kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Художественная вышивка " программа по дополнительному образованию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования даёт  обучающимся развивать свои умения и навыки в искусстве вышивания, развивать творческие способности, исследовать творчество мастериц, разрабатывать рисунки для вышивки с помощью компьютерных программ. Программа прошла экспертизу, опробирована с2009 года.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Художественная вышивка " программа по дополнительному образованию »

МОУ Цнинская средняя общеобразовательная школа №1


Утверждаю:

Директор МОУ Цнинская СОШ №1

В. С. Карнаухов

«_____» _______________2009 год.




















Для обучающихся 12-15 лет.

Срок реализации программа – 2 года






Автор:

учитель технологии

Романова Елена Владимировна









Пояснительная записка

Что за дивные узоры,

Полотенца и подзоры?

Все в букетах белых роз!

Может, вывел их мороз?

Что за скатерть получилась!

Может это всё приснилось?


В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые связаны с традициями и историей нашего народа. Самым распространенным и развитым видом народного искусства является вышивка, которой занимались женщины различных слоев населения. Вышивкой можно украсить предметы быта, одежды., интерьера дома и офиса .История вышивки дает широкое поле для исследовательской деятельности, формирует чувство гармонии, расширяет представления о художественных стилях в данном направлении искусства.

Экскурсии на различные выставки раскрывают перед учащимися глубокие взаимосвязи в мире, помогают постигнуть в нём прекрасное. Такие формы учебной работы должны преследовать практические цели: знакомство с народными умельцами, формирование чувства прекрасного. Это помогает:

Осваивать приёмы и навыки художественного ремесла.

Раскрывать целостность и своеобразие народной культуры.

Развивать чувство прекрасного и творческой инициативы.

Воплощать замысел в своём творчестве.

Программа «Художественное вышивание » рассчитана на 2 года обучения детей в возрасте от 12до 15 лет. Целесообразно вести занятия 2 раза в неделю, с нагрузкой 4 часа – для первого года обучения и 6 часов для второго года обучения. Максимальное количество детей в группе – 10 человек.

В процесс обучения серьезное внимание уделяется выработке у детей культуры труда, умения правильно обращаться с инструментами на занятиях, соблюдению техники безопасности (аккуратному обращению с ножницами, иглой, и т.д.)


Цель программы: формирование навыков владения различных видов художественной вышивки в соответствии с изделиями, эстетического вкуса, знакомство с профессией вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера, развитие личности воспитанника на примере огромной духовной ценности изделий народных мастеров, самостоятельности, творческой инициативы индивидуальных дарований на основе его художественно-эстетической деятельности, воспитание бережного отношения к традициям народной культуры Тамбовского края.

.


Развивающие и обучающие задачи, реализуемые в программе:


  • Развивать умения готовить материалы к вышивке

  • Прививать навыки исследовательской работы на основе исследования традиций народной культуры Тамбовского края как универсальный способ познания действительности;

  • Обучать необходимым навыкам и знаниям технологии выполнении различных видов вышивки: простейшим, украшающим, гладьевым швам, счётной вышивке

  • Развивать умения использовать современные компьютерные технологии при разработке схем для вышивания

  • развивать познавательную активность учащихся за счет разнообразия форм обучения (нагляднее пособия, выставки, мастер-класс и.т.д.)

  • обучать приёмам безопасного труда

  • уметь ставить проблему и разрешать её



Воспитательные задачи, реализуемые в программе:

  • воспитывать интерес к народным ремеслам;

  • формировать коммуникативные компетенции

  • ориентировать на успех, как на реализацию собственных способностей и трудолюбия

  • воспитывать умение получать удовлетворение от своей работы

  • воспитывать потребность разумно использовать своё свободное время

  • воспитывать уважение к профессиям, связанных с вышиванием.


Основные этапы приобретения мастерства:

  • изучение и возрождение народных традиций,

  • развитие памяти и творческого воображения,

  • изучение составления основ композиции вышивки,

  • обучение необходимым навыкам и знаниям технологии выполнении различных видов вышивки

  • создание схем вышивки на компьютере.


Главные педагогические принципы

  • доступность обучения;

  • прочность знаний, умений и навыков;

  • использование на занятиях наглядности технических средств;

  • социализация образовательного процесса, связь с предприятиями род­ственными профилю программы.



Содержание образовательной программы включает следующие разделы:

  • история развития вышивки, исследование традиций вышивки родного края;

  • азбука вышивания (знакомство различными видами художественной вышивки)

  • проектная работа.


Основные этапы занятий по программе:

  • организационный момент,

  • проверка домашнего задания,

  • работ с новой информацией

  • индивидуальное консультирование,

  • устранение ошибок по ходу выполнения работ,

  • оценка проделанной работы,

  • домашнее задание.


В образовательную часть программы включена и досуговая деятельность детей, которая реализуется в соответствии с их интересами, запросами, нацелена на расширение их кругозора по профилю программы. Это встречи с интересными людьми ,экскурсии, выставки.

Выставки помогают взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, понять красоту окружающего мира. Изделия народных мастеров отличаются глубоким чувством материала, органическим единством утилитарности вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами.



Ведущие блоки и темы программы:


1 История развития вышивки

  • Исследование традиций

  • Материалы и приспособления

  • Подготовка к вышивке

  • Классификация швов

2 Азбука вышивания

  • Контурные швы

  • Тамбурные швы

  • Обшивочные швы

  • Украшающие швы

  • Декоративные швы

  • Счетные швы

  • Гладьевые швы

3 Разработка схем для вышивания на компьютере

4 Проектные работы

5 Организация выставок

6 Экскурсии



Срок реализации программы 2 года(288часов) Возрастной диапазон: 12-15 лет Задачи программы
задачи 1год 2год
обучающие

Научить безопасным приёмам труда, требованиям, применяемым к инструментам и материалам для вышивания, хранению ниток, оформлению вышивок в паспарту, технологии выполнения простейших швов (украшающих, тамбурных, обшивочных, декоративных швов)

Ознакомить с традициями счётной вышивки Тамбовщины, характерными орнаментами, выполнением картин по схемам, научить разбивать полотно для вышивания, подбирать нитки по таблицам, их взаимозаменяемости, технологии выполнения счётных и гладьевых швов
развивающие Развивать познавательную активность за счет разнообразных форм обучения (наглядные пособия, выставки, мастер- класс), навыки выполнения простейших швов, умения контроля и самоконтроля выполняемой работы, умения размещать рисунок на изделиях Формировать мотивацию к творчеству, успеху, к личностному росту ребенка в совместной деятельности с педагогом, стремление доводить до конца начатое дело, развивать мастерство в изготовлении изделий
воспитывающие

формирование интереса к народным ремеслам;

воспитать культуру общения, формирование художественно-трудовых навыков, воспитывать уважение к профессиям человека труда, аккуратность в изготовлении работы

воспитывать умение получать удовлетворение от своей работы

воспитывать потребность разумно использовать своё свободное время, уважение к народным традициям, художественно-эстетический вкус.

Формы подведения итогов Выставки

Проектная деятельность

Презентация изделий

Итоговая аттестация



К концу первого года обучения дети должны знать:

различные виды ручной вышивки, традиции и историю вышивки, технологию выполнения простейших (украшающих, тамбурных, обшивочных, декоративных) швов

К концу второго года обучения дети должны знать:

традиции вышивок Тамбовского края, орнаменты и цветовую гамму, характерные для счётных вышивок Тамбовщины, технологию выполнения гладьевых и счётных швов, возможности их применения на одежде и предметах быта,

алгоритм разработки схемы счётной вышивки на компьютере.


должны уметь: выполнять различные виды простейших швов, размещать их на изделии, контролировать свою деятельность, вносить нужные коррективы в свою работу должны уметь:

подбирать необходимую цветовую гамму для выполнения панно и картин, пользоваться таблицей взаимозаменяемости различных фирм, изготовляющих мулине, ухаживать за вышитыми изделиями, выполнять различные виды счётных и гладьевых швов

Учебный план 1ого года обучения


№.

п./п.


Раздел, тема


Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2


2

Исследование традиций

4

2

2

3

Материалы и приспособления

2

1

1

4

Азбука вышивания

Украшающие швы.

4

2

2

5

Контурные швы. Салфетка Предметы для кухни, ванной комнаты

14

3

11

6

Тамбурные швы. Разработка и выполнение сюжетной картины

14

2

12

7

Обшивочные швы. Растительный орнамент для декора альбома

12

2

10

8

Украшающие швы отделка одежды и аксессуаров

22

3

19

9

Декоративные швы Украшения

28

6

23

10

Экскурсия в картинную галерею Встреча с мастерами

4

4


11

Проектная деятельность

36

4

32

12

Итоговое занятие. Защита проекта.

2

2


Итого:


144

33

111



Учебно-методический план второго года обучения

№ п./п.


Раздел, тема



Общее количество часов

В том числе:


теория

практика

1

Вводное занятие

2

2


2

История вышивки крестом – история нашего края

2

2


3

Исследование традиций

4

3

1

4

Счетные швы. Работа с литературой Выполнение работ для интерьера дома и офиса

36

4

32

5

Строчевая вышивка. Украшение для домашнего обихода и одежды

20

6

14

6

Разработка схем на компьютере для вышивки крестом

4

2

2

7

Гладьевые швы Панно. Элементы одежды

36

6

30

8

Экскурсия на выставку картин

2

2


9

Итоговое занятие. Проект. Защита проектов. Презентация

38

4

34

Итого:


144

32

112






Содержание программы

1ый год обучения

Введение 2 ч

Диагностика зунов. Инструктаж по технике безопасности. Выставка изделий. Цели и задачи. Оборудование и художественные материалы. Специфика работы с различными тканями. Использование вышивки в интерьере и одежде. Профессии дизайнера, художника-оформителя, вышивальщицы.


Исследование традиций 4 ч

История развития вышивки, Основные традиционные орнаменты и фигуры, применяемые в вышивках нашего края их назначение. (свастики, фигурки, изображение ладоней и фигурок)

Практическая работа2ч Зарисовка орнаментов для полотенец. Опрос населения о силе добра вышивки. Знакомство с данными опроса.


Материалы и приспособления 2 ч

Ткань и требования ней. Нитки и особенности и особенности подбора их к тканям инструменты для вышивки

Практическая работа1ч: подготовка к вышивке, правила по технике безопасности при работе с ножницами, иголками, утюгом.


Азбука вышивания

Украшающие контурные швы: «вперёд иголка» и «за иголку». Требования, предъявляемые к готовым изделиям, ассортимент изделий. Понятие о цветах и тонах.

Практическая работа2ч: Тренинг в выполнении швов. Оформление праздничной открытки, или небольшого сюжета в паспарту. Стирка и утюжка изделий.


Контурные швы: Тренинг в выполнении швов. Стебельчатый шов, «набор»: композиция, эстетика, вариативность, колорит, область применения. Перевод рисунка на ткань.

Практическая работа11ч: Тренинг в выполнении швов. Предметы для кухни и ванной комнаты. Выбор, оформление.

Тамбурные швы. Узкий, «ломаной ёлочки», петля «в прикреп». Композиция, цветовая гармония

Практическая работа12ч: Тренинг в выполнении швов. Разработка эскиза и выполнение сюжетной картины. Оформление работы

.

Обшивочные швы: характер изобразительных мотивов и особенности технического исполнения некоторых областей России

Практическая работа10 ч: Тренинг в выполнении швов. Растительный орнамент для декора альбома. Перевод рисунка, выполнение узора вышивки, оформление.


Украшающие швы: отделка одежды и аксессуаров бархатный шов, ячейковый шов, шов «козлик».

Практическая работа19 ч : Тренинг в выполнении швов. Украшение готового изделия (носовой платок, воротник, карман). Раскрой, выполнение узора, пошив передника.


Декоративные швы: «узелки», «навивы», петельки и др. технология, особенности украшения трикотажных полотен

Практическая работа23ч: Тренинг в выполнении швов. Изготовление броши, клипсы, или заколки для волос из атласа, бархата. Украшение готового трикотажного изделия.


Экскурсия в картинную галерею 4ч. Встреча с участниками выставки народных умельцев. Обогащение мастерства

.

Проектная деятельность 38 ч. Выполнение и защита творческой или исследовательской работы.


Содержание программы

2ый год обучения

Вводное занятие2 ч. Задачи и план работы кружка. Правила безопасности труда, правила поведения. Диагностика сохранности зунов.


История вышивки - история нашего края2 ч. Тамбовская народная вышивка. Экспонаты в музеях России.


Исследование традиций счётной вышивки 3ч. Опрос населения, анкетирование

Практическая работа 1 ч.: составление отчёта, диаграмм.


Счётные швы 36ч.- древнейшие швы для украшения ткани. Возрождение народных традиций, увлечение многих мастериц счётной вышивкой. Крест. Полукрест. Набор. Счётная гладь.

Практическая работа 32ч. Тренинг в выполнении швов. Выполнение картин по схемам, рисункам на полотне, схемам из журналов Разбивка полотна, подбор ниток, хранение ниток. Выполнение работ для интерьера дома и офиса.

Строчевая вышивка-часть счётной вышивки 20ч

Мережки. Их многообразие. Мировые и русские традиции. «Раскол», «столбик», «снопик», и др. Требования к тканям для выполнения мережек. подготовка ткани к вышивке, изготовление дорожек. Применение строчевой вышивки для украшения одежды и предметов домашнего обихода.

Практическая работа 14ч. Тренинг в выполнении швов Изготовление салфетки для журнального столика


Разработка схем на компьютере для вышивания крестом 4ч. Знакомство с алгоритмом выполнения разработки вышивки на компьютере, наиболее удобными графическими редакторами Adobe Photoshop 5,0 и WIN Stitch 6,4. подбор рисунка или фотографии для разработки.

Практическая работа 2 ч. Разработка схем на компьютере для вышивания крестом


Гладьевые швы 36 ч. Гладьевые швы – высокохудожественная вышивка. Искусство мастериц. Многообразие общих приёмов. Традиции областей России. Односторонняя, двусторонняя с настилом, без настила, художественная, др. перевод рисунка. Последовательность выполнения. Оформление предметов интерьера и элементов одежды.

Практическая работа 30ч. Тренинг в выполнении швов Отделка салфеток. Разметка рисунка. Стирка, накрахмаливание, утюжка, обработка края.

Подбор ткани для панно, подбор рисунка, оформление.


Экскурсия в картинную галерею 2ч. Встреча с участниками выставки народных умельцев. Обогащение мастерства


.Проектная деятельность38ч. Выполнение и защита творческой или исследовательской работы. Итоговое занятие.



Инструменты и принадлежности, необходимые для реализации программы:

  • иглы средней длины с большими ушками

  • напёрсток

  • ножницы маленького размера с загнутыми концами

  • сантиметровая лента

  • пяльцы

  • миллиметровая бумага для составления орнамента

  • ткань с полотняным переплетением или канва

  • нитки для вышивания- мулине, ирис, шерсть


Для реализации программы необходимо следующее: кабинет, оснащённый
Материально-технической базой Дидактико-методической базой
Пяльцы

Иглы с длинными ушками

Наперстки

Сантиметровые ленты

Ножницы

Миллиметровая бумага для орнамента

Нити для вышивания

компьютер



Литература, журналы по изучаемому материалу,

Диски с информацией по вышивке



Список литературы:
  1. Журналы «Вышитые картины»
  2. Журналы «Школа и производство» Программы «Культура быта» Министерство просвещения СССР 1986год
  3. Костюм Тамбовщины. Тамбов2007


  1. Рукоделие. Популярная энциклопедия. Под редакцией Андреевой М. 1992год.
  2. Сычева Л. В. Вышивка. Горно-Алтайск.1991год




16




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Художественная вышивка " программа по дополнительному образованию

Автор: Романова Елена Владимировна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135571

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Программа дополнительного образования "Благоустройство жилья" (творческий калейдоскоп ). Декоративно- прикладное творчество. "
    ["seo_title"] => string(130) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-blaghoustroistvo-zhil-ia-tvorchieskii-kalieidoskop-diekorativno-prikladnoie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "225147"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439455759"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "программа дополнительного образования кружка декоративно-прикладного творчества "Мастерица" "
    ["seo_title"] => string(100) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-kruzhka-diekorativno-prikladnogho-tvorchiestva-mastieritsa"
    ["file_id"] => string(6) "155799"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421326058"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная вышивка лентами»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitiel_naia_obshchieobrazovatiel_naia_proghramma_khudozhiestviennaia_vysh_1"
    ["file_id"] => string(6) "445791"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513869116"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Программа по дополнительному образованию детей "Декоративно-прикладное искусство" "
    ["seo_title"] => string(86) "proghramma-po-dopolnitiel-nomu-obrazovaniiu-dietiei-diekorativno-prikladnoie-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "176422"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424420075"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Кружок "Народные мотивы" "
    ["seo_title"] => string(24) "kruzhok-narodnyie-motivy"
    ["file_id"] => string(6) "239850"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444887544"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства