kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование игровых технологий для преодоления трудностей в обучении учащихся с ЗПР на уроках географии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  

В последние годы для большинства стран мира, в том числе и для России, характерно увеличение числа детей, испытывающих значительные трудности в обучении по различным причинам. По данным научного центра здоровья детей РАМН, 85% детей рождаются с неблагополучным состоянием здоровья,  50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Высока заболеваемость нервно-психической системы (каждый третий школьник имеет отклонения от нормы), увеличивается количество детей с детей с отклонениями в развитии ,что сказывается на эффективности обучения учащихся . Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР). За последние несколько лет отмечается увеличение количества детей с ЗПР. В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Неспособность к устойчивой, целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и перераспределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьезных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости по учебным предметам. В нашей школе также есть такие учащиеся. Для школы стало насущной проблемой интеграция таких учащихся в учебный процесс и создание комфортных условий для их обучения.

Цель моей работы как учителя географии — разработка и создание комфортной среды обучения для учащихся с задержкой психического развития на уроках.

Для достижения поставленной цели я поставила перед собой ряд конкретных задач:

  • создание ситуации успеха на уроке,
  • подбор игровых методик проведения уроков географии,
  • разработка и подбор дидактического материала, позволяющего поддерживать интерес к изучаемому материалу в течение всего урока.

Одним из путей формирования познавательного интереса к предмету является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения школьников с ЗПР в учебную работу. Использование игровых технологий на уроках географии способствует успешному усвоению знаний учащихся. Именно игра может выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, обеспечения сложного процесса учения, ускорения развития таких познавательных процессов как восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность. Характерным для каждой игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом.

Применение игровых технологий позволяет добиться решения не только образовательных задач, сохранить работоспособность и повышать познавательную активность детей, но и  дает возможность даже самым слабым учащимся принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение. Учащиеся легко вовлекаются в игровую деятельность. “Игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Игровая форма занятий создается на уроках географии при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Следует отметить, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР) очень слабо выражена игровая мотивация. Поэтому, в первую очередь, важно – научить ребенка играть. Для этого необходимо организовать поэтапную работу.  Дать учащемуся представление о содержании игры. Далее организовать беседу – сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке  происходит по следующим  основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

Просмотр содержимого документа
«"Использование игровых технологий для преодоления трудностей в обучении учащихся с ЗПР на уроках географии" »

«Использование игровых технологий для преодоления трудностей в обучении учащихся с ЗПР на уроках географии».

В последние годы для большинства стран мира, в том числе и для России, характерно увеличение числа детей, испытывающих значительные трудности в обучении по различным причинам. По данным научного центра здоровья детей РАМН, 85% детей рождаются с неблагополучным состоянием здоровья, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Высока заболеваемость нервно-психической системы (каждый третий школьник имеет отклонения от нормы), увеличивается количество детей с детей с отклонениями в развитии ,что сказывается на эффективности обучения учащихся . Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР). За последние несколько лет отмечается увеличение количества детей с ЗПР. В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Неспособность к устойчивой, целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и перераспределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьезных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости по учебным предметам. В нашей школе также есть такие учащиеся. Для школы стало насущной проблемой интеграция таких учащихся в учебный процесс и создание комфортных условий для их обучения.

По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности школьники с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. У большинства детей с задержкой психического развития отсутствует учебная мотивация или она выражена крайне слабо, снижена познавательная активность. Таким учащимся сложно усваивать материал в традиционной форме, запоминать определения понятий, географическую номенклатуру, устанавливать причинно-следственные связи.

Цель моей работы как учителя географии — разработка и создание комфортной среды обучения для учащихся с задержкой психического развития на уроках.

Для достижения поставленной цели я поставила перед собой ряд конкретных задач:

  • создание ситуации успеха на уроке,

  • подбор игровых методик проведения уроков географии,

  • разработка и подбор дидактического материала, позволяющего поддерживать интерес к изучаемому материалу в течение всего урока.

Одним из путей формирования познавательного интереса к предмету является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения школьников с ЗПР в учебную работу. Использование игровых технологий на уроках географии способствует успешному усвоению знаний учащихся. Именно игра может выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, обеспечения сложного процесса учения, ускорения развития таких познавательных процессов как восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность. Характерным для каждой игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом.

Применение игровых технологий позволяет добиться решения не только образовательных задач, сохранить работоспособность и повышать познавательную активность детей, но и дает возможность даже самым слабым учащимся принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение. Учащиеся легко вовлекаются в игровую деятельность. “Игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Игровая форма занятий создается на уроках географии при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Следует отметить, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР) очень слабо выражена игровая мотивация. Поэтому, в первую очередь, важно – научить ребенка играть. Для этого необходимо организовать поэтапную работу.  Дать учащемуся представление о содержании игры. Далее организовать беседу – сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Важно знать, что для детей с ЗПР материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даются простые задания. В частности, нельзя вводить сразу трудные игры, а надо начинать с более легких. Если ученик не умеет «путешествовать» по карте и увидеть мимо каких островов и полуостровов он «плавает», ему еще рано играть в путешествия с описанием географических объектов и с привлечением дополнительной литературы. Обязательно частое переключение с одного вида деятельности на другой. Особую значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение. Также очень важно использовать задания с опорой на образец.

Главными задачами учителя является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике.

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям я отношу проблемное и развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, а также игровые.

Игровая деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие и нормальных условий жизнедеятельности.

Выбор мною игры в качестве первоочередного объекта, творческого анализа и практического освоения продиктована тем обстоятельством, что именно она может выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, обеспечения сложного процесса учения, ускорения развития детей с задержкой психического развития. Психологами доказано, что знание, усвоенное без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.



Несмотря на всю важность и значение игры в учебном процессе, она не самоцель, не средство развлечения учеников. Это обычное упражнение, облеченное в занимательную форму. Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным. Умение включаться в детскую игру – тоже один их показателей педагогического мастерства учителя. Содержание игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.

Одним из главных рычагов познавательного интереса в учебной деятельности – это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Мною на всех уроках используются игры и различные развивающие задания. Учащиеся легко вовлекаются в игровую деятельность. “Игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают”. Проводить игру можно на разных этапах урока.

Приведу несколько примеров заданий коррекционно-развивающей направленности.

При изучении темы: «Гидросфера» можно предложить учащимся следующие проблемные вопросы: 1.Почему пресная вода не иссякает? (круговорот воды в природе). Учащимся предлагается с помощью пантомимы, показать путешествие водяной капельки. 2. Почему возникают цунами (моретрясение)? Учащимся предлагается при помощи емкости с водой, пластилина изобразить «цунами». 3.Что такое айсберги? Что вы о них знаете? Учащимся предлагается поработать с пластилином и изобразить разнообразные формы ледяных гор, причем использовать при этом пластилин разных цветов, так как они переливаются под лучами солнца красками синего, зеленого и оранжевого цветов.

При изучении темы: «Южная Америка», предлагаю учащимся следующее задание: перед учащимися ставлю две коробочки. В одной, картинки с изображениями растений и животных Южной Америки, а в другой названия этих растений и животных. Задача учащихся найти соответствие, растений и животных заданным названиям.

С целью развития внимания у учащихся предлагаю географические стихи и загадки на внимание. Задания на развитие мыслительных реакций.

В качестве урока закрепления и обобщения знаний можно предложить учащимся Гео КВН. Например, по теме «Африка». Учащимся предлагаются занимательные конкурсы и задания, к которым они готовятся в течение изучения темы.

Конкурс: «Знаешь ли ты рельеф, геологию, тектонику Африки?»

Конкурс капитанов. Капитаны выбирают конверты, в которых дано описание материка. Необходимо найти ошибки и исправить их. Учитывается количество найденных ошибок, правильность их исправления, оригинальность и юмор.

Конкурс климатологов: Учащимся дается описание погоды. По этому описанию нужно определить тип климата, объяснить причины его формирования ( с использованием карт).

Конкурс лириков. Учащимся предлагается сочинить небольшое стихотворение или сказку о реках или озерах Африки.

Конкурс «Путешествие по природным зонам Африки». Описать по одному типичному растению и животному.

«Третий - лишний». Смысл задания состоит в том, что в перечень трёх понятий включается одно лишнее, не подходящее по смыслу. Его и нужно убрать. Наиболее эффективно применение в 6, 7 классах. Например: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашивается: «Что лишнее?»

Игры с картой. Карта – второй язык географии. Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа:“Покажи …”.

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике, по загадке или контуру географический объект на карте”. Нестандартные и занимательные задания, при выполнении которых ученик обращается к карте, развивают образное мышление ребенка, умение анализировать получаемую информацию. Правильно сформулированные вопросы заставят ребенка привлечь знания, полученные на других предметах и вне школы. В ходе работы над заданиями с привлечением различных карт и других источников географической информации развиваются навыки поисковой, исследовательской работы. Такие задания можно использовать при обобщении материала, в конце четверти, если остаются уроки на повторение. Учащиеся с большим удовольствием работают по карте самостоятельно. Вопросы могут быть даны индивидуальные или на весь класс.

Используются на уроках и различные методы.

Метод «Итоговый круг». Авторы - С. Вигманн и В. Мюллер.

Проведение: Один или, самое большее, два вопроса пишутся на большом листе крупным шрифтом. Участники по очереди кратко высказываются по этим вопросам, не обсуждая их, друг с другом. При этой игре важно помнить, что «краткость – сестра таланта». Поэтому, когда каждому участнику предоставляется слово, то одновременно он получает предмет, который он затем передаст дальше, и так далее.

Существенные с точки зрения каждого участника соображения произносятся вслух и становятся известны всем. Примеры: «Что я унесу домой с этого урока?», «О чем еще мне все это время хотелось сказать».

Метод «Комплименты». Автор - К. Фопель.

Цель: это упражнение дает участникам группы возможность дать друг другу позитивную обратную связь и получить ее.

Проводить это упражнение можно по окончанию работы в малых группах. «Посмотрите молча на людей, с которыми вы работали в группе по данному заданию. Подумайте и скажите чем тот или иной участник группы помог вам в вашей работе». Учитель начинает сам,выделяя активных участников, но и не забывая отметить всех тех, кто принимал участие в этой работе, в том числе и слабых учеников. Далее слово передается учащимся. Они тоже характеризуют работу своего соседа справа или слева.

Метод « Картинная галерея». Автор – А. Ивлева.

Цель: обсуждение темы.

Работа проводится в группах. Учитель предлагает на некоторое время стать художниками, но вместо кисточек и красок предлагаются пазлы (разрезанные части контуров материков или стран). При этом оговаривает, что некоторые пазлы лишние, и для того, чтобы собрать картинку, необходимо выполнить задания (раздает листы с заданиями). Ответы написаны на обратной стороне пазла. Как только работа заканчивается, группы предоставляют свои результаты. Образуется своеобразная выставка картин – работ.

Метод «Кластер».

Цель: концентрация внимания участников, структурирование информации.

Учитель в ходе объяснения нового материала записывает (четко и печатными буквами) основные мысли на заранее приготовленных цветных стикерах и приклеивает их на стену или на доску (желательно белую). Таким образом, учащиеся могут визуально следить за ходом объяснения. К концу импута (ввода информации) на доске получится краткий конспект урока, который можно попросить учащихся воспроизвести на следующем уроке или написать сообщение по данной теме.

« Вопрос-ответ». Ребята самостоятельно работают с новым материалом по учебнику, придумывая друг другу вопросы.

2. «Самое главное». Ребята читают текст, должны определить главную мысль и выразить одним словом, можно составить синквейн.

3. «Куда идет корабль?» Предлагаю ребятам найти судно, потерпевшее кораблекрушение и определить его путь, если известны координаты его начального путешествия и координаты на момент крушения.

Повысить интерес обучающихся к предмету можно, если при контроле знаний осуществлять не «внешнюю» дифференциацию, а «внутреннюю». При этом дифференцируются не школьники («внешняя» дифференциация), а учебный материал. Стараюсь организовать образовательное пространство так, чтобы создать разнообразную среду, где каждый ученик может реализовать себя в соответствии с присущими ему познавательными потребностями, используя все условия для индивидуального развития («внутренняя» дифференциация).

На моих уроках индивидуальный и дифференцированный подход осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный материал подбирается с учетом увлечения ученика. Например, для выполнения определенных заданий на моих уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы. Можно, например, подготовить презентацию, или сделать задание в письменной форме. Практикую на своих уроках элементы разноуровнего обучения. Выбор уровня выполнения домашнего задания, контроля по теме.

Для каждой параллели мною подготовлены и используются по многим темам карточки для дифференцированного, разноуровневого контроля знаний. И учащиеся вправе сами выбирать уровень заданий.

Положительным моментом, на мой взгляд, является и использование различных видов контроля:

1.Самоконтроль

2.Взаимоконтроль

3.Контроль учителя

4.Сверка с образцом;

и чередование различных видов работы учащихся:

 индивидуальная,

 парная,

 групповая,

 фронтальная.


Одним из важнейших средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «молодец», «умница» и т. д. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т. д. Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках или же «выводить» на экран рейтинг ответов учащихся.


Игровые формы проведения уроков позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, воспитывать культуру общения. Данная технология позволяет (соотв. требованиям ФГОС):

  • максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;

  • дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование;

  • гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;

  • обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта

Учащимся с ЗПР очень нравятся уроки в форме игры, они позволяют снять напряжение, привлечь внимание к изучению даже сложной и скучной темы. Игры обладают уникальным свойством дать возможность проявить себя, позволяют самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы. При этом улучшается контакт с детьми и атмосфера урока, улучшается усвоение нового материала без перегрузок, появляется мотивация ребенка к получению знаний путем возможности проявить себя за счет соревновательного духа на уроке. Систематическое использование игр на разных этапах изучения материала является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся, что ведет к успешному усвоению программного материала, приобретается опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Уже сейчас заметен рост познавательной активности учащихся с ЗПР, развитие аналитических, творческих, коммуникативных компетенций учащихся второй ступени обучения.


Результатом своей работы хочу увидеть:

  • дальнейшее повышение познавательной активности учащихся, а следовательно, и качества их знаний,

  • участие учащихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах по географии и интеллектуального характера,

  • формирование ключевых компетентной личности с целью дальнейшей социализации.

Если педагог систематически будет использовать правильно подобранные методы и приемы на каждом уроке, а также игры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, то повысится уровень развития психических процессов и активизация учащихся с ЗПР.

Исходя, из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе использовать игровые технологии. Школьники гораздо меньше устают на уроке, а это важно и для последующего за этим другим уроком. Ученики более сближаются с учителем, больше ему доверяют, а это очень важно при работе. Ученики после занятий, которые вызывают у них положительные эмоции (а именно этого мы добиваемся, проводя дидактические игры в процессе обучения) чувствуют себя на последующих уроках более раскованно. Более того, если ученик чувствует себя уверенно и раскованно на уроках в школе, он будет чувствовать себя также и вне школы, что тоже не маловажно. При проведении дидактических игр школьники начинают чувствовать свою значимость, они принимают серьезные решения. Это подготавливает учеников не только к дальнейшему процессу обучения, но к дальнейшей жизни в обществе.

Я считаю, использование дидактических игр на уроках географии позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Дети с ЗПР умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их.



Использование дидактических игр в учебном процессе способствует:

  • формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении;

  • повышению самостоятельности;

  • развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний.

В дальнейшем я планирую продолжать использование различных образовательных технологий для преодоления трудностей в обучении географии для детей с ЗПР.























14


14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Якутина Юлия Владимировна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136466

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства