Особенности обучения учащихся с задержкой психического развития
Особенности обучения учащихся с задержкой психического развития
Здесь описываются особенности обучающихся с ОВЗ, а именно с задержкой психо-речевого развития. Это и физические недостатки, но в большей мере психическое недоразвитие высших психических функций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения учащихся с задержкой психического развития»
Камочкина Галина Ивановна
учитель технологии
МАОУ «Школа №7 для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
г.Березники Пермского края
Особенности обучения учащихся с задержкой психического развития
Особое место среди обучающихся с ОВЗ занимают дети с задержкой психического развития. Они имеют свои характерные особенности психического которые необходимо учитывать при работе с данной категории детей. Недоразвитие познавательной сферы при задержке психического развития проявляется в отставании от нормы.
Одним из важнейших показателей функционального развития обучающихся с ОВЗ является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность освоения учебных навыков в школе. Развитие зрительного восприятия школьников с задержкой психического развития имеет значительные различия от развития детей с нормальным интеллектом. Овладев выбором по образцу на основе зрительной ориентировки, дети, однако, не могут осуществить выбор из большого количества элементов, затрудняются при различении близких свойств, не могут учитывать эти свойства в действиях с дидактическими материалами. Обучающиеся часто испытывают затруднения при обобщении по выделенным признакам, не достаточно сформировано умение выстроить по определенному признаку ряд предметов, найти место предмета в этом ряду.
У обучающихся с ОВЗ страдает формирование целостного образа: у некоторой категории учащихся образ не может стать основой действия, и не воспроизводится ни в какой форме, у другой половины имеются искаженные, неполноценные образы.
Хотя дети осуществляют выбор по образцу, то есть пользуются зрительной ориентировкой, многие из них затрудняются при использовании способов примеривания, проб.
У обучающихся с задержкой психического развития обнаруживаются затруднения в дифференциации общего, особого и единичного, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны слабая направленность процессов анализа и сравнения.
Система коррекционных упражнений по развитию зрительного восприятия предполагает постепенного усложнение материала, опору на наглядность, игровую форму, что заинтересовывает и активизирует учащихся. Необходимо помнить, что устойчивая положительная динамика возможна лишь при систематических и последовательных занятиях с детьми.
Нельзя забывать, что многие виды упражнений направлены не только на развитие одной высшей функции. Чаще всего упражнения направлены на развитие нескольких психических функций. Так, например развитие зрительного восприятия часто связано с развитием внимания. Упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия целесообразно проводить не только в начале урока, но и при закреплении материала. Необходимо помнить, что оно должны быть тесно взаимосвязаны с темой урока.
Организуемые игры и упражнения в зависимости от дидактической задачи можно разделить на следующие группы:
Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине:
подбор одинаковых величин по образцу;
использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов;
аналитическое сопоставление предметов с помощью зрения;
сопоставление частей и деталей предмета по величине.
Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме:
найти заданную фигуру среди двух изображений, второе которое представляет собой его зеркальное отображение;
Игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях:
опознание наложенных изображений;
опознание перечеркнутых изображений;
опознание недорисованных предметов;
опознание предметов по их контурам;
срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок.
Игры и упражнения направленные на узнавание, дифференциацию графически сходных по начертанию предметов:
найти изображение предмета среди ряда других;
найти одни и те же предметы, но нарисованные в разной стилистике;
обвести контурные изображения предметов;
выделить предметы (инструменты), наложенные друг на друга;
на фоне контурных изображений найти «спрятавшиеся предметы»;
конструирование целого из деталей( конструирование жилого помещения.
Данная система коррекционного воздействия может помочь в обнаружении пробелов в восприятии ребенка: неумение воспринимать отдельные свойства или их разновидности, неумение пользоваться каким-либо перцептивным приемом, неполноту системы эталонов и корректировать недостатки развития. Опыт показывает, что организованный педагогический процесс по развитию психологической базы речи в целом позволяет частично компенсировать трудности, возникающие у детей с ОВЗ, дает возможность усвоения ими учебного материала и совершенствования коммуникативных навыков.