kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации при изучении основ народной культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры на  начальных этапах, нельзя не сказать о том, что педагогу нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения. Об этом и пойдет речь в статье.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации при изучении основ народной культуры»

Методические рекомендации

при изучении основ народной культуры

Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры на начальных этапах, нельзя не сказать о том, что педагогу нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения.

Одним из них является вступительная беседа. Она должна быть содержательным и эмоциональном стержнем занятия, его смысловой основой.

Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности.

Из содержания беседы к занятиям изучения основ народной культуры учащиеся должны получить представление как минимум:

а) о культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;

б) о художественных достоинствах и своеобразии изделий;

в) о художественном образе, особенностях символики, орнамента;

г) о связи народной культуры с современностью.

Конечно, целостный комплекс знаний дети получают не из одной беседы, а из их серии, но, тем не менее, очевидно, что требования, предъявляемые к каждой беседе достаточно серьёзны. Основное, на что следует обратить внимание детей, следующее: народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура. В выборе тем, их образном решении, орнаментальной символике мастер руководствуется художественно-эстетическими понятиями, а в первую очередь традицией.

Чтобы помочь детям разобраться в содержании отдельных видов народного искусства, необходимо, прежде всего, выяснить с ними круг сюжетов, мотивов, которые мастера выбирают. Можно заметить, что эти сюжеты являются общими для целого ряда различных ремесел. Например, такие мотивы, как солнце, женщина, конь, птица, растения встречаются и в вышивке, и в пряниках, и в росписи посуды, и в глиняной игрушке. Все эти мотивы символичны, поскольку творчество народного художника диктовалось всем укладом жизни.

При проведении занятий можно использовать следующие принципы:

- последовательное обучение от теории к практике;

-использование различных форм занятия, что позволяет воздействовать на детей с разными формами мышления;

- разнообразие творческих заданий;

-поощрение домашнего творчества детей с целью выявления их интересов и привязанностей.

Рассматривая образцы, учащиеся непосредственно ощущают дыхание времени, видят бережное, уважительное отношение народного мастера к культуре своих предков. Дети убеждаются, что многие сюжеты, мотивы украшений на изделиях имели когда-то магический смысл, отражали обожествление человеком окружающей природы, а вернее, тесную связь с ней.

Ребёнку полезно узнать значение этих образов – символов, чтобы смысл изображений был ему более понятен, а главное, для того, чтобы ощутить высокую духовность своего народа и понять, что настоящий народный мастер никогда не был просто ремесленником, что он обязательно должен был обладать определённым объёмом знаний и общей культурой.

Если говорить о практической работе на занятиях при знакомстве с народной культурой, то здесь следует сказать о вдумчивой, неспешной, добросовестной работе, требующей самого пристального внимания к материалу.

Прежде всего, всегда возможно и необходимо включать в урок разумное соотношение интеллектуальной, эмоциональной и практической нагрузки на учащихся.

В процессе занятия ребёнок должен сразу настраиваться на активную творческую деятельность.

С первых же шагов детям предлагается анализировать и размышлять.

В качестве практических ручных умений нужно осваивать различные операции, которые необходимо совершенствовать в дальнейшем, но обращать внимание следует ещё и на то, чтобы дети не выполняли практические действия механически, под диктовку педагога.

Смысл всех черновых, рабочих операций поднимается для учащихся на более высокий уровень, если они подчиняются какой-то идее, понятной и привлекательной для них.

Чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.

Создание педагогических условия для изучения народных художественно-декоративных традиций заложено в принципах освоения народного искусства: повтор, вариации, импровизации.

- Повтор. Задача простая направлена на повтор главных отличительных элементов орнаментов, характерных для определенной школы народного мастерства. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие.

- Вариации. Задача усложненного типа направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Воспроизведение главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов.

- Импровизация. Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа. Ритм, цвет, мотивы такого орнамента разнообразны.

В процессе формирования творческой деятельности вычленяются 3 последовательных этапа:

1. Выработка практических умений и навыков. Здесь имеет место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочем месте.

2. Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.

3. Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.

Каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний – обобщающий во всем процессе. Причем практическая деятельность учащихся - за счет задания творческого характера.

С целью развития творческих способностей можно использовать приемы теории решения изобретательской задачи.

Для повышения детской творческой активности, необходимо:

  • Создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в детском коллективе;

  • Предоставлять детям обратную связь;

  • Способствовать формированию положительной самооценки ребенка;

  • Поощрять творчество и работу воображения;

  • Проявлять уважение и индивидуальность ребенка;

  • Использовать разнообразные стратегии обучения.

Ребёнок творит не для похвалы и не для выставки, а только для себя. Но каждому ребёнку хочется, чтобы его творение увидели, похвалили. Поэтому необходимо постоянно организовывались выставки детских работ.

При организации выставки преследуются такие цели:

  1. способствовать развитию у детей эмоционально-образного восприятия и художественного вкуса;

  2. ребёнок должен знать, что продукт его деятельности интересен и значим для других людей;

  3. повышение педагогической культуры среди родителей.
    Это позволяет подвести итог о проделанной работе по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством России.

В результате работы над различными проектами, обучающиеся

  • обогатят свои знания о культуре русских народов, об особенностях народных промыслов, их разновидностях.

  • Научатся пользоваться специальными терминами и знать их значение 

При практической подготовки у детей

  • Повысится уровень творческой активности и интереса к искусству. 

  • Улучшиться общение и сотрудничество в коллективе 

  • Укрепиться умение принимать творческие решения 

Контроль и закрепление знаний можно осуществлять с использованием материалов из Приложения к данной методической разработки:

  • В виде игры - лото «Русские сувениры»

  • С помощью пазлов по мотивам народного-прикладного творчества «Русские узоры»

  • Разгадывание кроссвордов

  • Опроса - тестирование учащихся по изученной теме 

  • участия в выставках.

Используя в работе данную методическую разработку, можно прийти к выводу: учащиеся будут с интересом изучать материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами будут являться участниками творческого процесса. Возникнет потребность в получении новых знаний о народных традициях, сформируются добрые, нравственные человеческие качества.

Резюмируя, необходимо сказать, что изучение народных промыслов является очень важным и интересным для ребенка проектом, поскольку при должном уровне проведения приведет к тому, что ребенок сможет сформировать в себе базис для будущего становления настоящим гражданином России: патриотичным, толерантным и нравственным.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации при изучении основ народной культуры

Автор: Шемонаева Елена Анатольевна

Дата: 18.02.2019

Номер свидетельства: 500259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Музыка планирование "
    ["seo_title"] => string(20) "muzyka-planirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "245370"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446122326"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Рабочая программа по ИЗО  2 класс "
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia-proghramma-po-izo-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110642"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406353230"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология""
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "298661"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456386099"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по изобразительному искусству  5 – 7  классы "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-programma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-7-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "186863"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426427907"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа "Разговор о правильном питании" "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-razghovor-o-pravil-nom-pitanii"
    ["file_id"] => string(6) "107973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403519513"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства