Методические рекомендации при изучении основ народной культуры
Методические рекомендации при изучении основ народной культуры
Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры на начальных этапах, нельзя не сказать о том, что педагогу нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения. Об этом и пойдет речь в статье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации при изучении основ народной культуры»
Методические рекомендации
при изучении основ народной культуры
Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры на начальных этапах, нельзя не сказать о том, что педагогу нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения.
Одним из них является вступительная беседа. Она должна быть содержательным и эмоциональном стержнем занятия, его смысловой основой.
Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности.
Из содержания беседы к занятиям изучения основ народной культуры учащиеся должны получить представление как минимум:
а) о культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;
б) о художественных достоинствах и своеобразии изделий;
в) о художественном образе, особенностях символики, орнамента;
г) о связи народной культуры с современностью.
Конечно, целостный комплекс знаний дети получают не из одной беседы, а из их серии, но, тем не менее, очевидно, что требования, предъявляемые к каждой беседе достаточно серьёзны. Основное, на что следует обратить внимание детей, следующее: народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура. В выборе тем, их образном решении, орнаментальной символике мастер руководствуется художественно-эстетическими понятиями, а в первую очередь традицией.
Чтобы помочь детям разобраться в содержании отдельных видов народного искусства, необходимо, прежде всего, выяснить с ними круг сюжетов, мотивов, которые мастера выбирают. Можно заметить, что эти сюжеты являются общими для целого ряда различных ремесел. Например, такие мотивы, как солнце, женщина, конь, птица, растения встречаются и в вышивке, и в пряниках, и в росписи посуды, и в глиняной игрушке. Все эти мотивы символичны, поскольку творчество народного художника диктовалось всем укладом жизни.
При проведении занятий можно использовать следующие принципы:
- последовательное обучение от теории к практике;
-использование различных форм занятия, что позволяет воздействовать на детей с разными формами мышления;
- разнообразие творческих заданий;
-поощрение домашнего творчества детей с целью выявления их интересов и привязанностей.
Рассматривая образцы, учащиеся непосредственно ощущают дыхание времени, видят бережное, уважительное отношение народного мастера к культуре своих предков. Дети убеждаются, что многие сюжеты, мотивы украшений на изделиях имели когда-то магический смысл, отражали обожествление человеком окружающей природы, а вернее, тесную связь с ней.
Ребёнку полезно узнать значение этих образов – символов, чтобы смысл изображений был ему более понятен, а главное, для того, чтобы ощутить высокую духовность своего народа и понять, что настоящий народный мастер никогда не был просто ремесленником, что он обязательно должен был обладать определённым объёмом знаний и общей культурой.
Если говорить о практической работе на занятиях при знакомстве с народной культурой, то здесь следует сказать о вдумчивой, неспешной, добросовестной работе, требующей самого пристального внимания к материалу.
Прежде всего, всегда возможно и необходимо включать в урок разумное соотношение интеллектуальной, эмоциональной и практической нагрузки на учащихся.
В процессе занятия ребёнок должен сразу настраиваться на активную творческую деятельность.
С первых же шагов детям предлагается анализировать и размышлять.
В качестве практических ручных умений нужно осваивать различные операции, которые необходимо совершенствовать в дальнейшем, но обращать внимание следует ещё и на то, чтобы дети не выполняли практические действия механически, под диктовку педагога.
Смысл всех черновых, рабочих операций поднимается для учащихся на более высокий уровень, если они подчиняются какой-то идее, понятной и привлекательной для них.
Чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.
Создание педагогических условия для изучения народных художественно-декоративных традиций заложено в принципах освоения народного искусства: повтор, вариации, импровизации.
- Повтор. Задача простая направлена на повтор главных отличительных элементов орнаментов, характерных для определенной школы народного мастерства. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие.
- Вариации. Задача усложненного типа направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Воспроизведение главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов.
- Импровизация. Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа. Ритм, цвет, мотивы такого орнамента разнообразны.
В процессе формирования творческой деятельности вычленяются 3последовательных этапа:
1. Выработка практических умений и навыков. Здесь имеет место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочем месте.
2. Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
3. Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.
Каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний – обобщающий во всем процессе. Причем практическая деятельность учащихся - за счет задания творческого характера.
С целью развития творческих способностей можно использовать приемы теории решения изобретательской задачи.
Для повышения детской творческой активности, необходимо:
Создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в детском коллективе;
Ребёнок творит не для похвалы и не для выставки, а только для себя. Но каждому ребёнку хочется, чтобы его творение увидели, похвалили. Поэтому необходимо постоянно организовывались выставки детских работ.
При организации выставки преследуются такие цели:
способствовать развитию у детей эмоционально-образного восприятия и художественного вкуса;
ребёнок должен знать, что продукт его деятельности интересен и значим для других людей;
повышение педагогической культуры среди родителей. Это позволяет подвести итог о проделанной работе по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством России.
В результате работы над различными проектами, обучающиеся
обогатят свои знания о культуре русских народов, об особенностях народных промыслов, их разновидностях.
Научатся пользоваться специальными терминами и знать их значение
При практической подготовки у детей
Повысится уровень творческой активности и интереса к искусству.
Улучшиться общение и сотрудничество в коллективе
Укрепиться умение принимать творческие решения
Контроль и закреплениезнаний можно осуществлять с использованием материалов из Приложения к данной методической разработки:
В виде игры - лото «Русские сувениры»
С помощью пазлов по мотивам народного-прикладного творчества «Русские узоры»
Разгадывание кроссвордов
Опроса - тестирование учащихся по изученной теме
участия в выставках.
Используя в работе данную методическую разработку, можно прийти к выводу: учащиеся будут с интересом изучать материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами будут являться участниками творческого процесса. Возникнет потребность в получении новых знаний о народных традициях, сформируются добрые, нравственные человеческие качества.
Резюмируя, необходимо сказать, что изучение народных промыслов является очень важным и интересным для ребенка проектом, поскольку при должном уровне проведения приведет к тому, что ребенок сможет сформировать в себе базис для будущего становления настоящим гражданином России: патриотичным, толерантным и нравственным.