Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Александро – Ершинская средняя школа
Проектная задача
«Меню для семьи»
Автор: Смирнова Наталья Михайловна,
учитель технологии
Александро – Ерша
2019
Пояснительная записка
Актуальность выполненной работы состоит в том, что рациональное питание необходимо для жизнедеятельности здорового человека. Последствием неправильного питания может являться недостаток питательных веществ, что вызывает потерю внимания, слабость, ухудшение памяти и работы мозга, снижение иммунитета. Для обучающихся очень важно уметь правильно составлять рацион семьи.
При разработке данного материалы были использованы информационные и проектные технологии.
Прогнозируемая результативность методических материалов для личностного развития обучающихся в формировании культуры здорового питания.
Перспективы использования данного материала среди педагогов ОУ: данная методическая разработка может быть использована учителем ОБЖ, математики, классным руководителем.
Содержательная часть
Паспорт проектной задачи
Проектная задача по технологии
Название проектной задачи | «Меню для семьи» |
Предмет | Интегрированная (технология, ОБЖ, математика) |
Класс | 5 |
Тип задачи | Предметная, одновозрастная |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | Создать условия для организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении проектной задачи, для создания плаката «Меню для семьи» |
Знания, умения и способы действий на которые опирается задача | Предметные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися: Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; Умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт»: плакат «Меню для семьи» |
Способ и формат оценивания результатов работы | При подведении итогов работы учителем оценивается: владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации; правильность выполнения задания; способность на протяжении всего решения задачи удерживать её специфику; умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями; перенос способов действий, освоенных в одном учебном предмете или теме, на другие предметы или темы; умение работать с предложенным текстовым материалом, выделять из него главное, отсеивать лишнее, не имеющее отношения к оставленной цели; коммуникативные умения при работе в малой группе и их влияние на конечный результат; умение проводить взаимооценку по разработанным коллективно критериям. |
Оборудование и материалы | Набор текстовых заданий в нескольких вариантах, листы формата А4, картон, карандаши, маркеры, ножницы, клей |
Замысел проектной задачи
Учащимся предлагается принять участие в оформлении плаката «Меню для семьи».
Учащиеся получат возможность самостоятельно отобрать материал и оформить его.
Благодаря выполнению проектной задачи обучающиеся получат возможность получить навык составления меню. Это очень важно с точки зрения формирования здорового образа жизни, воспитания культуры здорового питания
Проектная задача рассчитана на участие 4 человек в каждой группе с осуществлением взаимоконтроля выполнения действий. На последнем этапе работы должна быть выполнена презентация плаката. В процессе выполнения проектной задачи учащиеся оказывают взаимопомощь друг другу, учиться кооперации.
Такой подход расширяет возможности детей, даёт простор их для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.
Цель, которую должны достичь учащиеся: создать итоговый продукт – плакат.
Сюжет проектной задачи
Дорогие пятиклассники!
К нам обратилась за помощью семья Ивановых с просьбой составить правильное меню для семьи из трех человек.
Меню должно быть составлено с учетом необходимой суточной калорийностью для разных членов семьи, оно должно быть разнообразным и содержащим продукты, необходимые для жизнедеятельности человеческого организма.
Итак, приступайте к работе! Удачи вам!
Начните свою работу с чтения инструкции к работе и памятку по рациональному питанию (приложение №1 к проектной задаче).
Тщательно отбирайте материал. При защите каждая группу должна обосновать выбор материала.
1 этап. Подводящий диалог
- Ребята, сегодня вам предстоит разработать «Меню для семьи». Но для того, чтобы оценить результат своей работы нам нужны критерии. Давайте их разработаем (разрабатывают критерии).
Давайте вспомним этапы работы над проектной задачей
Обсуждаем цель и предназначение результата
Составляем план действий
Выполняем задания
Контролируем исполнение
Презентуем результат
Оцениваем результат
Голосуем за лучшую работу
Заполняем лист самооценки
2 этап. Решение проектной задачи
Задание №1 Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________ А) Разбить суточную калорийность на 5 приемов пищи для трех членов семьи (приложение №1) Б) Разбить суточную калорийность дня для женщины (определенной весовой категории) (приложение №2) В) Разбить суточную калорийность дня для мужчины (определенной весовой категории) (приложение №3) Г) Разбить суточную калорийность дня для ребенка (приложение №4) Д) Обоснуй свои ответы. Приготовь этот материал для оформления «конечного продукта» |
Задание №2 Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________ А) Подобрать блюда для каждого приема пищи, не превышая допустимую калорийность для женщины. Оформить полученное меню в виде таблицы (приложение №5, 8) Б) Подобрать блюда для каждого приема пищи, не превышая допустимую калорийность для мужчины. Оформить полученное меню в виде таблицы (приложение №6, 8) В) Подобрать блюда для каждого приема пищи, не превышая допустимую калорийность для ребенка. Оформить полученное меню в виде таблицы (приложение №7, 8) Г) Обоснуй свои ответы. Приготовь этот материал для оформления «конечного продукта» |
Задание №3 Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________ А) Приготовь этот материал для оформления «конечного продукта» (приложение №9 и 10) |
Приложение №1 (к заданию №1)
№ | | Вес | Рост | Возраст | Физическая активность | Суточная калорийность |
1 | Женщина | 65 | 163 | 33 | Средняя | 1611 |
2 | Мужчина | 90 | 182 | 33 | Средняя | 2133 |
3 | Ребенок | | | 4 | | 1950 |
Приложение №2 (к заданию №1)
Женщина
Прием пищи | % от дневной калорийности | Количество калорий, кк |
Завтрак | 20 | |
Второй завтрак | 10 | |
Обед | 35 | |
Полдник | 10 | |
Ужин | 25 | |
Приложение №3 (к заданию №1)
Мужчина
Прием пищи | % от дневной калорийности | Количество калорий, кк |
Завтрак | 20 | |
Второй завтрак | 10 | |
Обед | 35 | |
Полдник | 10 | |
Ужин | 25 | |
Приложение №4 (к заданию №1)
Ребенок
Прием пищи | % от дневной калорийности | Количество калорий, кк |
Завтрак | 20 | |
Второй завтрак | 10 | |
Обед | 35 | |
Полдник | 10 | |
Ужин | 25 | |
Приложение №5 (к заданию №2)
Женщина
Прием пищи | Максимально допустимая калорийность | Блюдо | Вес, гр | Калорийность, кк |
Завтрак | | | | |
Второй завтрак | | | | |
Обед | | | | |
Полдник | | | | |
Ужин | | | | |
Приложение №6 (к заданию №2)
Мужчина
Прием пищи | Максимально допустимая калорийность | Блюдо | Вес, гр | Калорийность, кк |
Завтрак | | | | |
Второй завтрак | | | | |
Обед | | | | |
Полдник | | | | |
Ужин | | | | |
Приложение №7 (к заданию №2)
Ребенок
Прием пищи | Максимально допустимая калорийность | Блюдо | Вес, гр | Калорийность, кк |
Завтрак | | | | |
Второй завтрак | | | | |
Обед | | | | |
Полдник | | | | |
Ужин | | | | |
Приложение №8 (к заданию №2)
Салаты
№ | Название | Калорийность в 100 гр |
-
| Салат «Греческий» | 188 |
-
| Салат «Оливье» | 197 |
-
| Салат «Мимоза» | 292 |
-
| Салат из помидор и огурцов со сметаной | 58 |
-
| Салат «Под шубой» | 208 |
-
| Салат овощной с оливковым маслом | 35 |
Каши
№ | Название | Калорийность в 100 гр |
-
| Гречневая каша на воде | 111 |
-
| Перловка вареная | 118 |
-
| Манная каша на молоке | 223 |
-
| Кукурузная каша на воде | 110 |
Блюда из яиц
№ | Название | Калорийность в 100 гр |
-
| Яичница из 2 яиц | 160 |
-
| Яйцо отварное | 110 |
Первые блюда
№ | Блюдо | Калорийность в 100 гр |
-
| Борщ с курицей | 128 |
-
| Суп крестьянский | 65 |
-
| Суп гороховый | 64 |
-
| Суп рыбный | 52 |
Вторые блюда
№ | Блюдо | Калорийность в 100 гр |
-
| Картофельное пюре с котлетой | 154 |
-
| Картофельное пюре на воде | 83 |
-
| Рис с рыбой | 213 |
-
| Картофельное пюре с жареной рыбой | 170 |
-
| Картофельное пюре с сосиской | 119 |
Хлебобулочные изделия
№ | Продукт | Калорийность в 100 гр |
-
| Булочка с маком | 310 |
-
| Булочка с изюмом | 290 |
-
| Пирожок , 1 шт | 160 |
-
| Пицца | 266 |
-
| Черный хлеб | 259 |
-
| Белый хлеб | 265 |
Десерт
№ | Продукт | Калорийность в 100 гр |
-
| Сладкие кукурузные палочки | 467 |
-
| Зефир | 326 |
-
| Мармелад | 246 |
-
| Пастила | 310 |
-
| Шоколад | 546 |
Овощи
№ | Продукт | Калорийность в 100 гр |
-
| Огурец | 15 |
-
| Помидор | 20 |
Фрукты
№ | Продукт | Калорийность в 100 гр |
1 | Банан | 89 |
2 | Груша | 57 |
3 | Яблоко | 52 |
Напиток
№ | Продукт | Калорийность в 100 гр |
-
| Какао | 228 |
-
| Компот из сухофруктов | 60 |
-
| Кофе черный | 2 |
-
| Кофе с сахаром и молоком | 113 |
-
| Чай с сахаром (2 ложки) | 65 |
Колбаса
№ | Продукт | Калорийность в 100 гр |
-
| Колбаса куриная | 223 |
Молочные и кисломолочные продукты
№ | Продукт | Калорийность в 100 гр |
-
| Молоко, 2, 5 % жирности | 52 |
-
| Молоко, 3, 2 % жирности | 59 |
-
| Молоко,4, 5 % жирности | 72 |
-
| Кефир, 1, 5 % жирности | 43 |
-
| Кефир, 2, 5 % жирности | 53 |
-
| Сыр российский | 363 |
-
| Сыр «Виола» | 305 |
-
| Творог, 5 % жирности | 121 |
-
| Творог, 9 % жирности | 159 |
-
| Йогурт , 1, 5 % жирности | 51 |
-
| Йогурт , 2 % жирности | 60 |
-
| Йогурт , 2, 5 % жирности | 76 |
Приложение №9 (к заданию №3)
Каши
| |
Гречневая каша на воде | Кукурузная каша на воде |
| |
Манная каша на молоке | Перловка вареная |
Салаты
| |
Салат «Греческий» | Салат «Зимний» |
| |
Салат «Мимоза» | Салат «Под шубой» |
| |
Салат из огурцов и помидор со сметаной | Овощной салат |
Первые блюда
| |
Борщ | Суп крестьянский |
| |
Суп с рыбными консервами | Суп гороховый |
Вторые блюда
| |
Картофельное пюре с жареной рыбой | Картофельное пюре с сосиской |
| |
Картофельное пюре с тефтелями | Картофельное пюре на воде |
| |
Рис с рыбой | |
Десерт
| |
Кукурузные палочки | Зефир |
| |
Шоколад черный | Мармелад |
| |
Пастила | |
Молочные продукты
| |
Творог | Сыр |
| |
Кефир | Молоко |
| |
Йогурт | |
Напитки
| |
Компот | Кофе черный |
| |
Кофе с сахаром и молоком | Чай с сахаром |
Овощи
| |
Огурец | Помидор |
Фрукты
Блюда из яиц
| |
Яйцо отварное | Яичница из двух яиц |
Колбасные изделия
|
Колбаса куриная |
Хлебобулочные изделия
| |
Хлеб белый | Хлеб черный |
| |
Булочка с маком | Булочка с изюмом |
| |
Булочка сдобная | Пицца |
Приложение №10 (к заданию №3)
ЗАВТРАК |
ВТОРОЙ ЗАВТРАК |
ОБЕД |
ПОЛДНИК |
УЖИН |
Список литературы.
М.М.Безруких, Т.А. Филиппова «Разговор о правильном питании» Праздники –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007.
Боровская Э. «Здоровое питание школьника» «Эксмо», 2010
Гогулан Н. «Законы полноценного питания», Москва, 2007г.
А. Клейборн. Энциклопедия. Моя первая книга о человеке. –М.: Росмен, 2005.
И. Мельников «Сбалансированное питание школьника: завтраки и обеды «с собой», 2012
Уайт Е. «Основы здорового питания», «Эксмо», 2011 г.
Статья «Рациональное питание»: http://vidnoe-bolnica.ru/article/racionalnoe-pitanie-statya-no-3
Статья «Законы рационального питания»: http://gigiena.minsk-region.by/ru/obraz/statyi?id=2267
Статья «Рациональное питание»: http://www.medprofural.ru/Racionalnoe-pitanie
Приложение 1. Памятка по рациональному питанию
Пища – главный источник энергии. Питание дает нашему организму силы для того, чтобы двигаться, учиться, развиваться.
Всемирной Организацией здравоохранения разработана «пищевая пирамида» (рис. 1). Это схематическое изображение принципов здорового питания, разработанных ведущими диетологами. Расположенные внизу пирамиды продукты, нужно употреблять в пищу как можно чаще, расположенные вверху употреблять в ограниченном количестве.
Рис. 1. Пирамида питания
Основание пирамиды, самая широкая его часть: овощи (3-5 порций), фрукты (2-4 порции), хлеб грубого помола, неочищенный рис, макаронные изделия из цельнозерновой муки, каши (6-11 порций). В этой группе находятся и растительные жиры (оливковые, подсолнечные, рапсовое и другие масла). Такие продукты следует употреблять при каждом приёме пищи.
Чуть выше в «пирамиде питания» находятся белоксодержащие продукты - растительного (орехи, бобовые, семечки подсолнуха и тыквы) и животного происхождения — рыба и морепродукты, мясо птицы (курятина, индюшатина), яйца. На этой же ступени находятся молоко и молочные продукты. Употреблять в пищу такие продукты рекомендуется по 2-3 порции в день.
На самой верхней ступени пирамиды находятся продукты, употребление которых следует сократить. Это красные сорта мяса (свинина, говядина) и сливочное масло. В эту группу также относятся продукты из белой муки (хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия), очищенный рис, газированные напитки, сладости. Употребление этих продуктов следует сократить.
Рацион должен содержать продукты, содержащие белки, жиры и углеводы. Особенно большое значение имеет содержание в рационе белка. Белок называют протеином, с греческого это слово переводится как «занимать первое место». Из белка состоят мышцы, внутренние органы, кровеносная, иммунная система, кожа, волосы, ногти.
Больше всего белка в рыбе, курятине, индейке, нежирном мясе, обезжиренных молочных продуктах, орехах, яичных белках. Недостаточное его количество проявляется слабостью, вялостью, падением веса, отставанием в росте. Избыток белка в рационе может привести к нарушению обменных процессов. Хорошо усваивается белок с овощами, поэтому мясные и рыбные блюда необходимо подавать с овощными гарнирами.
Жиры - наиболее мощный источник энергии. Источником жира являются мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Жиры вызывают чувство сытости.
Углеводы – основной источник энергии. Примерно 60% энергии организм получает за счет углеводов. Сахар, мед, печенье, крупы, макароны, хлеб, торты– продукты, в которых углеводы содержаться в больших количествах.
Установлено, что в суточном рационе обучающихся должны быть определенные соотношения между белками, жирами и углеводами, а именно 1:1:4 или 5. Соблюдение этого правила приводит к хорошему обмену веществ.
Под калорийностью, или энергетической ценностью, пищи подразумевается количество энергии, которое получает организм при полном её усвоении. Калорийность пищи выражается в калориях (кал) или килокалориях (ккал). Для того, чтобы избежать набора лишнего веса необходимо употреблять умеренное количество калорий, т.е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие. Продукты содержат разное количество калорий.
Огромную роль для развития организма играют витамины. Витамины (от латинского «vita» — жизнь), группа органических соединений разнообразной химической природы, необходимых для питания человека, животных и других организмов в ничтожных количествах по сравнению с основными питательными веществами (белками, жирами, углеводами), но имеющих огромное значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности. Они способствуют росту и развитию ребенка, участвуют в обменных процессах, повышают выносливость и устойчивость организма к заболеваниям.
Существуют различные разновидности витаминов:
Витамин A содержится в следующих продуктах: морковь, перцы, персики, яблоки, абрикосы, плоды шиповника, рыбий жир, печень, яйца, молоко.
Витамин группы В: B1,B2, B3, B5, В6, В7, В9, В12 можно обнаружить в печени, яичном желтке, молочных продуктах, геркулесе, гречихе, твороге, сыре, мясе, рыбе.
Витамин С содержится в шиповнике, облепихе, черной смородине, фруктах и овощах.
Витамин Е присутствует в зерновых и бобовых растениях, помидорах, салате, горохе, шпинате, ботве петрушки, семенах шиповника, мясе, яйцах, молоке, говяжьей печени.
Витамин РР есть в мясе, печени, почках, яйцах, молоке, хлебных изделиях из муки грубого помола, крупах (особенно гречневая), бобовых, грибах.
Недостаток витаминов в пище может привести к авитаминозу: нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность.