Метапредметный подход как средство повышения результатов образования при реализации ФГОС нового поколения.
Метапредметный подход как средство повышения результатов образования при реализации ФГОС нового поколения.
Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования- вооружить ребенка таким важным умением, как умение учиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метапредметный подход как средство повышения результатов образования при реализации ФГОС нового поколения.»
Метапредметный подход как средство
повышения результатов образования при реализации ФГОС нового поколения.
Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования- вооружить ребенка таким важным умением, как умение учиться.
За период обучения в начальной школе дети должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность. Для введения новых стандартов в начальной школе учитель должен идти на шаг впереди и быть готов к новому, уметь ориентироваться в потоке социальной информации, видеть и творчески решать возникающие проблемы. В этом есть актуальность работы. Ведь метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте появился новый термин – метапредметный. Является ли реальным в современных условиях учителю-практику реализовать метапредметный подход в процессе обучении?
Суть метапредметного подхода заключается в том, что усвоение нового материала происходит в процессе решения практической и исследовательской задачи, постановки проблемной ситуации.
Главная особенность метапредметного подходавыстраивается вокруг мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория. Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. Необходимо очень хорошее знание своего учебного предмета, направленного на развитие у школьников базовых способностей. Таких как, мышление, воображение, действие, способность целеполагания. Многообразие методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке.
Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся. Метапредметные результаты освоения программного материала- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений, делать выводы.
Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.
Итак, что должен учитывать учитель, готовя метапредметные уроки?
Учитель должен знать, если он не спланирует пути достижения результата обучающимися на уроке, то нет и системно-деятельностного подхода. Анализируя деятельность учащихся на уроке, пришли к выводу, что задания должны носить проблемный и поисковый характер, которые будут способствовать достижению поставленной цели.
Обучая детей целеполаганию, формулировать тему урока через ведение проблемного диалога, создавая проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания и незнания.
Достичь метапредметных результатов позволяет работа в группах, парах, где ребята учатся слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение, делать выводы, обобщения.
Необходимо помнить о таких важных приемах, как самоконтроль и самооценка своей деятельности и деятельности одноклассников на уроке.
Самоконтроль играет важную роль не только в обучении и становлении всесторонне развитой личности, но и являются составной частью учебной, игровой и трудовой деятельности человека. Именно поэтому необходимо формировать это умение у учащихся с первого класса.
Учебник – это основное средство получения знаний на уроке, поэтому для формирования универсальных учебных действий нужно максимально использовать его возможности. УМК содержат достаточное количество заданий для формирования метепредметных результатов.
Обязательным этапом современного урока является рефлексия, когда ученики анализируют уровень усвоения учебного материала, учитывая своё комфортное или некомфортное психологическое состояние. Применяем на уроках такие приёмы, как «ладошка», «цветовые дорожки», «смайлик», карты обратной связи и другие не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы он начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно мыслительно проделал, как он мыслительно двигался. В основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление. Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.
Достичь метапредметных результатов позволяет проектная и исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время.
Значение метапредметного подхода в начальном образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.
Таким образом, начиная работу в начальных школах по реализации метапредметности, необходимо:
четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах;
тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;
осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя – изменить свою роль,учить детей «учиться». Метапредметы могут быть представлены в двух формах: как «связки» между предметами и как отдельные учебные курсы.
В основе метапредметного подхода положение: знания об объектах не сообщаются ученику в виде готового материала, а добываются каждым учеником.
Не зря народная мудрость гласит “Когда я слышу – я забываю, когда я вижу– я запоминаю, когда я делаю – я изучаю”.
Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.
Литература
1.Громыко Ю.В.Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по совоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2010
2. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент.// - 2008. - № 2.
3.Лаврентьева З.И.Педагогическое проектирование.4. Хуторской А.В. Материалы дистанционного курса «Современный урок: метапредметный подход».