел)
8
-
-
-
-
8
100
100
8 «А»
16
Индиви-дуальный
16
-
-
5
30
11
70
100
8 «Б»
17
Индиви-дуальный
17
-
-
7
42
10
58
100
2010-2011 г.г.
6 «А»
13
Индиви-дуальный
13
2
15
5
38
6
47
100
6 «Б»
15
Индиви-дуальный Групповой
(3 чел)
9 (60%)
2 (40%)
1
-
12
-
4
-
44
-
4
2
44
100
100
100
7
22
Индиви-дуальный Групповой
(3 чел)
4 (18%)
6 (82%)
2
-
9
-
2
-
9
-
-
6
-
82
100
100
8
18
Индиви-дуальный
18
-
-
8
45
10
55
100
По результатам таблицы произведен расчет уровня творчества в проектной деятельности учащихся и построена диаграмма
УРОВЕНЬ ТВОРЧЕСТВА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ 6-8 х КЛАССОВ
Формула расчета % выполненных проектов данного уровня творчества
% =Количество учащихся, занятых данным видом проекта (6 кл+7 кл+8 кл) * 100 %
Общее количество учащихся (6 кл+7 кл+8 кл)
Сравнительная диаграмма, выполненная на основании данных таблицы 2, показывает, что % проектов репродуктивного характера остается низким. В основном учащиеся отдают предпочтение поисковым и творческим проектам, соотношение между которыми меняется в зависимости от объективных причин, способностей, мотивации, уровня подготовки. Высокий уровень творческих проектов получен за счет выполнения групповых проектов. В течение 5-х лет учащиеся лицея принимали участие в городских олимпиадах по технологии.
(слайд18) упражнения на развитие творческих способностей обучающихся (по упрощенной модификации тестов Торренца) предлагаю в 5 классах.
Например: напишите все возможные виды использования слов «ботинок» «кастрюля», причём могут быть и необычные виды применения.
Этот тест определяет показатели продуктивности, гибкости и оригинальности мышления обучающихся.
Оценивание теста по следующим критериям:
Высокий уровень- 15 и более ответов;
Средний уровень- 10-14 вариантов ответа;
Низкий уровень- менее 10.
В конечном итоге самым важным является сам творческий процесс поиска и придумывания ответов, его спонтанность интересность для обучающихся, а не уровень выполнения. Частое включение в процесс творческой игры развивает творческую мотивацию любой деятельности и стимулирует проявление творческих способностей, которые есть у каждого человека, независимо от уровня интеллекта.
Следующий тест (слайд 19)СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ
Например: Составьте осмысленное предложение из слов “трактор”, “Луна”, “весло”. Запишите его. Затем составьте предложение из новых слов “масло”, “фонарь” и “верблюд”. Также запишите его.
Далее составьте маленький рассказ, в котором используются все
6 заданных слов, но с новым содержанием рассказа и предложений, и запишите его.
Он, конечно же, может включать и другие слова.
Заданные слова можно использовать в любой форме: уменьшительной, множественном числе и т.п.
Определяются: осмысленность, логичность и оригинальность предложений и рассказа.
Примерные уровни выполнения задания
Высокий - логичность и осмысленность обоих предложений и рассказа, оригинальность не менее 2 ответов (всего 3 ответа - два предложения и один рассказ).
Средний - логичность всех трех ответов, но нет их оригинальности.
Низкий - нелогичные случайные предложения или их отсутствие, нет оригинальных ответов.
(слайд 20) Здесь я вам предлагаю поработать над заданием на принцип объединения.
Например: подумайте и запишите, с каким другим объектом можно объединить «настольную лампу» и « рамку для фотографий». Зарисуйте самую интересную идею на ваш взгляд и объясните.
Об эффективности реализации проектной технологии свидетельствуют результаты деятельности школьников (слайды 21- 30)
Кроме того новые возможности кабинета «Технология», позволяют реализовать современный образовательный процесс на более качественном уровне.(слайд 31)
И, расставаясь с вами , я хотела бы предложить вам несколько необычных, но интересных мыслей для вашей души, которые мне очень понравились. Думаю, они понравятся и вам.