"Художественная вышивка " программа по дополнительному образованию
"Художественная вышивка " программа по дополнительному образованию
Программа дополнительного образования даёт обучающимся развивать свои умения и навыки в искусстве вышивания, развивать творческие способности, исследовать творчество мастериц, разрабатывать рисунки для вышивки с помощью компьютерных программ. Программа прошла экспертизу, опробирована с2009 года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Художественная вышивка " программа по дополнительному образованию »
МОУ Цнинская средняя общеобразовательная школа №1
Утверждаю:
Директор МОУ Цнинская СОШ №1
В. С. Карнаухов
«_____» _______________2009 год.
Для обучающихся 12-15 лет.
Срок реализации программа – 2 года
Автор:
учитель технологии
Романова Елена Владимировна
Пояснительная записка
Что за дивные узоры,
Полотенца и подзоры?
Все в букетах белых роз!
Может, вывел их мороз?
Что за скатерть получилась!
Может это всё приснилось?
В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые связаны с традициями и историей нашего народа. Самым распространенным и развитым видом народного искусства является вышивка, которой занимались женщины различных слоев населения. Вышивкой можно украсить предметы быта, одежды., интерьера дома и офиса .История вышивки дает широкое поле для исследовательской деятельности, формирует чувство гармонии, расширяет представления о художественных стилях в данном направлении искусства.
Экскурсии на различные выставки раскрывают перед учащимися глубокие взаимосвязи в мире, помогают постигнуть в нём прекрасное. Такие формы учебной работы должны преследовать практические цели: знакомство с народными умельцами, формирование чувства прекрасного. Это помогает:
Осваивать приёмы и навыки художественного ремесла.
Раскрывать целостность и своеобразие народной культуры.
Развивать чувство прекрасного и творческой инициативы.
Воплощать замысел в своём творчестве.
Программа «Художественное вышивание » рассчитана на 2 года обучения детей в возрасте от 12до 15 лет. Целесообразно вести занятия 2 раза в неделю, с нагрузкой 4 часа – для первого года обучения и 6 часов для второго года обучения. Максимальное количество детей в группе – 10 человек.
В процесс обучения серьезное внимание уделяется выработке у детей культуры труда, умения правильно обращаться с инструментами на занятиях, соблюдению техники безопасности (аккуратному обращению с ножницами, иглой, и т.д.)
Цель программы: формирование навыков владения различных видов художественной вышивки в соответствии с изделиями, эстетического вкуса, знакомство с профессией вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера, развитие личности воспитанника на примере огромной духовной ценности изделий народных мастеров, самостоятельности, творческой инициативы индивидуальных дарований на основе его художественно-эстетической деятельности, воспитание бережного отношения к традициям народной культуры Тамбовского края.
.
Развивающие и обучающие задачи, реализуемые в программе:
Развивать умения готовить материалы к вышивке
Прививать навыки исследовательской работы на основе исследования традиций народной культуры Тамбовского края как универсальный способ познания действительности;
Обучать необходимым навыкам и знаниям технологии выполнении различных видов вышивки: простейшим, украшающим, гладьевым швам, счётной вышивке
Развивать умения использовать современные компьютерные технологии при разработке схем для вышивания
развивать познавательную активность учащихся за счет разнообразия форм обучения (нагляднее пособия, выставки, мастер-класс и.т.д.)
обучать приёмам безопасного труда
уметь ставить проблему и разрешать её
Воспитательные задачи, реализуемые в программе:
воспитывать интерес к народным ремеслам;
формировать коммуникативные компетенции
ориентировать на успех, как на реализацию собственных способностей и трудолюбия
воспитывать умение получать удовлетворение от своей работы
воспитывать потребность разумно использовать своё свободное время
воспитывать уважение к профессиям, связанных с вышиванием.
Основные этапы приобретения мастерства:
изучение и возрождение народных традиций,
развитие памяти и творческого воображения,
изучение составления основ композиции вышивки,
обучение необходимым навыкам и знаниям технологии выполнении различных видов вышивки
создание схем вышивки на компьютере.
Главные педагогические принципы
доступность обучения;
прочность знаний, умений и навыков;
использование на занятиях наглядности технических средств;
социализация образовательного процесса, связь с предприятиями родственными профилю программы.
Содержание образовательной программы включает следующие разделы:
история развития вышивки, исследование традиций вышивки родного края;
азбука вышивания (знакомство различными видами художественной вышивки)
проектная работа.
Основные этапы занятий по программе:
организационный момент,
проверка домашнего задания,
работ с новой информацией
индивидуальное консультирование,
устранение ошибок по ходу выполнения работ,
оценка проделанной работы,
домашнее задание.
В образовательную часть программы включена и досуговая деятельность детей, которая реализуется в соответствии с их интересами, запросами, нацелена на расширение их кругозора по профилю программы. Это встречи с интересными людьми ,экскурсии, выставки.
Выставки помогают взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, понять красоту окружающего мира. Изделия народных мастеров отличаются глубоким чувством материала, органическим единством утилитарности вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами.
Ведущие блоки и темы программы:
1 История развития вышивки
Исследование традиций
Материалы и приспособления
Подготовка к вышивке
Классификация швов
2 Азбука вышивания
Контурные швы
Тамбурные швы
Обшивочные швы
Украшающие швы
Декоративные швы
Счетные швы
Гладьевые швы
3 Разработка схем для вышивания на компьютере
4 Проектные работы
5 Организация выставок
6 Экскурсии
Срок реализации программы 2 года(288часов) Возрастной диапазон: 12-15 лет Задачи программы
задачи
1год
2год
обучающие
Научить безопасным приёмам труда, требованиям, применяемым к инструментам и материалам для вышивания, хранению ниток, оформлению вышивок в паспарту, технологии выполнения простейших швов (украшающих, тамбурных, обшивочных, декоративных швов)
Ознакомить с традициями счётной вышивки Тамбовщины, характерными орнаментами, выполнением картин по схемам, научить разбивать полотно для вышивания, подбирать нитки по таблицам, их взаимозаменяемости, технологии выполнения счётных и гладьевых швов
развивающие
Развивать познавательную активность за счет разнообразных форм обучения (наглядные пособия, выставки, мастер- класс), навыки выполнения простейших швов, умения контроля и самоконтроля выполняемой работы, умения размещать рисунок на изделиях
Формировать мотивацию к творчеству, успеху, к личностному росту ребенка в совместной деятельности с педагогом, стремление доводить до конца начатое дело, развивать мастерство в изготовлении изделий
воспитывающие
формирование интереса к народным ремеслам;
воспитать культуру общения, формирование художественно-трудовых навыков, воспитывать уважение к профессиям человека труда, аккуратность в изготовлении работы
воспитывать умение получать удовлетворение от своей работы
воспитывать потребность разумно использовать своё свободное время, уважение к народным традициям, художественно-эстетический вкус.
Формы подведения итогов Выставки
Проектная деятельность
Презентация изделий
Итоговая аттестация
К концу первого года обучения дети должны знать:
различные виды ручной вышивки, традиции и историю вышивки, технологию выполнения простейших (украшающих, тамбурных, обшивочных, декоративных) швов
К концу второго года обучения дети должны знать:
традиции вышивок Тамбовского края, орнаменты и цветовую гамму, характерные для счётных вышивок Тамбовщины, технологию выполнения гладьевых и счётных швов, возможности их применения на одежде и предметах быта,
алгоритм разработки схемы счётной вышивки на компьютере.
должны уметь:выполнять различные виды простейших швов, размещать их на изделии, контролировать свою деятельность, вносить нужные коррективы в свою работу должны уметь:
подбирать необходимую цветовую гамму для выполнения панно и картин, пользоваться таблицей взаимозаменяемости различных фирм, изготовляющих мулине, ухаживать за вышитыми изделиями, выполнять различные виды счётных и гладьевых швов
Учебный план 1ого года обучения
№.
п./п.
Раздел, тема
Общее количество часов
В том числе
теория
практика
1
Вводное занятие
2
2
2
Исследование традиций
4
2
2
3
Материалы и приспособления
2
1
1
4
Азбука вышивания
Украшающие швы.
4
2
2
5
Контурные швы. Салфетка Предметы для кухни, ванной комнаты
14
3
11
6
Тамбурные швы. Разработка и выполнение сюжетной картины
14
2
12
7
Обшивочные швы. Растительный орнамент для декора альбома
12
2
10
8
Украшающие швы отделка одежды и аксессуаров
22
3
19
9
Декоративные швы Украшения
28
6
23
10
Экскурсия в картинную галерею Встреча с мастерами
4
4
11
Проектная деятельность
36
4
32
12
Итоговое занятие. Защита проекта.
2
2
Итого:
144
33
111
Учебно-методический план второго года обучения
№ п./п.
Раздел, тема
Общее количество часов
В том числе:
теория
практика
1
Вводное занятие
2
2
2
История вышивки крестом – история нашего края
2
2
3
Исследование традиций
4
3
1
4
Счетные швы. Работа с литературой Выполнение работ для интерьера дома и офиса
36
4
32
5
Строчевая вышивка. Украшение для домашнего обихода и одежды
20
6
14
6
Разработка схем на компьютере для вышивки крестом
4
2
2
7
Гладьевые швы Панно. Элементы одежды
36
6
30
8
Экскурсия на выставку картин
2
2
9
Итоговое занятие. Проект. Защита проектов. Презентация
38
4
34
Итого:
144
32
112
Содержание программы
1ый год обучения
Введение 2 ч
Диагностика зунов. Инструктаж по технике безопасности. Выставка изделий. Цели и задачи. Оборудование и художественные материалы. Специфика работы с различными тканями. Использование вышивки в интерьере и одежде. Профессии дизайнера, художника-оформителя, вышивальщицы.
Исследование традиций 4 ч
История развития вышивки, Основные традиционные орнаменты и фигуры, применяемые в вышивках нашего края их назначение. (свастики, фигурки, изображение ладоней и фигурок)
Практическая работа2ч Зарисовка орнаментов для полотенец. Опрос населения о силе добра вышивки.Знакомство с данными опроса.
Материалы и приспособления 2 ч
Ткань и требования ней. Нитки и особенности и особенности подбора их к тканям инструменты для вышивки
Практическая работа1ч: подготовка к вышивке, правила по технике безопасности при работе с ножницами, иголками, утюгом.
Азбука вышивания
Украшающие контурные швы: «вперёд иголка» и «за иголку». Требования, предъявляемые к готовым изделиям, ассортимент изделий. Понятие о цветах и тонах.
Практическая работа2ч: Тренинг в выполнении швов. Оформление праздничной открытки, или небольшого сюжета в паспарту. Стирка и утюжка изделий.
Контурные швы: Тренинг в выполнении швов.Стебельчатый шов, «набор»: композиция, эстетика, вариативность, колорит, область применения. Перевод рисунка на ткань.
Практическая работа11ч: Тренинг в выполнении швов. Предметы для кухни и ванной комнаты. Выбор, оформление.
Тамбурные швы.Узкий, «ломаной ёлочки», петля «в прикреп». Композиция, цветовая гармония
Практическая работа12ч: Тренинг в выполнении швов.Разработка эскиза и выполнение сюжетной картины. Оформление работы
.
Обшивочные швы: характер изобразительных мотивов и особенности технического исполнения некоторых областей России
Практическая работа10 ч: Тренинг в выполнении швов.Растительный орнамент для декора альбома. Перевод рисунка, выполнение узора вышивки, оформление.
Практическая работа19 ч : Тренинг в выполнении швов. Украшение готового изделия (носовой платок, воротник, карман). Раскрой, выполнение узора, пошив передника.
Декоративные швы: «узелки», «навивы», петельки и др. технология, особенности украшения трикотажных полотен
Практическая работа23ч: Тренинг в выполнении швов. Изготовление броши, клипсы, или заколки для волос из атласа, бархата. Украшение готового трикотажного изделия.
Экскурсия в картинную галерею 4ч. Встреча с участниками выставки народных умельцев. Обогащение мастерства
.
Проектная деятельность 38 ч. Выполнение и защита творческой или исследовательской работы.
Содержание программы
2ый год обучения
Вводное занятие2 ч. Задачи и план работы кружка. Правила безопасности труда, правила поведения. Диагностика сохранности зунов.
История вышивки - история нашего края2 ч. Тамбовская народная вышивка. Экспонаты в музеях России.
Исследование традиций счётной вышивки 3ч. Опрос населения, анкетирование
Практическая работа 1 ч.: составление отчёта, диаграмм.
Счётные швы 36ч.- древнейшие швы для украшения ткани. Возрождение народных традиций, увлечение многих мастериц счётной вышивкой. Крест. Полукрест. Набор. Счётная гладь.
Практическая работа 32ч. Тренинг в выполнении швов. Выполнение картин по схемам, рисункам на полотне, схемам из журналов Разбивка полотна, подбор ниток, хранение ниток. Выполнение работ для интерьера дома и офиса.
Строчевая вышивка-часть счётной вышивки 20ч
Мережки. Их многообразие. Мировые и русские традиции. «Раскол», «столбик», «снопик», и др. Требования к тканям для выполнения мережек. подготовка ткани к вышивке, изготовление дорожек. Применение строчевой вышивки для украшения одежды и предметов домашнего обихода.
Практическая работа 14ч. Тренинг в выполнении швовИзготовление салфетки для журнального столика
Разработка схем на компьютере для вышивания крестом 4ч. Знакомство с алгоритмом выполнения разработки вышивки на компьютере, наиболее удобными графическими редакторами Adobe Photoshop 5,0 и WIN Stitch 6,4. подбор рисунка или фотографии для разработки.
Практическая работа 2 ч. Разработка схем на компьютере для вышивания крестом
Гладьевые швы 36 ч. Гладьевые швы – высокохудожественная вышивка. Искусство мастериц. Многообразие общих приёмов. Традиции областей России. Односторонняя, двусторонняя с настилом, без настила, художественная, др. перевод рисунка. Последовательность выполнения. Оформление предметов интерьера и элементов одежды.
Практическая работа 30ч. Тренинг в выполнении швовОтделка салфеток. Разметка рисунка. Стирка, накрахмаливание, утюжка, обработка края.
Подбор ткани для панно, подбор рисунка, оформление.
Экскурсия в картинную галерею 2ч. Встреча с участниками выставки народных умельцев. Обогащение мастерства
.Проектная деятельность38ч. Выполнение и защита творческой или исследовательской работы. Итоговое занятие.
Инструменты и принадлежности, необходимые для реализации программы:
иглы средней длины с большими ушками
напёрсток
ножницы маленького размера с загнутыми концами
сантиметровая лента
пяльцы
миллиметровая бумага для составления орнамента
ткань с полотняным переплетением или канва
нитки для вышивания- мулине, ирис, шерсть
Для реализации программы необходимо следующее: кабинет, оснащённый
Материально-технической базой
Дидактико-методической базой
Пяльцы
Иглы с длинными ушками
Наперстки
Сантиметровые ленты
Ножницы
Миллиметровая бумага для орнамента
Нити для вышивания
компьютер
Литература, журналы по изучаемому материалу,
Диски с информацией по вышивке
Список литературы:
Журналы «Вышитые картины»
Журналы «Школа и производство» Программы «Культура быта» Министерство просвещения СССР 1986год
Костюм Тамбовщины. Тамбов2007
Рукоделие. Популярная энциклопедия. Под редакцией Андреевой М. 1992год.