Главное в педагогической деятельности - качество образовательного процесса. Основная задача – добиваться высоких результатов. Качество образования тесно связано с понятием компетентности учителя. Компетентность и компетенция, этимологически связанные понятия. Смежные понятия: профессионализм, квалификация, осведомлённость, педагогическая культура и образованность. По словарю Ю.Д.Ушакова: компетентность - это осведомлённость, авторитетность; компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий. Таким образом, компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях. Какие компетенции, такая и компетентность. Компетенции включают в себя не только знания и навыки, но и личностные характеристики человека.
Виды компетенций и требования к современному учителю:
1. Предметная (хорошее знание предмета).
2.Общепедагогическая (обеспечение условий для успешной деятельности, знание и учет психологических и физиологических особенностей ребенка, умение выявлять и отражать специфические образовательные потребности: региональные, национальные, этнокультурные, личностные).
3.Профессионально-коммуникационная (владение приёмами эффективного общения).
4.Управленческая (умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач, разработка рабочих программ, дидактических материалов, выбор учебников и метод.литературы).
5.Компетенция в сфере инновационной деятельности (организация и сопровождение учебно-исследовательской деят-ти обучающихся, участие в пед.экспериментах).
6.Рефлексивная (реализация пед.оценивания деятельности: мониторинг, внутришкольная стартовая и промежуточная диагностика).
7.Информационно-коммуникационная (использование возможностей ИКТ, осуществление самостоятельного поиска и анализа информации с помощью информационно-поисковых технологий).
С 01.09.11 начальная школа перешла на новые Федеральные стандарты. Новые стандарты направлены на формирование личности ребёнка, навыков самостоятельной и коллективной работы, раскрытие талантов. Меняются и квалификационные требования к учителю. Центральное место занимают профессиональные педагогические компетенции. Современный учитель - высокая креативность, направленность на активную созидательную деятельность, технологическая подготовленность.
Самообразование - наиболее эффективный способ повышения компетенции педагога.
Но в формировании компетенций учителя важную роль играет и ШМО учителей ИЯ.
Тема методической работы МО на 2013/2014гг. «Формирование компетенций учителей английского языка в контексте ФГОС как условие развития образовательного пространства школы».
Стратегия инновационной деятельности нашего МО направлена на решение следующих задач:
1.Пересмотреть традиционные роли учителя и ученика в процессе обучения.
2.Совершенствовать инновационное поле образования на основе современных технологий (развития критического мышления, стратегии позитивного оценивания, использования исследовательских и проектных методов в обучении и проблемно-диалогической технологии, развитие организационных, коммуникационных, интеллектуальных и оценочных УУД обучающихся).
3.Создание условий для овладения современными технологиями через систему самообразования и курсовую подготовку.
4.Внедрение развивающих образовательных технологий на основе индивид. и возрастных особенностей обучающихся.
5.Работа по ФГОС (изучение документов, нормативных и методических материалов).
6.Работа по подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ.
7.Предпрофильная подготовка.
8.Оптимизация работы с одарёнными детьми.
9.Охрана и защита прав детей, реализация СанПиН.