Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов
Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов
Выступление на семинаре для учителей технологии. Главная задача данного мероприятия: пересмотреть современные подходы к содержанию и результатам образования, показать коллегам, что ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческой компетентности, готовности к переобучению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»
Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов
«Жизнь на уроке должна стать подлинной.
Сделать ее такой – задача каждого из нас»
Цели и задачи:
Пересмотреть современные подходы к содержанию и результатам образования.
Показать коллегам, что ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческой компетентности, готовности к переобучению
Напомнить коллегам, что, основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель сегодня не актер, а режиссер.
Замотивировать коллег на дальнейшее самостоятельное изучение материала семинара, и применение полученных знаний в своей деятельности.
Ход семинара:
Организационный этап
Добрый день, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас сегодня на нашем семинаре «Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов», тема которого продиктована нам новыми современными подходами к содержанию и результатам образования. Современная школа как никогда нуждается в учителях, способных не только передавать знания учащимся, но и побуждать их к самостоятельной деятельности. Для этого педагог должен сам постоянно учиться, повышать уровень профессионального мастерства. Для этого мы с вами сегодня и собрались.
Развитие психолого-педагогической науки привело к созданию деятельностного обучения, являющегося основным в реализации метапредметного подхода. Что это значит? Коллеги, дайте, пожалуйста, определение понятия «метапредметный подход». (после 2-3 минут обсуждения, педагоги зачитывают свои характеристики, по желанию)
Мы предлагаем вам прочитать определения и высказывания, обсудите, пожалуйста, может вам захочется что-то добавить или изменить в своих определениях?
«Мета» - «за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета;
Метапредмет основан на интеграции;
Метапредмет-это предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала;
Метапредмет – это новая образовательная форма.
Метапредметный подход в образовании это вовлечение ученика в мыслительный процесс, направленный на самостоятельную постановку проблемы, поиск способов и методов ее решения, применение этих методов на практике.
-«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления» (А.В. Хуторской)
-«Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременности НАДпредметности « (Ю.В. Громыко)
-«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А.Г. Асмолов)
Как эти понятия были введены. Группа ученых под руководством Ю.В. Громыко разработала новый подход, который позволяет полностью поменять облик современного образования. Разработки получили название «метапредметные технологии». Достижение метапредметного результата обучения было включено в новый Федеральный государственный стандарт (ФГОС), который сегодня внедряется в системе образования. Помимо предметных и личностных, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам. Какие метапредметные результаты обучения необходимо формировать ? Ключевая особенность метапредметного результата заключается в том, что он нацелен на развитие способностей, в то время как результат традиционного обучения – это знания, умения и навыки. Поэтому, при достижении метапредметного результата необходимо четко понимать, какие умения вы развиваете.
Можно выделить несколько групп метапредметных умений. Прежде всего, это умение планировать собственную деятельность. Школьник должен самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется, суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями, оценить собственные действия и в случае необходимости скорректировать их. Второй метапредметный результат – способность эффективно действовать в группе, т.е. соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в коллективе и устанавливать эффективное взаимодействие для достижения результата. Процесс обучения, как и процессы мышления, понимания, – коллективный, это предмет взаимодействия между людьми. Любое действие, любое умение сначала появляется в общении, а в процессе обучения это умение «присваивается» каждым ребенком.
Приведу пример метапредметной деятельности – наблюдение. Если наблюдать за природным объектом, например, за ростом семени растения, то результат этой деятельности будет находиться в рамках предмета «ботаника». Если рефлексивно наблюдать за собственными действиями или чувствами, то результат будет в области психологии. Одновременно осуществляется и реализуется метапредметная деятельность – наблюдение вообще.
Метапредметное задание – учитель предлагает уч-ся рассмотреть предметы: старые коробки, бутылки, бобины, емкости-разные по форме и размерам. Вопрос: Чтго можно рассмотреть в этих не нужных предметах? Задание: подумайте, зарисуйте эскиз, создайте новый продукт( объект рассматривается с разных позиций, разных наук.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире .
"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант).
Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией»
Зачем человек учится? Затем, чтобы научиться что-то делать, а для этого – узнать, как это надо делать. То есть цель школьного обучения в самом общем виде можно сформулировать так: дать ребенку умение действовать, при этом знания должны стать средством обучения действиям. Подход к процессу учения как к деятельности потребовал пересмотра отношения к привычным ЗУНам. Это значит, что основным методическим средством перестает быть показ способа решения познавательной задачи. Ведь как только нужный способ продемонстрирован учителем, учащимся остается следовать его указаниям «делай как я». От таких уроков мы должны уходить. На смену приходит современный урок, где используется метапредметный подход.
Педагоги-психологи утверждают, что школьники усваивают
- 10% от того, что они читают; — 26% от того, что они слышат; — 30% от того, что они видят; — 50% от того, что они видят и слышат; — 70% от того, что они обсуждают с другими; — 80% от того, что основано на личном опыте; — 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; — 95% от того, чему они обучаются сами.
Метапредметный подход предъявляет современному уроку определенные требования:
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся; тема, цель, задачи урока формулируются и осознаются учащимися;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
урок должен быть развивающим;
деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием;
на уроке используется деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности); содержание составляют единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.;
учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
формируются универсальные учебные действия
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; импровизационность учителя (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения);
времясбережение (т.е. выбор наиболее эффективных технологий) и здоровье- сбережение;
учет уровня и возможности уч-ся.;
рефлексивность деятельности на уроке (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
Традиционный школьный урок проходит по известному сценарию: учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – выученный параграф; затем ставит оценку и спрашивает следующего школьника. Во второй половине урока учитель обычно объясняет новую тему и задает домашнее задание. Современные же уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Главным должно стать взаимодействие учащихся и учителя.
Основными методическими принципами современного урока являются:
Традиционный урок
Урок современного типа
Тема урока
Учитель сообщает учащимся тему урока
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. Главная цель учителя – успеть то, что запланировано.
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания по схеме «вспомнить → узнать → научиться» (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили. Проводится рефлексия. Домашнее задание. Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Проводится рефлексия. Домашнее задание.
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Структурные элементы урока
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Практическая деятельность. Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Требование к учителю
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Чётко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации.
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
Учитель не актёр, а режиссёр!
Перечислите технологии, приемы, методы , способствующие, на ваш взгляд формированию метапредметных умений.
-ТРКМ (критическое мышление).Первая стадия – вызов, активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала) Приемы: «Мозговой штурм», «Версии». Кластеры- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуется модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это тема урока, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Учащиеся в командах методом мозгового штурма должны предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал (эти направления могут быть предложены учителем). Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание.
Вторая стадия- осмысление нового материала. «Ключевые слова»
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Приемы: чтение текста с остановками маркировка текста символами, составление таблиц (ЗУХ, кластер, динотантный граф, «двухчастный дневник», «бортовой» журнал). Третья стадия – размышление (рефлексия). Приемы: дискуссия, эссе, фиксация рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).Дидактический синквейн Как это делать: Название (обычно существительное)___________________________ Описание (обычно прилагательное)____________________________ Действия ___________________________________________________ Чувство (фраза) _____________________________________________ Повторение сути ________________________________________
Решение творческих учебных задач
Цель: стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме.
Время выполнения: 7-8 минут
Описание приема.
Опираясь на сюжет изучаемого материала, учитель заранее составляет текст задачи и предлагает учащимся найти различные пути ее решения.
Условие задачи должно соответствовать следующим требованиям:
– наличие проблемы, требующей решения;
– достаточность условия;
– корректность вопроса;
– наличие противоречия (неочевидность ответа).
Учащиеся решают поставленную задачу самостоятельно или в группах, выдвигают варианты решения.
Учитель предлагает школьникам выяснить, как данная ситуация разрешилась в реальности (переход к изучению нового материала).
-Педмастерские. Основные этапы технологии педмастерской: индуктор, самоконструкция, афиширование, социоконструкция, социализация, разрыв, рефлексия. Индуктором может быть слово учителя, жизненная ситуация, интересное задание, мотив, побуждающий к деятельности. Работа на основных этапах педмастерской строится по схеме: делаю сам (самоконструкция) – докладываю группе (социоконструкция) – группа докладывает классу (социализация). В ходе прохождения этих этапов урока учащиеся имеют возможность совершенствовать, в первую очередь, устный речевой навык, так как работа в этом случае предполагает групповую организацию учебной деятельность, и языковая, коммуникативная компетенции формируются значительно быстрее. Но кульминационным моментом урока является разрыв: столкновение старого знания и нового, знания и незнания. Таким образом, происходит инсайт, озарение. И следующее задание уже должно обеспечить реконструкцию знания и опыта. А в результате появляется новый творческий продукт. Причём это может быть и небольшой текст, и сочинение, и настоящая исследовательская работа.
- Проектная деятельность. Классификации проектов:
Класс (состав и предметная область) – монопроекты, мультипроекты, мегапроекты.
Вид (по характеру предметной области) – научно-исследовательский, научно – образовательный, учебно-образовательный.
Длительность (продолжительность периода осуществления проекта) – краткосрочные, среднесрочные, длительные.
Сложность (по степени сложности) – простые, сложные, очень сложные.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
- Интерактивная методика.Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает? Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Осмысление полученного опыта.
Обобщение (рефлексия). Применение на практике.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.
Личностно–ориентированные технологии обучения. Любой образовательный результат ученика – личностный! Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.
Интегрирование. Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости . Проще говоря это синтез разных учебных предметов. Это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой - либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Как осуществлять оценку метапредметных результатов учителю-предметнику? В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Метапредметные результаты – это такие образовательные результаты, которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видов деятельности школьников. Метапредметные результаты можно отнести к сквозным образовательным результатам, связанным с формированием у школьников универсальных способов действий/средств, которыми должен обладать человек для включения в современные процессы деятельности, кооперации и коммуникации, специфические формы мышления, определяющие лицо современного мира и современной экономики.
В Примерной основной образовательной программе ОУ для основной школы даны общие рекомендации по организации оценки метапредметных результатов. В частности указано, что проверяется (объект оценки), в каких формах и какой должен быть разработан инструментарий в ОУ для мониторинга метапредметных результатов.
Учителю следует обратить внимание на следующие ключевые моменты:
оценка достижения личностных УУД не входит в компетенцию педагога. На основе наблюдения за поведением учащихся и анкетирования возможно лишь оценить некоторые отдельные результаты (ограниченная оценка);
Особенности оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, а также читательской и ИКТ-компетентностей, навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности должны быть отражены в программе формирования УУД, которую разрабатывает коллектив школы;
для оценки сформированности УУД служат промежуточные и итоговые комплексные работы. Материалы для таких работ разрабатываются на федеральном уровне;
Рефлексия
(опрос по кругу)
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают
его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль
Продолжите, пожалуйста, фразу:
-Уходя с семинара, я…
-Мне хочется сказать…
-Мой совет коллегам
-Оказывается…
- Самым полезным для меня было…
Используемая литература
http://standart.edu.ru - сайт федерального государственного образовательного стандарта.
Вахрушев, А.А., Данилов Д.Д. Как готовить учителей к введению ФГОС. [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.school2100.ru/upload/iblock
Михеева, Ю.А. Проектирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.ug.ru/method_article/260
http://festival.1september.ru/articles/579384/
Хуторской, А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=103905
Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". – 2012. – №2. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0529- 10.htm
http://www.openclass.ru Теоретическая часть семинара-тренинга " Урок с целью достижения метапредметных, предметных, личностных результатов обучения"
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(200) "Метапредметный подход как средство повышения результатов образования при реализации ФГОС нового поколения."
["seo_title"] => string(80) "metapredmetnyi_podkhod_kak_sredstvo_povysheniia_rezultatov_obrazovaniia_pri_real"
["file_id"] => string(6) "596610"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1640845801"
}
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}