Внеурочная работа школьников имеет огромное преимущество перед уроками – она не носит такого отпечатка обязательности и серьезности. Внеурочная работа не накладывает на учителя и учеников таких строгих обязательств, как на уроке, что позволяет использовать нестандартные и творческие приемы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности по технологии»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Статья
на тему: «Организация внеурочной деятельности современных школьников по технологии»
Выполнил:
Иванникова Екатерина Анатольевна,
учитель технологии,
первая квалификационная категория,
МБОУ «СОШ №5»
г.Колпашево 2017
Содержание
Введение 3
1. Особенности организации внеурочной деятельности школьников.6
1.1 Цель, задачи и принципы внеурочной деятельности. 6
1.2 Виды внеурочной деятельности. 7
1.3 Направления и формы организации внеурочной деятельности. 9
2. Организация внеурочной деятельности по технологии.10
Заключение 15
Список использованных источников 17
Введение
Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Инновационностью ФГОС общего образования является введение внеурочной деятельности. В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (МР МО РФ от 12.05.2011 № 03-296).
Внеурочная деятельность не есть традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению, тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Внеурочная работа школьников имеет огромное преимущество перед уроками – она не носит такого отпечатка обязательности и серьезности. Внеурочная работа не накладывает на учителя и учеников таких строгих обязательств, как на уроке, что позволяет использовать нестандартные и творческие приемы обучения.
Школьники прекрасно понимают, что на занятии кружка им никто не будет ставить плохих оценок и их желание обучиться чему-либо и получить качественные умении и знания зависит только от их заинтересованности. Внеурочная работа – это, прежде всего, кружок по интересам, а, следовательно, не будет тех, кто не хочет учиться, кто отвлекается сам и отвлекает других, здесь будут заинтересованные лица.
На внеурочных занятиях ученики ведут себя более раскованно, нежели на уроках, могут предлагать большее количество идей. На занятиях кружка ученики работают не для оценки, а для себя, ради себя, ради того, чтобы научиться тому, что им нравиться и впоследствии может пригодиться в жизни.
Все это приводит к тому, что на внеурочных занятиях ученики раскрываются больше как личность и более ярко демонстрируют свои таланты.
Следовательно, учителю необходимо использовать это желание учеников научиться. Учитель может вести расширенное обучение по предмету, надеясь на лучший уровень усвоения за счет личной заинтересованности учеников в работе.
Актуальностью данной работы является то, что благодаря проведению внеурочных занятий учитель может развивать творческий потенциал своих учеников, использовать творческие методы обучения с большей свободой действий. Благодаря проведению внеурочных занятий учитель ненавязчиво может обучить школьников выполнению проектов, использованию мозгового штурма в работе и других творческих методов. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность её организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества обучения. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
- создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширять рамки общения в социуме.
Рассмотрев обоснование внеурочной деятельности в целом, остановимся подробнее на организации внеурочной деятельности в системе технологической подготовки.
Объект работы: «Организация внеурочной деятельности современных школьников по технологии».
Для начала проанализируем, откуда появился термин «внеурочная деятельность».
Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной методико-педагогической литературы показал, что помимо множества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность. Из анализа уровня освещённости темы можно сделать следующие выводы:
- В методико-педагогической литературе 1960-1990 гг. использовалось только понятие «внеклассная работа».
- В 90-е годы появляется термин «внеурочная работа», не имеющий принципиального отличия от определений «внеклассной».
- Позже в отдельных учебно-методических пособиях и в глоссарии Федерального Государственного Образовательного Стандарта начинает встречаться понятие «внеучебной деятельности», которое вообще не находит самостоятельного определения, являясь равным «внеурочной деятельности». Материалы стандарта подводят к выводу:
- внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
- внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
- происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.
Глава 1. Особенности организации внеурочной деятельности школьников.
1.1. Цель, задачи и принципы внеурочной деятельности
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
-творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
-социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
-профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Принципами организации внеурочной деятельности в школе стали:
- включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
- использование ресурсов учреждений дополнительного образования.
Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Ориентиры в организации внеурочной деятельности:
- запросы родителей, законных представителей учащихся;
- приоритетные направления деятельности школы;
- интересы и склонности педагогов;
- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
Исходя из выше изложенного мы видим, что особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
1.2.Виды внеурочной деятельности:
- Познавательная
- Игровая
- Трудовая (производственная) деятельность
- Досугово-развлекательная деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
- Художественное творчество
- Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
- Проблемно-ценностное общение.
Для детей важно, чтобы их образование было более жизненным и
личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое
образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело
использовать огромные возможности дополнительного образования,
благодаря которому ученик действительно получает возможность
самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
Внеурочная работа школьников имеет огромное преимущество перед уроками – она не носит такого отпечатка обязательности и серьезности. Внеурочная работа не накладывает на учителя и учеников таких строгих обязательств, как на уроке, что позволяет использовать нестандартные и творческие приемы обучения.
Школьники прекрасно понимают, что на занятии внеурочной деятельности им никто не будет ставить плохих оценок и их желание обучиться чему-либо и получить качественные умении и знания зависит только от их заинтересованности. Внеурочная работа – это, прежде всего, кружок по интересам, а, следовательно, не будет тех, кто не хочет учиться, кто отвлекается сам и отвлекает других, здесь будут заинтересованные лица.
На внеурочных занятиях ученики ведут себя более раскованно, нежели на уроках, могут предлагать большее количество идей. На занятиях кружка ученики работают не для оценки, а для себя, ради себя, ради того, чтобы научиться тому, что им нравиться и впоследствии может пригодиться в жизни.
Все это приводит к тому, что на внеурочных занятиях ученики раскрываются больше как личность и более ярко демонстрируют свои таланты.
Следовательно, учителю необходимо использовать это желание учеников научиться. Учитель может вести расширенное обучение по предмету, надеясь на лучший уровень усвоения за счет личной заинтересованности учеников в работе.
Актуальностью данной работы является то, что благодаря проведению внеурочных занятий учитель может развивать творческий потенциал своих учеников, использовать творческие методы обучения с большей свободой действий. Благодаря проведению внеурочных занятий учитель ненавязчиво может обучить школьников выполнению проектов, использованию мозгового штурма в работе и других творческих методов.
1.3. Направления и формы организации внеурочной деятельности.Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО организуется по основным направлениям развития личности:
- духовно-нравственное,
- социальное,
-общеинтеллектуальное,
-общекультурное,
-спортивно-оздоровительное и т. д.
Содержание внеурочных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как:
- экскурсии,
- кружки,
- секции,
- круглые столы,
- конференции,
- диспуты,
- школьные научные общества,
- олимпиады,
- конкурсы,
- соревнования,
- поисковые и научные исследования,
- общественно полезные практики и т. д.
Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы. В процессе внеурочной работы у учащихся формируются психические и физические качества: трудолюбие, выносливость, самостоятельность, инициативность, свобода, достоинство и честь.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.
Глава 2.Организация внеурочной деятельности по технологии.
Рассмотрев специфику организации внеурочной деятельности в целом,
остановимся подробнее на организации внеурочной деятельности в системе
технологической подготовки. Анализ обозначенной проблемы позволил
заключить, что внеурочная деятельность по технологии создает условия для
самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие
способности. Важная роль отводится формированию культуры труда:
-содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени,
-планированию работы, правильному обращению с инструментами,
-соблюдению правил безопасной работы.
Цель внеурочной деятельности по технологии:
- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения;
- обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи внеурочной деятельности по технологии состоят в том, чтобы:
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить
его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим,
самостоятельность и аккуратность;
- привить интерес к народному искусству;
- обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
В школе должен стать реальностью педагогически организованный процесс индивидуального развития ребенка средствами внеурочной деятельности, чтобы получаемые ребенком знания и навыки имели действительно развивающий эффект, причем именно для каждого ребенка.
Решение данной задачи требует создания следующих психолого- педагогических условий, обеспечивающих эффективный комплекс развивающего образования:
- личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- полноценное общение ребенка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
- развивающие педагогические технологии, ориентированные на специфику возраста;
- предметно-пространственная среда, стимулирующая
коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка;
- интенсивное включение в образовательный процесс современных информационных технологий;
- интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Итак, происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, самостоятельность. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.
Исследуя педагогическую литературу, мы выяснили, что цель и задачи внеурочной воспитательной деятельности придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей. Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внeурочной деятельности она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеурочной деятельности заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Огромное значение во внеурочной деятельности имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.
Развивающая функция внеурочной деятельности заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка.
Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т. е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.
Цель, задачи, функции внеурочной деятельности влияют на отбор ее содержания. Содержание внеурочной деятельности представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодействие между людьми, мораль и пр.
Организация внеурочной работы по технологии, как и по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний учеников по предмету, привитие интереса к изучаемому, развитие творческих способностей учащихся.
К внеурочным мероприятиям в системе технологической подготовки, как правило, относят следующие виды занятий: спецкурсы и элективные курсы, кружковая работа, декады, экскурсии, викторины, выставки, олимпиады, конкурсы, конференции, марафоны, КВНы, защиты проектов и т.д. Разнообразие форм проведения внеурочных мероприятий по школьным предметам представляет простор для проявления творчества как школьников, так и учителей.
В новых стандартах образования, говориться, что изучение учебного предмета «Технология» призвано обеспечить:
- овладение общетрудовыми и жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе в области культуры труда и поведения;
- изучение мира профессий, приобретение практического опыта
профессиональной деятельности и на этой основе обоснованного
профессионального самоопределения;
- формирование творческого подхода, эстетического отношения к
действительности в процессе обучения и выполнения проектов;
- воспитание трудолюбия, честности, ответственности, порядочности, предприимчивости и патриотизма».
Однако, несмотря на объективную потребность всего выше
перечисленного, последнее время наблюдается тенденция к сокращению
часов учебного предмета «Технология» в базисном учебном плане, в том числе и в новых образовательных стандартах. Как же в новых условиях образования учитель технологии в полном объёме может реализовать заявленные требования? На этот вопрос частично ответил вице-президент Российской академии образования (РАО) Александр Кузнецов: «Из тех новшеств, которые будут замечены большинством учащихся и их родителей, это, прежде всего, появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится примерно десять часов в неделю во второй половине дня. Организация внеурочной деятельности будет входить в обязанности школы и учителей, и у семей появится возможность выбора - дети смогут выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку».
Таким образом, актуальность внедрения внеурочной деятельности в рамках предмета «Технологии» именно для педагогов – предметников обусловлена, тем, что:
- по новым стандартам школа обязана предоставить учащимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Как следствие необходимы разработки программ различных кружков и секций;
- так как ребёнок посещает занятия внеурочной учебной деятельности
(ВУД) по желанию, и к их проведению школа может привлекать
специалистов со стороны, появляется педагогическая конкуренция. В этих условиях возникает необходимость в повышении качества дополнительных образовательных услуг;
- повышает творческую активность, компетентность и мобильность
педагога;
- при тенденции к сокращению часов учебного предмета «Технология»,
ведение внеурочных занятий позволяет сохранить педагогическую нагрузку преподавателя, что является немаловажным личностным фактором в условиях современной экономики.
При этом нужно отметить, что практически все направления взаимосвязаны. Действительно, ведь проектная деятельность не исключает научно – исследовательскую или общественно - полезную, а говорить о патриотическом воспитании гораздо легче осваивая на практике старинное рукоделие или приготовив обрядовое блюдо, связав тем самым патриотическое и эстетически-художественное направление.
Говоря об организации внеурочной деятельности, необходимо отметить, что сам принцип использования традиционных форм и методов классно-поурочной системы работы здесь не уместен. Составляя программу курса, кружка педагог обязан использовать самые разнообразные нетрадиционные формы проведения занятий. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности, дети охотно включаются в процесс обучения, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Нетрадиционным формам присуща большая вариативность структуры, они основаны на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. При выборе форм работы по внеурочной деятельности необходимо руководствоваться возрастными и личностными особенностями учащихся, а также целями и задачами, которые ставит перед собой педагог, разрабатывая программу в целом или на отдельно взятом занятии.
Для привлечения учащихся и прогнозирования конечного результата занятий внеурочной деятельностью необходимо учитывать психовозрастные особенности детей. Занятия художественным трудом позволяют развивать у учащихся мелкую моторику, творческое и пространственное воображение, воспитывает навыки организации труда.
В среднем звене (5-7 класс) у детей появляется потребность к прикладной практической деятельности. Так как дети этого возраста более усидчивы, то им хорошо подходят занятия по осваиванию какого – либо ремесла или рукоделия. Художественно- эстетическое и патриотическое направление ВУД позволяют удовлетворить эти потребности в полном объёме. Необходимо отметить, что освоение новых знаний, связанных с историей и культурно – бытовыми традициями нашей страны (как впрочем, и любого другого материала) гораздо успешнее осваивается через практическую деятельность. При этом учащиеся раскрывают и реализуют творческий потенциал, осваивают различные производственные технологии. Приобретают такие навыки как, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, приобщаются к русским традициям, истории, культуре.
Практика показывает, что, как правило, у большинства учащихся к 8 классу интерес к прикладному творчеству снижается, и возникает потребность в активной социализации и профессионального самоопределения. Поэтому в старших классах (8-9 классах) целесообразней работать по проектным, общественно - полезным и научно – исследовательским направлениям. При этом обязательно необходимо учитывать метапредметность тем, изучаемых в курсе внеурочной деятельности, и знакомить учащихся с как можно более широким спектром профессий. При этом учащиеся приобретают готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, к самостоятельным поступкам и действиям, готовность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию.
Реализация организации внеурочной деятельности по технологии с учетом выше сказанного будет способствовать:
- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде;
- формированию у обучающихся правильного отношения к
окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- формированию знаний, умений и способов деятельности,
определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Таким образом, организация внеурочной деятельности в условиях новых стандартов образования позволяет решать целый комплекс задач: отсохранения здоровья подрастающего поколения, до формирования и развития разнообразных личностных качеств и способностей учащегося. И здесь для учителя предоставляется обширное поле деятельности как в выборе форм и методов работы, так и в выборе конечного (прогнозируемого) результата, так как внеурочная деятельность не ограничена рамками программы. Поскольку «занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений дополнительного образования», это рождает здоровую конкуренцию и каждый учитель, организующий внеурочную деятельность, должен это понимать и повышать уровень своей квалификации в соответствии с современными образовательными требованиями.
Заключение
Внеурочная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Таким образом, внеурочная деятельность помогает:
- научить себя учиться, что способствует саморазвитию;
- утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует самоутверждению;
- найти себя, что будет способствовать самоопределению;
- реализовать себя, что способствует самореализации;
- научиться управлять собой, что способствует саморегуляции и самовоспитанию.
В школе должен стать реальностью педагогически организованный процесс индивидуального развития ребенка средствами внеурочной деятельности, чтобы получаемые ребенком знания и навыки имели действительно развивающий эффект, причем именно для каждого ребенка.
Решение данной задачи требует создания следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективный комплекс развивающего образования:
- личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- полноценное общение ребенка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
- развивающие педагогические технологии, ориентированные на специфику возраста;
- предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка;
- интенсивное включение в образовательный процесс современных информационных технологий;
- интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей внеурочной деятельности и дополнительного образования.
И так происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, самостоятельность. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М: Проспект, 2013.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [текст]. – М.: Просвещение, 2011.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011.
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования в Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
6. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2011.
8. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах/Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013.
9. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
10. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
11. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы. / А.Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2013.
12. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7-8 классы. / А.Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2013.
13. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации : пособие для учителя общеобразоват. учреждений [Ю.Ю. Баранова, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013.